Формирование компонентов чтения у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
методическая разработка

Лепшакова Валентина Федоровна

В данном реферате обобщен опыт работы Лепшаковой Валентины Федоровны по формированию компанентов чтения у учащихся специальной коррекционной школы.

В плане по самообразованию намечены направления, интересующие воспитателя.

Кружковая работа по формированию навыков выразительного чтения спланирована с учетом регионального материала.

Методическая разработка материала к Новому году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VII-VIII видов для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Формирование компонентов чтения у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

                                       

                                             

г. Демидов 2018 г.

План

I. Введение.

      а). Актуальность темы «Формирование компонентов чтения у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы.

      б). Обоснование выбора темы.

      в). Цель данной работы.

   

II. Теоретическая часть.

    1. Раскрытие понятия «компоненты» чтения. Специальные упражнения, используемые для формирования компонентов чтения.

      а). Правильность чтения.

      б). Беглость чтения.

      в). Выразительность чтения. (Разбор басни «Волк и ягненок» как конкретный пример по формированию выразительности чтения).

      г). Сознательность чтения.(Из опыта работы по выработке сознательности чтения).

 

    2. Специальные упражнения для формирования компонентов чтения.

III. Практическая часть.

   

     1.Анализ состояния обучения чтению учащихся 5х-9х классов Демидовской специальной (коррекционной) школы.

IV. Заключение.

        а). Результативность.

        б). Адресная направленность по применению моего опыта.

        в). Прогноз на дальнейшее направление работы по данному вопросу.  

        г).Рекомендация педагогических технологий по вопросу формирования компонентов чтения.

V. Выводы.

VI. Использованная литература.

Введение

Модернизация образования требует от учителя оптимального формирования читательских навыков у учащихся всех видов школ, в том числе и специальных (коррекционных). Современная школа выполняет государственный заказ по формированию человека-созидателя, имеющего свою точку зрения, способного найти свое место в жизни, а также достигшего уровня компетенций, который необходим для социальной адаптации личности.

Чтение – это фундамент, на котором строится дальнейшее образование, развитие и воспитание ребенка. Программа по чтению в специальной (коррекционной) школе кроме общих с массовой школой задач выполняет функцию коррекции недостатков. У учащихся коррекционной школы на уроках чтения исправляется произношение, вырабатывается устойчивое внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления, развивается образное восприятие, активизируется и обогащается словарь, в той или иной степени формируется монологическая речь. Задача учителей словесников – грамотно, правильно привести в действие мощный рычаг развития личности, называемый чтением.

Между всеми звеньями образования школьников (начальное, неполное среднее, профессионально-техническое) существует тесная связь. Если результаты работы 9-х классов специальной (коррекционной школы) не устраивают работников ПТУ, то можно говорить о том, что связи системы просвещения разрушены, а сама система находится в состоянии кризиса.

Что делать? Как наладить связь между звеньями одной цепи? Самое слабое звено в системе образования специальных (коррекционных) школ – навык чтения. С каждым годом увеличивается объем информации, требования к образовательному минимуму учащихся, а низкая техника чтения не способствует глубокому усвоению программного материала. Поэтому вопрос «что делать» применительно к проблемам школьной реформы должен быть переведен в более конкретную плоскость: как наиболее оптимально сформировать навыки чтения учащихся специальных (коррекционных) школ?

На какой же уровень я стремлюсь вывести учащихся по формированию навыков чтения? В своей работе я всегда ставлю цель: вывести учащихся специальной (коррекционной) школы к 9-му классу на уровень учащихся общеобразовательной школы. Были успехи. Были и неудачи. Отдельные учащиеся добивались прекрасных результатов в технике чтения. Основная же масса учащихся специальной (коррекционной) школы по показателю «скорость чтения» в 9 классе приближается к уровню требований к скорости чтения учащихся общеобразовательных школ, заканчивающих начальное обучение.

Рассмотрим три точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения и обозначим свою точку зрения, приемлемую для коррекционной школы.

Первая точка зрения принадлежит министерству просвещения. В программе для начальных классов средней общеобразовательной школы определено 80-100  слов в минуту.

Вторая точка зрения принадлежит Н.А.Ложкаревой, профессору Московского педагогического университета. По ее мнению, желательно, чтобы выпускники начального звена читали со скоростью 120 слов в минуту. Эта же точка зрения прослеживается в работах профессора кафедры олигофренопедагогики МПГУ Аксеновой А.К. *

И, наконец, третья точка зрения. Она принадлежит В.А.Сухомлинскому. В своей книге «Разговор с молодым директором» (3,с.9) он пишет, что беглое чтение – это чтение в темпе 150-300 слов в минуту.

Как видим, рекомендации противоречивы. Я понимаю, что достичь скорости чтения по В.А.Сухомлинскому (150-300 слов в минуту) в коррекционной школе могут только отдельные учащиеся. Это в основном холерики по своему типу темперамента. Они зачастую говорят и читают в темпе скороговорки, не осознавая прочитанного. Их темп речи и чтения приходится сдерживать, чтобы заострить внимание на выразительности, правильности и осознанности чтения.

Я в своей педагогической практике придерживаюсь точки зрения А.К.Аксеновой, стремлюсь, чтобы в конце обучения в 9-м классе специальной (коррекционной) школы учащиеся имели скорость чтения 120-130 слов в минуту.

 Реально ли это? И стоит ли увлекаться подсчетом прочитанных в минуту слов? В коррекционной школе анализ навыков чтения проводится без учета времени прочтения контрольного текста в связи с различной работоспособностью детей. В специальных (коррекционных) школах оценка навыков чтения носит условный характер. В этом вопросе требуется разумный компромисс между понятием «оценка знаний» и «возможностью ребенка с умственной отсталостью». Поэтому при проведении и анализе диагностических проверочных работ по сформированности навыков чтения следует учитывать не только уровень

знаний, умений и навыков ученика, но и его достижения в зоне ближайшего развития.* И все же я считаю, что для дальнейшего профессионально-технического образования учащиеся коррекционных школ должны достичь скорости чтения 120 слов в минуту при сформированности других компонентов (правильности, выразительности, осознанности).

--------------

* Аксенова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999,с. 160

Обоснование выбора темы

     Тема «Формирование компонентов чтения у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида» интересует меня на протяжении всего периода работы в Демидовской специальной (коррекционной) школе-интернате. В данной школе я работаю более 40 лет в должности учителя русского языка и чтения. Я нахожу интересные новинки по данной теме, которые помогают мне сделать уроки чтения более насыщенными, полезными для моих учеников. Накопленный опыт, разработанные мною отдельные уроки чтения, системы уроков чтения в специальной (коррекционной) школе позволяют мне проанализировать состояние вопроса формирования компонентов чтения в Демидовской школе-интернате, сравнить результаты моей работы с анализом работы передовых учителей, который неоднократно печатался в специальной методической литературе.

     В основе данного реферата лежат работы таких авторов как А.К.Аксенова (профессор дефектологического факультета МОПР), Н.Галунчикова (педагог-дефектолог коррекционной школы № 571 г. Москвы), В.Г.Петровой (учителя-дефектолога), а также многие публикации  разных авторов, напечатанные в пособиях и журналах для коррекционных школ.

Цель данной работы

               1. Раскрыть понятие «компоненты чтения». На конкретных примерах многолетнего опыта показать, как наиболее результативно вести работу по формированию навыков чтения.

   

 2. Рекомендовать начинающим учителям-дефектологам специальные    упражнения    для    формирования    правильности,    беглости, выразительности и осознанности чтения.

   

3. Показать приемы диагностики состояния обучения чтению (на примере материалов обследования учащихся старших классов  Демидовской специальной (коррекционной) школы-интерната.

       

 4. Предложить и кратко охарактеризовать педагогические технологии по вопросу формирования навыков чтения.

------------------

* Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999,с.149.

Теоретическая часть

 Анализ методической литературы по вопросу «Формирование компонентов чтения у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы» позволил мне выявить, что наиболее приемлемыми в моей работе являются рекомендации А.К.Аксеновой (профессора дефектологического факультета МОПР). Полноценный навык чтения характеризуется (по А.К.Аксеновой) следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью.

                                  Анализ навыков чтения*

Ф.И. учащихся

Правильность чтения (замены, перестановки, повторы, пропуски, искажения слов)

Способ чтения (побуквенный, послоговой, целыми словами, словосочетаниями, предложением)

Выразительность чтения (выразительное, монотонное)

Сознательность чтения

1.информационный вопрос;

2.смысловой вопрос;

3.идейный вопрос;

1.Иванов А.

2 замены, 3 перестановки.

Целым словом, в трудных случаях по слогам.

монотонное

1.+ 2. + 3.

Остановимся на вопросах формирования компонентов чтения.

               

                         а). Правильность чтения

Правильное чтение – это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Учащиеся специальной (коррекционной) школы пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, не дочитывают окончания, что затрудняет выработку других качеств чтения.  

Одним из эффективных приемов выработки у детей правильного навыка чтения считаю ежедневное применение специальных упражнений. Например:

     1. Повтори за учителем:

              бочка – точка

              кошка – ложка

              бабушка – бабушка…

-------------------

* Аксенова А.К. Административно-диагностические проверочные работы по русскому языку  и чтению в старших классах коррекционной школы, с. 28

2. Прочитай слова, в написании которых имеются одинаковые буквы:

               куст – стук                                марка - рамка  

               сосна – насос                            марш – шрам

               мышка – камыш                       мошкара - ромашка  

3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки и окончания:

               приехал, пришел, пришли, припев, принес

               красное, белое, голубое, черное, желтое

               кукла, мама, папа, лапа, ложка.

4. Чтение слов, отличающихся одной буквой:

               мел – мель – мыл – мыль – мал – мял

               мышки – мошки – мочки - миски

5. Буква потерялась: снег, сне…ный, сне…говой, сне…ки.

Слог потерялся: ще-чка, по-чка, то-чка, до-чка, но-чка, мо-чка.

6. «Шепни на ушко» (игра). На доске написаны слова. Они закрыты полосками бумаги. Полоска снимается на короткое время. Ученики должны прочитать быстро слово и шепнуть учителю на ухо, какое слово они прочитали.

7. «Бегущая лента».Слова записываются на полоске бумаги. За короткое время школьники должны успеть прочитать и запомнить слова (не более 3-4 слов).*

Подобные   упражнения   способствуют   не   только   формированию  навыка правильного чтения, но и наращивают темп чтения, развивают умение прогнозировать слово. Коррекционные задачи таких упражнений следующие:  дифференциация  сходных  единиц  чтения,  слияние  в  единый

процесс восприятия и осмысления слова, совершенствование произносительных навыков, четкость артикулирования.

Тренировка в чтении должна занимать большую часть урока (две третьих части от всего времени урока дети должны читать). Это основной путь, который ведет к выработке навыка правильного чтения. Учитель должен дать образец чтения. Учащиеся неоднократно читают текст, каждый раз получая новые задания.

Я ввела ежеурочную пятиминутку чтения (рекомендация В.Н.Зайцева).** В начале урока все учащиеся читают пять минут в режиме жужжащего чтения. Этот резерв заимствован в школах Монголии. Группа учителей, работавших там, рассказала, что монгольские дети по-русски читают лучше, чем наши русские дети. Это выглядело довольно обидно и вызвало естественный интерес. По какой же особой методике идет там обучение чтению? Оказалось, что никакой особой методики нет. Просто у каждого ребенка на парте лежит книга на русском языке.

--------------------------

* Кислицына Е.В. Упражнения по развитию навыков чтения. Журнал «Начальная школа», № 6, 2003, с. 47-50.

** Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. Москва, «Просвещение»,1991,с.16.

И любой урок – будь-то чтение, пение, рисование, математика – начинается с того, что дети пять минут читают по-русски в режиме жужжащего чтения. При таком уровне тренировки техника чтения быстро совершенствуется. При обычном двухминутном чтении ученика на уроке беглости чтения достичь невозможно, какие бы ни были гены. Ежеурочные пятиминутки только на уроках русского языка и чтения дают в неделю 35 минут дополнительного тренировочного чтения в старших классах. Учителя коррекционных школ очень много спекулятивных разговоров ведут о генах, наследственности, ограниченных способностях учащихся коррекционной школы. Здесь дело не только в генах, просто не всегда обучение чтению организуется рационально.

Одним из отработанных приемов формирования навыков чтения в своей практике считаю наблюдение учащихся за чтением друг друга. Только при активности всего класса можно добиться того. чтобы школьники читали в течение всего урока, либо вслух по вызову учителя, либо про себя, следя за чтением одноклассников.

     Трудные для прочтения слова, обороты выделяю для чтения хором (независимо от возраста учащихся).

     С некоторыми учащимися приходится проводить специальные занятия. Слабые ученики имеют «репетиторов» - сильных учеников, которые помогают успешнее справиться с заданием, обрести слабому уверенность в своих силах.

Перечисленные приемы и упражнения помогают формировать наряду с правильностью и беглость чтения.

Б) Беглость чтения.

Беглость чтения – это такой темп, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение.

Средняя скорость разговорной речи колеблется в пределах 120 – 130 слов в минуту. Именно эта скорость чтения текста вслух является наиболее оптимальной для одновременного осмысления. Становление навыка беглого  

чтения происходит у большинства учащихся (коррекционной) школы в 6 классе. К этому времени основной состав учащихся начинает приближаться к чтению в темпе разговорной речи. Отдельные же учащиеся так и не достигают уровня взрослого чтеца.

Для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении. Каждое повторное чтение сопровождается новым заданием (деление на части, озаглавливание частей, выявление характерных черт героев). Увеличивается доля упражнений в чтении про себя.

С 5 класса ввожу упражнения с текстом, напечатанными на карточках (карточка дополнительного чтения в 5 классе прилагается). Тексты одинаковы для всего класса. Работа с карточками ведется по такой методике: учащиеся читают про себя текст, готовятся к плавному чтению вслух.  Одного - двух  учеников вызываю для чтения текста вслух. Они должны выполнить установку, которую дал учитель. По тексту задаются вопросы. Их может задавать читающий у доски ученик или учитель. Учащиеся оценивают технику чтения своего товарища, заданные им вопросы с помощью светофора.

Зеленый – “5”

Желтый – “4”

Красный – “3”

Активно внедряю дифференцированное обучение чтению. В классе комплектую группы – уровни на основе критериев, данных в таблице 1 (стр. 6 данного реферата). Деление класса по понятным причинам негласно и условно, так как состав групп непостоянен. Динамика читательских умений является  основанием  для  перевода  в  другую  группу. Для  удобства каждая группа получает название, не раскрывая напрямую дифференциации, например: «Зайчики», «Ежики», «Колобки». Распределяю вопросы и задания к тексту, сформулированные в учебнике, по уровням в том виде и порядке, в котором они представлены авторами-составителями книг для чтения. Можно развести по уровням одно задание. Самые сильные учащиеся самостоятельно готовят выразительное чтение текста.  Вторая группа отрабатывает выразительность отрывка, а слабочитающие ученики работают вместе с учителем по определению громкости и темпа чтения каждой строки. Имеют место и задания репродуктивного характера.

I.группа: отметить непонятные слова .

II.группа: отметить трудные для чтения слова.

III.группа: прочитать отрывок и расставить ударение.

Эти задания направлены на совершенствование навыка чтения, создание ситуации успеха для слабочитающих детей.

В качестве специальных упражнений по выработке беглого чтения применяю следующие:

1. Работа со словарными блоками, по вертикали которых «спрятано» слово:

 СОК                       СВЕТА                         ИВА

       НОСКИ                    МЕСТО                      КРЕСЛО

 САМ                    КАТОК                       КЛЕТКА

                                   КУКЛА                               КУКЛА

                                    МАГАЗТН                            РАК

2. Определи разницу:

Беседа, собеседник, беседка, беседовать, собеседование.

3. Упражнение на активизацию органов речи: артикуляционная гимнастика, скороговорки, чистоговорки.

4. Различные виды чтения (хоровое чтение, чтение в парах, чтение одновременно с ведущим, чтение с убыстрением темпа, чтение в темпе скороговорки).

5. У каждого ребенка есть свое «поле зрения»: один схватывает взглядом одно слово, другой – три, а некоторые – пять-шесть. Для расширения «поля чтения» в течение одной-двух секунд демонстрирую четые-пять слов из нового текста. Сначала результаты были неутешительные: не все дети могли назвать больше одного слова. Постепенно многие научились быстро прочитывать слова и произносить их в нужном порядке.

При выработке навыка беглого чтения важно учитывать    организационные   мелочи:   рассаживать   слабых   учеников   с    сильными,

определять по особенностям текста, как надо читать (быстро или медленно, громко или тихо). Дети должны читать так, как читают другу, младшему слушателю. При таком настрое снимается излишняя напряженность. Очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними через неделю, месяц, четверть, год. Каждый ученик видит рост, убеждается, что труд приносит успехи.

В) Выразительность чтения.*

Выразительность чтения – это такое качество прочтения, при котором достигается наиболее полная передача идейного смысла и эмоционального настроя произведения. Она способствует пониманию произведения, воздействует на чувства, эмоции детей, помогает правильно раскрыть главную мысль произведения.

Прочитать выразительно – это выдержать нужный ритм, темп, соблюсти паузы и логические ударения, нужную интонацию. В повседневную работу с этой целью учитель должен включать упражнения для дыхания, для развития голоса, дикции. Важно упражнять детей в соблюдении грамматической паузы на знаках препинания (точка, запятая, вопросительные и восклицательные знаки. Запятая требует короткой паузы, остальные знаки –  длинной.) Необходимо учить детей изменять силу своего голоса, высоту тона, темп, тембр голоса, находить главное слово в фразе и выделять его голосом (логическое ударение). Ни в коем случае нельзя сводить эту работу к подражанию (читай, как я, читай, как звучит магнитофонная запись).

Чтобы обучить детей выразительному чтению нужно:

1.Правильно подобрать текст  или отрывок для отработки выразительного чтения.

--------------------------

* Руднева Л. А., Выразительное чтение во вспомогательной школе. Ленинград 1977 г. с. 19 – 36. 

2. Выявить характер героя, его взаимоотношения с другими действующими лицами.

3. Все диалоги в тексте читать по ролям. 

Бывает, в тексте герой говорит одно, а подразумевает другое. Нужно передать скрытый смысл прочитанного. Например, в сказке «Журавль и Лисица» слова: “Спасибо, кума!” звучат не с благодарностью, а с обидой.

В «Сказке о царе Салтане…» три раза повторяются одни и те же отрывки. Каждый раз они звучат по-новому. Первый раз – задача говорящих отвлечь царя от главного вопроса, заинтересовать его новым чудом: “Белка там живет ручная,” – звучит с удивлением, восторгом. Второй раз – разочарованно: есть чудеса и поинтересней. Третий раз – безразлично, с предчувствием скорого разоблачения.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» слово “ступай” звучит неоднократно. В устах рыбки оно звучит великодушно: “Ступай себе с богом”. В устах бабки слово “ступай” звучит гневно.

Трудны для передачи выразительности стихотворения о природе. Здесь важно довести до понимания детей настроение автора. Важно выработать у детей общепринятые приемы выразительного чтения. Слова “тихо”, “безмолвно” произносятся с ослаблением голоса. “Громче, дружнее!...” -  звучание голоса усиливается. “Протяжнее” – это слово следует растянуть.

Благодатным материалом для отработки навыка выразительного чтения в программе специальной (коррекционной) школы являются басни И. А. Крылова.

В качестве примера разберем басню «Волк и Ягненок». Работа над выразительным чтением начинается после тщательного разбора басни.

Учащиеся без труда составляют характеристики созданных Крыловым образов. Речь Волка груба: наглец, нечистым рылом, голову сорву, негодный щенок, молчи. Автор, говоря о Волке, употребляет слова: голодный, рыскал,  кричит. Рыскал – бросался из стороны в сторону, вынюхивал, выискивал добычу. Походка его нервная, рывками, речь отрывистая, крикливая. Поведению Волка противопоставляется поведение ягненка. Учитель должен объяснить детям слова Ягненка: светлейший, осмелюсь я донесть, от светлости его – как старинную форму вежливого обращения. Эта форма обращения не означает, что Ягненок унижается из страха перед Волком. Если бы он боялся, то попытался бы бежать. Страх отразился бы и на его речи. Он говорил бы невпопад, обрывками фраз. Ягненок же просто доказывает, что волк его напрасно обвиняет. Спокойные ответы Ягненка, его правота бесят Волка. Он задыхается от злобы, торопится со своими обвинениями и все же хочет дать им “законный вид и толк”.

Таким образом, уже из этого краткого разбора перед учащимися встают два образа: маленького, слабого, но осмелившегося возражать сильному Ягненка и голодного, кровожадного зверя, крикливая речь которого пересыпана руганью.

Следует напомнить учащимся, что под образами зверей в баснях всегда скрыты образы людей, что в этой басне речь идет не просто о Волке и Ягненке. Басня была написана в то время, когда народ был лишен всяких прав. Закон, суд, общественное мнение – все было на стороне «сильных мира сего», имеющих право на жизнь и на смерть простого человека.                          

 Автор начинает свою басню так: «У сильного всегда бессильный виноват». В трактовке этих слов недопустимо извращение идеи басни. Нужно объяснить детям, что Крылов опровергает эту мораль. Если мы внимательно прочитаем басню, то убедимся, что у Крылова виноватым является не «бессильный», а «сильный», хотя он и пытается обвинить «бессильного», а вину свою прикрыть «законом».

Следовательно, идея басни: разоблачение морали, созданной «сильным».

Разберем басню с точки зрения интонационного звучания.

1. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться – повествовательная фраза.

2. И надобно ж беде случиться,

    Что около тех мест голодный рыскал волк – надвигается опасность, голос звучит тревожнее.

3. Ягненка видит он, на добычу стремится. – Опасность растет. Но Волк – не простой убийца. Свое преступление он хочет прикрыть именем закона.

4. Но, делу дать хотя законный вид и толк… ( хотя – желая ) Это предложение читается со значительной паузой перед словом «кричит».

5. Далее речь Волка передается повышенными тонами, с превосходством над Ягненком. Постоянно нагнетается беспричинное негодование Волка. Речь Волка полна высокомерия и наглости. Фраза читается с паузами в середине. Это позволяет читающему произнести слова Волка, подчеркивая каждое слово. Он стремится запугать Ягненка.

        - Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

  Здесь чистое мутить питье мое

  С песком и илом?

  За дерзость такову я голову с тебя сорву!

6. Совершенно другой характер имеет речь Ягненка. Она спокойная, выдержанная.

- Когда светлейший Волк позволит,

  Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

  От светлости его шагов я на сто  пью;

  И гневаться напрасно он изволит;

  Питья мутить ему никак я не могу

7. Волк даже растерялся от слов Ягненка. После паузы следует его возмущенный выкрик:

- Поэтому я лгу!

  Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете! – три восклицательных знака на двух строчках. Возмущением Волк старается прикрыть свое поражение, а чтобы найти вину, он выкрикивает первое, что пришло ему в голову.

8. – Да помнится, что ты еще в запрошлом лете… - маленькая пауза, надо подыскать обвинение.

9. – Мне здесь же как-то нагрубил – закрепляет словами: «Я этого, приятель, не забыл!» Опять восклицательный знак, опять запугивание. А в ответ спокойная, без всяких восклицаний речь Ягненка: «Помилуй, мне еще и отроду нет году» (вы говорите неправду).

Ответы Ягненка отвергают клевету Волка, приводят его в бешенство. Он обвиняет всех, захлебываясь от злобы. Волку нечего ответить на замечания Ягненка. Он криком пытается его остановить. Но последние слова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» - Волк не кричит, а, по словам автора «сказал», это его уже наглое признание. Последняя строчка, очень ответственная строчка (слова автора), должна прозвучать как обвинение Волку и сочувствие Ягненку: «Сказал – и в темный лес Ягненка поволок».

После такого тщательного разбора басня должна прозвучать в лицах. Задача читающего за автора – разоблачить Волка, а вместе с ним и общество, построенное на насилии. Обвинить и осудить Волка – вот задача автора. Задача читающего за Ягненка – указать Волку на его неправоту, опровергнуть его обвинения. Задача читающего за Волка – оправдать свое незаконное желание съесть Ягненка, прибегая к запугиванию, лжи, фальшивым обвинениям.

Не следует учащимся навязывать какие-либо интонации. Пусть у каждого они будут свои, только ему присущие. Можно подсказать задачу, оценку, цель, подтекст. Можно подсказать паузу, ударения, и учащиеся научатся творчески относиться к чтению, делать открытия.

После чтения исполнение обсуждается с точки зрения правильности выполнения поставленных задач.

В своей практике я большое внимание уделяю формированию навыка выразительного чтения. Отвожу немало времени этому виду работы на каждом уроке. Это дает ощутимые результаты. Мои ученики неоднократно были победителями областных фестивалей детского художественного творчества, лауреатами конкурсов художественного слова.

Г) Сознательность чтения.

Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом. Учащиеся специальной (коррекционной) школы. Недостаточно полно понимают информационную, смысловую и идейную стороны текста. В развитии этого навыка огромную роль играют такие виды работы: подготовка учащихся к восприятию текста, словарная работа, выразительное чтение произведения учителем, чтение текста учащимися, анализ прочитанного при повторном чтении, составление плана, пересказ, работа над художественными средствами произведения, характеристики героев, обобщение прочитанного материала.

Работа по выработке сознательного чтения сложная. Начинать ее нужно с первого класса. Изучая первую в своей жизни сказку «Колобок», дети должны усвоить: не надо хвалиться. Чем похвалишься, на том и провалишься (пословица). Для сознательного прочтения текста важна работа над заголовком. «Прочитай заголовок, скажи, о чем может быть текст?»

«Заячьи лапы» - о зайце, «Бедные люди» - о жизни бедных людей. Над некоторыми заголовками работа проводится после анализа текста. Например, «Елец» - рассказ не о рыбе, а о собаке.

Для правильного осознания текста учитель должен использовать четыре группы вопросов, расположенных в определенном порядке.

Первая группа вопросов:

Вопросы, направленные на уточнение содержания, на объяснение непонятных слов. Наиболее приемлемыми методами объяснения слов в коррекционной школе являются:

1. Показ предмета или картинки с его изображением, демонстрация макета, муляжа, чучела.

2. Замена слова знакомым, близким ему по смыслу (потчует – угощает)

3. Развернутое объяснение значения слова (док – место, где ремонтируют суда).

4. Расчленение общего понятия на частные (инструменты – рубанок, пила, стамеска).

Вторая группа вопросов – это вопросы, помогающие понять различные смысловые взаимоотношения между фактами, явлениями.

Так, при изучении «Сказки о Рыбаке и Рыбке» А.С.Пушкина важно показать, что автор описывает море все время по-новому. По мере нарастания бури, нарастает тревога, волнение героя.

Без помощи учителя учащиеся специальной (коррекционной) школы не могут установить временные связи между событиями, описанными в произведении. Изучая «Песнь о вещем Олеге», учитель должен объяснить учащимся, что между сценой прощания Олега с конем и посещением Олегом место кончины коня прошли долгие годы (кудри Олега во втором эпизоде «белы, как утренний снег»).

                   

Третья группа вопросов – это вопросы, направленные на анализ художественно-языковых средств.

К сожалению, учебники по чтению для специальных (коррекционных) школ содержат мало сведений по теории художественной литературы. Это затрудняет работу над анализом художественно-языковых средств, которыми пользуется автор для передачи   того или иного явления.

- Какие слова помогают ярче представить воздух, снег? (Такой вопрос можно было бы сформулировать по-другому: найти эпитеты, сравнения, олицетворение…).

Четвертая группа вопросов – это вопросы, помогающие выяснить идейно-тематическое содержание произведения.

Каждое произведение требует одного наиболее весомого вопроса, который заставил бы задуматься учащихся над самым важным, что находится не только внутри произведения, но и в окружающей действительности.

Учитель обязательно должен помочь детям выяснить:

1. Что хотел автор показать в этом произведении?

2. Какова главная мысль рассказа?

3. Встречались ли в вашей жизни подобные случаи?

4. Чему учит данный рассказ (стихотворение, сказка)?

Для осознания прочитанного очень важно научить ребят понимать подтекст, который присутствует в каждом изучаемом произведении. За несколькими скупыми словами нужно рассмотреть целую картину. В рассказе Л.Толстого «Бедные люди» обстановка в рыбачьей хижине описана в двух-трех словах (посуда блестит, полог белый, топится печь). Исходя из этого учащиеся рассказывают о Жанне как об аккуратной хозяйке, заботливой матери, которая умеет создать уют в хижине.

«…с утра до ночи работает» - учащиеся рассказывают об объеме работы, выполняемой женщиной изо дня в день: стирка, уборка, приготовление пищи, уход за детьми. Таким образом учитель подводит детей к мысли, что истина не лежит на поверхности. Надо вдуматься в каждое слово, чтобы найти скрытый смысл. Многое зависит от умения учителя ставить вопросы, создавать проблемные ситуации, организовывать дискуссию, использовать опыт, знания предыдущих лет обучения.

При осознании текста ребята легко выполняют такие виды работы, как:

1. Выборочное чтение.

2. Деление текста на части и озаглавливание.

3. Чтение для составления характеристик.

4. Чтение по ролям.

Работа по выработке навыка сознательного чтения дает свои результаты, хотя и считается малоэффективной в специальной (коррекционной) школе. Здесь ведущая роль принадлежит учителю. Опытный учитель может добиться положительных результатов в вопросе формирования сознательного чтения.

Приведу пример из практики.

Проведен письменный опрос по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Работу выполняло 20 учащихся (9а и 9в класса).

Один из вопросов: почему Мцыри удалось победить барса?

Большая часть учащихся (16 человек) правильно поняла содержание поэмы. Ответ был такого содержания:

1. –Юношей владела мысль увидеть родину. Это дало ему силу в неравном бою победить барса.

Были и другие ответы:

2. –Мцыри всю жизнь молился. Бог ему помог выжить в бою с барсом (1 ученик).

3. –Барс был сыт. Когда Мцыри его заметил, «…сырую кость он грыз» - доедал какую-то дичь. Сытый зверь сопротивлялся слабо (2 ученика).

4. – Мцыри некуда было деться, барс достал бы его и на дереве. Поэтому он вступил в бой.

Из этого примера следует, что только отдельные учащиеся неосознанно прочитали поэму, не смогли выделить ее главную мысль. Исследования показали, что дети хуже осознают тексты, которые далеки от их жизни. Намного легче они понимают литературные ситуации, в которых могут опереться на свой опыт или опыт окружающий их взрослых.

Подводя итоги по вопросу формирования компонентов чтения у учащихся специальной (коррекционной) школы, следует отметить, что вся работа, направленная  на развитие у учащиеся специальной (коррекционной) школы навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения, протекает в единстве. Школьники перечитывают текст по частям для детального анализа; читают выборочно, отвечают словами автора на вопросы учителя; читают по ролям, про себя и т.д. Вся эта работа способствует более полному пониманию текста и одновременно развитию техники чтения.

III.Практическая часть.

Анализ состояния обучения чтению учащихся старших классов Демидовской специальной (коррекционной) школы-интерната.

В качестве критерия сформированности характеристик чтения (правильность, беглость, выразительность, сознательность) были выбраны основные требования Программы специальной (коррекционной) школы Теоретической базой анализа состояния обучения чтению послужили рекомендации Т.А.Алтуховой, доцента института коррекционной педагогики.* В эксперименте участвовало 100 учащихся.

Все основные количественные результаты проведения данного эксперимента представлены в приведенных ниже диаграммах. Диаграмма на рисунке № 1 дает общее представление о сформированности навыков чтения на начало 2017-2018 учебного года. Диаграмма № 2 – на конец 2016-2017 учебного года. Для обследования были взяты проверочные работы по чтению в старших классах коррекционной школы VIII вида, рекомендованные профессором дефектологического факультета МОПР и Н.Галунчиковой, педагогом-дефектологом коррекционной школы № 571 г. Москвы (тексты прилагаются).

---------------------

* Алтухова Т.А. Анализ состояния обучения чтению учащихся школы для детей с ТНР. Журнал «Дефектология», № 5, 1994 г., с.49.

Диаграмма № 1 (на                                         Диаграмма № 2 ( на конец                                                                                                                                                                                                                                                                             начало учебного года)                                                           учебного года)

   Количественная характеристика сформированности навыков чтения у учащихся 5 – 9 классов ДШИ-интерната.

                                               

               - учащиеся со сформированным навыком чтения, соответствующим программным требованиям.

              -      учащиеся с недоразвитием или несформированностью одной или двух характеристик чтения.

              -         учащиеся с недоразвитием или с несформированностью всех характеристик чтения.

На начало учебного года лишь 15 процентов учащихся показали навыки чтения, соответствующие программным требованиям. У 73 процентов обследованных учащихся проявление нарушений чтения были в одной-двух характеристиках. У 12 процентов учащихся проявления нарушений чтения были многообразны и затрагивали все основные характеристики процесса. В эти 12 процентов, в основном, вошли дети, ранее не обучавшиеся, не регулярно посещающие школу или переведенные через класс в связи с возрастными показателями.

На конец учебного года показатели оказались значительно лучше. Были обследованы те же учащиеся. Программным требованиям соответствовали навыки чтения у 25 процентов учащихся; 66 процентов имели недостатки в одной-двух характеристиках навыка чтения; а несформированностью всех компонентов страдало 9 процентов учащихся.

Проанализируем количество учащихся, имеющих отклонения в формировании основных характеристик чтения.

На рисунке 3 даны показатели на начало учебного года.

На рисунке 4 – на конец учебного года.

              Рисунок 3                                                   Рисунок 4

1.Выразительность чтения.

2.Беглость чтения.

3. Правильность чтения.

4. Сознательность чтения.

Рисунок 3 показывает, что на начало учебного года 70 процентов учащихся читали текст невыразительно (монотонно, неправильно определяя логическое ударение, не соблюдая паузы, интонации, а также без эмоционального отношения к читаемому); 65 процентов учащихся читали недостаточно бегло для своего возраста (скорость чтения не учитывалась); 43 процента читающих допускали ошибки при чтении (замена букв, нарушение звуко-слоговой структуры, ошибки в ударении); 20 процентов учащихся показали отсутствие понимание текста или его поверхностное понимание.

Рисунок 4 показывает, что на конец года техника чтения улучшилась. Из ста обследованных 63 процента учащихся показали несформированность компонента чтения «выразительность»; недостаточно бегло читали текст 55 процентов учащихся; 38 процентов обследованных допускали ошибки (недостатки в правильности чтения исправлены к концу года у 5 процентов учащихся); 15 процентов учащихся показали поверхностное понимание текста.

IV. Заключение

Подведем итоги практической части реферата.

Как показало исследование, проблема обучения чтению учащихся коррекционных школ продолжает оставаться одной из сложных и актуальных для современной педагогической и психологической науки и специальной методики.

1. Нарушение чтения у многих детей сохраняется и в старших классах. У отдельных учащихся этот навык формируется с большим трудом по невыясненным причинам.

2. Существует определенная зависимость между объемом зрительного восприятия и техникой чтения. В настоящее время специальная работа по расширению поля зрения учащихся и по развитию кратковременной памяти ведется недостаточно. Учителя недостаточно внедряют в свою практику новационные технологии.

3. Основным направлением совершенствования путей обучения чтению учащихся коррекционных школ должен стать поиск и разработка специфических приемом на основе системного подхода.

Выводы

1. Модернизация образования требует от учителей специальных (коррекционных) школ оптимального формирования навыков чтения у каждого учащегося (120-130 слов в минуту). Наряду с совершенствованием техники чтения учитель должен активизировать и обогащать словарь умственно отсталых школьников, формировать монологическую речь, умение вести диалог, полемику. Важно усилить преемственность между начальным, неполным средним и профессионально-техническим образованием. Хорошая подготовка к обучению в ПТУ – вот социальный заказ, который должен выполнять каждый учитель коррекционной школы, особенно словесник, так как чтение – это фундамент, на котором строится дальнейшее обучение.

Техника чтения формируется у учащихся специальных (коррекционных) школ к 6-му классу. Я считаю, что количество часов в 7 – 9 классах (3 часа в неделю) недостаточно для того, чтобы обучить беглому, правильному, выразительному и осознанному чтению всех учащихся. Урок чтения должен проводиться ежедневно. Материалы учебников следует дополнить произведениями современных детских писателей (Э.Успенский, А.Алексин, Н.Носов, В.Драгунский могут заинтересовать ребят). Повести, рассказы, романы о самих сегодняшних детях и подростках – вот благодатный литературный материал для формирования личности ребенка. Нужно открыть нашим детям вход в тот мир, где живет похожий на них герой, находящийся в том же окружении, мучающийся теми же проблемами и решающий те же задачи, что и юный читатель.

2. На конкретных примерах из опыта работы я стремилась в данном реферате показать, какие особенности имеет процесс формирования навыков чтения у учащихся специальной (коррекционной) школы, а также какие упражнения я использую в каждом конкретном случае (при выработке правильности, беглости, выразительности и сознательности чтения). Данные компоненты неотделимы друг от друга, поэтому система упражнений должна проводиться на каждом уроке, в комплексе. Рекомендованные мною упражнения могут быть полезны учителям начальных классов, родителям, имеющим умственно отсталого ребенка, преподавателям естественно-гуманитарного цикла предметов коррекционной школы.

3. В данном реферате я предлагаю педагогические технологии, их краткую характеристику, которые дают положительные результаты при выработке навыков чтения. Эти технологии применимы на всех уровнях обучения, могут внедряться, начиная с начального звена обучения. Полезны для учителей-словесников могут быть проверочные работы по чтению в старших классах коррекционной школы на начало и конец года и таблица проверки навыков чтения, рекомендованные А.К.Аксеновой.

4. Анализ состояния обучения чтению учащихся старших классов Демидовской специальной (коррекционной) школы-интерната показывает, что на начало учебного года техника чтения у многих детей значительно ниже, чем на конец учебного года. Летом дети читают мало, у обследованных учащихся увеличиваются проявления нарушений чтения по всем по всем характеристикам. В результате систематических занятий учащиеся наращивают темп чтения, снижают ошибочность, восстанавливают навык выразительного чтения. Осознание прочитанного часто остается поверхностным, так как учащиеся  опираются только на свой жизненный опыт и не всегда способны понять идею, заложенную в произведении. С помощью технологии поддержки и сотрудничества, а также применяя проблемно-поисковые технологии, учитель должен развивать навык сознательного чтения у учащихся, так как дети, читающие неосознанно, плохо успевают по всем устным предметам, испытывают трудности при обучении в ПТУ. Учитель должен стремиться расширить объем зрительного восприятия детей, что ведет к улучшению техники чтения.

Дальнейшая работа по формированию навыков чтения в коррекционных школах должна вестись с использованием всех резервов, направленных на положительный результат. Важно ввести в коррекционной школе единый час чтения в группах по выходным дням. Для этого уместно использовать методы жужжащего чтения (птичий базар)Ж, метод парного чтения. Группы детей, в которых данный час введен, имеют лучшие результаты по формированию навыков чтения.

Использованная литература

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999.с.160, глава «Методика обучения чтению».

2. Аксенова А.К. Административно-диагностические проверочные работы по русскому языку и чтению в старших классах коррекционной школы (распечатка, курсы повышения квалификации),с.28.

3. Алтухова Т.А. Анализ состояния обучения чтению учащихся школ с ТНР. Журнал «Дефектология», №5,1994, с.49.

4. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. Москва, «Просвещение», 1991,с.16.

5. Кислицина Е.В. Упражнения по развитию навыков чтения. Журнал «Начальная школа», № 6, 2003,с.47-50.

6. Руднева Л.А. Выразительное чтение во вспомогательной школе. Ленинград, 1977, с.19-36.

7. Харчевникова О.Е. Овладение учителем школьными технологиями. Журнал «Начальная школа», № 2, 2003, с. 33-34.



Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа – интернат»

Личный перспективный план

по самообразованию

«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»

Воспитателя 7-9 классов

Лепшаковой В.Ф.

Тема самообразования: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Цели: формирование  навыков  беглого, осознанного, выразительного чтения;  развитие познавательных и творческих способностей учащихся

Задачи:

-определить целесообразные методы и приёмы работы, способствующие развитию скорости, осознанности, выразительности чтения;

-способствовать формированию навыков беглого, сознательного, выразительного чтения;

-активизировать познавательную деятельность учащихся и расширять их знания об окружающей действительности через чтение книг;

-воспитывать любовь к чтению;

-развивать интерес к чтению;

-выражать веру в то, что каждый учащийся способен научиться беглому, осознанному, выразительному чтению, учитывая индивидуальные особенности детей.

Направления самообразования:

Основные направления

Способы достижения

Уч. год Сроки

Результат

1.Изучение литературы

1. Изучение новых образовательных стандартов, уяснение их особенностей.

http://standart.edu.ru/

2. Ознакомление с методической литературой

3. Работа с Интернет-ресурсами по  своей теме

2018-2021

Регулярно

1. Изучен новый ФГОС

Вывод: учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к ученику, а выступает как сотрудничество – совместная работа. Роль учителя не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а в том, чтобы создать условия для познавательной исследовательской деятельности учащихся

2.    Изучена методическая литература

2.  Повышение профессионального уровня

1.  Прохождение курсов повышения квалификации

2.  Изучение опыта работы учителей через участие в работе ШМО, изучение опыта работы коллег через участие в работе  мастер-классов, круглых столов, через Интернет-ресурсы

 

Регулярно 

2018 г. ПОИПКРО «Содержание и условия реализации ФГОС» для учителей 7-х  классов.(72 часа)                                                                                                                                                         2018 г. ПОИПКРО «Содержание и условия реализации» для учителей 7 -9-х  классов.(72 часа)                                                                                                                                                                                                                                  2019 г. ПОИПКРО «Содержание и условия реализации ФГОС в начальной школе» для учителей 7-х  классов.(72 часа)                                                                                                                                     2019 г. ПОИПКРО «Содержание и условия реализации ФГОС» для учителей 8  - 9-х  классов.(72 часа)                                                                                                                  2019 г.(курсы «Intel»  )  «Развитие информационно-образовательной среды, отвечающей требованиям ФГОС» (7 часов)                                                                                                      

3. Планирование работы со слабоуспевающими учащимися

1.Изучение литературы по теме

2. Создание плана

2018-2021

Разработан план работы со слабоуспевающими детьми

4. Планирование работы с одарёнными учащимися

1. Изучение литературы

2. Создание плана

2018-2021

Разработан план работы с одарёнными детьми

5.Предварительная работа с родителями

Просвещение родителей через публикации, проведение родительского собрание

2018

Провести родительское собрание «Почему ребёнок не любит читать?»»

6.                 Опробовать данную технологию.

Разработать индивидуальные задания для  уроках по данной теме.

2018-2021

В течение 3-х лет

 

7                 Работа обучающихся над индивидуальными заданиями.

Разработки, дидактические материалы, олимпиадные задания, тесты , памятки, рекомендации

2018-2021

В течение 3-х лет

 

8.              Работа над собственной педагогической мастерской

Работа с папками-накопителями

Создание методических разработок

 Портфолио  учителя

2018-2021

 

9           Обобщение опыта

 

2021

 



Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа - интернат»

Программа

кружка «Выразительное чтение»

для 7-х классов


 

Воспитатель

Лепшакова В.Ф.

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Приемы и методы обучения, состав кружка,  результативность работы
  3. Учебно-тематический план
  4. Основное содержание тематического плана
  5. Информационно-методическое обеспечение

                                       

Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе.

Кружковая работа способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся.  Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.  

 Выразительное чтение в условиях школы – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство  писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся, как увлекателен,  разнообразен,  неисчерпаем мир слова.

Программа рассчитана на 64 часов, (2 часа в неделю) развития речи учащихся средних классов. Занятия включают теоретическую часть, предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями.

Цели:

Обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;

Формирование познавательных интересов школьников как основы учебной деятельности;

Активное участие в школьных и городских смотрах, конкурсах и других мероприятиях;

Задачи:

-добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

-чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с   орфоэпическими нормами

-читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;

-развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к отечественной литературе.

Ясная и правильная передача мыслей и чувств автора  - главная задача выразительного чтения 

Приёмы и методы обучения.

Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.

Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения речевого аппарата и работы с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и  дыхательную гимнастику,  работу над техникой речи (дикцией, орфоэпией, голосом).

Следующим этапом работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.

Одновременно делаются упражнения по отработке правильной интонации.

Учащиеся знакомятся со сценической грамотой, с основами искусства актёра (темы «Исполнительские задачи», «Словесное действие и подтекст»). Важным приёмом является личный пример учителя, речь      которого должна быть ясной, чёткой и выразительной.

Состав кружка 

Кружок состоит из учащихся 7-х классов. В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы.

Результативность работы кружка  

Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями.

Учащиеся должны принимать участие во всех школьных (конкурсы чтецов, концерты для учителей и родителей) и муниципальных мероприятиях творческого характера.    

Учебно-тематический план.

 №

Тема (блок)

 

 

1

Введение

2

Техника речи

3

Правила литературного произношения

4

Интонация

5

Рассказывание

6

Мимика и жестикуляция

7.

Формы построения стихотворений

8

Средства выразительности

 

Всего часов 64

 

 

 

Дата

Тема (блок)

Кол-во часов

Форма занятия

Учебный материал

Примечание

 

Введение

Цели и задачи кружка «Выразительное чтение»

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

 

 

Техника речи.

2)Искусство  дыхания

1

1

Беседа (теория)

Стихи А.С.Пушкина

 

 

3)Голос

2

Практическое

Стихи Н.А. Некрасова

 

 

4)Дикция

2

Практическое

Пословицы и поговорки. Скороговорки. Считалки

 

 

5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся

3

Практическое

Стихи о Родине

 

 

6)Конкурс чтецов (любимые стихи)

2

Конкурс

Стихи о Родине

 

 

Правила литературного произношения 

7)Теоретические сведения о логике чтения. 

1

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

 

 

8)Орфоэпическое произношение

1

Практическое

Стихи о родной природе

 

 

9)Тренировочные упражнения

2

Практическое

Стихи А.Барто

 

 

Интонация.

10)Темп. Ритм. 

1

Беседа (теория)

Стихи В. Маяковского

 

 

11)Эмоционально-образная выразительность

2

Практическое

Стихи Сергея Есенина

 

 

12)Сопереживание. 

2

Практическое

Стихи патриотической тематики

 

 

13)Паузы

2

Практическое

Лирика С.Есенина, Н. А. Некрасова

 

 

14) Чтение по ролям

2

Практическое

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

 

 

15)Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе».

2

Конкурс

Стихи С. Есенина,

Ф. Тютчева, А. Фета и др.

 

 

16)Выразительное чтение прозы

2

Практическое 

Рассказы М. Зощенко

 

 

Рассказывание        

17)Виды рассказывания

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

 

 

18)Рассказ близкий к тексту

2

Практическое

 Н.Носов Рассказы

 

 

19)Рассказ в сокращении

2

Практическое

Дорохов Рассказы

 

 

20)Рассказ с изменением лица рассказчика

2

Практическое

А.П. Платонов «Разноцветная бабочка»

 

 

21)Импровизированный рассказ

2

Практическое 

А.П. Чехов «Хамелион»

 

 

22)Рассказывание в детской аудитории

2

Практическое

Русские народные сказки

 

 

Мимика и жестикуляция

23)Понятие о мимике и жесте 

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

 

 

24)Особенности чтения басни. 

2

Практическое

Басни И. С. Крылова.

 

 

25)Чтение поэм

2

Практическое

Лермонтов М. Мцыри

 

 

26)Баллады

2

Практическое 

Баллады В. А. Жуковского

 

 

27)Конкурс чтецов

2

Конкурс

Произведения разных литературных жанров.

 

 

Формы построения стихотворений

28)Что такое рифма. Белые стихи. Открытая и закрытая рифмы. 

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

А.Кольцов « Кольцо»

 

 

29) Рифма

2

Практическое

Подбор рифмы

 

 

30) Стихи Демидовских поэтов

2

Практическое

Стихи Язенькина Г., Логуткина В., Прохоркина Н.

 

 

31)Конкурс чтецов

2

Конкурс

Пейзажная лирика

 

 

Средства выразительности

32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория

2

Беседа (теория)

Лекция учителя

 

 

33)Конкурс чтецов ко Дню Победы

2

Практическое

Патриотическая лирика

 

 

34)Конкурс стихов о природе

2

Конкурс 

Пейзажная лирика

 

 

35)Подведение итогов работы.

1

 

 

 

 

 

64

 

 

 


 

Информационно-методическое обеспечение

  1. Н.С. Сухоцкая «В школьном театре», изд. «Дрофа», М.: 2007 год

Б.Т. Панов «Внеклассная работа по литературе», изд-во «Лицей», 2013 год.       

А. П. Квятковский. «Школьный поэтический словарь» . Изд-во «Дрофа» М.: 2000 год

Е. И. Фадеева «Лабиринты общения» .Учебно-методическое пособие.  Москва 2003 год

В. М. Симонов.  Педагогика: Краткий курс лекций - Волгоград 1997 год.

О.В. Кубасова «Выразительное чтение». – М., 2007г.

Литература. 6 кл. Учебн.- хрестоматия для общеобразоват.учреждений. в 2 ч. Под редакцией В.Я. Коровиной. – 2013.



Предварительный просмотр:

СОБОУ «Демидовская школа – интернат»

«Идет волшебница зима»

Конкурсная программа,

проведенная с воспитанниками 5-ой группы

Воспитатель:

Лепшакова В.Ф.

г. Демидов

Идет волшебница – зима

Цели:

  1. Прививать любовь к родной природе.
  2. Вырабатывать навыки выразительного чтения стихотворного текста.
  3. Развивать творческие способности воспитанников. Изготовление поделок своими руками.

Оборудование: плакаты, видеоролики о зиме, грамзаписи, заготовки для изготовления снежинок.

Ребята, мы часто с вами говорим: «В любое время года прекрасна родная природа». Кажется еще недавно мы говорили об осени. Сравнивали ее с радугой разноцветной. А вот сегодня мы видим: эту радугу запорошил белый снег. Зима накинула на печальную землю белое покрывало. А вы прислушались, какой удивительной музыкой звучит каждый шаг на снегу? Представьте себе, мы гуляем по дорожкам школьного парка, слышим скрип своих шагов.

А какие звуки еще можно услышать в зимнем парке? Что бы ответить на этот вопрос, проведем игру. Я буду читать текст, а вы его озвучивать

  • Вороны
  • Сороки
  • Дятел
  • Журчание воды.

Наступила зима. Хорошо в парке. Деревья надели теплые шубы и сделались еще важнее. Тихо. Только серые вороны расшумелись на снегу. Да трещат болтливые сороки.

А это что за стук? Это дятел лечит большое дерево. Своим крепким клювом он достает насекомых из – под коры.

 А это что журчит? Это по круглым камушкам вода бежит. Она еще не замерзла. Тонкий ледок, как зеркало, только начал покрывать ее, поэтому подходить к водоемам детям строго запрещено.

Мы послушали зимние звуки. Теперь попробуем отгадать загадки о зиме.

Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка.

Тряхнет перинкой –

Над миром пушинки.

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,
        Все сквозные, вырезные,

А возьмешь — вода в руке?

(снежинки)

Прозрачная морковка

Растет зимой …. (сосулька).

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром.

зима (три белых коня…)

Как же приходит к нам зима? Это мы узнаем из стихотворения А.С. Пушкина. Вот его портрет. А.С. Пушкин очень любил зиму и посвятил ей замечательные стихи.

Одно из них рассказывает Катя Н.

Катя, какие три главных действующих лица в этом стихотворении?

Север. Что сделал север?

Зима. На какой картине она изображена?

Мороз «блеснул» - почему Пушкин выбрал именно это слово?

А сейчас Уля прочитает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», в котором поэт описал солнечное зимнее утро.

Следующее стихотворение А.С. Пушкина о зиме прочитаю вам я, и постараюсь научить вас читать его грамотно и выразительно.

«Зимняя дорога»

Работа над выразительным чтением.

Раздаточный материал.

  1. Грустно и печально;
  2. В ускоренном темпе;
  3. Спокойно, эмоционально.

Читаем стихотворение по частям, для выразительности – расставлены паузы, обозначены логические ударения. Лучшему исполнителю приз.

А какие же песни мог исполнять ямщик? Одну из них мы послушаем в исполнении солистки ансамбля «Золотое кольцо» Надежды Кадышевой.

Как вы думаете, веселая эта песня или грустная?

Почему веселая: серебристый снежок, мчится троечка, звенят бубенцы и колокольчики.

Грустная: с молодою женой мой соперник сидит…

Что вы представили себе, когда слушали эту песню: еду на троечке, еду на саночках с горы: серебрится снежок.

Представляется: три белых коня, ямщик поет песни…

А какой у вас самый любимый праздник зимой? (Новый год)

Отгадайте мои загадки.

На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришёл старик седой.

(январь – декабрь)

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.

(декабрь)

Ребята, осталось несколько коротких декабрьских ночей и к нам придет новый 2019 год. Все вы станете на год взрослее и намного самостоятельнее. Уже завтра Дед Мороз принесет вам подарки.

А какие подарки приготовили вы Деду Морозу? Какие стихотворения для него вы выучили? Эти стихи вы прочитаете сегодня, а жюри оценит ваше чтение и назовет победителей. (дети читают по очереди читают новогодние стихотворения)

Поздравляю вас с Новым годом! Желаю, чтобы он для вас был успешным. Будьте се здоровы и счастливы.

Ребята, мы снова в творческой мастерской Деда Мороза. Сегодня мы научимся изготавливать снежинки. (показ образца).

Наша задача: украсить своими снежинками вестибюль общежития.

Технология изготовления снежинок.

Для снежинок нам понадобится: ножницы, клей, карандаш, линейка, угловой любой дырокол с рисунком, ягоды на проволоке, ' обрезки картона или бумаги.

Снежинки, сделанные из картона, можно потом группировать в гирлянды, да и проживет такая снежинка дольше бумажной.

Шаг 1. Для одной снежинки нам понадобится пять квадратов.

Шаг 2. Каждый квадратик размечаем линиями пополам. В центре пересечения линий отступаем по 1 см и делаем разметку карандашом.C:\Users\Library\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image2.jpeg

Шаг 3. Берем угловой дырокол и оформляем углы.

Шаг 4. Ножницами надрезаем по линиям до меток карандаша.

Шаг 5. Загибаем по линиям разрезов. Загнутые концы можно подклеить. Если же хочется более пушистый вариант, тогда концы не склеиваем. Должно получиться пять заготовок на одну снежинку.

Шаг 6. Проделываем шилом дырочки и нанизываем на ягоду на проволоке в шахматном прядке.

Снежинка готова!

Вот какие снежинки у нас получились. Их соединяют в одну гирлянду, прикрепляют в вестибюле.

 Подведение итогов: отмечаются лучшие работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ  ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ"

    Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для...

Рабочая программа по чтению для учащихся 10 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Данная программа составлена  на  основе  программы  «Литературное чтение и развитие устной речи» из сборника «Программно-методическое обеспечение для 10 –12 классов  с  у...

Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""

Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""...

Рабочая программа по чтению для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Рабочая программа по чтению для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида....

Тема: «Совершенствование вычислительных навыков у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Изменение социальной и экономической жизни нашего общества неизбежно влечёт за собой пересмотр задач специальной школы, требует усиления подготовки учащихся к новым условиям в быту и на производстве....

Изучение профессиональных предпочтений у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Статья(курсовая работа). Материал подойдет для выступления на педсовете или для курсовой работы студентам...