«Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида».
презентация к уроку (5 класс) на тему

Фомина Анна Александровна

Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе  развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи посредством игровых технологий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида». 01. 09. 2010 - 31. 05. 2011 Автор проекта : Фомина Анна Александровна учитель начальных классов г.Мичуринск. МС(К)ОУ Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

Слайд 2

«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока.» Ш. Амонашвили

Слайд 3

Актуальность. У детей с умственной отсталостью наблюдается нарушение в развитии высших психических процессов. Игра является одним из средств формирования психических образований, необходимых для учебного процесса: мышления, внимания, памяти, воображения. Игра эффективно выполняет образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенствования, самореализации и социализации личности. Посредством игровой деятельности ребёнок познаёт окружающий мир. Игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

Слайд 4

Теоретическое обоснование : В основу проекта легли идеи авторов: Л. С. Выготского , А.Р.Маллера , Н.Б. Лурье , А.Адлера

Слайд 5

Цель проекта: Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения , связной устной и письменной речи посредством игровых технологий.

Слайд 6

Задачи проекта: Изучение коррекционно-педагогического потенциала игровых технологий; Развитие психических процессов; Формирование приёмов связной устной и письменной речи: списывание , выполнение коррекционно-развивающих упражнений и заданий; письмо под диктовку; письмо изложения , сочинения. Увеличение объёма внимания и памяти; Развитие любознательности, самостоятельности(расширение словарного запаса); Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

Слайд 7

Основной вопрос проекта: Как с помощью игры добиться прочных знаний по русскому языку? Вопрос учебной темы: Обучение учащихся посредством коррекционно-развивающих игр на уроке. Учебные предметы: Коррекционно-развивающие и познавательные игры по русскому языку, стихотворные упражнения, загадки, игра-путешествия, игра-сказка, игра-занятие, игра-развлечение; схемы , карточки.

Слайд 8

Проблемные вопросы: Какова роль игры в обучении русскому языку ; Какой материал способствует коррекции и развитию познавательных процессов; Как повысить интерес обучающихся к урокам русского языка; Как могут повлиять коррекционные занятия на результат работы по активизации познавательной деятельности обучающихся.

Слайд 9

Целевые группы(руководитель проекта и участники). Участники: учащиеся 8 ,9 классов, родители учащихся , психолог , учителя-предметники и начальных классов.

Слайд 10

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Слайд 11

ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА (1.09.2010 – 31.05.2011) ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ-(сентябрь) ОСНОВНОЙ-(октябрь-апрель) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ-(май)

Слайд 12

Методы исследования: Текущие устные опросы; Тестирование; Наблюдение; Самостоятельная работа; Диктант.

Слайд 13

Подготовительный этап Изготовление дидактического материала; Подготовка к игре; Ход игры; Результаты игры.

Слайд 14

Процесс обучения и воспитания

Слайд 15

Процесс обучения и воспитания

Слайд 16

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП №№ п/п Подготовительный этап Кто отвечает Сроки выполнения 1. Донести до участников проекта важность данной проблемы. учителя 3-4 неделя сентября 2. Подобрать методическую, научно-популярную и педагогическую литературу, иллюстративный материал по данной теме. Учитель Фомина А.А. 3-4 неделя сентября 3 Провести обследование на начало реализации проекта. Учитель Фомина А.А. 1-2 неделя сентября

Слайд 17

4 Подобрать и подготовить материал, пособия и атрибуты для игровой деятельности. Учитель Фомина А.А. 1-2 неделя сентября 5 Обсудить с родителями обучающегося вопросы, связанные с проведением проекта. Учитель Фомина А.А. 3-4 неделя сентября 6 Составить список необходимого оборудования (цифровой фотоаппарат, видеокамера, DVD -плеер) Учитель Фомина А.А. 3-4 неделя сентября

Слайд 18

ОСНОВНОЙ ЭТАП №№ п/п Основной этап Кто отвечает Сроки выполнения 1 Ознакомление обучающихся с развивающими и познавательными играми по русскому языку (адаптация- налаживание взаимодействия между учителем и обучающимся) учителя Октябрь-апрель 2 Провести наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью обучающихся во время урока (включение объекта в процесс САМО) Учитель ФоминаА. А. Октябрь-апрель 3 Апробация элементов + возможно коррекция Учитель ФоминаА. А. Октябрь-апрель

Слайд 19

4 Просмотреть и провести анализ проведенного анкетирования для использования полученных данных в дальнейшей работе учителя Октябрь- апрель 5 Сфотографировать обучающихся во время работы над проектом Учитель ФоминаА. А. и родители Октябрь- апрель 6 Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы обучающихся, опросы родителей) учителя Октябрь- апрель 7 Оценка по результатам учебной работы Администрация школы, учителя май

Слайд 20

Процесс обучения:

Слайд 21

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП №№ п/п Заключительный этап Кто отвечает Сроки выполнения 1 Организация презентации итогов проекта для обсуждения педагогическим коллективом Администрация, учителя 3-4 неделя мая 2 Наградить участников проекта грамотами («За активное участие в игре», «За активную помощь в реализации проекта» и т.д.) Администрация, учителя 1-2 неделя мая 3 Анализ и оценка эффективности технологии. Учителя 1-2 неделя мая

Слайд 22

4 Предварительная оценка Учителя. 3-4 неделя мая 5 Адаптация к изменениям Учитель ФоминаА. А. 3-4 неделя мая 6 Окончательный анализ Учителя. 3-4 неделя мая

Слайд 23

Уровень качества знаний в 8,9 классах (на начало учебного года) до начала реализации проекта. класс Уровень качества знаний высокий средний ниже среднего низкий 8 + 9 +

Слайд 24

Уровень качества знаний в 8,9 классе (на конец учебного года) на конец реализации проекта. класс Уровень качества знаний высокий средний ниже среднего низкий 8 + 9 +

Слайд 25

Результаты : При обучении детей русскому языку посредством игровой коррекционно-развивающей деятельности происходит формирование высших психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, связной устной и письменной речи. Многообразие и широкий спектр развивающих, коррекционных и познавательных игр по русскому языку помогают учащимся адаптироваться к современным реалиям жизни.

Слайд 26

Выводы: Коррекционные приёмы обучения русскому языку направлены на развитие познавательной активности и речи учащихся; Научившись развивать внимание детей, сумели придать новую силу их памяти и мышлению, и значит, сделали учёбу радостной. Применение коррекционно-развивающих игр и заданий по русскому языку расширяет словарный запас обучающихся, воспитывает любовь к окружающему миру и подготавливает их к будущей жизни.

Слайд 27

Информационные источники: И.А.Липина «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка». Начальная школа, №7,1999 . Е.П.Плешакова «Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения, 3-4 классы». Волгоград, 2006г. И. Н.Садовникова «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» Издательство «Владос», Москва,1995г. Л.Н. Уфимцева «Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта». Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта и развития №3, 2005г. Е.С. Унковская «Особенности владения средствами коммуникативной деятельности учащимися младших классов школы VIII вида» Дефектология, №4,2009г. А.А.Мелик-Пашаев, А.А.Адаскина «Методики исследования и проблемы диагностики художественно- творческого развития детей» Дефектология, №5,2009г. Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» Москва, 1989г. Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Москва, 1991г. Сайт «Министерство образования и науки РФ» Сайт «Управление образования и науки по Тамбовской области» Сайт «Тамбовский институт повышения квалификации работников образования».

Слайд 28

Распространение опыта Сайт школы: michkorsch.68edu.ru Проект был представлен в виде презентации на педсовете школы 27 мая 2011года, был обсуждён и одобрен педагогами.

Слайд 29

Возможности использования Данный проект может быть использован на территории РФ в коррекционных школах VIII вида при индивидуальном обучении на дому.