Главные вкладки

    «Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
    методическая разработка по истории (7 класс) по теме

     Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но особенно резко они проявляются в познавательной деятельности, в их мышлении и как следствие – в речевом развитие. Нарушения познавательной  деятельности накладывают отпечаток  на формирование активного и пассивного словаря. Учитывая, что нарушения внимания приводят к смешению фактов, их хронологической перестановки и, что у учащихся нарушены причинно-следственные связи, последовательность логических высказываний,    учащиеся испытывают затруднения при восприятии исторического материала, при  введении исторических терминов в активный словарь.   

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kor._rab._po_obogashch._slovarya_istor._terminov.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    «Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

    Войнова  А.Ю., учитель истории

    Муниципальное специальное (коррекционное) учреждение

    для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,

     специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №8

    г. Саяногорска.

     

     Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но особенно резко они проявляются в познавательной деятельности, в их мышлении и как следствие – в речевом развитие. Нарушения познавательной  деятельности накладывают отпечаток  на формирование активного и пассивного словаря.

     Для детей с нарушением интеллекта характерен скудный словарный запас.   У  детей наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительны, чем у детей в норме. Нарушения последовательности логического высказывания учащихся приводят к тому, что они не могут воспринимать исторический материал в большом объеме,  испытывают затруднения при восприятии исторического материала, при  введении   терминов в активный словарь.   

    Учитывая, что нарушения внимания приводят к смешению фактов, их хронологической перестановки и, что у учащихся нарушены причинно-следственные связи, последовательность логических высказываний,    учащиеся испытывают затруднения при восприятии исторического материала, при  введении исторических терминов в активный словарь.    

             Обогащение словаря исторических терминов у учащихся с нарушением интеллекта на уроках истории является одним из условий успешного обучения, повышения уровня информированности.    Пополнение словаря – необходимое условие для успешного обучения. 

        Цель в работе с учащимися  - формирование активного словаря исторических терминов   в ходе каждого этапа урока.

    Задачи:

          1. Выявление уровня сформированности у учащихся   активного  словаря исторических терминов.

         2. Система заданий  направленных на обогащение активного  словаря исторических терминов  у учащихся.  

              Особенности усвоения исторического материала учащимися так же обусловлено нарушениями пространственно-временных представлений, что приводит к трудностям запоминания хронологического материала (дат, историческая последовательность событий), ориентировки на исторической карте. На вопросы учащиеся отвечают односложно или кивком головы. Словесные инструкции воспринимают фрагментарно после неоднократного повторения. Сами говорят мало, неохотно, их речь крайне примитивна.

            В  ходе работы использую методики Власовой Г.В., Чиркиной Г.В., Дмитриевой Л.И. Данные методики были мною переработаны для   учащихся    с нарушением интеллекта. Это такие методики как : «Объяснение значений слов»,  «Назови одним словом.», «Назови как называется.», «Твои ассоциации к слову».

     Для решения поставленных задач были разработаны и проведены специальные различные коррекционные упражнения,  а так же игры направленные на решение выделенных нами   коррекционных задач.

       Все упражнения, направленные на развитие активного исторического словаря применяются отдельными этапами в структуре уроков истории.

     

     1.Упражнения способствующие развитию умения объяснять значения исторических терминов.

       

     Изучение нового материала по теме: «Новгородское вече»

    Деятельность учителя:

    Словарная работа: НОВГОРОДСКОЕ ВЕЧЕ ,ПОСАДНИК, ТЫСЯЦКИЙ, АРХИЕПИСКОП

    Задание: рассмотрите систему управления и найдите в тексте учебника абзацы, рассказывающие о посаднике, тысяцком, архиепископе.

     Чем занимался посадник?

             Чем занимался тысяцкий?

             Чем занимался архиепископ?

            Деятельность учащихся:                                                                      

    Участвуют в разборе новых слов. Записывают схему в тетрадь.

                                  Правители Новгорода

                                           

                                                                                     

    Посадник        Архиепископ    Тысяцкий           Князя приглашали

                                                                                        новгородцы  как военного  

                                                                                                               руководителя

    Задание.

    Рассмотрите в учебнике схему управления и распределите обязанности

    должностных лиц Новгорода:

    посадник                                   управление населением города, судом

    архиепископ                              надзор над летописаниями

    тысяцкий                                    глава городского ополчения

    князь                                             управление казной и внешними связями

     2. Упражнения, направленные на формирование уровня понимания детьми лексических значений исторического словаря.

    Физ. пауза 

    Тема: «Восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов»

    Жили славяне:

    В лесу – древляне ( руки вверх),

    В болотистых местах – дреговичи (руки вниз),

    В поле – поляне (руки в стороны),

    Севернее - северяне (руки вперед)

    Это наши предки – восточные славяне (руки скрещиваются на груди).

                 3.  Повторение пройденного материала по теме:

                         «Обычаи восточных славян»

    Деятельность учителя: На карточках заполните пропущенные слова, словами ,подходящими по смыслу.

    Деятельность учащихся:   Выполняют задания на карточках.

    Каждая женщина умела ………….. пряжу,……………. одежду.

    Мужчины…………….сети для рыбной ловли,………….земледельческие инструменты,…………посуду из дерева.

    Самыми уважаемыми мастерами были…………….и……………… .

                  Повторение пройденного материала.

    Задание:

    Учитель показывает на карточках начало слова, а учащиеся – карточку с его продолжением. Побеждает ученик, который быстрее других поднимет карточку с правильным ответом. Возможна работа с карточками и в подгруппах.

         

          Исто  - рия                         Боро  - на

    Му  -  зей                            Паш  - ня

     Кур  - ган                           Рога  - тина

    Архео  -логи                        Жат  - ва     ( и т. д.)

    3.Упражнения способствующие развитию умения называть обобщенные исторические понятия.

     

    Домашнее задание по теме:

     «Роды и племена восточных славян и их  старейшины»

    Деятельность учителя: Сообщение домашнего задания.

    Найдите правильный ответ и подчеркните.

         1.Что такое род?

    - коллектив родственников, вышедших из одной семьи;

    - народное собрание;

    - несколько племен.

    2. Что такое племя?

    - несколько родственников, живущих вместе;

    - несколько родов, живущих на одной территории, говорящих на одном  языке;

    - княжеское войско.

    3. Что такое вече?

    - торговая площадь;

    - княжеское войско;

    - народное собрание.

    Этап урока: Обобщение по теме «Верования восточных славян».

    Игра с терминами и словами.

     1-й вариант.

    На доске написаны в два столбика слова, в которых пропущены буквы, трудные для запоминания . Каждое слово закрыто отдельным листом бумаги.

    Число слов соответствует числу игроков. В игре участвуют две команды.

    Побеждает тот:

         1.Кто быстрее выполнит задание.

          2.У кого больше житонов.

    Задание:

      1.Вставить пропущенную букву.

      2. Объяснить значение слова.

       Р – лигия          –                 вера в Бога.

       

       Хр -  стиане      -              люди, верующие в Иисуса Христа.

        Кр – щение       -              обряд принятия Христианства.

        Св – щенник      -              человек, который служит Богу. 

         М – литва          -                 слова, обращённые к Богу. ( и другие)

     

    2-й вариант. Игра с терминами и понятиями.

    По пройденной теме как можно больше написать слов- терминов, которые ученик запомнил. Учащиеся записывают слова в тетради. Затем поочередно зачитывают по одному слову. Если названное слово есть у кого-то, тот говорит «Есть!» и все вычёркивают это слово. Выигрывает тот, кто имеет больше не зачёркнутых слов.

     Задание:  Написать как можно больше слов по теме.

    Тризна                     -                 прощальный пир.

    Оберег                    -                   предмет, обладающий чудодейственной силой.

    Духи                       -                   невидимые существа.

    Язычество              -                   вера во многих богов.

    Идол                       -                    деревянное изображение Бога.( и другие)

    4. Упражнения, способствующие развитию умения, правильно и точно употреблять исторические термины, понятия.  

    Этап урока: Повторение пройденного материала

     по теме  «Исторические памятники.»

    Деятельность учителя:

     -  Соотнесите виды исторических памятников с предметами, относящимися к ним. Соедините стрелками.

    Памятники                                                  Предметы

    Вещественные                                               Рукописная книга, газета,

                                                                             закон, документ

    Письменные                                                    Легенды, сказки, пословицы

    Устные                                                             Одежда, посуда, остатки

                                                                                жилища

    Деятельность учителя:

    Задание : Составьте кроссворд на тему: «Инструменты археолога»

    .Ключевое слово – инструмент.

    Деятельность учащихся:

    Составляют кроссворд в тетради. Ученики называют инструменты, которые поместили в кроссворд.

                                        Л

                                           О

                    К                       П

     К              И                       А

    И Н С Т Р У М Е Н Т

    С О О     К                       А

    Т Ж В     А

    О     О

    Ч     К

    К

    А

       Целенаправленная коррекционная работа с использованием разработанной   системы упражнений дидактических игр и  методических рекомендаций даёт положительные результаты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тесты и задания для проверки знаний по истории Отечества учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

    Тесты и задания для проверки знаний по истории Отечества учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Разработаны для  учебника "История России" для 7 кл. специальных (коррекцио...

    Тесты и задания для проверки знаний по истории Отечества учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

    Тесты и задания для проверки знаний по истории Отечества учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Разработаны для  учебника "История России" для 7 кл. специальных (коррекцио...

    Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ  ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ"

        Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для...

    Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""

    Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""...

    Тема: «Совершенствование вычислительных навыков у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»

    Изменение социальной и экономической жизни нашего общества неизбежно влечёт за собой пересмотр задач специальной школы, требует усиления подготовки учащихся к новым условиям в быту и на производстве....

    Изучение профессиональных предпочтений у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Статья(курсовая работа). Материал подойдет для выступления на педсовете или для курсовой работы студентам...

    Формирование компонентов чтения у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

    В данном реферате обобщен опыт работы Лепшаковой Валентины Федоровны по формированию компанентов чтения у учащихся специальной коррекционной школы.В плане по самообразованию намечены направления, инте...