Проектная деятельность на уроках ПТО и ПО столярному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида
план-конспект урока по технологии на тему

В статье представлен опыт проектной деятельности на уроках ПО в школе 8 вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

КСКОУ ОО «Болховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Проектная деятельность на уроках ПТО и ПО столярному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

        

Учитель Бутримов Ю.М.

2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…………………………..………………………………………………………2

  1. Историческая справка………………………………………….……………….4
  2. Теоретические предпосылки использования проектной деятельности на уроках трудового обучения………………….….. 5
  3.  Особенности  организации  проектной   деятельности в

                              специальной (коррекционной) школе…………………...9

  1. Характеристика этапов учебного проектирования………..….10

         

      Заключение …………………………………………………………………………...12

      Список использованной литературы……………………………….…15

      Приложение……………………………………………………………………….…16

ВВЕДЕНИЕ.

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. С другой стороны, возрастает потребность общества в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. Наконец, трудовая деятельность вообще — это объективная потребность общества, без нее общество не может полноценно функционировать и развиваться.

Практика показывает, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и  проектные  методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.

Создание условий для реализации творческого развития на уроках, основанное на активной  деятельности  учащихся в тесном сотрудничестве с учителем, достигается благодаря:

  •   формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (очевидно, что учить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха; бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);
  •   сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;
  •   созданию благоприятных  условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности учащихся;
  •   дифференцированный  и индивидуальный  подход в обучении;
  •   использованию методов, активизирующих учебный процесс;
  •   использованию учителем различных вербальных средств (чтение, монолог и диалог, жестовые и мимические средства, проговаривание и заучивание технических терминов и др.) с целью развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки навыков осознанной, правильно грамматически оформленной речи;
  •   неразрывному единству обучения и воспитания.

Проанализировав все, можно прийти к выводу, что, обучая детей труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов.

Историческая справка.

Метод проектов возник в 20 –е годы XX века в США. Его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще вначале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко     внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

Проектирование – от лат. projectus – брошенный вперед.

Проектирование:        

  • мысленное моделирование образа желаемой действительности.
  • описание желаемого результата (цели)  и той деятельности, которая должна к нему привести,
  • целенаправленная деятельность для достижения желаемого результата.

Продуктивность применения проектного метода обусловлена:

  •   технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному», обязательно достигается желаемый результат;
  •      достаточно высокой эффективностью уроков;
  •   развитием речевых навыков учащихся, в том числе в неподготовленной речевой ситуации;
  •   развитием и поддержанием интереса к предмету;
  •   практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;
  •   развитием коммуникативных навыков учащихся;
  •   созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.

  Элементы проектного обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.

На своих уроках ПТО и ПО метод проектов я использую  при изучении любой темы, на всех этапах обучения, в особенности, на завершающем этапе. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями (при личностно-дифференцированном подходе к каждому). Идеи проектных работ могут успешно находить не только учителя, но и сами дети.

Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение учащихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы. И конечно, продуктивное развитие, обучение и воспитание ребенка невозможны без профессиональной и высоконравственной позиции самого учителя.

Цель метода проектов:

   Научить:

  • приобретать знания самостоятельно 
  • пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач
  • искать пути решения проблемы, выбирая оптимальный при наличии альтернативы
  • планировать свою деятельность
  • работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли 
  • объективно оценивать процесс и результат проектирования..

Задачи проектной деятельности:

 

  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать.
  • Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление)
  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы)
  • Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию и т.д.)
  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы)

Как было отмечено выше, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев положительно относятся к урокам трудового обучения, что связано с чувством удовлетворения от изготовленного своими руками изделия. Однако положительное отношение к занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебно-трудовой деятельности.

Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках трудового обучения показывает, что ее мотивы, как правило, отличаются примитивной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны. Многие учащиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у них вызывает недостаточно (или вообще не вызывает) положительных эмоций.

Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо учитывать особенности выделенных типологических групп умственно отсталых школьников применительно к урокам трудового обучения (Е.А. Ковалева, С.Л. Мирской, Н.П. Павлова):

  •   школьники, при обучении которых не возникает необходимость опоры на систематический дифференцированный подход;
  •   учащиеся с преимущественными нарушениями целевой стороны трудовой деятельности (планирования и целеполагания в работе);
  •   учащиеся с преимущественным нарушением исполнительной стороны трудовой деятельности
  •   школьники с преимущественным нарушением энергетической стороны трудовой деятельности;
  •   учащиеся с одновременным нарушением двух-трех сторон трудовой деятельности.

Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов учащихся.

На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения работать с информацией, материалами, инструментами. Система проектов строится по принципу усложнения. По мере обучения учащиеся достигают осознания собственных возможностей в проектно-технологической деятельности.

Особенности организации проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе.

Как уже говорилось выше, проектный метод или его элементы можно использовать при изучении любой темы по столярному делу, но сейчас мне хотелось бы остановиться на использовании проектных методик при подготовке учащихся к государственному квалификационному экзамену, который в нашей школе традиционно проходит в форме защиты  учащимися  выпускного класса своих экзаменационных изделий. Этому предшествует долгая подготовка, которая начинается с выбора темы проекта каждым учащимся.

Для наиболее эффективного выполнения проектов учащимися я, как учитель, обязан учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:

  •   подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  •   интерес школьников к проблеме;
  •   практическая направленность и значимость проекта;
  •   практическая осуществимость проекта;
  • существенными условиями учебной проектной деятельности являются:
  • возможность применения полученных знаний, умений и навыков;

                    - соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;

          -  наличие необходимых материально-технических средств;

      -соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требованиям;

          - обеспечение безопасных условий труда;

          -  использование образовательных ресурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования, производственных структур;

         -  применение природных материалов и отходов производства;

    - рациональное планирование и оформление учебного комплекса.

Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.

Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы я имею «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подготовленности учащихся. «Копилка» сопровождается приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением, что позволяет мне проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.

Характеристика этапов учебного проектирования.

Работа начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи (темы) проекта.

Далее следуют сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Это является основой для предложения вариантов решения задачи (желательно нескольких).

Выдвинутые идеи анализируются с каждым учащимся, и из них отбираются наиболее перспективные.

После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации (совместно с учителем)

Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. В процессе выполнения технологических операции, анализа и контроля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.

По завершении изготовления проводятся испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам. По их результатам учащимися выдвигаются перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта, определяются возможности его практической реализации.

Защита проекта на государственном экзамене— итог работы каждого учащегося, где он должен не только продемонстрировать выполненное изделие, но и грамотно его представить, обосновать необходимость выбора данного изделия, суметь рассказать об этапах выполнения и используемых материалах. Этому помогает параллельное написание письменной экзаменационной работы совместно с изготовлением изделия, в которой учащийся и отвечает на поставленные ранее воспросы.

      Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся.

Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников.

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

                                   

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях. Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности.

Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель трудового обучения может многое сделать, для того, чтобы эти руки стали умелыми.

Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности.                                                                                          

Введение в процесс образования на уроках трудового обучения в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.

Проекты, которые учитель предполагает использовать в рамках классно-урочной предметной системы, должны иметь место и время их использования в воспитательно-образовательном процессе. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).

Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы.

Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок (разработка эскиза изделия), до проекта на четверть, на учебный год, на государственный квалификационный экзамен..

Конечно, наши выпускники не станут владельцами  предприятий и при организации такой работы встречаются много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны:

– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;

– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);

– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);

– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать дальнейшее обучение по профессии в)

– приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.

Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим, неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни людей будет меньше среди выпускников с проблемами в развитии. Усиление социальной направленности образования ведет к ориентации специальных (коррекционных) школ для детей с проблемами в развитии на потребности  рынков труда.

Литература

Байбородова А.В. Обучение технологии в средней школе. — М.: Владос, 2004.

Бобровская А.Н. Использование проектной деятельности на уроках технологии. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта. — М.: Аркти, 2003.

Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. — М.: Академия, 2000.

Шинкоренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. — Минск: изд-во «Университетское», 1990.

Шмидт В.В. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.

   

        



Предварительный просмотр:

Тема урока: Работа на токарном станке по дереву. Изготовление шкатулки.

Цель: научить учащихся выбирать и крепить детали, определять диаметр заготовки, отбирать режущий инструмент для выполнения чернового и чистового точения с учетом свойств древесины; контролировать качество обработанной заготовки;

развивать навыки работы по чертежу и технологической карте изделия, самоорганизации практической деятельности; способствовать формированию и развитию первоначальных умений навыков работы на токарных станках,  формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

воспитывать внимание, аккуратность, технологическую дисциплину, трудолюбие, бережливость, ответственность за результат своей деятельности.

Оборудование: токарный станок по дереву, разметочный инструмент, стамески, заготовки древесины, компьютер, видеопроектор.

Ход урока

  1. Организационное начало.
  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности к уроку, рапорт дежурного.
  3. Настрой на работу.

II. Повторение пройденного материала.

1.        Беседа по вопросам:

  • Назовите основные части токарного станка и их назначение.
  • Какое движение в станке называется главным, а какое вспомогательным?

2.        Практические задания:

1) Закрепите деталь в патроне, трезубце, планшайбе.

3.        Брейн-ринг по теме «Токарный станок».

Вопросы к брейн-рингу по теме «Токарный станок»:

  1. Опора для шпинделя. (Передняя бабка.)
  2. Вращающийся вал станков с устройством для закрепления заготовок. (Шпиндель.)
  3. Часть станка, поддерживающая заготовку. (Задняя бабка.)
  4. Приспособление, устанавливаемое на шпинделе  станка для закрепления на нем обрабатываемых деталей или инструмента. (Планшайба.)
  5. Деталь станка - подвижная в осевом направлении гильза, в которую может быть встроен шпиндель задней бабки. (Пиноль.)

9)        Обработка снятием стружек, поверхностей тел вращения.
(Точение.)

10. Вращательное движение заготовки. (Главное.)

4.        Сообщение темы и цели урока.

III. Изложение программного материала.

1. Сообщение учащегося «Использование древесины в народном хозяйстве».

Все породы древесины можно разделить не только на хвойные и лиственные, но и твёрдые и мягкие. Для выполнения токарных работ мастер определяет, каким целям будет служить будущее изделие. В зависимости от этого выбирает древесину по твёрдости, мягкости. Породу древесины можно определить не только по коре, сучьям, хвое или листьям, но и по текстуре, цвету и запаху. Самыми распространёнными породами древесины, используемыми для изготовления декоративных изделий, являются: дуб, акация, вяз, лиственница, сосна, кедр, орех, бук и т. д. Для изготовления изделий, которые будут использоваться в виде инструмента или предметов быта (ручка для напильника, скалка, картофелемялка, ножки стула или табурета и т.д.) используют твёрдые породы древесины: берёза, дуб, орех, граб, вяз, клён, ясень и т.д. Текстура у этих пород древесины иногда не имеет ярко выраженного природного рисунка, но прочность говорит, что изделия, выполненные из этих пород, прослужат долго. Из твёрдых пород древесины в народном хозяйстве делают строительные леса, которые используются для выполнении ремонтных и отделочных работ фасадов зданий, тара для пищевых, промышленных товаров, а также для станков и оборудования, частично используется в машиностроении.

2. Вводная беседа.

Учитель. Художественное точение – широко распространённый вид художественной обработки древесины, применяемый при изготовлении мебели, посуды, игрушек и других предметов, который ведёт своё начало от старинных русских промыслов.

Рассмотрите художественно обработанные образцы изделий (рис.1).

http://festival.1september.ru/articles/608626/img1.jpg

Рис.1. Изделия из древесины, выполненные токарным способом обработки: а – подставка под цветы; б – подсвечник; в – шкатулка; г – чашка с блюдцем; д – ваза.

Зная свойства древесины, можете ли вы назвать, какие породы наиболее подходят для точения на токарном станке? (Ответы учащихся)

Для художественного точения применяют древесину груши, яблони, сливы. Эти породы древесины нам очень хорошо знакомы, так как они являются фруктовыми деревьями, которые мы привыкли видеть с раннего детства на даче, приусадебном участке и т.д. Но нельзя забывать и о таких породах древесины как клён, берёза, бук, дуб, ясень, липа, сосна.

Учитель демонстрирует различные породы древесины в виде заготовок и изделия, выполненные из них (шахматы, кегли, картофелемялки, рукоятки для напильников, киянки, кубки, вазы, фигурные столики для цветов). Обращает внимание учащихся на рисунок фактуры древесины и цвет.

Иллюстративный рассказ.

Учитель. Сущность процесса резания при точении заключается в снятии слоя обрабатываемой заготовки в виде стружки

Подготовка заготовки к точению включает следующие операции:

  • отрезка по длине;
  • осмотр состояния древесины;
  • разметка центров вращения;
  •         придание заготовке формы, близкой к цилиндрической.
  • После разметки заготовку крепят на станке. Демонстрируя различные заготовки, учитель предлагает учащимся выбрать способ крепления заготовки.

Посмотрите, какие бывают виды стамесок:

  • желобчатая полукруглая (для черновой обработки);
  • желобчатая полукруглая выпуклая;
  • желобчатая полукруглая вогнутая;

-        чистовая (косая) для чистовой обработки, вытачивания конусов, подрезания торцов.

В практике черновой резец называют полукруглой стамеской (рейером), чистовой стамеской (майселем). Термин “рейер” происходит от голландского слова, означающего в переводе “перемещаться, передвигаться”. Майсель” – немецкого происхождения, переводится как “вырезать, высекать”. 

Физкультминутка.

3.        Объяснение и показ работы на станке.

Учитель. Перед изготовлением детали выполняют наладку станка, которая состоит из следующих последовательных действий:

1)        надежно крепят заготовку;

2)        надежно крепят подручник, чтобы расстояние до обрабаты-
ваемой поверхности заготовки было 2-3 мм;

3)        выбирают нужную частоту вращения;

4)        подбирают и раскладывают необходимые режущие и изме-
рительные инструменты.

Перед началом работы нужно надеть рабочую одежду и очки.

Учитель показывает, как установить стамеску на подручник, затем, включив станок, демонстрирует приемы точения

-        вначале черновое точение полукруглой стамеской;

-        затем чистовое точение косой стамеской, оставляя припуск 3-6 мм

Обратите внимание, ребята, на такое важное обстоятельство: нельзя допускать врезания в заготовку острого угла стамески, так как возможен выброс стамески, что неизбежно приведет к травме.

Контроль размеров заготовок осуществляется различными инструментами:

  • кронциркулем;
  • штангенциркулем.

Прямолинейность проверяют на просвет линейкой

Учитель показывает приемы контроля размеров мерительными инструментами.

После остановки станка снимают заготовку, пилой с мелкими зубьями отрезают шейки и торцы, зачищают их напильником или шлифовальной шкуркой.

4. Инструктирование по правилам безопасности при работе на станке:

Учитель. Ознакомьтесь с правилами безопасной эксплуатации станка и запишите их в рабочую тетрадь:

  1. Не включать станок без разрешения учителя.
  2. Надежно крепить заднюю бабку станка.
  3. Проверить заготовку, чтобы она не имела трещин.
  4. Надежно крепить заготовку.
  5. Тщательно подготовить рабочее место.
  6. Проверить рабочий инструмент.
  7. Заправить одежду, застегнуть пуговицы, одеть берет.
  8. Перед пуском станка одеть очки.

9)        В процессе точения периодически останавливать станок и
поджимать деталь центром задней бабки.

  1. Периодически подводить подручники.
  2. Во время работы не отходить от станка и не отвлекаться.

12)Все настроечные операции проводить только при отключенном станке.

  1. Не обрабатывать деталь вблизи трезубца.
  2. Не останавливать заготовку руками.
  3. Обо всех неисправностях сообщать учителю.

  1. Просмотр видеофильма «Изготовление шкатулки»        

IV. Практическая работа.

1.        В ы б о р объекта труда.

Учащиеся с помощью учителя выбирают объект труда:

2.        Выполнение заданий (технологических операций):

  1. Прочитать чертеж и технологическую карту.
  2. Выбрать заготовку.
  3. Разметить и установить заготовку на станке.
  4. Выбрать режущие инструменты и проверить их.
  5. Выполнить черновое точение.
  6. Выполнить чистовое точение.
  7. Зачистить заготовку шлифовальной шкуркой.
  8. Проконтролировать размеры.
  9. Снять заготовку, предварительно выключив станок.

10.        Отпилить и зачистить торцы.

Все операции выполняются под руководством учителя.

IV.        Итог урока.

  1. О ц е н к а практической работы.
  2. П о к а з и характеристика лучших деталей.
  3. А н а л и з допущенных ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"К В Н по столярному делу"для учащихся коррекционных школ VIII вида

занимательные конкурсы для учащихся кр.школ...

Организация развивающего обучения швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида через использование предметных, предметно-технологических, инструкционных карт

Основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениям...

Организация развивающего обучения швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида через использование предметных, предметно-технологических, инструкционных карт и применение швейной терминологии.

Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении ус...

Тесты по швейному делу для специальной (коррекционной) школы VIII вида

Тест для проверки знаний учащихся 6 класса по теме "Запошивочный шов"...

Конструктор для составления конспекта урока по столярному делу в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Конструктор для составления конспекта урока по столярному делу в специальной (коррекционной) школе 8 вида....

«Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе  развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи посредством игр...

Воспитание самостоятельности у обучающихся в процессе профессионально–трудового обучения на уроках ручного труда и швейного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями к самостоятельной жизни. Для этого необходимо осуществить максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности...