Главные вкладки

    Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.
    статья по русскому языку по теме

    Андрющенко Яна Николаевна

       «Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.

       Многие думают, что у ученика на первом месте должны быть такие понятия как  долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moy_otchyot.doc146.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

    Творческий отчёт учителя русского языка и литературы

     Андрющенко Яны Николаевны.

    (Слайд № 1)

                                                                                                “Единственный путь,

                                                                                       ведущий к знанию –  деятельность»                                                          

                                                                                                                              Бернад Шоу

     (Слайд № 2)                                                                                                          

       «Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.

       Многие думают, что у ученика на первом месте должны быть такие понятия как  долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.

         Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.  И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.  Ведь как говорил Бернард Шоу: “Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность».

       За время работы в школе мною накоплен , может быть, небольшой, но все же опыт педагогической работы . Мною было отмечено, что у многих детей отсутствует  познавательный интерес на уроках русского языка и литературы. Именно поэтому я выбрала тему «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

       К каждому из своих уроков я тщательно готовлюсь, стараюсь, чтобы новый урок не был похож на предыдущий.

    (Слайд № 3)     Для этого я изготавливаю наглядные пособия,

    (Слайд № 4)     подбираю раздаточный материал (карточки с заданиями,

    (Слайд № 5)     таблицы,

    (Слайд № 6 , заполняется по щелчкам)     схемы),

    выстраиваю работу на уроке так, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к тому или иному выводу. Думаю, что все методы хороши, если заставляют ребят активно работать на уроке, помогают быстро и надолго усвоить материал. Я постоянно нахожусь  в творческом поиске, и цель моей работы- научить, заинтересовать, разжечь желание и стремление узнать предмет глубже.

        В своей работе стараюсь проводить комплексное обучение: развиваю речь (монологическую, диалогическую, письменную), мышление, формирую орфографические, пунктуационные навыки.

       Как, наверное, каждый из педагогов, я считаю своим долгом научить ребёнка не только грамотно писать, но и мыслить, выражать свои чувства. Основной принцип работы учителей – научить ребенка самостоятельно думать и работать, научить учиться.

    (Слайд № 7 )

    Для изучения языка гораздо важнее

    свободная любознательность,

    чем грозная необходимость.

                              Августин Аврелий

    Формирование интереса к предмету –

    одна из главнейших задач учителя-предметника.

        Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.

       Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. А учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

       Родной язык они часто воспринимают как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому в преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка.

        В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.

        По моему мнению, одной из главных задач учителя-предметника -  изучить познавательный интерес, определить пути формирования интереса на уроках русского языка и литературы.

        Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.

        Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник заинтересован.

        Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учиться, без которой он далеко не уйдет.

        Таким образом, можно сделать вывод, что каждый учитель-предметник должен сначала заинтересовать учеников, суметь подать материал так, чтобы на уроке была активная, увлеченная обстановка. Только в этом случае он может рассчитывать на успех.

        На мой взгляд, чтобы ребенок был заинтересован на уроках русского языка и литературы и, следовательно, чтобы работа была продуктивной, я использую в течение урока различные виды деятельности.

    На уроках русского языка:

    (Слайд № 8 )

    1.                Различные виды диктантов.

         Словарные, выборочные диктанты – используются для закрепления или повторения орфограмм.

          Проверочные и контрольные диктанты – используются для текущего или рубежного контроля знаний учащихся.

          Объяснительные и предупредительные диктанты – используются при изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок.

          Свободные и творческие диктанты. Их цель - развитие связной речи и расширение запаса слов.

    (Слайд № 9 )

    1. Работа с текстом на уроке – интересный и занимательный вид деятельности, увлекающий как учителя, так и школьника. Освоение разных способов работы с текстом на уроках русского языка направлено на формирование мыслящей, грамотной, творческой, компетентной личности школьника.

    (Слайд № 10 ответы появляются по щелчку, слайд № 11 )

    3.                Карточки – позволяют дифференцированно подойти к уровню подготовки каждого ученика, проконтролировать знания большего количества детей, развивают самостоятельность учащихся.

    (Слайд № 12 )

    4.                Тестирование – используется для текущего и итогового контроля. Современный метод, подготавливающий учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме (9 класс) и ЕГЭ (11 класс).

    (Слайд № 13 открывается по щелчку, слайд № 14, слайд № 15, слайд № 16 )

     (Слайд № 17, слайд № 18, слайд № 19 )

    5.                Работа с опорными схемами и таблицами – позволяет структурировано изучить или обобщить тему. Их наглядность влияет на качество запоминания материала.

    На уроках литературы:

    (Слайд № 20 , слайд № 21 )

    1.                Творческие задания - все интересны по-своему, развивают художественное, исследовательское, образное мышление.

    2.                Эвристический диалог - позволяет наряду с развитием логики ученика сформировать его наглядно-образного мышление. Подобный синтез двух взаимодополняющих друг друга частей мышления человека формирует творчество и нравственные устои личности.

    3.                Работа с текстом на уроке – этот интересный и занимательный вид деятельности подходит как для урока русского языка, так и для урока литературы. Работая с текстом, учащиеся учатся формулировать тему, идею художественного произведения, знакомятся со средствами выразительности языка, определять композицию, рифму и размер (если это стихотворное произведение), чувствовать настроение автора. Если это эпическое произведение, то обращается внимание на особенности восприятия и изучение учащимся эпических жанров (роман, повесть, рассказ, басня, очерк).  Работа над эпизодом и образом-персонажем в русле общей концепции анализа произведения. Роль понимания авторской позиции и индивидуального стиля писателя.

    4.              Выразительное чтение – направлено на взаимосвязь чтения и анализа литературного произведения и, конечно же, на развитие эстетического вкуса учащихся, умению понимать замысел автора.

         Мною представлены наиболее типичные виды деятельности на уроках русского языка и литературы. Их грамотное и гармоничное использование позволит сделать урок ярким и насыщенным.

    Кроме того, существуют различные виды самих уроков, названия которых уже говорят о том, что урок будет нестандартным и наверняка заинтересует учащихся:

    (Слайд № 22 )

     уроки - деловые игры, уроки - пресс-конференции, уроки – соревнования, уроки типа КВН, театрализованные уроки, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-фантазии, уроки-игры, уроки-конференции, интегрированные уроки, экскурсии…

    Эти уроки способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают каждому ученику возможность выражения своего «я». Закономерно, что нестандартный урок всё шире входит в практику школы.  Включить каждого учащегося в познавательную деятельность, заинтересовать его этим процессом - вот задача, которую решает нестандартный урок.

         В своей работе я особое внимание уделяю изобразительным возможностям русского языка, тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из  самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться в процессе повседневной и кропотливой работы, цель которой – пробудить интерес к слову.

        Изобразительные возможности русского языка раскрываются перед учащимися наиболее полно, когда для анализа или иллюстрации приводятся строки из произведений великих мастеров слова.

        Например, на одном из уроков по теме «Фонетика», где говорилось о выразительных возможностях фонетического строя речи, читаю стихотворение А. Прокофьева, в котором наполнено смыслом, обыграно само звучание отдельных слов:

    Да, есть слова глухие,

    Они, мне не родня,

    Но есть слова такие,

    Что посильней огня!

    Они других красивей-

    С могучей буквой «Р».

    Ну, например, Россия,

    Россия, например!

    Наполненное светом,

    Оно горит огнем.

    И гимном слово это

    Гремит в стихе моем!

        На уроке по лексике, чтобы вызвать интерес к вопросу о прямом и переносном значении слов, читаю примеры детской речи, записанные К. Чуковским:

    Мальчика спрашивают о сестре:

    -Что же это твоя Иришка с петухами ложится?

    -Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.

    Возможно и такое задание:

    Определите, в каком значении - прямом или переносном- употреблены выделенные слова:

    Ветерок спросил, пролетая:

    -Отчего ты, рожь, золотая!

    А в ответ колоски шелестят:

    -Золотые руки растят.

                                                  (Е. Серова)

             При изучении темы «Словообразование» очень важно создать ощущение новизны, ибо основные понятия и навыки разбора слова по составу школьники усвоили в начальных классах. Поэтому использую такие, например, задания:

    У шиповника - шипы.

    На шиповнике - бутоны.

    Вот он блещет у тропы,

    Ярко-красный и зеленый.

    Он глаза мои слепит

    Он костер напоминает.

    Он шиповник. Он шипит.

    Искры алые роняет.

    Установив значение слов, учащиеся приходят к выводу, что однокоренными будут только шиповник и шипы.

          Изучая приставки, учащиеся вдумываются в смысл слов К.И.Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

    Выясняем значение приставок, анализируя примеры:

    Вот затрещали барабаны-

    И отступили басурманы.

                                              (Лермонтов)

    И только небо засветилось,

    Все шумно вдруг зашевелилось.

                                             (Лермонтов)

    Прошу образовать глаголы с помощью приставок и составить с ними словосочетания.

         (Слайд № 23 )

     Ученики узнают, что приставка может изменить до неузнаваемости смысл однокоренных слов: взнос, поднос, перенос, донос. Таким образом, решается главная задача урока: развитие языкового чутья, познавательной активности.

        (Слайд № 24 )

     При работе с однородными членами предлагаю правильно соединить разрозненные части пословиц, расставить знаки препинания, определить, где союзы соединяют однородные члены, а где - части сложного предложения.

    Мала пчела                       да стоять не велит.

    Обычай бычий                  а дров не видал.

    Лесом шел                         да струны тонки.

    Мороз невелик                 а загрызет.

    Ехал в Казань                  а ум телячий.

    Гусли звонки                    а оба черны.

    Совесть без зубов           да и та работает.

    Чугун чугуна дразнит      а попал в Рязань.

    (Слайд № 25 )

    Отрабатывая умение  ставить двоеточие в бессоюзном сложном предложении, беру на уроки предложения из произведений наших классиков:

    1)Прием его был очень прост: он начисто отгрыз ей хвост.2) Обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой.

    3) Воспитанный под барабаном,

       Наш царь лихим был капитаном:

       Под Австерлицем он бежал,

       В двенадцатом году дрожал,

       Зато был фрунтовой профессор!

                                            (Пушкин).

    4)У  советских собственная гордость: на буржуев смотрим свысока.

              5)Обыкновенно мы говорим: все дороги приводят в Рим. ( Маяковский)

           Таким образом, тщательный подбор дидактического материала помогает воспитывать у детей любовь к русскому языку, осуществлять межпредметную связь русского языка и литературы, что  также способствует пробуждению интереса к предмету. На уроках литературы внимание учеников постоянно обращено на языковые особенности текстов, а на уроках русского языка мы читаем и анализируем тексты художественных произведений.

          На уроке по изучению деепричастия, чтобы определить роль этой части речи в художественном тексте, ребятам было предложено найти в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» деепричастия. Ученики отметили, что деепричастия делают речь более точной, выразительной, дорисовывают основное действие.

         Как средство активизации учащихся может быть использование нестандартных заданий, вызывающих интерес самими формами работы.

          Нестандартное задание – понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки:

    – самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

    – необычные условия работы;

    – активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

      Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования»).

        (Слайд № 26 )

     В своей работе я часто использую лингвистические «угадайки». Это

    – угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

    – расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

    – разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);

    – игры-задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и др.

     (Слайд № 27 )

    Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

    «Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел.

    Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость.

    Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

    (Слайд № 28 )

     Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

    Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями.

            (Слайд № 29 )

        Интересны ребятам и лингвистические «почемучки».

      Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и не шаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому. За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить «научным языком». Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

    К заданиям этой группы относятся:

    (Слайд № 30 )

    1) Вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов).

    Так, начиная тему «Глагол», я предлагаю  ситуацию, опираясь на имеющиеся у учащихся представления о существительном и его признаках. Дети должны сопоставить однокоренные глагол и существительное зеленеть и зелень в предложениях:

    Я любовался яркой зеленью молодой травы.

    На лугу зеленеет трава.

    Задаю вопрос: «Почему слова зелень и зеленеет при всем сходстве их значений следует отнести к разным частям речи?»

    При изучении употребления деепричастия в речи предлагаю следующие предложения:

    Расчищая от снега двор, мне сделалось жарко.

    Расчищая от снега двор, я устал.

         Ученик должен не только найти неправильно составленное предложение, но и выявить закономерность употребления русских деепричастий: они не только отвечают на вопрос, поставленный от глагола-сказуемого, но и обозначают действие, производимое тем, же лицом, что и действие глагола-сказуемого.

          Проблемные вопросы я использую и на уроках повторения, обобщения изученного. Так, заключая изучение темы «Глагол», вместо традиционно предлагаемых вопросов, отражающих содержание параграфов учебника по данной теме, можно предложить обобщающие проблемные вопросы, предполагающие сопоставление и обобщение аналогичных и близких языковых явлений:

    -Чем отличается безличный глагол от личного в своих формах изменения(Нож хорошо режет и У меня в глазах режет)?

    -Какими формами глагола являются формы, оканчивающиеся на – ите, типа вылетите, вырубите и т.п.? Проиллюстрируйте свой ответ употреблением этих форм в предложении. (Данные глаголы в зависимости от контекста можно отнести и к форме повелительного и к форме изъявительного наклонения.)

    -У каких глаголов показатель переходности-непереходности есть в составе самих этих глаголов? (Возвратные глаголы всегда непереходные.)

              Созданию чувства новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке.

        (Слайд № 31 )

     Например, при изучении темы «Разноспрягаемые глаголы» использую проблемную ситуацию: записываю глаголы в три столбика

             пою-                         говорю-                                  хочу-

             поешь-                     говоришь-                              хочешь-

             поет- поют              говоришь- говорят                хочет- хотят

         Учащиеся определяют тип спряжения глаголов в  первом и втором столбиках и затем разрешают проблемную ситуацию между имеющимися у них знаниями о спряжении глагола и новыми сведениями о нем:

    -По какому типу спряжения изменяется глагол хотеть?

    (ученики отвечают по 1 или 2 тип спр.)

    -Правы и те и другие, но в то же время ответы неверны. Почему?

         Учащиеся отвечают, что глагол хотеть при изменении по лицам имеет в одних случаях окончание 1 спряжения, а в других 2 спряжения. Далее этот материал закрепляется на других разноспрягаемых глаголах.

         Использование проблемности в обучении позволяет поднимать учащихся до нового, более высокого уровня их познавательной деятельности, активизируя в ней творческий элемент.

    (Слайд № 32 )

    2) Вопросы занимательного характера (в их основе – внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы).

     Задание 1. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.

    1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?

    2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?  

    3. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются?

    Стукнете – стукните. Вырастешь – вырастишь. В пенье птиц – в пении птиц. В «Песне о Соколе» – в «Песни о вещем Олеге».  

    Задание 2. Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?

    1.Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота? 2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина? 3. Как называется полуфабрикат из детской дразнилки? 4. Какую строчку не прочитать? 5. Какую шляпку нельзя надеть на голову? 6. Чего не следует сыпать на рану?

       Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка может также

     стать прекрасным средством активизации интереса и познавательной деятельности учащихся.

     В организации самостоятельной работы, я считаю, необходимо руководствоваться следующими положениями.

          I.Самостоятельная работа  неразрывно связана с развитием  мышления. Выдвигая  задачу – найти в данном предложении, упражнении учебника или в любом связном тексте ту или иную часть речи или ее форму, необходимо, прежде всего, требовать от обучающихся обоснования ответов, приведения доказательств их правильности. Вопросы почему? зачем? для чего? должны занять основное место как при формулировке заданий для самостоятельной работы, так и в общей системе развития навыков самостоятельности учащихся при изучении русского языка.

           Наблюдения за работой учеников показывают, что в большинстве своем они не задумываются над тем, для чего выполняется ими та или иная работа. Между тем без понимания цели труда невозможно осознание его результатов. Умение определить цель работы приобретается постепенно в процессе выполнения специальных, последовательно усложняющихся заданий.

          Неизменно требуя от обучающихся определения цели выполнения работы, помогая им в случае затруднения дополнительными вопросами, обращая внимание на то, что остается незамеченным в задании, я добиваюсь осознанного отношения к выполнению заданий.

    II. Принцип постепенного наращивания трудностей

    Например, в упражнении поставлены задачи: “Прочтите, подставляя к каждому глаголу вопрос, и укажите вид глагола”, “Укажите вид каждого глагола, задавая к нему вопрос Что делать? или Что сделать? Образуйте от каждого глагола формы времени, которые возможны”.

         Образование от каждого глагола возможных форм времени является новым и представляет новую ступень трудности, на преодоление которой и направляется усилие обучающихся.

         Усложнение задания целесообразно проводить даже внутри одного вида работы.

    III. Не менее важным является и принцип разнообразия видов упражнений, направленных на самостоятельное решение учениками задач.

          В системе самостоятельной работы должны иметь место упражнения, основанные и на зрительных, и на слуховых, и на моторно-двигательных восприятиях. Поэтому нужно использовать и упражнения учебника, и разнообразные виды обучающих диктантов, и грамматический разбор во всем его многообразии, и упражнения творческого характера и т. д.

    IV. В организации самостоятельной работы необходимо исходить также из того, что самостоятельная работа возможна на базе уже имеющихся практических знаний и навыков или личного опыта обучающихся.

    V. Самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обучения: при объяснении нового теоретического материала учебника, при закреплении, в процессе выполнения разнообразных упражнений, при обобщающем повторении, наконец, в процессе выполнения контрольных заданий.

    VI. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения русского языка должна опираться на связь преподавания этого предмета с жизнью.

    Самостоятельная работа с учебником, логический анализ текста, членение его на части, формулирование заголовков частей, составление простых и сложных планов, подготовка устных и письменных сообщений, конспектирование статей – все эти виды работ, направленные на развитие самостоятельности мысли обучающихся, вооружают их навыками, необходимыми в жизни.

    VII. Самостоятельная работа должна быть организована как индивидуальная работа каждого обучающегося. Здесь используется личностно-ориентированный подход.

        Большое значение для решения задачи по пробуждению интереса к изучению русского языка играет дифференцированный подход в обучении. На своих уроках я часто даю письменные домашние задания дифференцированно. Так, на уроке «Причастие как часть речи» часть ребят получила домашнее задание выполнить упражнение, другим ребятам было предложено дома написать сказку о причастии. Для зачета по теме «Причастие» было приготовлено два варианта карточек для проверки практических умений (для слабых учащихся и для сильных). Урок начался с опроса сильных учеников по контрольным вопросам, а слабые учащиеся имели возможность еще раз прослушать связные ответы по всему материалу. Затем сильные ученики приступили к работе по карточкам ( работа рассчитана на 20-25 минут), а остальные ученики приступили к групповой форме опроса, работа же по карточкам для них рассчитана была на 10-15 минут.

       Вызывают живой интерес у ребят и нетрадиционные уроки, которые я провожу.                Что же в уроке не совсем обычно? Прежде всего, не будем забывать, что любой урок преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Но достигается она различными средствами, которые отражаются разными целями. Другим общим моментом является относительная «верность» достаточно традиционной структуре. Она может повторять привычный ход занятия с его оргмоментом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.

        Более необычными являются содержание и средства его представления. Благодаря этой необычности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Правда, каждый раз по-разному. Все зависит от того, какую позицию займет учитель, Однако ребенок, обучающийся на таком уроке, развивается более успешно. Еще не совсем, как личность, но уже - как заинтересованный субъект образовательного процесса. И вот почему.

          Не совсем обычные уроки преследуют свою собственную цель: поднять интерес учащихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения.  

    Такой урок для учеников-переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.

    Не совсем обычные уроки предполагают:

    -использование коллективных способов работы:

    Обязанности распределяются между членами коллектива с учетом их индивидуальных  особенностей и интересов;

    -развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску:

    Материал преподносится в новой форме, воспринимается как информация, заставляющая задуматься, понять и запомнить;

    -заинтересованное отношение к учебному материалу:

    при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песни на определенную тематику;

    -активизация деятельности учащихся:

    это уже не простые ученики, а активные участники учебного воспитательного процесса;

    -овладение способами управления коллективной деятельностью:

    уроки учат слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы;

    -становление новых отношений между учителем и учащимися:

    учащийся становится партнером педагога по творчеству в атмосфере сотрудничества, коллективного труда. Поэтому воспринимают учащиеся своего педагога как интересного, грамотного, эрудированного человека, который стремится внести разнообразие в сложный процесс обучения и воспитания. Этот момент повышает интерес учащихся к учебной деятельности;

    -оценка деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учебе:

    эта оценка для них подчас более значима, чем оценка педагога.

    Групп необычных уроков много. В своей практике я использую уроки с игровой состязательной основой. Это и пресс-конференции, и урок-турнир, блицтурнир, урок-деловая игра, урок-викторина, урок-конкурс. Проводились общественные смотры знаний, урок зачет, урок-практикум, урок-конференция.

    Начиная с пятого класса, я включаю в свои уроки тестовые задания из контрольных измерительных материалов (ЕГЭ), которые подходят к изучаемому или пройденному материалу. Ребятам очень нравится выполнять тестовые задания, тут же себя проверять. Для отработки умения, связанного с чтением и интерпретацией текста, использую в своей работе элементы анализа текста, отрабатывая умение выражать отношение автора к тому или иному описываемому явлению, видеть средства, при помощи которых это выражается. К упражнениям, данными в учебнике, даю дополнительные задания. Например, найти средства выразительности и указать, что хотел подчеркнуть автор, используя их.

       Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно. Так уже в 7 классе по русскому языку можно подготовить с учениками несколько проектов по изученным частям речи. Темы по морфологии очень обширны, имеют несколько микротем, требуют много работы при отработке навыков и умений, поэтому на стадии закрепления можно подготовить и проект по изученной теме. Ёще один плюс этой работы психологический: 7-й класс это, так называемый, «трудный» возраст, когда ребёнка сложно чем- то заинтересовать. А новый вид работы всегда интересен, тем более, что можно работать в группах, что тоже имеет немаловажное значение для ребят этого возраста. Если работа в этом направлении ведётся учителем целенаправленно, то к 10-11классу ученики уже достаточно владеют навыками создания проекта, чтобы выполнять эту работы самостоятельно. 

    (Слайд №33 )Для учебных проектов важно:

     определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности;

     обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;

     выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;

     сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;

     опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста);

     осуществить практическое выполнение плана проекта;

     подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.

       Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

    Например, урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер и его целесообразно проводить в старших классах. Хотя в сильном классе можно попробовать такую форму уже в среднем звене, так как она способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель - формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.

    (Слайд № 34 )Этапы подготовки и проведения урока-семинара:

     ознакомление учащихся с темой и микротемами семинара (за 2-3 недели до

    проведения);

     осмысление и выбор микротем;

     создание творческих групп;

     подбор материала к семинару;

     консультации учителя (за 7-10 дней до проведения семинара);

     систематизация и обобщение материала;

     выступление творческих групп на семинаре;

     конспектирование дат, определений и других важных моментов сообщений;

     выполнение практического задания;

     обсуждение выступлений творческих групп;

     подведение итогов;

     оценивание работы;

     объяснение домашнего задания.

    Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим я использую в своей работе такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок - исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов.

    (Слайд № 35 )Этапы подготовки и проведения урока- исследования по русскому языку:

     выбор текстов;

     составление плана анализа текста;

     предварительная работа с произведением;

     создание творческих групп;

     дифференцированное распределение отрывков;

     исследование художественного текста под

    «лингвистическим микроскопом»;

     подготовка группы к «защите» исследования;

     представление текста (художественное чтение) одноклассникам;

     лингвистический анализ отрывка;

     обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами;

     подведение итогов урока;

     оценивание работы учащихся;

     объяснение домашнего задания.

        Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо провести на уроке серьёзную подготовительную работу. Научиться писать сочинение - значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью я провожу урок-практикум по русскому языку в 5-ом классе.

    (Слайд № 36 )

    Цель этого урока - обратить внимание ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах.

    Этапы урока-практикума:

     экскурсия, наблюдения за природой;

     знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами;

     обсуждение увиденного;

     творческая работа учащихся;

     чтение сочинений (по желанию);

     обсуждение и рецензирование творческих работ;

     исправление и доработка сочинений;

     объяснение домашнего задания. (Как правило,

    художественное оформление творческих работ).

    Если задать вопрос: «Нужно ли учиться правильно писать?» - каждый с уверенностью ответит: "Да, нужно!" А вот такой же вопрос, только переведённый в плоскость говорения, многих ещё недавно заставил бы задуматься.

       Эффектным видом контроля успеваемости учащихся является урок-зачёт. Тематика таких уроков соответствует ранее изученному материалу. О проведении зачета ребят предупреждаю заранее, знакомя их с планом урока, не забываю и о дифференцированном подходе к обучению: наиболее подготовленные ученики дома самостоятельно составляют вопросы, карточки с практическими заданиями для одноклассников. Эта группа учащихся осваивает некоторые функции учителя. Дети готовятся к объяснению того, как пользоваться изученным правилом, консультируют одноклассников, проверяют выполнение работы.

           Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В чем же успех такого урока? Я думаю, что и в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Ведь ребятам надоедает «зубрить» из урока в урок материал учебника. Но если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь?! Горы свернёшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжения или научиться писать частицу со словом.

           При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнего, которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

          Объяснение нового материала эффективнее, если «подкрепляется» наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. Учащимся обычно предлагается изобразительный материал ( как правило, в сочетании со словесным) по конкретному разделу языка или его отдельным темам. Схема-опора ( на интерактивной доске она может быть заранее подготовлена и раскрываться дозированными частями) - это модель изученного или изучаемого материала, изображение его «устройства», взаимоотношение частей, выделение главного. Это одно из средств обучения, обеспечивающих прочность знаний, умений и навыков. 

           Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

    (Слайд № 38)

    Типы домашнего задания:

     творческая работа;

     лингвистическое исследование текста;

     подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

     рисование обложек к литературным произведениям;

     художественное чтение;

     инсценировка художественного произведения;

     создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

     продолжение неоконченных произведений;

     наблюдение за природой;

     подготовка словарных диктантов;

     составление вопросника к зачету по теме;

     составление конспекта, опорных таблиц;

     письмо по памяти.

    Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

      Новые информационные технологии, в том числе компьютерная коммуникация, позволяют совершенствовать учебный процесс в целом и подготовку к сдаче Единого экзамена в частности.

       Компьютерная (информационная) технология, основанная на эффективности организации и управления процессом обучения, способствует активизации и интенсификации деятельности учащихся..

         Постепенно от опорных конспектов надо переходить к использованию  компьютеризации на уроках русского языка и литературы, потому что именно такой подход к решению учебных задач способствует эффективному повышению познавательной активности учащихся.

          Применение компьютерных учебных средств целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку и литературе: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования.

     Сейчас я докажу значимость мультимедиа в познавательной деятельности учащихся. С применением компьтерных технологий урок проходит интереснее, запоминается больше обычного урока, у ребят появляется интерес к предмету.

    (Слайд №38)

    (Слайд № 39) рассказ о биографии писателя

    (Слайд № 40, 41по щелчку, 42, 43) – биография Карамзина

    (Слайд № 44) показ биографии можно разнообразить чтением , например самого автора.

    (Слайд № 45)

    На уроках мультимедиа помогает объяснению нового материала.

    (Слайд № 46 - 52)

    (Слайд № 53) можно демонстрировать иллюстрации к произведениям.

    (Слайд № 54-59)

    (Слайд № 60) Можно прослушивать в профессиональном исполнении песни. Стихотворения на определённом фоне.

    (Слайд № 61, 62 )

          Уроки-презентации дают возможность реализовать принцип наглядности, повысить эффективность урока в ракурсе развития личностного потенциала учащегося.

    Тем самым повысить заинтересованность ученика предметом, а если школьник проявляет интерес к предмету, значит повышается его успеваемость, качество знаний.

    (Слайд № 63) Таким образом, можно сделать вывод: чтобы учащиеся проявляли познавательную активность на уроках, нужно учителю проявлять множество усилий, творчество, не стоять на месте, постоянно находиться в движении. Недаром повторяю слова Бернада Шоу, взятые мною в эпиграф моего отчёта -  “Единственный путь, ведущий к знанию –  деятельность»                                                    

     

    Учение с увлечением - это вовсе не учение с развлечением. Все знают: у кого большие способности, у того обычно интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше интереса. у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес - наша задача.

     

    Реализации этих задач помогает:

     

    *сочетание  традиционных и нетрадиционных форм уроков      (лекции, семинары, конференции, гостиные, зачёты. путешествия .

    *учёт индивидуальных способностей учащихся;

    *тематический учёт знаний;

    *осуществление межпредметных связей;

    *целесообразное использование групповой работы.

    Мое педагогическое кредо

    - видеть в каждом ребенке в первую очередь личность, любить его, уважать интересы и потребности этого маленького человека, узнавать эти потребности и помогать ребенку реализовать их;

    - на уроках дифференцированно относиться к каждому ученику, учитывая уровень его развития, его способности и компетенции;

    - любить свой предмет, нести ответственность за качество его преподавания, воспитывать у учащихся уважение и любовь к  родному языку.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

    Аннотация к статье«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» Автор  учитель русского языка и литературы МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский районРБ Тагиро...

    Современные методики активизации познавательной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе

    Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой  принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». Поэтому нельзя допустить, что...

    Обобщение педагогического опыта по теме:«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

    Работа состоит из 4-х разделов. I. Введение.II. Теоретическая база опыта.III. Пути осуществления активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.1. Технология развит...

    Активизация познавательной деятельности на уроках адыгейского языка и литературы.

       Внедрение ФГОС нового поколения предполагает развитие учительского потенциала, уровень их квалификации, непрерывность профессионального развития. В основе Стандарта лежит системно-...

    Личностно-ориентированное обучение как инструмент активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

    Обмен опытом по приминению личностно-ориентированного обучения в преподавании русского языка и литературы....

    Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ

    Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы по теме самообразования...