Выступление на районном ШМО гуманитарного цикла Тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы, посредством применения ИКТ»
опыты и эксперименты по русскому языку

Использование разных форм, методов и приемов помогают активно включаться в работу на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 3

Выступление на ШМО гуманитарного цикла

Тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы, посредством применения ИКТ»

2015-2016 учебный год

(Слайд № 1)

    “Единственный путь, ведущий к знанию –  деятельность»   Бернад Шоу

 (Слайд № 2)                                                                                                          

   «Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.

   Многие думают, что у ученика на первом месте должны быть такие понятия как долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.

     Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.  И это не случайно.Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.  Ведь как говорил Бернард Шоу: “Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность».

   За время работы в школе мною накоплен, может быть, небольшой, но, все же опыт педагогической работы. Мною было отмечено, что у многих детей отсутствует познавательный интерес на уроках русского языка и литературы. Именно поэтому я выбрала тему «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы, посредством применения ИКТ».

   К каждому из своих уроков я тщательно готовлюсь, стараюсь, чтобы новый урок не был похож на предыдущий.

(Слайд № 3)     Для этого я изготавливаю наглядные пособия,

   подбираю раздаточный материал (карточки с заданиями,

таблицы, (заполняется по щелчкам)     схемы),

выстраиваю работу на уроке так, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к тому или иному выводу. Думаю, что все методы хороши, если заставляют ребят активно работать на уроке, помогают быстро и надолго усвоить материал. Я постоянно нахожусь в творческом поиске, и цель моей работы- научить, заинтересовать, разжечь желание и стремление узнать предмет глубже.

    В своей работе стараюсь проводить комплексное обучение: развиваю речь (монологическую, диалогическую, письменную), мышление, формирую орфографические, пунктуационные навыки.

   Как, наверное, каждый из педагогов, я считаю своим долгом научить ребёнка не только грамотно писать, но и мыслить, выражать свои чувства. (Слайд № 4 )

Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.                          Августин Аврелий

   Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. А учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе.   Родной язык они часто воспринимают как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому в преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка.

Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.

    Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник заинтересован.

    Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учиться, без которой он далеко не уйдет.

    Таким образом, можно сделать вывод, что каждый учитель-предметник должен сначала заинтересовать учеников, суметь подать материал так, чтобы на уроке была активная, увлеченная обстановка. Только в этом случае он может рассчитывать на успех.

    На мой взгляд, чтобы ребенок был заинтересован на уроках русского языка и литературы и, следовательно, чтобы работа была продуктивной, я использую в течение урока различные виды деятельности.

На уроках русского языка:

(Слайд № 5 )

1.                Различные виды диктантов.

     Словарные, выборочные диктанты – используются для закрепления или повторения орфограмм.

      Проверочные и контрольные диктанты – используются для текущего или рубежного контроля знаний учащихся.

      Объяснительные и предупредительные диктанты – используются при изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок.

      Свободные и творческие диктанты. Их цель - развитие связной речи и расширение запаса слов.

(Слайд № 6 )Работа с текстом на уроке – интересный и занимательный вид деятельности, увлекающий как учителя, так и школьника. Освоение разных способов работы с текстом на уроках русского языка направлено на формирование мыслящей, грамотной, творческой, компетентной личности школьника.

3. Карточки – позволяют дифференцированно подойти к уровню подготовки каждого ученика, проконтролировать знания большего количества детей, развивают самостоятельность учащихся.

4. Тестирование – используется для текущего и итогового контроля. Современный метод, подготавливающий учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме (9 класс) и ЕГЭ (11 класс).

(Слайд № 7)

5.   Работа с опорными схемами и таблицами – позволяет структурировано изучить или обобщить тему. Их наглядность влияет на качество запоминания материала.

На уроках литературы:

(Слайд № 8 )

1. Творческие задания - все интересны по-своему, развивают художественное, исследовательское, образное мышление.

2.                Эвристический диалог - позволяет наряду с развитием логики ученика сформировать его наглядно-образного мышление. Подобный синтез двух взаимодополняющих друг друга частей мышления человека формирует творчество и нравственные устои личности.

3.                Работа с текстом на уроке – этот интересный и занимательный вид деятельности подходит как для урока русского языка, так и для урока литературы. Работая с текстом, учащиеся учатся формулировать тему, идею художественного произведения, знакомятся со средствами выразительности языка, определять композицию, рифму и размер (если это стихотворное произведение), чувствовать настроение автора. Если это эпическое произведение, то обращается внимание на особенности восприятия и изучение учащимся эпических жанров (роман, повесть, рассказ, басня, очерк).  Работа над эпизодом и образом-персонажем в русле общей концепции анализа произведения. Роль понимания авторской позиции и индивидуального стиля писателя.

4.              Выразительное чтение – направлено на взаимосвязь чтения и анализа литературного произведения и, конечно же, на развитие эстетического вкуса учащихся, умению понимать замысел автора.

     Мною представлены наиболее типичные виды деятельности на уроках русского языка и литературы. Их грамотное и гармоничное использование позволит сделать урок ярким и насыщенным.

(Слайд № 9 )

 уроки - деловые игры, уроки - пресс-конференции, уроки – соревнования, уроки типа КВН, театрализованные уроки, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-фантазии, уроки-игры, уроки-конференции, интегрированные уроки, экскурсии…

Эти уроки способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают каждому ученику возможность выражения своего «я». Закономерно, что нестандартный урок всё шире входит в практику школы.  Включить каждого учащегося в познавательную деятельность, заинтересовать его этим процессом - вот задача, которую решает нестандартный урок.

     В своей работе я особое внимание уделяю изобразительным возможностям русского языка, тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться в процессе повседневной и кропотливой работы, цель которой – пробудить интерес к слову.

    Изобразительные возможности русского языка раскрываются перед учащимися наиболее полно, когда для анализа или иллюстрации приводятся строки из произведений великих мастеров слова.

    Например, на одном из уроков по теме «Фонетика», где говорилось о выразительных возможностях фонетического строя речи, читаю стихотворение А. Прокофьева, в котором наполнено смыслом, обыграно само звучание отдельных слов:

Да, есть слова глухие,

Они, мне не родня,

Но есть слова такие,

Что посильней огня!

Они других красивей-

С могучей буквой «Р».

Ну, например, Россия,

Россия, например!

Наполненное светом,

Оно горит огнем.

И гимном слово это

Гремит в стихе моем!

    На уроке по лексике, чтобы вызвать интерес к вопросу о прямом и переносном значении слов, читаю примеры детской речи, записанные К. Чуковским:

Мальчика спрашивают о сестре:

-Что же это твоя Иришка с петухами ложится?

-Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.

Возможно и такое задание:

Определите, в каком значении - прямом или переносном- употреблены выделенные слова:

Ветерок спросил, пролетая:

-Отчего ты, рожь, золотая!

А в ответ колоски шелестят:

-Золотые руки растят.

                                              (Е. Серова)

       При изучении темы «Словообразование» очень важно создать ощущение новизны, ибо основные понятия и навыки разбора слова по составу школьники усвоили в начальных классах. Поэтому использую такие, например, задания:

У шиповника - шипы.

На шиповнике - бутоны.

Вот он блещет у тропы,

Ярко-красный и зеленый.

Он глаза мои слепит

Он костер напоминает.

Он шиповник. Он шипит.

Искры алые роняет.

Установив значение слов, учащиеся приходят к выводу, что однокоренными будут только шиповник и шипы.

      Изучая приставки, учащиеся вдумываются в смысл слов К.И.Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

Выясняем значение приставок, анализируя примеры:

Вот затрещали барабаны-

И отступили басурманы.

                                          (Лермонтов)

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось.

                                         (Лермонтов)

Прошу образовать глаголы с помощью приставок и составить с ними словосочетания.

(Слайд № 10 )

 Ученики узнают, что приставка может изменить до неузнаваемости смысл однокоренных слов: взнос, поднос, перенос, донос. Таким образом, решается главная задача урока: развитие языкового чутья, познавательной активности.

(Слайд № 11 )

 При работе с однородными членами предлагаю правильно соединить разрозненные части пословиц, расставить знаки препинания, определить, где союзы соединяют однородные члены, а где - части сложного предложения.

Мала пчела                       да стоять не велит.

Обычай бычий                  а дров не видал.

Лесом шел                         да струны тонки.

Мороз невелик                 а загрызет.

Ехал в Казань                  а ум телячий.

Гусли звонки                    а оба черны.

Совесть без зубов           да и та работает.

Чугун чугуна дразнит      а попал в Рязань.

(Слайд № 12 )

Отрабатывая умение  ставить двоеточие в бессоюзном сложном предложении, беру на уроки предложения из произведений наших классиков:

1)Прием его был очень прост: он начисто отгрыз ей хвост.

2) Обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой.

3) Воспитанный под барабаном,

   Наш царь лихим был капитаном:

   Под Австерлицем он бежал,

   В двенадцатом году дрожал,

   Зато был фрунтовой профессор!

                                        (Пушкин).

4)У  советских собственная гордость: на буржуев смотрим свысока.

5)Обыкновенно мы говорим: все дороги приводят в Рим. ( Маяковский)

       Таким образом, тщательный подбор дидактического материала помогает воспитывать у детей любовь к русскому языку, осуществлять межпредметную связь русского языка и литературы, что  также способствует пробуждению интереса к предмету. На уроках литературы внимание учеников постоянно обращено на языковые особенности текстов, а на уроках русского языка мы читаем и анализируем тексты художественных произведений.

      На уроке по изучению деепричастия, чтобы определить роль этой части речи в художественном тексте, ребятам было предложено найти в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» деепричастия. Ученики отметили, что деепричастия делают речь более точной, выразительной, дорисовывают основное действие.

     Как средство активизации учащихся может быть использование нестандартных заданий, вызывающих интерес самими формами работы.

      Нестандартное задание – понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки:

– самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

– необычные условия работы;

– активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

  Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования»).

(Слайд № 13 )

 В своей работе я часто использую лингвистические «угадайки». Это

– угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

– расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

– разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);

(Слайд № 14 )

Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел.

Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

      Проблемные вопросы я использую и на уроках повторения, обобщения изученного.

          Созданию чувства новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке.

(Слайд № 15 )

 Например, при изучении темы «Разноспрягаемые глаголы» использую проблемную ситуацию: записываю глаголы в три столбика

         пою-                         говорю-                                  хочу-

         поешь-                     говоришь-                              хочешь-

         поет- поют              говоришь- говорят                хочет- хотят

     Учащиеся определяют тип спряжения глаголов в  первом и втором столбиках и затем разрешают проблемную ситуацию между имеющимися у них знаниями о спряжении глагола и новыми сведениями о нем:

-По какому типу спряжения изменяется глагол хотеть?

(ученики отвечают по 1 или 2 тип спр.)

-Правы и те и другие, но, в то же время ответы неверны. Почему?

     Учащиеся отвечают, что глагол хотеть при изменении по лицам имеет в одних случаях окончание 1 спряжения, а в других 2 спряжения. Далее этот материал закрепляется на других разноспрягаемых глаголах.

     Использование проблемности в обучении позволяет поднимать учащихся до нового, более высокого уровня их познавательной деятельности, активизируя в ней творческий элемент.

    Большое значение для решения задачи по пробуждению интереса к изучению русского языка играет дифференцированный подход в обучении. На своих уроках я часто даю письменные домашние задания дифференцированно. Так, на уроке «Причастие как часть речи» часть ребят получила домашнее задание выполнить упражнение, другим ребятам было предложено дома написать сказку о причастии. Для зачета по теме «Причастие» было приготовлено два варианта карточек для проверки практических умений (для слабых учащихся и для сильных). Урок начался с опроса сильных учеников по контрольным вопросам, а слабые учащиеся имели возможность еще раз прослушать связные ответы по всему материалу. Затем сильные ученики приступили к работе по карточкам (работа рассчитана на 20-25 минут), а остальные ученики приступили к групповой форме опроса, работа же по карточкам для них рассчитана была на 10-15 минут.)

    Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно. Так уже в 7 классе по русскому языку можно подготовить с учениками несколько проектов по изученным частям речи. Темы по морфологии очень обширны, имеют несколько микротем, требуют много работы при отработке навыков и умений, поэтому на стадии закрепления можно подготовить и проект по изученной теме. Ёще один плюс этой работы психологический: 7-й класс это, так называемый, «трудный» возраст, когда ребёнка сложно чем- то заинтересовать. А новый вид работы всегда интересен, тем более, что можно работать в группах, что тоже имеет немаловажное значение для ребят этого возраста. Если работа в этом направлении ведётся учителем целенаправленно, то к 10-11классу ученики уже достаточно владеют навыками создания проекта, чтобы выполнять эту работы самостоятельно.

Для учебных проектов важно:

 определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности;

 обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;

 выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;

 сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;

 опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста);

 осуществить практическое выполнение плана проекта;

 подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.

Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим я использую в своей работе такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок - исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов.

(Слайд № 16 ) Этапы подготовки и проведения урока- исследования по русскому языку:

 выбор текстов;

 составление плана анализа текста;

 предварительная работа с произведением;

 создание творческих групп;

 дифференцированное распределение отрывков;

 исследование художественного текста под «лингвистическим микроскопом»;

 подготовка группы к «защите» исследования;

 представление текста (художественное чтение) одноклассникам;

 лингвистический анализ отрывка;

 обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами;

 подведение итогов урока;

 оценивание работы учащихся;

 объяснение домашнего задания.

    Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо провести на уроке серьёзную подготовительную работу. Научиться писать сочинение - значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью я провожу урок-практикум по русскому языку в 5-ом классе.

Цель этого урока - обратить внимание ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах.

Этапы урока-практикума:

 экскурсия, наблюдения за природой;

 знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами;

 обсуждение увиденного;

 творческая работа учащихся;

 чтение сочинений (по желанию);

 обсуждение и рецензирование творческих работ;

 исправление и доработка сочинений;

 объяснение домашнего задания. (Как правило, художественное оформление творческих работ).

       Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. 

             Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

(Слайд № 17)

Типы домашнего задания:

 творческая работа;

 лингвистическое исследование текста;

 подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

 рисование обложек к литературным произведениям;

 художественное чтение;

 инсценировка художественного произведения;

 создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

 продолжение неоконченных произведений;

 наблюдение за природой;

 подготовка словарных диктантов;

 составление вопросника к зачету по теме;

 составление конспекта, опорных таблиц;

 письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

  Новые информационные технологии, в том числе компьютерная коммуникация, позволяют совершенствовать учебный процесс в целом и подготовку к сдаче Единого экзамена в частности.

      Уроки-презентации дают возможность реализовать принцип наглядности, повысить эффективность урока в ракурсе развития личностного потенциала учащегося.

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы учащиеся проявляли познавательную активность на уроках, нужно учителю проявлять множество усилий, творчество, не стоять на месте, постоянно находиться в движении. Недаром повторяю слова Бернада Шоу, взятые мною в эпиграф моего выступления -  “Единственный путь, ведущий к знанию –  деятельность»                                                    

Учение с увлечением - это вовсе не учение с развлечением. Все знают: у кого большие способности, у того обычно интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше интереса. у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес - наша задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом де...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Аннотация к статье«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» Автор  учитель русского языка и литературы МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский районРБ Тагиро...

Обобщение педагогического опыта по теме:«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

Работа состоит из 4-х разделов. I. Введение.II. Теоретическая база опыта.III. Пути осуществления активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.1. Технология развит...

Личностно-ориентированное обучение как инструмент активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Обмен опытом по приминению личностно-ориентированного обучения в преподавании русского языка и литературы....

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ

Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы по теме самообразования...

Выступление на методическом объединении общественно- гуманитарного цикла Тема: Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы основной школе

Как    включить в   осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»?Для выращивани...


 

Комментарии