Тема: «Совершенствование вычислительных навыков у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Лисенкова Любовь Альбиновна

Изменение социальной и экономической жизни нашего общества неизбежно влечёт за собой пересмотр задач специальной школы, требует усиления подготовки учащихся к новым условиям в быту и на производстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Тема: «Совершенствование вычислительных навыков у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Изменение социальной и экономической жизни нашего общества неизбежно влечёт за собой пересмотр задач специальной школы, требует усиления подготовки учащихся к новым условиям в быту и на производстве.

Важное значение в решении вопросов социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта  имеет усвоение ими математики. Коррекционная направленность обучения предполагает поиск наиболее эффективных методов и приёмов обучения, учитывающих особенности познавательной деятельности учащихся и их возможности в усвоении знаний и умений.

Анализ психолого – педагогической литературы, программ, учебников по проблеме формирования устных вычислительных навыков   у учащихся с нарушением интеллекта , опыт работы учителей позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования методики устных вычислений. Навыки устных вычислений имеют и чисто методическое значение: отличают выполнение письменных вычислений, введение во всякое сложное действие скорее всего удаётся через посредство устного счёта, способствует развитию математической терминологии, при соответствующе его построении результаты обучения будут более успешными.

Особенно это важно в пятых классах, т.к. именно на этом этапе обучения у школьников закладывается основа формирования устных счетно-вычислительных навыков, которые в последствии можно развивать в концентре «Многозначные числа». Поэтому особое внимание нужно уделять  процессу формирования устных счетно-вычислительных навыков у школьников с нарушением интеллекта.

        Учёными – исследователями Г. М. Дульневым, М. Н. Перовой, И. М. Яковлевой,  В. В. Эк, было выявлено, что  учащиеся школ VIII вида слабо овладевают устными вычислительными приёмами, для многих из них устные вычисления оказываются вообще недоступными. 

Формирование прочных вычислительных навыков является центральной задачей школьного курса математики. Овладение математическими знаниями возможно при определенном уровне развития отвлечения и обобщения, накопления запаса количественных, пространственных, временных представлений, способности к формированию умственных действий, для школьников с недостатками интеллекта характерна задержка и неравномерность созревания психический функций ( Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, В.И Лубовский, А.Р Лурия, М.С Певзнер, В.Г. Петрова, Ж.И Шиф).

Многие исследователи и педагоги отмечают что трудностями в усвоении математики у старших классов является: конкретность мышления школьников с нарушением интеллекта, стереотипность решения ими математических заданий, плохую усвояемость материала, необходимость включения полученных знаний в практической действий ( М.Н. Перова, ГГ. Яровикова, Яковлева И.М.)

Целями обучения математики специальной (коррекционной) школе является не только формирование у учащихся системы знаний, умений и навыков, но и коррекция их познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы.

Вычислительные навыки у учащихся  с интеллектуальной недостаточностью сформированы недостаточно. У школьников с нарушением интеллекта следующие особенности: незнание натурального ряда чисел и отношения следования, отсчёт по одному, механическое проговаривание ряда и отсутствие необходимых представлений о числе.  Непонимания отношения порядка следования: механически проговаривая числовой ряд, школьники не задумываются над тем, что последующее число на единицу больше предыдущего. Сравнении чисел сравнивали единицы не старших разрядов слева, а крайних справа. Не точно знают состав разрядных единиц. Слабое знание состава числа, ошибки при сложении многозначных чисел, сложение и вычитание трехзначных чисел с однозначными, двузначными; вычитание круглых десятков; действия, выполняемые с нулем; особое затруднение в решение простых и логических задачах.

С целью совершенствования вычислительных  навыков у учащихся с нарушением интеллекта (пятого класса) на уроках математики соблюдается выполнение следующих задач:

  1. Повторение и закрепление теоретических знаний математической терминологии.
  2. Решение простых задач, которые готовят к решению составных;
  3. Переключение учащихся с одного вида работы на другой;
  4.  Развитие интереса к новым видам упражнений.

Проводились уроки с использованием комплексов методов и приёмов предполагающих лучшее усвоение детьми материала. Разработку усовершенствованной методики обучения учеников специальной (коррекционной) школы началась с того, что сначала были определены те условия, которые способствовали бы выработке прочных и стойких вычислительных навыков. Исходя из положений, определены условия, обеспечивающие повышение эффективности обучения устным вычислительным навыкам.

 Следуя выдвинутым положениям  и условиям, разработан комплекс методов и приёмов обучения:

- рациональное сочетание индуктивных и дедуктивных методов, приёмов сравнения, аналогии, обобщения, использования наглядных средств обучения различной степени обобщённости (пособий, наглядного материала), комментирование учащимися своих действий, которые способствуют формированию прочных вычислительных навыков;

- совместное изучение взаимообразных действий на основе метода перемежающего противопоставления: совместное изучение соответствующих случаев сложения и вычитания;

          - приёмы формирования и развития общеинтеллектуальных умений учащихся: умение ориентироваться в задании (проанализировать действие, пример, выбрать алгоритм вычислений, выполнить проверку).     

  1.  Рациональное сочетание индуктивных и дедуктивных методов, приёмов сравнения, аналогии, обобщения.

   Все приёмы устных вычислений в пределах 1000 являются прямым аналогом приёмов, изученных в концентре «Сотня». Например, даётся задание: «Сравнить сумму 9 + 7  и 90 + 70». Учащиеся разбирают, сравнивают, выделяют общие признаки, и после рассмотрения отдельных случаев, делают общий вывод. Умозаключение идет от частных случаев к общим выводам, то есть индуктивно. Так, при решении примеров 22 + 8 и 8 + 22, школьники сравнивают полученные результаты, производят перестановку слагаемых  и приходят к заключению, что от перестановки слагаемых сумма не меняется. Например можно дать такое задание :  найди и соедини пару:

40 + 50       6+2         32 + 47    

47 + 32       50 + 40         2+6     28+15      15+28.

          Использование индукции при сложении и вычитании важно для активизации обучения вычислительным приёмам. Важно вести учащихся от рассмотрения частных конкретных случаев  к обобщениям, к использованию аналогий. Например, предъявляется задание вида 5+20 и 5 – 20, 0 + 20 и 0 – 20, в таком случае следует требовать объяснений, почему первый пример решить можно, а второй нет. Учащиеся приходят к выводу, что из меньшего числа вычесть большее нельзя. Подобные упражнения вырабатывают у школьников привычку анализировать числа, прежде чем приступить к выполнению действий.

  1. Совместное изучение взаимообратных действий на основе метода перемежающего противопоставления.

          Каждый случай сложения сопоставляется соответствующим случаем вычитания, отмечается их сходство и различие. В процессе обучения вычислительным приёмам необходимо каждый случай сложения и вычитания рассматривать в неразрывной связи с предыдущими, постепенно включая новые знания в уже имеющиеся, постоянно их сопоставляя. Например, сопоставить примеры, найти общее и различное: 65 + 3, 65 + 4, 65 + 24, 65 + 23. Составить примеры такого же вида.

3. Приёмы формирования и развития общеинтеллектуальных умений учащихся: умения ориентироваться в задании, анализировать действия, выбрать алгоритм вычислений, выполнить проверку.

Для того чтобы процесс обучения устным вычислениям носил корригирующий характер, необходимо его специально организовать. Сначала нужно пробудить интерес учащихся к устному счету. Чтобы пробудить активность детей ставится задача на создание определённой жизненной ситуацией.

Комплексы методов и приёмов формирования устных вычислительных навыков учитывали индивидуальные особенности учащихся и носили дифференцированный характер. Поэтому учёт различий в умственных возможностях учащихся, в темпах усвоения ими предлагаемого материала, в возрастных и индивидуальных особенностях деятельности, должен лежать в основе построения системы упражнений, направленной на формирование устных вычислительных навыков. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Установление смысловых связей, основной мысли прозаических произведений, изучаемых в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Основным материалом для уроков чтения служит рассказ. В учебниках по чтению специальной ( коррекционной ) школы рассказы составляют примерно 50 % от произведений других жанров...

Совершенствования вычислительных навыков посредствам использования МСО в специальных (коррекционных) школах VIII вида.

Данный материал предназначен для учителей-деффектологов. Причина, по которой я стала работать над этой темой - это темп работы учащихся, низкий интерес к предмету. Математика является  ...

УРОК НА ТЕМУ: «ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ» для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять.Развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять, корректировать зрительное восприятие на осн...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ  ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ"

    Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для...

Изучение профессиональных предпочтений у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Статья(курсовая работа). Материал подойдет для выступления на педсовете или для курсовой работы студентам...

Формирование компонентов чтения у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В данном реферате обобщен опыт работы Лепшаковой Валентины Федоровны по формированию компанентов чтения у учащихся специальной коррекционной школы.В плане по самообразованию намечены направления, инте...