Воспитание самостоятельности у обучающихся в процессе профессионально–трудового обучения на уроках ручного труда и швейного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
статья по технологии на тему

Меренкова Людмила Владимировна

Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями к самостоятельной жизни. Для этого необходимо осуществить максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников с нарушением интеллекта, подготовить детей к участию в производительном труде, помочь социальной адаптация детей в условиях современного общества. При этом умение работать самостоятельно, становится важным умением и должно бать достигнуто на уроках трудового обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_o_samostoyatelnosti.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание самостоятельности у обучающихся в процессе профессионально–трудового обучения на уроках ручного труда и  швейного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями к самостоятельной жизни. Для этого необходимо осуществить максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников с нарушением интеллекта, подготовить детей к участию в производительном труде, помочь социальной адаптация детей в условиях современного общества. При этом умение работать самостоятельно, становится важным умением и должно бать достигнуто на уроках трудового обучения. Положительное решение этой задачи  имеет важное теоретическое и практическое значение, необходимое  для  успешной социальной и трудовой адаптации. Проблема воспитания у обучающихся самостоятельности в процессе профессионально-трудового обучения является общей дидактической и методической проблемой коррекционной школы, непосредственно связанная с проблемой развития познавательных интересов обучающихся в трудовом обучении. Воспитание самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья,  связано с общей проблемой воспитания личности, в частности с проблемой воспитания у них таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах.

Программа предусматривает подготовку обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению на уроке ручного труда различных изделий и к самостоятельному изготовлению изделий на занятиях профессионально-трудового обучения.

Важным и необходимым условием, обеспечивающим самостоятельность учащихся в выполнении заданий по труду, является знание ими технологических особенностей материалов, оборудования, машин; владение комплексом производственных навыков. Многолетний опыт  работы в специальной ( коррекционной ) школе VIII вида  показал,  что самостоятельное выполнение практических заданий для детей с ограниченными  возможностями здоровья иногда  представляет большую трудность.   Многие дети не могут сразу включиться в производственный процесс, долгое время не проявляют нужной самостоятельности при выполнении трудовых заданий. Часто, при проверке  уровня знаний и умений обучающихся, результаты показываю, что   обучающиеся владеют швейной машиной в пределах требований, знают технологию обработки деталей программных изделий, большинство из них умеют пользоваться измерительными инструментами (сантиметровой лентой, линейкой), но самостоятельное выполнение работы вызывает различные затруднения.

Для повышения активности и самостоятельности обучающихся в нашей школе работа начинается с уроков трудового обучения в младших классах. Уже на этих уроках детей учим анализировать образец, ориентироваться в задании по технологическим картам (предметно-технологических), составлять план работы и придерживаться его при выполнении задания, отчитываться о проделанный работе. Всё это подготавливает обучающихся к работе в мастерских.

 Для повышения образовательной, воспитательной и коррекционной роли уроков,   обеспечивается различный уровень помощи и контроля  над ходом самостоятельной деятельности обучающихся, а также воспитание у школьников самоконтроля при выполнении заданий.

Для более успешного усвоения знаний и умений педагоги  выделяют  три группы обучающихся по уровню сформированности навыков самостоятельной деятельности:

I группа - обучающиеся самостоятельно приступают к выполнению трудовых заданий после объяснения учителя, ориентируются в задании. Они не испытывают больших затруднений при выполнении  заданий,  используют имеющийся опыт. Они  понимают содержание прочитанных заданий, отвечают на вопросы, могут соотнести свои ответы с текстом. Они почти не нуждаются в словесном указании, работают по предметной наглядности. При выполнении сложных заданий необходима незначительная активизирующая помощь.

II группа - обучающиеся в ходе выполнения трудовых заданий испытывают незначительные трудности в сравнении с обучающимися 1 группы. Наблюдается меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей.   Темп работы снижен, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Им нужна помощь в виде наводящих вопросов, подробного плана, инструкционных карт, различных видов наглядности. Помощь нужна в начале выполнения задания, после чего они могут работать самостоятельно.

III группа - у обучающихся низкий уровень сформированности самостоятельности. Они не могут начать выполнять задания по разным причинам: не усвоили материал, невнимательность. Темп усвоения материала значительно ниже, чем у обучающихся второй группы. Аналогичные задания выполняют с трудом, а каждое несколько измененное задание воспринимается ими, как новое. Это говорит  о низкой способности обучающихся делать обобщение. Использование наглядных средств обучения оказывается для них недостаточным. Необходимо использовать наглядность, проводить индивидуальную, дифференцированную работу в ходе учебных занятий.

Но чаще всего более действенным оказывается сугубо индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Мы знаем своих детей, знаем какие моменты вызывают затруднение у каждого ученика и имеем возможность вовремя проконтролировать работу и оказать помощь при затруднениях. Это не значит что необходимы подсказки (особенно в старших классах), часто достаточно обратить внимание ученика на недостатки в работе, задать наводящие вопросы и пр.

При обучении в мастерских мы продолжаем на протяжении всего курса обучения работу по воспитанию самостоятельности, учим:

- правильно анализировать образец изделия (чертёж,рисунок);

-составлять план работы и придерживаться его при выполнении работы;

-  давать словесный отчет о проделанной работе после выполнения задания и рассказывать о способе выполнения предстоящей операции.

-  выполнять задания по образцу (готовому изделию) и рисунку.

Анализируя рисунок или образец изделия,обучающиеся уже составляют представление о деталях изделия и необходимости их соединить для изготовления изделия, о способах соединения различных деталей и порядке обработки срезов. Анализ условных изображений, к которым относятся чертежи, эскизы, схемы и т.д., позволяет наглядно представить тот или иной объект или процесс выполнения какого-либо трудового действия, а также развивает пространственное восприятие учащихся.  Качество усвоения этого материала, конечно, способствует повышению уровня самостоятельности при изготовлении изделия.

Важным этапом для повышения уровня самостоятельности является планирование работы. Если ученик хорошо уяснил порядок выполнения работы, он не затрудняется при переходе от одного к другому этапу работы. Всем понятно, что рассказать о предстоящей работе и способах выполнения каждой операции очень полезно для развития самостоятельности. Хорошее усвоение этого материала способствует сознательному подходу обучающихся к выполнению задания.

Большой эффект имеет и умение отчитываться о проделанной работе. Это приучает воспитанников к усвоению материала, который пригодится в будущем, запоминанию общих алгоритмов по порядку выполнения работы. Всё это способствует развитию самостоятельности при выполнении трудовых операций.

Таким образом, воспитание у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания является одной из основных задач коррекционной школы.  Правильно организованная самостоятельная деятельность школьников способствует исправлению недостатков познавательной деятельности, формирует активность, уверенность в своих силах.

Профессионально-трудовое  обучение должно строиться таким образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для активной и сознательной, а не механической работы детей при выполнении ими практических заданий по труду, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали процесс изготовления изделия. Сознательно выполняя практические задания по труду, дети приучаются работать самостоятельно.

Литература.

1.Воронкова В.В. Программа 5- 9 классы.- М.: Просвещение, 2011.

.Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. - М.: Школа-пресс, 1994.

2.Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1969.

3.Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г Технология. Швейное дело. – М.: Просвещение, 2010.

4.Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1988.

5.Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

План-конспект урока ручного труда в 3-4 специальном (коррекционном) классе VIII вида по теме "ЕЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ. ФОНАРИКИ"

На уроке совершенствуются умения: разметки заготовок по заданным размерам  и шаблонам, выполнения работы с пооперационным разделением труда....

Организация развивающего обучения швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида через использование предметных, предметно-технологических, инструкционных карт

Основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениям...

Организация развивающего обучения швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида через использование предметных, предметно-технологических, инструкционных карт и применение швейной терминологии.

Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении ус...

Тесты по швейному делу для специальной (коррекционной) школы VIII вида

Тест для проверки знаний учащихся 6 класса по теме "Запошивочный шов"...

Проектная деятельность на уроках ПТО и ПО столярному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида

В статье представлен опыт проектной деятельности на уроках ПО в школе 8 вида...