Рабочая программа по предметно - практической деятельности, конструированию, ручному труду ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида
рабочая программа по теме
Занятие по предметно-практической деятельности представляет собой специальный предмет в начальных классах обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Уроки проводятся в игровой форме на доступном детям уровне. Содержание программы направленно на восполнение недоразвития предметных действий и коррекцию их восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации и пространственных представлений.
Цель этих занятий: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, элементы ручного труда, конструирования), корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления ребенка. Полученные навыки должны закрепляться и вводиться в самостоятельную деятельность ребенка и различные жизненные ситуации.
Задачи:
- Формирование положительного отношения к посильным видам ручного труда.
- Обучение доступным приемам предметно-практической деятельности, конструирования и ручного труда.
- Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков.
- Коррекция сенсорной, эмоционально- волевой сферы и умственной деятельности.
- Формирование навыков правильного поведения, коммуникабельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ppd_2kl.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Республики Алтай»
РАССМОТРЕНА И СОГЛАСОВАНА на заседании МО Протокол № ____ от «____»________20___г. Руководитель МО __________Казанцева Е.Б. | СОГЛАСОВАНО на методическом совете «_____»_______20___г. заместитель директора КС(К)ОУ РА «СКОШИ VIII вида Республики Алтай» _____________Л.Г.Трескина | УТВЕРЖДЕНО Директор __________ М.В.Смышляева «____»____________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ПРЕДМЕТНО- ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОНСТРУИРОВАНИЮ, РУЧНОМУ ТРУДУ
для учащегося 2 «А» класса
---------------------
Составила: учитель надомного обучения
Черникова Анна Андреевна
г. Горно-Алтайск
2013г.
Нормативно-правовая база
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки. Рабочая программа разработана на основе программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
2.Пояснительная записка
Программа по предметно-практической деятельности, конструированию, ручному труду составлена для индивидуального обучения на дому для учащегося 2 «А» класса. Программа составлена на 68 часов (2ч в неделю).
Занятие по предметно-практической деятельности, конструированию, ручному труду проводится 2 часа в неделю, продолжительность занятий 20 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащегося.
Занятие по предметно-практической деятельности представляет собой специальный предмет в начальных классах обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Уроки проводятся в игровой форме на доступном детям уровне. Содержание программы направленно на восполнение недоразвития предметных действий и коррекцию их восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации и пространственных представлений.
Цель этих занятий: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, элементы ручного труда, конструирования), корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления ребенка. Полученные навыки должны закрепляться и вводиться в самостоятельную деятельность ребенка и различные жизненные ситуации.
Задачи:
- Формирование положительного отношения к посильным видам ручного труда.
- Обучение доступным приемам предметно-практической деятельности, конструирования и ручного труда.
- Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков.
- Коррекция сенсорной, эмоционально- волевой сферы и умственной деятельности.
- Формирование навыков правильного поведения, коммуникабельности.
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работ не отводится целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжелых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры, сенсорное развитие детей осуществляется по разнообразной системе предметно-манипулятивной деятельности и в дидактических играх.
Достижение поставленных перед данным предметом единых задач осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности. Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности.
3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ.
Учащийся должен знать:
- Названия основных геометрических форм (треугольник, круг, квадрат), основных цветов.
Учащийся должен уметь:
- Целенаправленно действовать с предметами в дидактических играх;
- Ориентироваться на листе бумаги, на рабочем месте;
- Складывать части аппликации по образцу и инструкции;
- Складывать фигуры из счетных палочек по показу, образцу;
- Собирать разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками;
- Применять основные приемы лепки, аппликиции.
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА.
1 четверть.
Повторение и закрепление умений.
Упражнения с массажными шариками и пружинками, прищепками. Упражнения с массажными шариками и пружинками. Закрепление названий пальцев.
Предметно-манипулятивные действия.
Фиксирование взора на предметно-манипулятивной деятельности педагога. Наблюдение и прослеживание солнечного зайчика, карманного фонаря.Воспроизведение по подражанию действий с предметами. Упражнения с флажком. Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами: нанизывание предметов. Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами: нанизывание шаров на шнур.
Действия с предметами разного цвета и формы.
Знакомство с основными цветами. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой..». Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов. Знакомство с основными геометрическими фигурами. Выбор предметов одной формы из 6-10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг-квадрат, круг-треугольник. Выбор по образцу и инструкции геометрической фигуры «Дай такой..» Проверочная работа. Группировка предметов по цвету и форме. Дидактическая игра «Исключи лишнее»
Работа с бумагой.
Выбор геометрических фигур. (круг). Аппликация «Бусы» Выбор геометрических фигур (треугольник) Аппликация «Елочка». Выбор геометрических фигур (треугольник, квадрат) Аппликация «Домик». Выбор геометрических фигур (треугольники). Аппликация «Парусник». Контрольная работа за 1 четверть. Выбор геометрических фигур. (круг) Аппликация «Гусеница». Вырезание и наклеивание цветных полосок.
Аппликация «Коврик
2 четверть
Элементарное конструирование.
Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и образцу (молоток, ворота, домик для собаки, окно). Складывание разрезных картинок из 2-х, 3-х частей.
Складывание разрезных картинок из 2-6 частей. Складывание простых крупных пазлов с опорой на образец. Самостоятельная работа. Складывание картинки из 4-6 кубиков с картинками.
Работа с бумагой, ножницами и клеем.
Сгибание бумаги. Разрывание по линии сгиба. Отрывание небольших кусочков бумаги.
Отрывание небольших кусочков бумаги, катание в шарики. Отрывание небольших кусочков бумаги. Аппликация «Первый снег». Вырезание готовых изображений и наклеивание на контур. Аппликация «Заяц». Вырезание готовых изображений и наклеивание на контур. Аппликация «Лиса и колобок». Контрольная работа за 2 четверть
Вырезание готовых изображений и наклеивание на контур. Аппликация «Маша и медведь». Выработка ручной умелости: смятие бумаги, комкание, складывание, разглаживание.
3 четверть
Работа с пластилином.
Раскатывание прямыми движениями ладоней (палочки) в руках и на подкладной доске.
Раскатывание кругообразными движениями ладоней (мяч). Изготовление гусеницы из предварительно подготовленных шаров разных размеров. Сплющивание между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба). Соединение двух частей (баранки, гриб со шляпкой, снеговик). Отщипывание небольших кусочков от основного куска пластилина , раскатывание шариков различного размера. Приёмы работы с пластилином: вытягивание одного конца столбика. «Морковь», «Свекла», «Репка». Самостоятельная работа. Вытягивание одного конца столбика: огурец, банан. Пластилинография. «Дождик»
Пластилинография. «Мухомор». Пластилинография. «Радуга». Пластилинография с использованием гороха. «Ёжик». Пластилинография. «Звезда»
Работа с бумагой и клеем
Наклеивание заготовок по образцу «Кит». Наклеивание заготовок по образцу «Курочка Ряба». Наклеивание заготовок по образцу «Царевна - лягушка». Объемная аппликация «Цветы для мамы». Наклеивание заготовок по образцу «Колобок». Наклеивание заготовок по образцу «Пароход». Контрольная работа за 3 четверть. Пластилинография. Наклеивание заготовок по образцу «На дне морском». Наклеивание заготовок по образцу «Необитаемый остров»
4 четверть
Работа с иголкой и картоном.
Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Вышивка по готовым проколам. Вышивание по готовым проколам «Круг, квадрат, треугольник». Вышивание по готовым проколам «Овощи». Вышивание по готовым проколам «Фрукты». Вышивание по готовым проколам «Воздушные шары». Самостоятельная работа. Вышивание по готовым проколам «Елочка»
Работа с бумагой.
Объемная аппликация «Виноградная кисть». Объемная аппликация «Барашек».Объемная аппликация «Ландыши». Контрольная работа за год. Объемная аппликация «Улитка». Объемная аппликация из жгутиков «Солнышко».
5. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Литература:
1. Аппликация для малышей «По морям, по волнам». – Ростов на Дону: Проф-Пресс, 2013
2. Аппликация для малышей «В гостях у сказки». -Ростов на Дону: Проф-Пресс, 2013
3.Мои первые аппликации «Любимые сказочные герои». - Ростов на Дону: Проф-Пресс, 2013
4.Интернет-ресурсы
5.Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 2000.
6.Левина М. 365 веселых уроков труда. – М.: Рольф, 2000.
Оборудование и приборы:
Мозаика, разборные игрушки, цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетки, платилин, иглы, нитки, образцы для аппликаций.
6.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Дата | |
1 четверть (18 ч) | ||||
Повторение и закрепление умений. | ||||
1 | 1 | Упражнения с массажными шариками и пружинками, прищепками. | 1 | 4.09 |
2 | 2 | Упражнения с массажными шариками и пружинками. Закрепление названий пальцев. | 1 | 6.09 |
Предметно-манипулятивные действия (4 ч) | ||||
3 | 1 | Фиксирование взора на предметно-манипулятивной деятельности педагога. Наблюдение и прослеживание солнечного зайчика, карманного фонаря. | 1 | 11.09 |
4 | 2 | Воспроизведение по подражанию действий с предметами. Упражнения с флажком. | 1 | 13.09 |
5 | 3 | Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами: нанизывание предметов. | 1 | 18.09 |
6 | 4 | Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами: нанизывание шаров на шнур. | 1 | 20.09 |
Действия с предметами разного цвета и формы (6 ч) | ||||
7 | 1 | Знакомство с основными цветами. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой..» | 1 | 25.09 |
8 | 2 | Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов. | 1 | 27.09 |
9 | 3 | Знакомство с основными геометрическими фигурами. Выбор предметов одной формы из 6-10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг-квадрат, круг-треугольник. | 1 | 2.10 |
10 | 4 | Выбор по образцу и инструкции геометрической фигуры «Дай такой..» | 1 | 4.10 |
11 | 5 | Проверочная работа. Группировка предметов по цвету и форме. | 1 | 9.10 |
12 | 6 | Дидактическая игра «Исключи лишнее» | 1 | 11.10 |
Работа с бумагой ( 6 ч) | ||||
13 | 1 | Выбор геометрических фигур. (круг) Аппликация «Бусы» | 1 | 16.10 |
14 | 2 | Выбор геометрических фигур. (треугольник) Аппликация «Елочка» | 1 | 18.10 |
15 | 3 | Выбор геометрических фигур. (треугольник, квадрат) Аппликация «Домик» | 1 | 23.10 |
16 | 4 | Выбор геометрических фигур. (треугольники) Аппликация «Парусник» | 1 | 25.10 |
17 | 5 | Контрольная работа за 1 четверть. Выбор геометрических фигур. (круг) Аппликация «Гусеница» | 1 | 30.10 |
18 | 6 | Вырезание и наклеивание цветных полосок. Аппликация «Коврик | 1 | 1.11 |
2 четверть (13 ч) | ||||
Элементарное конструирование (5 ч) | ||||
19 | 1 | Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и образцу (молоток, ворота, домик для собаки, окно). | 1 | 13.11 |
20 | 2 | Складывание разрезных картинок из 2-х, 3-х частей. | 1 | 15.11 |
21 | 3 | Складывание разрезных картинок из 2-6 частей | 1 | 20.11 |
22 | 4 | Складывание простых крупных пазлов с опорой на образец. | 1 | 22.11 |
23 | 5 | Самостоятельная работа. Складывание картинки из 4-6 кубиков с картинками. | 1 | 27.11 |
Работа с бумагой, ножницами и клеем ( 8 ч) | ||||
24 | 1 | Сгибание бумаги. Разрывание по линии сгиба. | 1 | 29.11 |
25 | 2 | Отрывание небольших кусочков бумаги. | 1 | 4.11 |
26 | 3 | Отрывание небольших кусочков бумаги, катание в шарики | 1 | 6.11 |
27 | 4 | Отрывание небольших кусочков бумаги. Аппликация «Первый снег» | 1 | 11.11 |
28 | 5 | Вырезание готовых изображений и наклеивание на контур. Аппликация «Заяц» | 1 | 13.11 |
29 | 6 | Вырезание готовых изображений и наклеивание на контур. Аппликация «Лиса и колобок» | 1 | 18.11 |
30 | 7 | Контрольная работа за 2 четверть Вырезание готовых изображений и наклеивание на контур. Аппликация «Маша и медведь» | 1 | 20.11 |
31 | 8 | Выработка ручной умелости: смятие бумаги, комкание, складывание, разглаживание. | 1 | 25.11 |
3 четверть (20 ч) | ||||
Работа с пластилином (12 ч) | ||||
32 | 1 | Раскатывание прямыми движениями ладоней (палочки) в руках и на подкладной доске. | 1 | 15.01 |
33 | 2 | Раскатывание кругообразными движениями ладоней (мяч). Изготовление гусеницы из предварительно подготовленных шаров разных размеров. | 1 | 17.01 |
34 | 3 | Сплющивание между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба) | 1 | 22.01 |
35 | 4 | Соединение двух частей (баранки, гриб со шляпкой, снеговик) | 1 | 24.01 |
36 | 5 | Отщипывание небольших кусочков от основного куска пластилина , раскатывание шариков различного размера. | 1 | 29.01 |
37 | 6 | Приёмы работы с пластилином: вытягивание одного конца столбика. «Морковь», «Свекла», «Репка» | 1 | 31.01 |
38 | 7 | Самостоятельная работа. Вытягивание одного конца столбика: огурец, банан. | 1 | 5.02 |
39 | 8 | Пластилинография. «Дождик» | 1 | 7.02 |
40 | 9 | Пластилинография. «Мухомор». | 1 | 12.02 |
41 | 10 | Пластилинография. «Радуга». | 1 | 14.02 |
42 | 11 | Пластилинография с использованием гороха. «Ёжик». | 1 | 19.02 |
43 | 12 | Пластилинография. «Звезда» | 1 | 21.02 |
Работа с бумагой и клеем (8ч) | ||||
44 | 1 | Наклеивание заготовок по образцу. «Кит». | 1 | 26.02 |
45 | 2 | Наклеивание заготовок по образцу. «Курочка Ряба» | 1 | 28.02 |
46 | 3 | Наклеивание заготовок по образцу. «Царевна - лягушка» | 1 | 5.03 |
47 | 4 | Объемная аппликация «Цветы для мамы» | 1 | 7.03 |
48 | 5 | Наклеивание заготовок по образцу. «Колобок» | 1 | 12.03 |
49 | 6 | Наклеивание заготовок по образцу. «Пароход» | 1 | 14.03 |
50 | 7 | Контрольная работа за 3 четверть. Пластилинография. Наклеивание заготовок по образцу. «На дне морском» | 1 | 19.03 |
51 | 8 | Наклеивание заготовок по образцу. «Необитаемый остров» | 1 | 21.03 |
4 четверть (17 ч) | ||||
Работа с иголкой и картоном(12ч) | ||||
52 | 1 | Упражнения по вдеванию нитки в иголку. | 1 | 2.04 |
53-54 | 2-3 | Вышивка по готовым проколам | 2 | 4,9.04 |
55-56 | 4-5 | Вышивание по готовым проколам «Круг, квадрат, треугольник». | 2 | 11,16.04 |
57-58 | 6-7 | Вышивание по готовым проколам «Овощи». | 2 | 18,23.04 |
59-60 | 8-9 | Вышивание по готовым проколам «Фрукты». | 2 | 25,30.04 |
61-62 | 10-11 | Вышивание по готовым проколам «Воздушные шары» | 2 | 2,7.05 |
63 | 12 | Самостоятельная работа. Вышивание по готовым проколам «Елочка» | 1 | 14.05 |
Работа с бумагой (5ч) | ||||
64 | 1 | Объемная аппликация «Виноградная кисть» | 1 | 16.05 |
65 | 2 | Объемная аппликация «Барашек» | 1 | 21.05 |
66 | 3 | Объемная аппликация «Ландыши» | 1 | 23.05 |
67 | 4 | Контрольная работа за год. Объемная аппликация «Улитка» | 1 | 28.05 |
68 | 5 | Объемная аппликация из жгутиков «Солнышко» | 1 | 30.05 |
1 четверть
1.Проверочная работа. Группировка предметов по цвету и форме.
2. Контрольная работа за 1 четверть.Выбор геометрических фигур. (круг) Аппликация «Гусеница»
2 четверть
1. Самостоятельная работа. Складывание картинки из 4-6 кубиков с картинками.
2. Контрольная работа за 2 четверть. Вырезание готовых изображений и наклеивание на контур. Аппликация «Маша и медведь».
3 четверть.
1. Самостоятельная работа. Работа с пластилином. Вытягивание одного конца столбика: огурец, банан.
2. Контрольная работа за 3 четверть. Пластилинография. Наклеивание заготовок по образцу. «На дне морском»
4 четверть.
1. Самостоятельная работа. Вышивание по готовым проколам «Елочка»
2. Контрольная работа за год. Объемная аппликация «Улитка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании авторской программы курса коррекц...
Рабочая программа по рисованию ученика 4 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.- Москва, 1983. Учебный предмет Рисование проводится 2часа в н...
Тест по истории России в 8 классе для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Россия в конце XV - XVI вв."
Тест разработан к учебнику истории России для 8 класса под редакцией Пузанова Б.П. для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. В тесте 12 заданий на знание событий, дат, ...
Рабочая программа по математике для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)
Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. В 2 сб. /Под ред....
Воспитание самостоятельности у обучающихся в процессе профессионально–трудового обучения на уроках ручного труда и швейного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями к самостоятельной жизни. Для этого необходимо осуществить максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности...