Современные методики активизации познавательной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой  принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». Поэтому нельзя допустить, чтобы в глазах обучающихся появилось разочарование, равнодушие. Интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

 специалистов

«Кузбасский региональный институт  повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

Современные методики активизации

познавательной деятельности обучающихся

по русскому языку и литературе

Итоговая работа выполнена на курсах повышения квалификации

с 18.03.2014 по.03.04.2014 г.

Исполнитель:

Трапезникова Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №19» г. Кемерово

Консультант:

Вертилецкая  Инга Геннадьевна,

зав. кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин, канд. пед.наук, доцент

Кемерово 2014

Оглавление

Введение        

Глава 1. Познавательная активность. Теоретический анализ сущности, структуры и содержания явления.        

Глава 2. Организация образовательного процесса на уроках русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельности учащихся.        

Глава 3. Активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования информационно-коммуникационных технологий        

Глава 4. Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся        

Заключение        

Список литературы        

Введение

Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой  принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». Поэтому нельзя допустить, чтобы в глазах обучающихся появилось разочарование, равнодушие. Интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях.

Чтобы уроки русского языка и литературы были интересны ученикам, учителю приходиться осваивать новые методы подачи материала. Известный педагог М.А. Рыбникова неоднократно подчеркивала, что учитель-словесник должен уметь не только удивлять класс новизной и свежестью материала, но и организовать его на работу.

Системообразующей в работе учителя-словесника становится проблема развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Понятие «активизация познавательной деятельности» - психологическое, поскольку речь идёт об особенностях психической деятельности человека. Исследованием активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения занимается, кроме психологии, дидактика, рассматривающая общие закономерности процесса обучения школьника, а также методика русского языка.

Проблема активизации процесса обучения возникла с самого рождения методики русского языка как науки. Ещё Ф.И. Буслаев в книге «О преподавании отечественного языка» писал: «Способ преподавания двоякий: или заставляют ученика самого доискиваться и находить то, чему хотят научить его, или же предмет преподаваемый даётся ему готовый, без всякого с его стороны пытания» [1; 11]

 Таким образом, уже в XIX  веке в методике русского языка были намечены два основных метода обучения, один из которых предусматривал сообщение знаний в готовом виде, а другой – поисковую деятельность учащихся.

В настоящее время в методике русского языка нет единой классификации методов обучения, в тоже время большинство классификаций строится на одном основании – источнике получения знаний.

Глава 1. Познавательная активность. Теоретический анализ сущности, структуры и содержания явления.

Проблема развития познавательной активности уже давно волнует ученых. Существует множество трактовок познавательной активности.

Ф.И.Харламов познавательную активность трактовал как «интенсивную аналитико – синтетическую мыслительную деятельность учащегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний». [9; 7]

А. Г. Маркова под проявлениями познавательной активности понимает «все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов…» [5; 45]. Признавая за учащимся активное начало в познавательном процессе, она утверждает, что на основе этого школьник формируется как субъект учебной деятельности.

И.С.Якиманская отмечает, что «умственная активность» определяется личным, пристрастным «отношением ученика к усваиваемым знаниям» [12; 58].

Г.И.Щукина рассматривает познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности» [11; 18].

С данной трактовкой познавательной активности перекликается определение Т.И.Шамовой: «Активность в учении…не просто деятельностное состояние школьника, а…качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей».

Обращает на себя внимание направленность перечисленных выше определений: все они характеризуют позицию учащегося, поскольку речь идет о познавательной активности школьников. Между тем активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс: условия, активизирующие процесс познания, создает прежде всего учитель, а демонстрирует результат этих условий – собственно познавательную активность – ученик.

Коротаева Е.В. понимает под познавательной активностью личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Именно эта точка зрения нам кажется убедительной, но требуется уточнение: речь идет о таком качестве личности, которое проявляется в стремлении ребенка осуществлять поисковую деятельность, проявлять умственную гибкость и овладевать мыслительными операциями в соответствии с поставленными целью и задачами.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что «один и тот же процесс может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым». (Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т.2 М. Педагогика, 1989. С.182) В силу индивидуальных и возрастных различий для одних учащихся процесс обучения опирается более всего на эмоциональную основу, у других – на интеллектуальную, у третьих – на волевую. Поэтому одни школьники реагируют только на отдельные этапы процесса познания, а другие сохраняют внимательность, заинтересованность и самостоятельность в течение всего занятия. Эта разность отражается в уровнях познавательной активности.

В литературе существуют различные подходы к типологии познавательной активности обучающихся. Разделение уровней познавательной активности, предложенное Г.И. Щукиной, опирается на традиционную классификацию методов обучения. Т.И. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности, но определяет их по образу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Мы  опирались на точку зрения Е.В. Коротаевой, которая предлагает свою типологию познавательной активности и выделяет четыре уровня:

1. Нулевой уровень познавательной активности: учащиеся характеризуются не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением, пассивны на уроке, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя,

2. Относительный уровень познавательной активности: учащиеся могут проявить активность и интерес при восприятии учебной задачи, самостоятельность и увлеченность в ходе решения, но они не в состоянии увидеть свои ошибки, хотя легко улавливают неточности в чужих работах,

3. Исполнительский уровень познавательной активности: ученики систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог, они достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно, но начинают скучать, если изучаемый ими материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми детьми,

4. Творческий уровень познавательной активности: позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения.

Таким образом, основной для учителя становится задача перевести учащихся с одного уровня познавательной активности на другой, более высокий.

Глава 2. Организация образовательного процесса на уроках русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

Существует много путей активизации познавательной деятельности учащихся. К ним относятся следующие:

1)        педагогические технологии на основе личностной ориентации учебного процесса - педагогика сотрудничества (И.С. Якиманская и др.),

2)        педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся – игровые технологии (В.В. Репкин, В.В. Кирюшин),

3)        технология развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В.Давыдов, Г.К.Селевко и др.)

4)        технология интенсификации обучения на основе схем и знаковых моделей (В.Ф. Шаталов)

5)        педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (С.Н. Лысенковой), в основе которой лежит перспективно – опережающее обучение

6)         технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов «по интересам детей», а также коллективного способа обучения, основной целью которых является повышение учебной мотивации детей (Н.Н.Закатов и др.).

В основе организации учебного процесса в 5 – 7-х классах, где преобладает, как показывают материалы мониторинга, относительный уровень (или средний) уровень познавательной активности учащихся, должно быть желание педагога не только помочь учащимся включиться в учебную деятельность, но и поддерживать эмоционально – интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока. Удачными здесь являются педагогические приемы, описанные Е.В. Коротаевой в книге «Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения» (глава «ТВУ – технология встречных усилий учителя и ученика»), например: в начале урока – «Отсроченная отгадка» (при знакомстве с темой «Самостоятельные части речи» - Л.В.Щерба: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кубрячит бокренка») или «Эпиграф» (при изучении темы «ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах» - слова Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться»), на повторительно – обобщающих уроках или на уроках подготовки к контрольным работам используем приемы: «Лови ошибку», «Согласен – не согласен», «Повтор с расширением» и т. д.

Учащиеся с относительным уровнем познавательной активности нуждаются в умении использовать план ответа, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного действия, рисунки – подсказки, таблицы. Формируют умение учащихся работать с текстом учебники русского языка под ред. М.М. Разумовской и  учебник литературы под редакцией М.Б. Ладыгина. При работе с лингвистическими и литературоведческими текстами возможно использование приема, который можно условно назвать сократическими беседами, основной целью которых является умение работать с темой: ученики убеждаются в необходимости правильно вычленять из темы опорные слова и ключевые понятия, очерчивая тем самым «терминологическое пространство» текста.

Основными приемами, включающими обучающих в учебное взаимодействие на уровне субъекта, являются все проблемные, частично – поисковые и эвристические ситуации. Но не на каждом уроке можно создать проблемные ситуации, поэтому таких школьников можно подключать к технологии оценивания устных и письменных ответов одноклассников, то есть они могут брать на себя роль консультанта, эксперта.

         К приемам интенсивной познавательной деятельности относятся самые различные формы дискуссий: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «дебаты», «мозговой штурм». Подобные занятия, как отмечают психологи, позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

Основной задачей учителя становится побуждение учащихся  с привычно исполнительским уровнем познавательной активности к самоактивности в учении. Для них должна стать нормой готовность к решению проблемных, поисковых, нестандартных задач и ситуаций. В решении данной задачи важную роль играют принципы развивающего обучения: 1) построение обучения на более высоком уровне трудности, что дает пищу для направленной умственной работы и может содействовать быстрому интеллектуальному развитию ребенка, 2) резкое повышение удельного веса познавательной стороны обучения, теоретических знаний.

Выполнение заданий поискового характера способствует достижению двух целей: во-первых, овладению анализом, исследованием различных сторон языковых явлений, во-вторых, развитию связной речи учащихся.

        С чего же начинать и как постепенно усложнять познавательную деятельность школьников, учитывая специфику русского языка как учебного предмета, требования программы, возможности учащихся? Как воспитать познавательную самостоятельность учащихся, т.е. их стремление и умение самостоятельно овладевать новыми знаниями, ориентироваться в новой ситуации речевого общения? Т.В. Напольникова намечает следующие этапы:

        На первом этапе учащиеся воспринимают, осмысливают, анализируют готовый языковой материал, который преподносится им или в процессе сообщения учителем знаний, или при выполнении упражнений. Этап сообщения учителем знаний является основой формирования умений. Выбор методов сообщения знаний должен зависеть от специфики темы, требований программы, возможностей учащихся. Естественно, более доступным является метод сообщения учителем знаний в готовом виде, предполагающий работу учащихся по образцу. Однако здесь необходим и более эффективный метод обучения – метод проблемного изложения учителем знаний. К этому же этапу относится и один из методов самостоятельного овладения учащимися знаниями и формирования умений – метод обучения воспроизведению и анализу готовых текстов, предложений, словосочетаний, слов.

        Так, при изучении фонетики учащиеся повторяют вслед за учителем звуки, обозначенные на письме определёнными буквами, запоминают названия букв, читая соответствующий параграф учебника. Работа по образцу на первом этапе создаёт базу для выполнения более сложных заданий на следующем.

        На втором этапе осуществляется выбор языковых средств по известному образцу в связи с изменением данного языкового материала. Этот этап, закрепляя достигнутое на предыдущем, способствует совершенствованию логики мышления учащихся, формирует умение применять знания и навыки в разных ситуациях. Например, глаголы даны в тексте в форме 2-го лица единственного числа, а учащимся надо заменить их формами прошедшего времени. Или в текст предстоит вставить причастные обороты с целью расстановки знаков препинания.

        Особым является третий этап, на котором осуществляется частично-поисковая, поисковая и исследовательская деятельность. Приобретённые учащимися ранее знания, умения и навыки теперь применяются ими при создании текстов, предложений, словосочетаний, образовании слов, хотя элементы работы по образцу, естественно, присутствуют в большей или меньшей степени и в этих случаях.

        Критерием эффективности обучения на заключительном этапе должны явиться проблемные задачи, в процессе решения которых обнаружится, усвоены ли знания, сформированы ли умения и навыки, достигнут ли определённый уровень языкового развития. Следовательно, при организации учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы необходимо учитывать умственные способности учащихся, применять методы и приемы, стимулирующие познавательную активность школьников.

Глава 3. Активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования информационно-коммуникационных технологий

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы уроки русского языка и литературы были интересны ученикам, учителю приходиться осваивать новые методы подачи материала. В нашу жизнь прочно вошло такое понятие, как информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ способствует увеличению показателя успеваемости, повышает степень уверенности в себе, стимулирует желание самосовершенствоваться. При систематическом использовании информационно-коммуникационных технологий наблюдаются следующие результаты:

•        активное включение всех учащихся в процесс приобретения новых знаний;

•        формируются такие качества личности, как настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к активной познавательной деятельности;

•        вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

•        формируется потребность личностного роста и самообразования. Использование ИКТ в школе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Ведь самое главное, что ребятам нравится выполнять задания с использованием ИКТ, они с удовольствием предлагают свои идеи, начинают творчески мыслить.

В процессе использования ИКТ на уроках русского языка и литературы формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для меня как учителя  новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников.

Глава 4. Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию.

1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм

«Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)

«В эфире - новости»

Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, азначит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.

Вариантом данного задания может стать «Конкурс дикторов».

Задача участника - прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенный текст. «В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Приведённые данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов.

Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегчённому варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать. Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декады текущего месяца до конца квартала. Дебаты прошли без инцидентов».

2. Лексико-фразеологические игры

«Собери фразеологизм»

Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Ответы:

- Куда Макар телят не гонял.

- Как в воду канул.

- Ветер свистит в карманах.

- На языке вертится.

- В ежовых рукавицах.

«Угадай-ка»

Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».

«Собери пословицу»

1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.

1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.

2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).

3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.

4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.

5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.

Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.

2. Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.

1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.

2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.

3) Волков бояться - друга обмануть.

4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.

5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.

6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.

Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.

Заключение

 «Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно». Так начал одну из своих статей Л.Н. Толстой. Действительно, человек, увлеченный чем-либо, проявляет значительно больше воли, настойчивости, терпения, упорства в преодолении трудностей, чем тот, который относится к делу без интереса и любви. Очень важно пробудить у учащихся эмоциональное, положительное отношение к учебной работе. Поэтому большое внимание уделяется организации познавательной деятельности, которая побуждает ребят к усвоению знаний и овладению общеучебных умений и навыков, воспитывает творческую активность, формирует мыслительные способности.

Познавательная активность – это динамическая направленность личности, которая выражается в стремлении ребенка осуществлять поисковую деятельность, проявлять умственную гибкость и овладевать основными мыслительными операциями в соответствии с поставленными целями и задачами.

Важными показателями познавательной активности являются:

•        поисковая активность, которая включает степень умственной самостоятельности, проявление инициативы, быстроту умственной ориентировки;

•        умственная гибкость, которая проявляется в умении учащихся мобилизовать внимание и память, в умении быстро и точно перестраиваться с одного способа действия на другой, в умении находить и использовать различные способы решения одной и той же  учебной задачи;

•        степень владения мыслительными операциями – умение школьников логически мыслить и выделять главное, умение классифицировать и обобщать, умение выразить мысль графическим способом.

Список литературы

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192с.
  2. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. М.,. 1844. – Ч.1.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.
  4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186с.
  5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М. Просвещение, 1983. С.45
  6. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. - 1982. - №4. - 5-17с.
  7. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структура воспроизведения и творчества. - М.: Педагогика, 1972. - 184 с.
  8. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1981. - 96с.
  9. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие. - М.:Юристь, 1997. - 512с.
  10. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.:Педагогика, 1982. - 209с.
  11. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160с.
  12. Якиманская И.С.  Развивающее обучение. М. Педагогика, 1979. С .58
  13. http://www.science-education.ru/31-1195

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методической система «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности с целью повышения познавательной активности обучающихся»

Объёмная публикация (учебное пособие) с последовательным изложением  собственной методической системы учителя русского языка и литературы Золотаревой Н.Н....

Использование некоторых структур сингапурской методики обучения на уроках русского языка и литературы

Приоритетной задачей государственной образовательной политики является обеспечение качества  обучения и воспитания подрастающего поколения, которое достигается путем использования наиболее эффект...

План самообразования по теме «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы (проектная деятельность)»

Цель профессионального развития: приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения в рамках темы самообразования «Современные образовательные...

«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»

       В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, спосо...

Методика и технологии организации урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Методика и технологии организации урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературеДля современного человека необходимы познавательная и коммуникативная компетентности: на сегодняшний д...

Использование элементов сингапурской методики обучения на уроках русского языка и литературы.

Материал предназначен для учителей русского языка и литературы....