Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида
рабочая программа по теме
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
Развитие психомоторики и сенсорных процессов проводится 2 часа в неделю, продолжительность занятий 20 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащегося. Количество часов в учебном году согласно учебного плана и расписания уроков- 68.
Цели курса:
- подготовить учащегося к усвоению учебного материала;
- восполнить имеющиеся пробелы в его знаниях.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности ребенка путем систематического и целенаправленного воспитания у него полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно- перцептивной деятельности;
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhomotorika_2kl.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Республики Алтай»
РАССМОТРЕНА И СОГЛАСОВАНА на заседании МО Протокол № ____ от «____»________20___г. Руководитель МО ___________Казанцева Е.Б. | СОГЛАСОВАНО на методическом совете «_____»_______20___г. заместитель директора КС(К)ОУ РА «СКОШИ VIII вида Республики Алтай» _____________Л.Г.Трескина | УТВЕРЖДЕНО Директор __________ М.В.Смышляева «____»____________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ
для учащегося 2 «А» класса
---------------------------
Составила: учитель надомного обучения
Черникова Анна Андреевна
г. Горно-Алтайск
2013г.
Нормативно-правовая база
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки. Рабочая программа разработана на основе программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
2.Пояснительная записка
Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов составлена для индивидуального обучения на дому для учащегося 2 «А» класса. Программа составлена на 69 часов (2ч в неделю)
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
Развитие психомоторики и сенсорных процессов проводится 2 часа в неделю, продолжительность занятий 20 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащегося. Количество часов в учебном году согласно учебного плана и расписания уроков- 68.
Цели курса:
- подготовить учащегося к усвоению учебного материала;
- восполнить имеющиеся пробелы в его знаниях.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности ребенка путем систематического и целенаправленного воспитания у него полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно- перцептивной деятельности;
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: изобразительное искусство, трудовое обучение и опирается на их содержание.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
— развитие моторики, графомоторных навыков;
— тактильно-двигательное восприятие;
— кинестетическое и кинетическое развитие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния;
— развитие слухового восприятия;
— восприятие пространства;
3.Требования к уровню подготовки учащегося.
Учащийся должен уметь:
- дорисовывать незаконченные изображения;
- выполнять упражнения по заданию педагога;
- группировать предметы по заданным признакам формы, величины или цвета;
- конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
- зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам;
- классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
- действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;
4. Содержание программы учебного курса
5.Учебно-методические средства обучения
Дополнительная литература.
1.Ресурсы интернета.
2.Тесты.
3.Тетрадь с заданиями для развития детей.
Наглядные средства.
Геометрическое лото, игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций, игрушки и пособия для развития тонкой моторики, изобразительные материалы, мозаики, музыкальные инструменты, мячи, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, спортивный инвентарь для развития крупной моторики, сюжетные игрушки, шнуровки.
6.Календарно-тематическое планирование
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Дата | |
1 четверть (16ч) | ||||
Раздел 1. Обследование ребенка (3ч) | ||||
1-3 | 1-3 | Развитие мелкой моторики. Формирование чувства равновесия. | 3 | 4,6,11.09 |
Раздел Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков ( 19 ч) | ||||
4 | 1 | Упражнения на развитие меткости (кольцеброс, «Тир»). | 1 | 13.09 |
5 | 2 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). | 1 | 18.09 |
6-7 | 3-4 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 2 | 20,25.09 |
8-9 | 5-6 | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застёгивание). | 2 | 27.09 2.10 |
10 | 7 | Развитие мелкой моторики пальцев и рук, владения письменными принадлежностями. | 1 | 4.10 |
11-12 | 8-9 | Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. | 2 | 9,11.10 |
13-14 | 10-11 | Рисование бордюров. | 2 | 16,18.10 |
15 | 12 | Обводка по трафарету. | 1 | 23.10 |
16-17 | 13 | Развитие координации движения рук и глаз. (завязывание, нанизывание) | 2 | 25,30.10 |
18 | 14 | Формирование чувства равновесия («дорожка следов»). | 1 | 1.11 |
2 четверть (13 ч) | ||||
19 | 15 | Развитие координации движения рук и глаз. (завязывание, нанизывание) | 1 | 13.11 |
20 | 16 | Сгибание бумаги, вырезание ножницами прямых полос. | 1 | 15.11 |
21 | 17 | Вырезание ножницами из бумаги по контору предметных изображений. | 1 | 20.11 |
22 | 18 | Работа в технике «рваной» аппликации. | 1 | 22.11 |
23 | 19 | Работа в технике «объёмной» аппликации. | 1 | 27.11 |
Раздел 2.Тактильно-двигательное восприятие (4 ч) | ||||
24-25 | 1-2 | Определение предметов на ощупь. Выделение разных свойств и качеств (мягкие и жёсткие; крупные и мелкие предметы). | 2 | 29.11 4.12 |
26 | 3 | Упражнения в раскатывании пластилина | 1 | 6.12 |
27 | 4 | Игры с крупной мозаикой. | 1 | 11.12 |
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (5ч.) | ||||
28-29 | 1-2 | Формирование ощущений от различных поз тела. Движение и позы нижних конечностей. | 2 | 13,18.12 |
30-31 | 3-4 | Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, имитация ветра). | 2 | 20,25.12 |
3 четверть (20 ч) | ||||
32 | 5 | Кинезиологические упражнения. | 1 | 15.01 |
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (21 ч) | ||||
33-34 | 1-2 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур. | 2 | 17,22.01 |
35 | 3 | Выделение формы предмета; обозначение формы предмета. | 1 | 24.01 |
36 | 4 | Группировка предметов и их обозначение по форме. | 1 | 29.01 |
37 | 5 | Группировка предметов и их обозначение по форме. Работа с геометрическим конструктором. | 1 | 31.01 |
38 | 6 | Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по образцу. | 1 | 5.02 |
39 | 7 | Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?» (3-4 предмета). | 1 | 7.02 |
40 | 8 | Формы предметов. Различие предметов по величине. | 1 | 12.02 |
41 | 9 | Сравнение предметов по высоте и длине. | 1 | 14.02 |
42 | 10 | Сравнение предметов по ширине и толщине. | 1 | 19.02 |
43 | 11 | Моделирование геометрических фигур из составных частей. Знакомство с основными цветами. | 1 | 21.02 |
44 | 12 | Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). | 1 | 26.02 |
45-46 | 13-14 | Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». | 2 | 28.02 5.03 |
47-48 | 15-16 | Составление целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»). | 2 | 7,12.03 |
49 | 17 | Цвета предметов. Различие и обозначение основных цветов. | 1 | 14.03 |
50-51 | 18-19 | Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. | 2 | 19,21.03 |
4 четверть (17 ч) | ||||
52-53 | 20-21 | Составление предмета из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»). | 2 | 2,4.04 |
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти ( 6 ч) | ||||
54-55 | 1-2 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. Сравнение предметов. | 2 | 9,11.04 |
56-57 | 3-4 | Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров. | 2 | 16,18.04 |
58 | 5 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола – ножки, у стула – спинки, у ведра – ручки). | 1 | 23.04 |
59 | 6 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось». | 1 | 25.04 |
Раздел 6.Восприятие особых свойств предметов (3 ч) | ||||
60 | 1 | Развитие осязания (теплее – холоднее). | 1 | 30.04 |
61 | 2 | Определение контрастных температур предметов. Дидактическая игра «Соедини предметы» | 1 | 2.05 |
62 | 3 | Определение различных свойств веществ (твёрдость, сыпучесть, вязкость, растворимость). | 1 | 7.05 |
Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (3 ч) | ||||
63 | 1 | Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук». | 1 | 14.05 |
64 | 2 | Различие речевых и музыкальных звуков. Имитация криков животных. | 1 | 16.05 |
65 | 3 | Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики». | 1 | 21.05 |
Раздел 8. Восприятие пространства (3 ч) | ||||
66 | 1 | Ориентировка на собственном теле. Движение в заданном направлении. | 1 | 23.05 |
67 | 2 | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок и плоских фигур. Ориентация на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно». | 1 | 28.05 |
68 | 3 | Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставь комнату». | 1 | 30.05 |
58 | 5 | Деление листа «на глаз» на 2 и 4 равные части. | 1 | |
59-60 | 6-7 | 2 | ||
Раздел 9.Восприятие времени (7ч) | ||||
61 | 1 | Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки». Знакомство с часами. | 1 | |
62 | 2 | Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час). | 1 | |
63 | 3 | Дидактическая игра «Успей за 1-2-5-минут». | 1 | |
64 | 4 | Времена года, их закономерная смена. | 1 | |
65 | 5 | Дидактическая игра «Когда это бывает». | 1 | |
66-67 | 6-7 | Неделя, порядок дней недели. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...
Рабочая программа по предметно - практической деятельности, конструированию, ручному труду ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида
Занятие по предметно-практической деятельности представляет собой специальный предмет в начальных классах обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Уроки проводятся в...
Рабочая программа по рисованию ученика 4 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.- Москва, 1983. Учебный предмет Рисование проводится 2часа в н...
Адаптированная рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Программа разработана для учителей - дефектологов, работающих в школах VIII вида....
Тест по истории России в 8 классе для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Россия в конце XV - XVI вв."
Тест разработан к учебнику истории России для 8 класса под редакцией Пузанова Б.П. для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. В тесте 12 заданий на знание событий, дат, ...
План-конспект занятия для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
1. Познакомить учащихся с разнообразием геометрических фигур.2. Выявить различия между фигурами.3. Учить видеть в реальных...
Рабочая программа педагога "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
Рабочая программа педагога "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"...