Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы
статья (русский язык) по теме

Тагирова Милеуша Финсуровна

Аннотация к статье

«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы»

 

Автор  учитель русского языка и литературы

МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский районРБ

 Тагирова Милеуша Финсуровна

                                                   

                                                                     

         Как взрослому человеку тяжело выполнять нелюбимую работу, так детям и подросткам тяжело учиться, не имея к этому интереса. Но, если взрослый может видеть перспективы своей деятельности – высокую зарплату, карьерный рост, то для ребенка занятие нелюбимым делом – это просто выброшенное на ветер время. Между тем, можно стимулировать желание учиться, и для этого существует несколько приемов.

      Общество, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Мы должны  воспитывать творческую активную личность, которая  умеет самостоятельно  учиться.  Ведь как говорил Бернард Шоу: “Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность».

       У многих детей отсутствует  познавательный интерес на уроках русского языка и литературы. Именно поэтому я выбрала тему «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

   К каждому из своих уроков учитель тщательно готовится , стараясь, чтобы новый урок не был похож на предыдущий.  Я постоянно нахожусь  в творческом поиске, и цель моей работы- научить, заинтересовать, разжечь желание и стремление узнать предмет глубже.

    В своей работе стараюсь проводить комплексное обучение: развиваю речь (монологическую, диалогическую, письменную), мышление, формирую орфографические, пунктуационные навыки.

   Как, наверное, каждый из педагогов, я считаю своим долгом научить ребёнка не только грамотно писать, но и мыслить, выражать свои чувства, самостоятельно думать и работать, научить учиться.    

   Родной язык обучающиеся  часто воспринимают как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому в преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка за счёт использования   различных видов деятельности в течение урока.

      Существуют различные виды самих уроков, названия которых уже говорят о том, что урок будет нестандартным и наверняка заинтересует учащихся:

 уроки - деловые игры, уроки - пресс-конференции, уроки – соревнования, уроки типа КВН, театрализованные уроки, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-фантазии, уроки-игры, уроки-конференции, интегрированные уроки, экскурсии…

     В своей работе я особое внимание уделяю изобразительным возможностям русского языка, тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из  самых выразительных, богатых и красивых языков мира..

       Тщательный подбор дидактического материала помогает воспитывать у детей любовь к русскому языку, осуществлять межпредметную связь русского языка и литературы, что  также способствует пробуждению интереса к предмету.

   На уроках литературы внимание учеников постоянно обращено на языковые особенности текстов, а на уроках русского языка мы читаем и анализируем тексты художественных произведений.

           Часто на уроках использую нестандартные задания, вызывающие интерес самими формами работы.

1) В своей работе я часто использую лингвистические «угадайки».

 

     Использование проблемности в обучении позволяет поднимать учащихся до нового, более высокого уровня их познавательной деятельности, активизируя в ней творческий элемент.

 

2) Вопросы занимательного характера (в их основе – внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы).

 

 3)Самостоятельная работа учащихся тоже повышает интерес учащихся.

 

    Большое значение для решения задачи по пробуждению интереса к изучению русского языка играет дифференцированный подход в обучении. На своих уроках я часто даю письменные домашние задания дифференцированно.

     Вызывают живой интерес у ребят и нетрадиционные уроки. 

Такой урок для учеников-переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.

     Начиная с пятого класса, я включаю в свои уроки тестовые задания из контрольных измерительных материалов (ЕГЭ), которые подходят к изучаемому или пройденному материалу. Ребятам очень нравится выполнять тестовые задания, тут же себя проверять.

    Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений.  С этой целью я провожу урок-практикум по русскому языку в 5-ом классе.

Цель этого урока - обратить внимание ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах.

       Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра.

       При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока.

      Объяснение нового материала эффективнее, если «подкрепляется» наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. В этом мне помогает проектор.

       Детям нравится выполнять  нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. В своей работе часто использую разные  типы домашнего задания.

    Новые информационные технологии, в том числе компьютерная коммуникация, позволяют совершенствовать учебный процесс в целом и подготовку к сдаче Единого экзамена в частности.

     Постепенно от опорных конспектов я перешла  к использованию  компьютера  на уроках русского языка и литературы, потому что именно такой подход к решению учебных задач способствует эффективному повышению познавательной активности учащихся.

      Я применяю компьютер на различных этапах процесса обучения русскому языку и литературе: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования.   

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы учащиеся проявляли познавательную активность на уроках, нужно учителю проявлять множество усилий, творчество, не стоять на месте, постоянно находиться в движении.

    Реализации этих задач помогает: сочетание  традиционных и нетрадиционных форм уроков, учёт индивидуальных способностей учащихся; тематический учёт знаний; осуществление межпредметных связей; целесообразное использование групповой работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

/Статья учителя русского языка и литературы МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский район РБ

Тагировой Милеуши Финсуровны/

    “Единственный путь,   ведущий к знанию –  деятельность»     Бернад Шоу                                                    

                                                                           

         Как взрослому человеку тяжело выполнять нелюбимую работу, так детям и подросткам тяжело учиться, не имея к этому интереса. Но, если взрослый может видеть перспективы своей деятельности – высокую зарплату, карьерный рост, то для ребенка занятие нелюбимым делом – это просто выброшенное на ветер время. Между тем, можно стимулировать желание учиться, и для этого существует несколько приемов.

     Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.  И это не случайно. Общество, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Мы должны  воспитывать творческую активную личность, которая  умеет самостоятельно  учиться.  Ведь как говорил Бернард Шоу: “Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность».

   За время работы в школе мною накоплен , может быть, небольшой, но все же опыт педагогической работы . Мною было отмечено, что у многих детей отсутствует  познавательный интерес на уроках русского языка и литературы. Именно поэтому я выбрала тему «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

   К каждому из своих уроков учитель тщательно готовится , стараясь, чтобы новый урок не был похож на предыдущий.

Для этого я изготавливаю наглядные пособия, подбираю раздаточный материал (карточки с заданиями,

 таблицы, схемы), выстраиваю работу на уроке так, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к тому или иному выводу. Думаю, что все методы хороши, если заставляют ребят активно работать на уроке, помогают быстро и надолго усвоить материал. Я постоянно нахожусь  в творческом поиске, и цель моей работы- научить, заинтересовать, разжечь желание и стремление узнать предмет глубже.

    В своей работе стараюсь проводить комплексное обучение: развиваю речь (монологическую, диалогическую, письменную), мышление, формирую орфографические, пунктуационные навыки.

   Как, наверное, каждый из педагогов, я считаю своим долгом научить ребёнка не только грамотно писать, но и мыслить, выражать свои чувства, самостоятельно думать и работать, научить учиться.     Эта мысль очень точно выражена в цитате Августина Аврелия :«Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.»

 Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью.

   Родной язык они часто воспринимают как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому в преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка за счёт использования   различных видов деятельности в течение урока.

На уроках русского языка я использую :

  1. Различные виды диктантов.
  2. Работу с текстом на уроке – интересный и занимательный вид деятельности,

     3    Карточки  позволяют дифференцированно подойти к уровню подготовки каждого ученика, проконтролировать знания большего количества детей, развивают самостоятельность учащихся.

      4. Тестирование – используется для текущего и итогового контроля. Современный метод, подготавливающий учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме (9 класс) и ЕГЭ (11 класс).

5.   Работу с опорными схемами и таблицами – позволяет структурировано изучить или обобщить тему. Их наглядность влияет на качество запоминания материала.

На уроках литературы использую :

1.Творческие задания - все интересны по-своему, развивают художественное, исследовательское, образное мышление.

2  Работа с текстом на уроке 

3. Выразительное чтение   

      Мною представлены наиболее типичные виды деятельности на уроках русского языка и литературы

      Кроме того, существуют различные виды самих уроков, названия которых уже говорят о том, что урок будет нестандартным и наверняка заинтересует учащихся:

 уроки - деловые игры, уроки - пресс-конференции, уроки – соревнования, уроки типа КВН, театрализованные уроки, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-фантазии, уроки-игры, уроки-конференции, интегрированные уроки, экскурсии…

Эти уроки способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают каждому ученику возможность выражения своего «я».

     В своей работе я особое внимание уделяю изобразительным возможностям русского языка, тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из  самых выразительных, богатых и красивых языков мира..

    Изобразительные возможности русского языка раскрываются перед учащимися наиболее полно, когда для анализа или иллюстрации приводятся строки из произведений великих мастеров слова.

      Изучая приставки, учащиеся вдумываются в смысл слов К.И.Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

Выясняем значение приставок, анализируя примеры:

Прошу образовать глаголы с помощью приставок и составить с ними словосочетания.

 Ученики узнают, что приставка может изменить до неузнаваемости смысл однокоренных слов: взнос, поднос, перенос, донос. Таким образом, решается главная задача урока: развитие языкового чутья, познавательной активности.

 При работе с однородными членами предлагаю правильно соединить разрозненные части пословиц, расставить знаки препинания, определить, где союзы соединяют однородные члены, а где - части сложного предложения.

Мала пчела                       да стоять не велит.

Обычай бычий                  а дров не видал.

Лесом шел                         да струны тонки.

Мороз невелик                 а загрызет.

Ехал в Казань                  а ум телячий.

Гусли звонки                    а оба черны.

Совесть без зубов           да и та работает.

Чугун чугуна дразнит      а попал в Рязань.

Отрабатывая умение  ставить двоеточие в бессоюзном сложном предложении, беру на уроки предложения из произведений наших классиков:

       Таким образом, тщательный подбор дидактического материала помогает воспитывать у детей любовь к русскому языку, осуществлять межпредметную связь русского языка и литературы, что  также способствует пробуждению интереса к предмету.

   На уроках литературы внимание учеников постоянно обращено на языковые особенности текстов, а на уроках русского языка мы читаем и анализируем тексты художественных произведений.

           Часто на уроках использую нестандартные задания, вызывающие интерес самими формами работы.

        Нестандартные задания я предлагаю  в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования»).

 В своей работе я часто использую лингвистические «угадайки». Это

– угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

– расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

– разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);

– игры-задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и др.

Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь.«Архитектурное строение» пчел.

Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость.

Орел, а не птица.

 Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи.

Интересны ребятам и лингвистические «почемучки». К заданиям этой группы относятся:

1) Вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов). 

Так, начиная тему «Глагол», я предлагаю  ситуацию, опираясь на имеющиеся у учащихся представления о существительном и его признаках. Дети должны ,например, сопоставить однокоренные глагол и существительное зеленеть и зелень в предложениях.

   Так создаётся проблемная ситуация на уроке и затем ученики пытаются её решить..

 Например, при изучении темы «Разноспрягаемые глаголы» использую проблемную ситуацию: записываю глаголы в три столбика

         пою-                         говорю-                                  хочу-

         поешь-                     говоришь-                              хочешь-

         поет- поют              говоришь- говорят                хочет- хотят

     Учащиеся определяют тип спряжения глаголов в  первом и втором столбиках и затем разрешают проблемную ситуацию между имеющимися у них знаниями о спряжении глагола и новыми сведениями о нем:

-По какому типу спряжения изменяется глагол хотеть? (ученики отвечают по 1 или 2 тип спр.)

-Правы и те и другие, но в то же время ответы неверны. Почему?

     Учащиеся отвечают, что глагол хотеть при изменении по лицам имеет в одних случаях окончание 1 спряжения, а в других 2 спряжения. Далее этот материал закрепляется на других разноспрягаемых глаголах.

     Использование проблемности в обучении позволяет поднимать учащихся до нового, более высокого уровня их познавательной деятельности, активизируя в ней творческий элемент.

2) Вопросы занимательного характера (в их основе – внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы). 

 Задание 1. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.

1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?

2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?  

Задание 2. Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?

1.Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота? 2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина? Чего не следует сыпать на рану?

   Самостоятельная работа учащихся тоже повышает интерес учащихся.

    Большое значение для решения задачи по пробуждению интереса к изучению русского языка играет дифференцированный подход в обучении. На своих уроках я часто даю письменные домашние задания дифференцированно. Так, на уроке «Причастие как часть речи» часть ребят получила домашнее задание выполнить упражнение, другим ребятам было предложено дома написать сказку о причастии.

     Вызывают живой интерес у ребят и нетрадиционные уроки, которые я провожу.  Что же в уроке не совсем обычно? Понятно,что цель урока в соответствии с программой остаётся той же ,но достигается она различными средствами, которые отражаются разными целями.    

Такой урок для учеников-переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.

На таких не совсем обычных уроках дети учатся работать в коллективе, стремятся к творческому поиску, при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песни на определенную тематику;

-уроки учат слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы;

-учащийся становится партнером педагога по творчеству в атмосфере сотрудничества, коллективного труда. Поэтому воспринимают учащиеся своего педагога как интересного, грамотного, эрудированного человека, который стремится внести разнообразие в сложный процесс обучения и воспитания

-оценка деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учебе: эта оценка для них подчас более значима, чем оценка педагога.

Групп необычных уроков много. В своей практике я использую уроки с игровой состязательной основой. Это и пресс-конференции, и урок-турнир, блицтурнир, урок-деловая игра, урок-викторина, урок-конкурс. Проводились уроки зачеты, урок-практикум, урок-конференция.

Начиная с пятого класса, я включаю в свои уроки тестовые задания из контрольных измерительных материалов (ЕГЭ), которые подходят к изучаемому или пройденному материалу. Ребятам очень нравится выполнять тестовые задания, тут же себя проверять.

    Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо провести на уроке серьёзную подготовительную работу. Научиться писать сочинение - значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью я провожу урок-практикум по русскому языку в 5-ом классе.

Цель этого урока - обратить внимание ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах.

Этапы урока-практикума:

 экскурсия, наблюдения за природой;

 знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами;

 обсуждение увиденного;

 творческая работа учащихся;

 чтение сочинений (по желанию);

 обсуждение и рецензирование творческих работ;

 исправление и доработка сочинений;

 объяснение домашнего задания. (Как правило,

художественное оформление творческих работ).

       Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличает эти уроки  механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. Успех такого урока в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Ведь ребятам надоедает «зубрить» из урока в урок материал учебника. Но если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь?! Горы свернёшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжения или научиться писать частицу со словом.

       При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнего, которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

      Объяснение нового материала эффективнее, если «подкрепляется» наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. В этом мне помогает проектор.

       Детям нравится выполнять  нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. В своей работе часто использую следующие типы домашнего задания:

 творческая работа;

 лингвистическое исследование текста;

 подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

 рисование обложек к литературным произведениям;

 художественное чтение;

 инсценировка художественного произведения;

 создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

 продолжение неоконченных произведений;

 наблюдение за природой;

 подготовка словарных диктантов;

 составление вопросника к зачету по теме;

 составление конспекта, опорных таблиц;

 письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении.. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

  Новые информационные технологии, в том числе компьютерная коммуникация, позволяют совершенствовать учебный процесс в целом и подготовку к сдаче Единого экзамена в частности.

     Постепенно от опорных конспектов я перешла  к использованию  компьютера  на уроках русского языка и литературы, потому что именно такой подход к решению учебных задач способствует эффективному повышению познавательной активности учащихся.

      Я применяю компьютер на различных этапах процесса обучения русскому языку и литературе: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования.

 С применением компьютерных технологий урок проходит интереснее, запоминается больше обычного урока, у ребят появляется интерес к предмету.    

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы учащиеся проявляли познавательную активность на уроках, нужно учителю проявлять множество усилий, творчество, не стоять на месте, постоянно находиться в движении. Недаром повторяю слова Бернада Шоу, взятые мною в эпиграф моего доклада  -  “Единственный путь, ведущий к знанию –  деятельность»                                                    

 

Учение с увлечением - это вовсе не учение с развлечением. Все знают: у кого большие способности, у того обычно интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше интересы. у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес - наша задача.

Реализации этих задач помогает:

*сочетание  традиционных и нетрадиционных форм уроков      (лекции, семинары, конференции, гостиные, зачёты. путешествия .

*учёт индивидуальных способностей учащихся;

*тематический учёт знаний;

*осуществление межпредметных связей;

*целесообразное использование групповой работы.

Мое педагогическое кредо

- видеть в каждом ребенке в первую очередь личность, любить его, уважать интересы и потребности этого маленького человека, узнавать эти потребности и помогать ребенку реализовать их;

- на уроках дифференцированно относиться к каждому ученику, учитывая уровень его развития, его способности и компетенции;

- любить свой предмет, нести ответственность за качество его преподавания, воспитывать у учащихся уважение и любовь к  родному языку.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании.   Дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.

2.    Русский язык. Компьютерные технологии в обучении русскому языку. М.2009

3.  Селевко Г. К., Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998

Аннотация к статье

«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы»

Автор  учитель русского языка и литературы

МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский районРБ

 Тагирова Милеуша Финсуровна

                                                   

                                                                     

         Как взрослому человеку тяжело выполнять нелюбимую работу, так детям и подросткам тяжело учиться, не имея к этому интереса. Но, если взрослый может видеть перспективы своей деятельности – высокую зарплату, карьерный рост, то для ребенка занятие нелюбимым делом – это просто выброшенное на ветер время. Между тем, можно стимулировать желание учиться, и для этого существует несколько приемов.

      Общество, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Мы должны  воспитывать творческую активную личность, которая  умеет самостоятельно  учиться.  Ведь как говорил Бернард Шоу: “Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность».

       У многих детей отсутствует  познавательный интерес на уроках русского языка и литературы. Именно поэтому я выбрала тему «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

   К каждому из своих уроков учитель тщательно готовится , стараясь, чтобы новый урок не был похож на предыдущий.  Я постоянно нахожусь  в творческом поиске, и цель моей работы- научить, заинтересовать, разжечь желание и стремление узнать предмет глубже.

    В своей работе стараюсь проводить комплексное обучение: развиваю речь (монологическую, диалогическую, письменную), мышление, формирую орфографические, пунктуационные навыки.

   Как, наверное, каждый из педагогов, я считаю своим долгом научить ребёнка не только грамотно писать, но и мыслить, выражать свои чувства, самостоятельно думать и работать, научить учиться.    

   Родной язык обучающиеся  часто воспринимают как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому в преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка за счёт использования   различных видов деятельности в течение урока.

      Существуют различные виды самих уроков, названия которых уже говорят о том, что урок будет нестандартным и наверняка заинтересует учащихся:

 уроки - деловые игры, уроки - пресс-конференции, уроки – соревнования, уроки типа КВН, театрализованные уроки, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-фантазии, уроки-игры, уроки-конференции, интегрированные уроки, экскурсии…

     В своей работе я особое внимание уделяю изобразительным возможностям русского языка, тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из  самых выразительных, богатых и красивых языков мира..

       Тщательный подбор дидактического материала помогает воспитывать у детей любовь к русскому языку, осуществлять межпредметную связь русского языка и литературы, что  также способствует пробуждению интереса к предмету.

   На уроках литературы внимание учеников постоянно обращено на языковые особенности текстов, а на уроках русского языка мы читаем и анализируем тексты художественных произведений.

           Часто на уроках использую нестандартные задания, вызывающие интерес самими формами работы.

1) В своей работе я часто использую лингвистические «угадайки».

     Использование проблемности в обучении позволяет поднимать учащихся до нового, более высокого уровня их познавательной деятельности, активизируя в ней творческий элемент.

2) Вопросы занимательного характера (в их основе – внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы).

 3)Самостоятельная работа учащихся тоже повышает интерес учащихся.

    Большое значение для решения задачи по пробуждению интереса к изучению русского языка играет дифференцированный подход в обучении. На своих уроках я часто даю письменные домашние задания дифференцированно.

     Вызывают живой интерес у ребят и нетрадиционные уроки.  

Такой урок для учеников-переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.

     Начиная с пятого класса, я включаю в свои уроки тестовые задания из контрольных измерительных материалов (ЕГЭ), которые подходят к изучаемому или пройденному материалу. Ребятам очень нравится выполнять тестовые задания, тут же себя проверять.

    Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений.  С этой целью я провожу урок-практикум по русскому языку в 5-ом классе.

Цель этого урока - обратить внимание ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах.

       Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра.

       При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока.

      Объяснение нового материала эффективнее, если «подкрепляется» наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. В этом мне помогает проектор.

       Детям нравится выполнять  нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. В своей работе часто использую разные  типы домашнего задания.

    Новые информационные технологии, в том числе компьютерная коммуникация, позволяют совершенствовать учебный процесс в целом и подготовку к сдаче Единого экзамена в частности.

     Постепенно от опорных конспектов я перешла  к использованию  компьютера  на уроках русского языка и литературы, потому что именно такой подход к решению учебных задач способствует эффективному повышению познавательной активности учащихся.

      Я применяю компьютер на различных этапах процесса обучения русскому языку и литературе: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования.    

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы учащиеся проявляли познавательную активность на уроках, нужно учителю проявлять множество усилий, творчество, не стоять на месте, постоянно находиться в движении. 

    Реализации этих задач помогает: сочетание  традиционных и нетрадиционных форм уроков, учёт индивидуальных способностей учащихся; тематический учёт знаний; осуществление межпредметных связей; целесообразное использование групповой работы.

Ключевые слова:

 стимулировать желание учиться,

 новые требования к школе,

 воспитывать творческую активную личность,

 творческий поиск,

 научить учиться

 развитие интереса к предмету ,

 виды нестандартных уроков,

 проблемность в обучении

 дифференцированный подход

 нестандартные, творческие элементы отдельного традиционного урока.

 наглядность,

 нетрадиционные формы домашнего задания,

 использование  компьютера  на уроках русского языка и литературы.

 творчество.

«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы»

/Автор  учитель русского языка и литературы МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский район РБ  Тагирова Милеуша Финсуровна/

Abstracts

"Enhancing cognitive activity on the lessons of the Russian language and literature"

Author teacher of Russian language and literature

MOBY BGI number 3 MP Davlekanovskiy rayonRB

 Tagirova Mileusha Finsurovna

                                                    

                                                                      

         As an adult unloved work hard to implement , so children and teenagers hard to learn, not having this interest. But if an adult can see the promise of activity - high salary , career growth , then the child class unloved business - it's just wasted time . Meanwhile , you can stimulate the desire to learn, and for this there are several methods.

      Society , a new attitude to life and impose new requirements for school. We need to nurture the creative activity of the person who knows how to teach yourself . After all, as George Bernard Shaw said : "The only path leading to knowledge - the activity ."

       Many children have no educational interest on the lessons of Russian language and literature. That's why I chose the theme "Enhancing cognitive activity on the lessons of Russian language and literature."

   To each of their classes the teacher is well prepared , trying to make a new lesson was not like the previous one. I 'm always looking for a creative , and the goal of my work is to teach , to interest , to kindle the desire and the desire to learn the subject more deeply.

    In my work I try to carry out a comprehensive training : developing speech ( monologue , dialogic , written ) , thinking , form spelling, punctuation skills.

   As probably one of the teachers , I feel it is my duty to teach your child not only to write correctly , but also to think, to express their feelings, to think for themselves and to work , to learn to learn.

   Native language learners are often seen as a set of spelling and punctuation rules. Therefore, in the teaching of the Russian language is especially important to develop interest in the subject matter in each child through the use of various kinds of activities during the lesson.

      There are different types of lessons themselves , the names of which are already saying that the lesson to be non-standard and will certainly appeal to students :

 Lessons - business games, lessons - press conferences, classes - the competition , the lessons of the type of KVN , theater lessons , the lessons that lead students , lessons , imagination, lessons , games, lessons , conferences , integrated lessons , excursions ...

     In my work, I paid special attention to the visual possibilities of the Russian language, so it merits that make the Russian language is one of the most expressive , rich and beautiful languages ​​in the world ..

       Careful selection of the didactic material helps to educate the children love for the Russian language , to carry out interdisciplinary communication of the Russian language and literature, which also contributes to the awakening of interest in the subject .

   In literature classes the students' attention is constantly drawn to the linguistic features of the texts , and on the lessons of the Russian language, we read and analyze texts of works of art .

           Often in the classroom using a non-standard jobs , causing the interest of the forms themselves .

1) In my work I often use linguistic " guessing game ."

     Using problematic in learning allows students to raise a new, higher level of cognitive activity , enhancing the creative element in it .

2) Issues of entertaining nature ( they are based - extra-linguistic situation : issues jokes , questions and riddles, "unexpected" or "children's" issues) .

 3) Self-study students also increases the interest of the students.

    Of great importance to the task of awakening interest in the study of the Russian language plays a differentiated approach to learning . In their classes , I often give written homework differentiated .

     Cause a keen interest in children and non-traditional lessons.

A lesson for the students transition into a different mental state , it is a different style of communication , positive emotions, feeling in his new capacity .

     Since the fifth grade , I turn to the lessons of the control test items measuring materials (USE) , which are suitable to the studied or studied material . The kids love to perform the test tasks , immediately check yourself .

    One of the main difficulties in teaching Russian language - writing essays . To that end, I spend a lesson and workshop on the Russian language in the fifth grade.

The purpose of this lesson - to draw attention to the guys on what's going on around them , to teach them to be amazing , unusual in the most ordinary things .

       Favorite form of lesson kids 5 - 7th grade is a lesson game .

       With all the diversity and effectiveness of non-traditional classes often can not use them for a variety of reasons. But do not you wish that every lesson was special , with his "highlight" . Therefore, I often resort to unconventional and creative elements of the traditional single lesson.

      Explaining the new material more effectively if " supported by the " clarity that allows to balance the verbal and figurative forms of thinking . This helps me a projector .

       Children love to perform non-traditional forms of homework , which are designed , on the one hand, to retain new knowledge , abilities and skills learned in the classroom and on the other hand, allow the child to show independence , most find a solution to the issue of non-standard , jobs . In their work often use different types of homework.

    New information technologies , including computer communication , allow to improve the educational process in general and the preparation for the delivery of a single examination in particular.

     Gradually from the reference summaries I moved to using the computer in the classroom Russian language and literature , because it is an approach to solving educational problems contribute effectively enhance cognitive activity of students.

      I use a computer at various stages of the process of learning Russian language and literature : the explanation of the new material , securing studied , repetition and synthesis of information , control over the assimilation of knowledge and to the development of skills , the search for new forms of computer simulation.

Thus, we can conclude that the students showed cognitive activity in the classroom , teachers need to show a lot of effort , creativity, do not stand still, constantly on the move .

    The implementation of these tasks helps : a combination of traditional and non-traditional forms of lessons , taking into account individual abilities of students; themed accounting knowledge , the implementation of interdisciplinary connections , appropriate use of group work .

Keywords:

 stimulate the desire to learn,

 new requirements for school

 nurture the creative activity of the individual ,

 creative exploration,

 learn to teach

 development of interest in the subject ,

 types of non-standard lessons

 problematic in training

 differentiated approach

 non-standard, creative elements of the traditional single lesson.

 visibility ,

 non-traditional forms of homework

 computer use in the classroom Russian language and literature.

 creativity.

"Enhancing cognitive activity on the lessons of the Russian language and literature"

/ Author teacher of Russian language and literature MOBY BGI number 3 MP Davlekanovskiy district RB Tagirova Mileusha Finsurovna /



Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

/Статья учителя русского языка и литературы МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский район РБ

Тагировой Милеуши Финсуровны/

    “Единственный путь,   ведущий к знанию –  деятельность»     Бернад Шоу                                                    

                                                                           

         Как взрослому человеку тяжело выполнять нелюбимую работу, так детям и подросткам тяжело учиться, не имея к этому интереса. Но, если взрослый может видеть перспективы своей деятельности – высокую зарплату, карьерный рост, то для ребенка занятие нелюбимым делом – это просто выброшенное на ветер время. Между тем, можно стимулировать желание учиться, и для этого существует несколько приемов.

     Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.  И это не случайно. Общество, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Мы должны  воспитывать творческую активную личность, которая  умеет самостоятельно  учиться.  Ведь как говорил Бернард Шоу: “Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность».

   За время работы в школе мною накоплен , может быть, небольшой, но все же опыт педагогической работы . Мною было отмечено, что у многих детей отсутствует  познавательный интерес на уроках русского языка и литературы. Именно поэтому я выбрала тему «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

   К каждому из своих уроков учитель тщательно готовится , стараясь, чтобы новый урок не был похож на предыдущий.

Для этого я изготавливаю наглядные пособия, подбираю раздаточный материал (карточки с заданиями,

 таблицы, схемы), выстраиваю работу на уроке так, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к тому или иному выводу. Думаю, что все методы хороши, если заставляют ребят активно работать на уроке, помогают быстро и надолго усвоить материал. Я постоянно нахожусь  в творческом поиске, и цель моей работы- научить, заинтересовать, разжечь желание и стремление узнать предмет глубже.

    В своей работе стараюсь проводить комплексное обучение: развиваю речь (монологическую, диалогическую, письменную), мышление, формирую орфографические, пунктуационные навыки.

   Как, наверное, каждый из педагогов, я считаю своим долгом научить ребёнка не только грамотно писать, но и мыслить, выражать свои чувства, самостоятельно думать и работать, научить учиться.     Эта мысль очень точно выражена в цитате Августина Аврелия :«Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.»

 Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью.

   Родной язык они часто воспринимают как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому в преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка за счёт использования   различных видов деятельности в течение урока.

На уроках русского языка я использую :

  1. Различные виды диктантов.
  2. Работу с текстом на уроке – интересный и занимательный вид деятельности,

     3    Карточки  позволяют дифференцированно подойти к уровню подготовки каждого ученика, проконтролировать знания большего количества детей, развивают самостоятельность учащихся.

      4. Тестирование – используется для текущего и итогового контроля. Современный метод, подготавливающий учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме (9 класс) и ЕГЭ (11 класс).

5.   Работу с опорными схемами и таблицами – позволяет структурировано изучить или обобщить тему. Их наглядность влияет на качество запоминания материала.

На уроках литературы использую :

1.Творческие задания - все интересны по-своему, развивают художественное, исследовательское, образное мышление.

2  Работа с текстом на уроке 

3. Выразительное чтение   

      Мною представлены наиболее типичные виды деятельности на уроках русского языка и литературы

      Кроме того, существуют различные виды самих уроков, названия которых уже говорят о том, что урок будет нестандартным и наверняка заинтересует учащихся:

 уроки - деловые игры, уроки - пресс-конференции, уроки – соревнования, уроки типа КВН, театрализованные уроки, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-фантазии, уроки-игры, уроки-конференции, интегрированные уроки, экскурсии…

Эти уроки способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают каждому ученику возможность выражения своего «я».

     В своей работе я особое внимание уделяю изобразительным возможностям русского языка, тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из  самых выразительных, богатых и красивых языков мира..

    Изобразительные возможности русского языка раскрываются перед учащимися наиболее полно, когда для анализа или иллюстрации приводятся строки из произведений великих мастеров слова.

      Изучая приставки, учащиеся вдумываются в смысл слов К.И.Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

Выясняем значение приставок, анализируя примеры:

Прошу образовать глаголы с помощью приставок и составить с ними словосочетания.

 Ученики узнают, что приставка может изменить до неузнаваемости смысл однокоренных слов: взнос, поднос, перенос, донос. Таким образом, решается главная задача урока: развитие языкового чутья, познавательной активности.

 При работе с однородными членами предлагаю правильно соединить разрозненные части пословиц, расставить знаки препинания, определить, где союзы соединяют однородные члены, а где - части сложного предложения.

Мала пчела                       да стоять не велит.

Обычай бычий                  а дров не видал.

Лесом шел                         да струны тонки.

Мороз невелик                 а загрызет.

Ехал в Казань                  а ум телячий.

Гусли звонки                    а оба черны.

Совесть без зубов           да и та работает.

Чугун чугуна дразнит      а попал в Рязань.

Отрабатывая умение  ставить двоеточие в бессоюзном сложном предложении, беру на уроки предложения из произведений наших классиков:

       Таким образом, тщательный подбор дидактического материала помогает воспитывать у детей любовь к русскому языку, осуществлять межпредметную связь русского языка и литературы, что  также способствует пробуждению интереса к предмету.

   На уроках литературы внимание учеников постоянно обращено на языковые особенности текстов, а на уроках русского языка мы читаем и анализируем тексты художественных произведений.

           Часто на уроках использую нестандартные задания, вызывающие интерес самими формами работы.

        Нестандартные задания я предлагаю  в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования»).

 В своей работе я часто использую лингвистические «угадайки». Это

– угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

– расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

– разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);

– игры-задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и др.

Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь.«Архитектурное строение» пчел.

Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость.

Орел, а не птица.

 Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи.

Интересны ребятам и лингвистические «почемучки». К заданиям этой группы относятся:

1) Вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов). 

Так, начиная тему «Глагол», я предлагаю  ситуацию, опираясь на имеющиеся у учащихся представления о существительном и его признаках. Дети должны ,например, сопоставить однокоренные глагол и существительное зеленеть и зелень в предложениях.

   Так создаётся проблемная ситуация на уроке и затем ученики пытаются её решить..

 Например, при изучении темы «Разноспрягаемые глаголы» использую проблемную ситуацию: записываю глаголы в три столбика

         пою-                         говорю-                                  хочу-

         поешь-                     говоришь-                              хочешь-

         поет- поют              говоришь- говорят                хочет- хотят

     Учащиеся определяют тип спряжения глаголов в  первом и втором столбиках и затем разрешают проблемную ситуацию между имеющимися у них знаниями о спряжении глагола и новыми сведениями о нем:

-По какому типу спряжения изменяется глагол хотеть? (ученики отвечают по 1 или 2 тип спр.)

-Правы и те и другие, но в то же время ответы неверны. Почему?

     Учащиеся отвечают, что глагол хотеть при изменении по лицам имеет в одних случаях окончание 1 спряжения, а в других 2 спряжения. Далее этот материал закрепляется на других разноспрягаемых глаголах.

     Использование проблемности в обучении позволяет поднимать учащихся до нового, более высокого уровня их познавательной деятельности, активизируя в ней творческий элемент.

2) Вопросы занимательного характера (в их основе – внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы). 

 Задание 1. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.

1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?

2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?  

Задание 2. Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?

1.Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота? 2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина? Чего не следует сыпать на рану?

   Самостоятельная работа учащихся тоже повышает интерес учащихся.

    Большое значение для решения задачи по пробуждению интереса к изучению русского языка играет дифференцированный подход в обучении. На своих уроках я часто даю письменные домашние задания дифференцированно. Так, на уроке «Причастие как часть речи» часть ребят получила домашнее задание выполнить упражнение, другим ребятам было предложено дома написать сказку о причастии.

     Вызывают живой интерес у ребят и нетрадиционные уроки, которые я провожу.  Что же в уроке не совсем обычно? Понятно,что цель урока в соответствии с программой остаётся той же ,но достигается она различными средствами, которые отражаются разными целями.    

Такой урок для учеников-переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.

На таких не совсем обычных уроках дети учатся работать в коллективе, стремятся к творческому поиску, при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песни на определенную тематику;

-уроки учат слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы;

-учащийся становится партнером педагога по творчеству в атмосфере сотрудничества, коллективного труда. Поэтому воспринимают учащиеся своего педагога как интересного, грамотного, эрудированного человека, который стремится внести разнообразие в сложный процесс обучения и воспитания

-оценка деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учебе: эта оценка для них подчас более значима, чем оценка педагога.

Групп необычных уроков много. В своей практике я использую уроки с игровой состязательной основой. Это и пресс-конференции, и урок-турнир, блицтурнир, урок-деловая игра, урок-викторина, урок-конкурс. Проводились уроки зачеты, урок-практикум, урок-конференция.

Начиная с пятого класса, я включаю в свои уроки тестовые задания из контрольных измерительных материалов (ЕГЭ), которые подходят к изучаемому или пройденному материалу. Ребятам очень нравится выполнять тестовые задания, тут же себя проверять.

    Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо провести на уроке серьёзную подготовительную работу. Научиться писать сочинение - значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью я провожу урок-практикум по русскому языку в 5-ом классе.

Цель этого урока - обратить внимание ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах.

Этапы урока-практикума:

 экскурсия, наблюдения за природой;

 знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами;

 обсуждение увиденного;

 творческая работа учащихся;

 чтение сочинений (по желанию);

 обсуждение и рецензирование творческих работ;

 исправление и доработка сочинений;

 объяснение домашнего задания. (Как правило,

художественное оформление творческих работ).

       Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличает эти уроки  механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. Успех такого урока в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Ведь ребятам надоедает «зубрить» из урока в урок материал учебника. Но если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь?! Горы свернёшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжения или научиться писать частицу со словом.

       При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнего, которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

      Объяснение нового материала эффективнее, если «подкрепляется» наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. В этом мне помогает проектор.

       Детям нравится выполнять  нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. В своей работе часто использую следующие типы домашнего задания:

 творческая работа;

 лингвистическое исследование текста;

 подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

 рисование обложек к литературным произведениям;

 художественное чтение;

 инсценировка художественного произведения;

 создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

 продолжение неоконченных произведений;

 наблюдение за природой;

 подготовка словарных диктантов;

 составление вопросника к зачету по теме;

 составление конспекта, опорных таблиц;

 письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении.. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

  Новые информационные технологии, в том числе компьютерная коммуникация, позволяют совершенствовать учебный процесс в целом и подготовку к сдаче Единого экзамена в частности.

     Постепенно от опорных конспектов я перешла  к использованию  компьютера  на уроках русского языка и литературы, потому что именно такой подход к решению учебных задач способствует эффективному повышению познавательной активности учащихся.

      Я применяю компьютер на различных этапах процесса обучения русскому языку и литературе: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования.

 С применением компьютерных технологий урок проходит интереснее, запоминается больше обычного урока, у ребят появляется интерес к предмету.    

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы учащиеся проявляли познавательную активность на уроках, нужно учителю проявлять множество усилий, творчество, не стоять на месте, постоянно находиться в движении. Недаром повторяю слова Бернада Шоу, взятые мною в эпиграф моего доклада  -  “Единственный путь, ведущий к знанию –  деятельность»                                                    

 

Учение с увлечением - это вовсе не учение с развлечением. Все знают: у кого большие способности, у того обычно интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше интересы. у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес - наша задача.

Реализации этих задач помогает:

*сочетание  традиционных и нетрадиционных форм уроков      (лекции, семинары, конференции, гостиные, зачёты. путешествия .

*учёт индивидуальных способностей учащихся;

*тематический учёт знаний;

*осуществление межпредметных связей;

*целесообразное использование групповой работы.

Мое педагогическое кредо

- видеть в каждом ребенке в первую очередь личность, любить его, уважать интересы и потребности этого маленького человека, узнавать эти потребности и помогать ребенку реализовать их;

- на уроках дифференцированно относиться к каждому ученику, учитывая уровень его развития, его способности и компетенции;

- любить свой предмет, нести ответственность за качество его преподавания, воспитывать у учащихся уважение и любовь к  родному языку.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании.   Дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.

2.    Русский язык. Компьютерные технологии в обучении русскому языку. М.2009

3.  Селевко Г. К., Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998

Аннотация к статье

«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы»

Автор  учитель русского языка и литературы

МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский районРБ

 Тагирова Милеуша Финсуровна

                                                   

                                                                     

         Как взрослому человеку тяжело выполнять нелюбимую работу, так детям и подросткам тяжело учиться, не имея к этому интереса. Но, если взрослый может видеть перспективы своей деятельности – высокую зарплату, карьерный рост, то для ребенка занятие нелюбимым делом – это просто выброшенное на ветер время. Между тем, можно стимулировать желание учиться, и для этого существует несколько приемов.

      Общество, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Мы должны  воспитывать творческую активную личность, которая  умеет самостоятельно  учиться.  Ведь как говорил Бернард Шоу: “Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность».

       У многих детей отсутствует  познавательный интерес на уроках русского языка и литературы. Именно поэтому я выбрала тему «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

   К каждому из своих уроков учитель тщательно готовится , стараясь, чтобы новый урок не был похож на предыдущий.  Я постоянно нахожусь  в творческом поиске, и цель моей работы- научить, заинтересовать, разжечь желание и стремление узнать предмет глубже.

    В своей работе стараюсь проводить комплексное обучение: развиваю речь (монологическую, диалогическую, письменную), мышление, формирую орфографические, пунктуационные навыки.

   Как, наверное, каждый из педагогов, я считаю своим долгом научить ребёнка не только грамотно писать, но и мыслить, выражать свои чувства, самостоятельно думать и работать, научить учиться.    

   Родной язык обучающиеся  часто воспринимают как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому в преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка за счёт использования   различных видов деятельности в течение урока.

      Существуют различные виды самих уроков, названия которых уже говорят о том, что урок будет нестандартным и наверняка заинтересует учащихся:

 уроки - деловые игры, уроки - пресс-конференции, уроки – соревнования, уроки типа КВН, театрализованные уроки, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-фантазии, уроки-игры, уроки-конференции, интегрированные уроки, экскурсии…

     В своей работе я особое внимание уделяю изобразительным возможностям русского языка, тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из  самых выразительных, богатых и красивых языков мира..

       Тщательный подбор дидактического материала помогает воспитывать у детей любовь к русскому языку, осуществлять межпредметную связь русского языка и литературы, что  также способствует пробуждению интереса к предмету.

   На уроках литературы внимание учеников постоянно обращено на языковые особенности текстов, а на уроках русского языка мы читаем и анализируем тексты художественных произведений.

           Часто на уроках использую нестандартные задания, вызывающие интерес самими формами работы.

1) В своей работе я часто использую лингвистические «угадайки».

     Использование проблемности в обучении позволяет поднимать учащихся до нового, более высокого уровня их познавательной деятельности, активизируя в ней творческий элемент.

2) Вопросы занимательного характера (в их основе – внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы).

 3)Самостоятельная работа учащихся тоже повышает интерес учащихся.

    Большое значение для решения задачи по пробуждению интереса к изучению русского языка играет дифференцированный подход в обучении. На своих уроках я часто даю письменные домашние задания дифференцированно.

     Вызывают живой интерес у ребят и нетрадиционные уроки.  

Такой урок для учеников-переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.

     Начиная с пятого класса, я включаю в свои уроки тестовые задания из контрольных измерительных материалов (ЕГЭ), которые подходят к изучаемому или пройденному материалу. Ребятам очень нравится выполнять тестовые задания, тут же себя проверять.

    Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений.  С этой целью я провожу урок-практикум по русскому языку в 5-ом классе.

Цель этого урока - обратить внимание ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах.

       Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра.

       При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока.

      Объяснение нового материала эффективнее, если «подкрепляется» наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. В этом мне помогает проектор.

       Детям нравится выполнять  нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. В своей работе часто использую разные  типы домашнего задания.

    Новые информационные технологии, в том числе компьютерная коммуникация, позволяют совершенствовать учебный процесс в целом и подготовку к сдаче Единого экзамена в частности.

     Постепенно от опорных конспектов я перешла  к использованию  компьютера  на уроках русского языка и литературы, потому что именно такой подход к решению учебных задач способствует эффективному повышению познавательной активности учащихся.

      Я применяю компьютер на различных этапах процесса обучения русскому языку и литературе: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования.    

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы учащиеся проявляли познавательную активность на уроках, нужно учителю проявлять множество усилий, творчество, не стоять на месте, постоянно находиться в движении. 

    Реализации этих задач помогает: сочетание  традиционных и нетрадиционных форм уроков, учёт индивидуальных способностей учащихся; тематический учёт знаний; осуществление межпредметных связей; целесообразное использование групповой работы.

Ключевые слова:

 стимулировать желание учиться,

 новые требования к школе,

 воспитывать творческую активную личность,

 творческий поиск,

 научить учиться

 развитие интереса к предмету ,

 виды нестандартных уроков,

 проблемность в обучении

 дифференцированный подход

 нестандартные, творческие элементы отдельного традиционного урока.

 наглядность,

 нетрадиционные формы домашнего задания,

 использование  компьютера  на уроках русского языка и литературы.

 творчество.

«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы»

/Автор  учитель русского языка и литературы МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский район РБ  Тагирова Милеуша Финсуровна/

Abstracts

"Enhancing cognitive activity on the lessons of the Russian language and literature"

Author teacher of Russian language and literature

MOBY BGI number 3 MP Davlekanovskiy rayonRB

 Tagirova Mileusha Finsurovna

                                                    

                                                                      

         As an adult unloved work hard to implement , so children and teenagers hard to learn, not having this interest. But if an adult can see the promise of activity - high salary , career growth , then the child class unloved business - it's just wasted time . Meanwhile , you can stimulate the desire to learn, and for this there are several methods.

      Society , a new attitude to life and impose new requirements for school. We need to nurture the creative activity of the person who knows how to teach yourself . After all, as George Bernard Shaw said : "The only path leading to knowledge - the activity ."

       Many children have no educational interest on the lessons of Russian language and literature. That's why I chose the theme "Enhancing cognitive activity on the lessons of Russian language and literature."

   To each of their classes the teacher is well prepared , trying to make a new lesson was not like the previous one. I 'm always looking for a creative , and the goal of my work is to teach , to interest , to kindle the desire and the desire to learn the subject more deeply.

    In my work I try to carry out a comprehensive training : developing speech ( monologue , dialogic , written ) , thinking , form spelling, punctuation skills.

   As probably one of the teachers , I feel it is my duty to teach your child not only to write correctly , but also to think, to express their feelings, to think for themselves and to work , to learn to learn.

   Native language learners are often seen as a set of spelling and punctuation rules. Therefore, in the teaching of the Russian language is especially important to develop interest in the subject matter in each child through the use of various kinds of activities during the lesson.

      There are different types of lessons themselves , the names of which are already saying that the lesson to be non-standard and will certainly appeal to students :

 Lessons - business games, lessons - press conferences, classes - the competition , the lessons of the type of KVN , theater lessons , the lessons that lead students , lessons , imagination, lessons , games, lessons , conferences , integrated lessons , excursions ...

     In my work, I paid special attention to the visual possibilities of the Russian language, so it merits that make the Russian language is one of the most expressive , rich and beautiful languages ​​in the world ..

       Careful selection of the didactic material helps to educate the children love for the Russian language , to carry out interdisciplinary communication of the Russian language and literature, which also contributes to the awakening of interest in the subject .

   In literature classes the students' attention is constantly drawn to the linguistic features of the texts , and on the lessons of the Russian language, we read and analyze texts of works of art .

           Often in the classroom using a non-standard jobs , causing the interest of the forms themselves .

1) In my work I often use linguistic " guessing game ."

     Using problematic in learning allows students to raise a new, higher level of cognitive activity , enhancing the creative element in it .

2) Issues of entertaining nature ( they are based - extra-linguistic situation : issues jokes , questions and riddles, "unexpected" or "children's" issues) .

 3) Self-study students also increases the interest of the students.

    Of great importance to the task of awakening interest in the study of the Russian language plays a differentiated approach to learning . In their classes , I often give written homework differentiated .

     Cause a keen interest in children and non-traditional lessons.

A lesson for the students transition into a different mental state , it is a different style of communication , positive emotions, feeling in his new capacity .

     Since the fifth grade , I turn to the lessons of the control test items measuring materials (USE) , which are suitable to the studied or studied material . The kids love to perform the test tasks , immediately check yourself .

    One of the main difficulties in teaching Russian language - writing essays . To that end, I spend a lesson and workshop on the Russian language in the fifth grade.

The purpose of this lesson - to draw attention to the guys on what's going on around them , to teach them to be amazing , unusual in the most ordinary things .

       Favorite form of lesson kids 5 - 7th grade is a lesson game .

       With all the diversity and effectiveness of non-traditional classes often can not use them for a variety of reasons. But do not you wish that every lesson was special , with his "highlight" . Therefore, I often resort to unconventional and creative elements of the traditional single lesson.

      Explaining the new material more effectively if " supported by the " clarity that allows to balance the verbal and figurative forms of thinking . This helps me a projector .

       Children love to perform non-traditional forms of homework , which are designed , on the one hand, to retain new knowledge , abilities and skills learned in the classroom and on the other hand, allow the child to show independence , most find a solution to the issue of non-standard , jobs . In their work often use different types of homework.

    New information technologies , including computer communication , allow to improve the educational process in general and the preparation for the delivery of a single examination in particular.

     Gradually from the reference summaries I moved to using the computer in the classroom Russian language and literature , because it is an approach to solving educational problems contribute effectively enhance cognitive activity of students.

      I use a computer at various stages of the process of learning Russian language and literature : the explanation of the new material , securing studied , repetition and synthesis of information , control over the assimilation of knowledge and to the development of skills , the search for new forms of computer simulation.

Thus, we can conclude that the students showed cognitive activity in the classroom , teachers need to show a lot of effort , creativity, do not stand still, constantly on the move .

    The implementation of these tasks helps : a combination of traditional and non-traditional forms of lessons , taking into account individual abilities of students; themed accounting knowledge , the implementation of interdisciplinary connections , appropriate use of group work .

Keywords:

 stimulate the desire to learn,

 new requirements for school

 nurture the creative activity of the individual ,

 creative exploration,

 learn to teach

 development of interest in the subject ,

 types of non-standard lessons

 problematic in training

 differentiated approach

 non-standard, creative elements of the traditional single lesson.

 visibility ,

 non-traditional forms of homework

 computer use in the classroom Russian language and literature.

 creativity.

"Enhancing cognitive activity on the lessons of the Russian language and literature"

/ Author teacher of Russian language and literature MOBY BGI number 3 MP Davlekanovskiy district RB Tagirova Mileusha Finsurovna /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом де...

Современные методики активизации познавательной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе

Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой  принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». Поэтому нельзя допустить, что...

Обобщение педагогического опыта по теме:«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

Работа состоит из 4-х разделов. I. Введение.II. Теоретическая база опыта.III. Пути осуществления активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.1. Технология развит...

Активизация познавательной деятельности на уроках адыгейского языка и литературы.

   Внедрение ФГОС нового поколения предполагает развитие учительского потенциала, уровень их квалификации, непрерывность профессионального развития. В основе Стандарта лежит системно-...

Личностно-ориентированное обучение как инструмент активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Обмен опытом по приминению личностно-ориентированного обучения в преподавании русского языка и литературы....

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ

Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы по теме самообразования...