Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида
рабочая программа по теме

Черникова Анна Андреевна

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта  общего образования на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г

Развитие психомоторики и сенсорных процессов проводится 2 часа в неделю, продолжительность занятий 20 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащегося. Количество часов в учебном году согласно учебного плана и расписания уроков- 68.

Цели курса:

  • подготовить учащегося к усвоению учебного материала;
  • восполнить имеющиеся пробелы в его знаниях.

 

Предлагаемый курс  направлен на решение следующих задач:

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности ребенка путем систематического и целенаправленного воспитания у него полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно- перцептивной деятельности;
  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhomotorika_2kl.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Республики Алтай»

РАССМОТРЕНА  И СОГЛАСОВАНА

на заседании МО

Протокол № ____

от «____»________20___г.

Руководитель МО

___________Казанцева Е.Б.

СОГЛАСОВАНО

на методическом совете

«_____»_______20___г.

заместитель директора КС(К)ОУ РА «СКОШИ VIII вида Республики Алтай»

_____________Л.Г.Трескина

УТВЕРЖДЕНО

Директор

__________ М.В.Смышляева

«____»____________20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

по  РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ  И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

для учащегося  2 «А»    класса

                                                              ---------------------------                                        

 

Составила: учитель надомного обучения

Черникова Анна Андреевна

        

г. Горно-Алтайск

2013г.

Нормативно-правовая база

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки. Рабочая программа разработана на основе программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

2.Пояснительная  записка

         Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов составлена для индивидуального обучения на дому для учащегося 2 «А» класса. Программа составлена на 69 часов (2ч в неделю)

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта  общего образования на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г

Развитие психомоторики и сенсорных процессов проводится 2 часа в неделю, продолжительность занятий 20 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащегося. Количество часов в учебном году согласно учебного плана и расписания уроков- 68.

Цели курса:

  • подготовить учащегося к усвоению учебного материала;
  • восполнить имеющиеся пробелы в его знаниях.

Предлагаемый курс  направлен на решение следующих задач:

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности ребенка путем систематического и целенаправленного воспитания у него полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно- перцептивной деятельности;
  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: изобразительное искусство, трудовое обучение и опирается на их содержание.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

      — развитие моторики, графомоторных навыков;

      — тактильно-двигательное восприятие;

      — кинестетическое и кинетическое развитие;

      — восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

      — развитие зрительного восприятия;

      — восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния;

      — развитие слухового восприятия;

      — восприятие пространства;

   

        

3.Требования к уровню подготовки  учащегося.

Учащийся должен уметь:

  • дорисовывать незаконченные изображения;
  • выполнять упражнения по заданию педагога;
  • группировать предметы по заданным признакам формы, величины или цвета;
  • конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
  • зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам;
  • классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
  • действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;

       

4. Содержание программы учебного курса

1 четверть

Раздел 1. Обследование ребенка

Развитие мелкой моторики. Формирование чувства равновесия.

Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков ( 19 ч)

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застёгивание). Развитие мелкой моторики пальцев и рук, владения письменными принадлежностями. Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Рисование бордюров. Развитие координации движения рук и глаз. (завязывание, нанизывание). Формирование чувства равновесия («дорожка следов»). Обводка по трафарету.

2 четверть

Развитие координации движения рук и глаз. (завязывание, нанизывание)

Сгибание бумаги, вырезание ножницами прямых полос.

Вырезание ножницами из бумаги по контору предметных изображений. Работа в технике «рваной» аппликации. Работа в технике «объёмной» аппликации.

Раздел 3.Тактильно-двигательное восприятие    

Определение предметов на ощупь. Выделение разных свойств и качеств (мягкие и жёсткие; крупные и мелкие предметы). Упражнения в раскатывании пластилина. Игры с крупной мозаикой

Раздел 4. Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от различных поз тела. Движение и позы нижних конечностей. Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, имитация ветра).

3 четверть

Кинезиологические упражнения.

Раздел 5. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур. Выделение формы предмета; обозначение формы предмета. Группировка предметов и их обозначение по форме. Группировка предметов и их обозначение по форме. Работа с геометрическим конструктором. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по образцу. Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?» (3-4 предмета). Формы предметов. Различие предметов по величине. Сравнение предметов по высоте и длине. Сравнение предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из составных частей. Знакомство с основными цветами. Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». Составление целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»). Цвета предметов. Различие и обозначение основных цветов. Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.

4 четверть

Составление предмета из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»).

Раздел 6. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. Сравнение предметов.

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров. Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола – ножки, у стула – спинки, у ведра – ручки). Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось».

Раздел 7.Восприятие особых свойств предметов

Развитие осязания (теплее – холоднее). Определение контрастных температур предметов. Дидактическая игра «Соедини предметы». Определение различных свойств веществ (твёрдость, сыпучесть, вязкость, растворимость).

Раздел 8. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук». Различие речевых и музыкальных звуков. Имитация криков животных. Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики».

Раздел 9. Восприятие пространства.

Ориентировка на собственном теле. Движение в заданном направлении.

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок и плоских фигур. Ориентация на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно». Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставь комнату».

5.Учебно-методические средства обучения

Дополнительная литература.

1.Ресурсы интернета.

2.Тесты.

3.Тетрадь с заданиями для развития детей.

Наглядные средства.

Геометрическое лото, игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций, игрушки и пособия для развития тонкой моторики, изобразительные материалы, мозаики, музыкальные инструменты, мячи,  плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, спортивный инвентарь для развития крупной моторики, сюжетные игрушки, шнуровки.

6.Календарно-тематическое планирование

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата

1 четверть (16ч)

Раздел 1. Обследование ребенка (3ч)

1-3

1-3

Развитие мелкой моторики. Формирование чувства равновесия.

3

4,6,11.09

Раздел  Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков ( 19 ч)

4

1

Упражнения на развитие меткости (кольцеброс, «Тир»).

1

13.09

5

2

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

1

18.09

6-7

3-4

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

2

20,25.09

8-9

5-6

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застёгивание).

2

27.09

2.10

10

7

Развитие мелкой моторики пальцев и рук, владения письменными принадлежностями.

1

4.10

11-12

8-9

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях.

2

9,11.10

13-14

10-11

Рисование бордюров.

2

16,18.10

15

12

Обводка по трафарету.

1

23.10

16-17

13

Развитие координации движения рук и глаз. (завязывание, нанизывание)

2

25,30.10

18

14

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»).

1

1.11

2 четверть (13 ч)

19

15

Развитие координации движения рук и глаз. (завязывание, нанизывание)

1

13.11

20

16

Сгибание бумаги, вырезание ножницами прямых полос.

1

15.11

21

17

Вырезание ножницами из бумаги по контору предметных изображений.

1

20.11

22

18

Работа в технике «рваной» аппликации.

1

22.11

23

19

Работа в технике «объёмной» аппликации.

1

27.11

Раздел 2.Тактильно-двигательное восприятие    (4 ч)

24-25

1-2

Определение предметов на ощупь. Выделение разных свойств и качеств (мягкие и жёсткие; крупные и мелкие предметы).

2

29.11

4.12

26

3

Упражнения в раскатывании пластилина

1

6.12

27

4

Игры с крупной мозаикой.

1

11.12

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (5ч.)

28-29

1-2

Формирование ощущений от различных поз тела. Движение и позы нижних конечностей.

2

13,18.12

30-31

3-4

Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, имитация ветра).

2

20,25.12

3 четверть (20 ч)

32

5

Кинезиологические упражнения.

1

15.01

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (21 ч)

33-34

1-2

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур.

2

17,22.01

35

3

Выделение формы предмета; обозначение формы предмета.

1

24.01

36

4

Группировка предметов и их обозначение по форме.

1

29.01

37

5

Группировка предметов и их обозначение по форме. Работа с геометрическим конструктором.

1

31.01

38

6

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по образцу.

1

5.02

39

7

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?» (3-4 предмета).

1

7.02

40

8

Формы предметов. Различие предметов по величине.

1

12.02

41

9

Сравнение предметов по высоте и длине.

1

14.02

42

10

Сравнение предметов по ширине и толщине.

1

19.02

43

11

Моделирование геометрических фигур из составных частей. Знакомство с основными цветами.

1

21.02

44

12

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные).

1

26.02

45-46

13-14

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».

2

28.02

5.03

47-48

15-16

Составление целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»).

2

7,12.03

49

17

Цвета предметов. Различие и обозначение основных цветов.

1

14.03

50-51

18-19

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.

2

19,21.03

4 четверть (17 ч)

52-53

20-21

Составление предмета из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»).

2

2,4.04

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти ( 6 ч)

54-55

1-2

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. Сравнение предметов.

2

9,11.04

56-57

3-4

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров.

2

16,18.04

58

5

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола – ножки, у стула – спинки, у ведра – ручки).

1

23.04

59

6

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось».

1

25.04

Раздел 6.Восприятие особых свойств предметов  (3 ч)

60

1

Развитие осязания (теплее – холоднее).

1

30.04

61

2

Определение контрастных температур предметов. Дидактическая игра «Соедини предметы»

1

2.05

62

3

Определение различных свойств веществ (твёрдость, сыпучесть, вязкость, растворимость).

1

7.05

Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (3 ч)

63

1

Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук».

1

14.05

64

2

Различие речевых и музыкальных звуков. Имитация криков животных.

1

16.05

65

3

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики».

1

21.05

Раздел 8. Восприятие пространства (3 ч)

66

1

Ориентировка на собственном теле. Движение в заданном направлении.

1

23.05

67

2

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок и плоских фигур. Ориентация на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно».

1

28.05

68

3

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставь комнату».

1

30.05

58

5

Деление листа «на глаз» на 2 и 4 равные части.

1

59-60

6-7

2

Раздел 9.Восприятие времени (7ч)

61

1

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки». Знакомство с часами.

1

62

2

Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час).

1

63

3

Дидактическая игра «Успей за 1-2-5-минут».

1

64

4

Времена года, их закономерная смена.

1

65

5

Дидактическая игра «Когда это бывает».

1

66-67

6-7

Неделя, порядок дней недели.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...

Рабочая программа по предметно - практической деятельности, конструированию, ручному труду ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Занятие по предметно-практической деятельности представляет собой специальный предмет в начальных классах обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Уроки  проводятся  в...

Рабочая программа по рисованию ученика 4 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.- Москва, 1983. Учебный предмет Рисование проводится 2часа в н...

Адаптированная рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Программа разработана для учителей - дефектологов, работающих в школах VIII вида....

Тест по истории России в 8 классе для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Россия в конце XV - XVI вв."

Тест разработан к учебнику истории России для 8 класса под редакцией Пузанова Б.П. для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. В тесте 12 заданий на знание событий, дат, ...

План-конспект занятия для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

1.     Познакомить учащихся с разнообразием геометрических фигур.2.     Выявить  различия между фигурами.3.     Учить видеть в реальных...

Рабочая программа педагога "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Рабочая программа педагога "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"...