«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»
статья по русскому языку

Болотова Антонина Афанасьевна

         В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Научить ребенка мыслить, говорить, рассуждать и правильно использовать полученные знания на практике - основной критерий   обучения.         Никто не будет оспаривать тот факт, что именно от учителя зависит   успех образовательного процесса. Но успех урока во многом зависит от правильного выбора методов и приёмов. Благодаря современным педагогическим технологиям появляются связи между целью, содержанием и результатом образовательного процесса.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

 «Современные педагогические  технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»

 

         В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Научить ребенка мыслить, говорить, рассуждать и правильно использовать полученные знания на практике - основной критерий   обучения.         Никто не будет оспаривать тот факт, что именно от учителя зависит   успех образовательного процесса. Но успех урока во многом зависит от правильного выбора методов и приёмов. Благодаря современным педагогическим технологиям появляются связи между целью, содержанием и результатом образовательного процесса.  
    В преподавании русского языка в школе сегодня нашли свое место и прочно утвердились технологии, основанные на системе обучения, традиционно считавшейся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др. 
   Сегодня «школьная лекция – это систематизированное, чаще всего проблемное изложение материала по теме или разделу». 
Классическая школьная лекция имеет четкую структуру, например такую: 
I. Актуализация темы, определение задания. 
II. Слушание лекции учителя (20–30 минут). 
III. Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя. 
IV. Обсуждение выполнения заданий. 
V. Подведение итогов. 
VI. Рекомендация дополнительной литературы. 
      В школе в последние годы используется не только традиционная лекция, но и такие ее формы, как лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция-беседа, лекция с обратной связью. 
Используя вузовскую лекционную технологию обучения в старшей школе, наиболее успешно работают учителя, совмещающие чтение лекций с проведением семинарских занятий. Эту систему обучения называют лекционно-семинарской. 
      Урок-семинар – это форма самостоятельной работы, которая способствует углубленному изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учеников, формированию навыка работы с литературой, совершенствованию коммуникативных навыков. 
Школьное семинарское занятие обычно состоит: 
1) из вступительного слова учителя; 
2) сообщений учащихся; 
3) обсуждения сообщений; 
4) подведения итогов семинара. 
Виды семинаров 
Семинар– развернутое собеседование 
Семинар-диспут 
Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся 
Семинар-обсуждение докладов и рефератов 
Семинар – развернутое собеседование. Все ученики готовятся к выступлениям по каждому запланированному вопросу и на семинаре максимально вовлекаются в обсуждение темы. Этому помогают заранее подготовленные развернутые выступления. 
Семинар-обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников. Остальные школьники знакомятся с основной литературой, чтобы быть готовыми к дискуссии по докладу, план и основные проблемы которого заранее известны. 
Семинар-диспут, основанный на дискуссии (хотя элементы ее есть на любом семинаре). Каждый ученик должен определить свое отношение к предмету диспута. 
Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся учащимся или группам предлагается на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Работа длится около 20 минут. Завершается семинар коллективным обсуждением результатов деятельности групп и выполнением упражнений, закрепляющих полученные знания и умения. 
    В современной школе широкое распространение получили уроки-практикумы, или практические уроки, в том числе и по русскому языку и литературе 
         Урок-практикум, как правило, проводится в конце изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний. 
      Схема урока-практикума может быть такой: 
1. Повторение теоретических сведений по проблеме. 
2. Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий (графический разбор, составление схем, морфемный разбор, редактирование текста и т.д.). 
3. Собственно практикум с использованием словарей, справочников, учебных пособий. Работа ведется по карточкам. 
4. Контролирующее задание для всего класса. Выполняется с самоконтролем по словарю или справочнику. 
5. Задание на дом. 
    Еще одной формой занятий, которая пришла из вуза в школу, является урок-зачет. Этот урок проводится тогда, когда нужно повторить и обобщить изученный материал не только по большой теме программы, но и за четверть или за весь учебный год, а также при осуществлении контроля за знаниями учащихся. 
Проводится урок-зачет, как правило, по следующей схеме: 
1. Проверка знаний (устных и письменных) учителем и учениками-консультантами. 
2. Выставление оценок за каждое выполненное задание в «Лист оценки знаний», который перед уроком вывешивается на стенд. 
3. Выставление итоговой оценки по результатам выполнения всех заданий, которая соответствует реальному уровню знаний, умений и навыков каждого ученика. 
4. Подведение итогов урока. 
    Использование в современной школе при преподавании русского языка и литературы – уроков-лекций, уроков-семинаров, уроков-практикумов, уроков-зачетов говорит об их несомненной ценности: обеспечивают мыслительную активность каждого ученика, развивают его самостоятельность, повышают авторитет знаний. 

     Для каждого учителя ученик сегодня не объект для обучения и воспитания, а самоценная личность, и ставится задача перед учителем – развивать внутренний потенциал каждого ребенка, раскрывать заложенные природой способности, помогать ему самореализоваться. А это может быть достигнуто при системно – деятельностном подходе в обучении, когда новые знания не даются в готовом виде, а дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Для организации такой деятельности учитель использует в обучении современные образовательные технологии. 
     Метод проектов – это самостоятельная исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. 
Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки. 
Этапы работы над учебным проектом: 
- предварительный выбор старшеклассником темы (с учетом рекомендаций учителя) 
- составление плана 
- изучение литературы по данной теме и сбор материала 
- создание собственного текста 
- защита 
- ответы на вопросы по теме проекта 

       Считаю, что проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращаюсь к данному методу при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т.д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, презентации).

С учениками 9 класса после изучения программных произведений А.С.Пушкина подготовили проект по теме «Любимые адресаты А.С.Пушкина». На подготовительном этапе дети читали стихотворения поэта, изучали материалы о нем, творчестве, читали воспоминания. На технологическом этапе шла работа в группах.1 группа собирала материал о друзьях Пушкина; 2 группа – о встрече с Н.Гончаровой; 3 группа – о встрече с  А.Керн; 4 группа готовила презентацию; 5 группа готовила материал об Арине Родионовне. Третий этап – практическая реализация проекта. Отобрали нужный материал, внесли необходимые изменения, составили текст. Четвертый этап – заключительный. Результат работы – литературная композиция «Времена года в Михайловском» с презентацией.

Цели проекта – обогатить знания учащихся, пробудить интерес к творчеству поэта, воспитывать самостоятельность, умение работать в группе.
            Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность учащихся. 
В обобщенном виде этапы научного исследования можно представить так: 
• знакомство с литературой; 
• постановка (формулирование) проблемы; 
• формулировка гипотезы; 
• планирование и разработка учебных действий; 
• сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств); 
• подготовка и написание (оформление) сообщения; 
• выступление с подготовленным сообщением; 
• проверка гипотез; 
• построение сообщений; 
• построение выводов, заключений. 
Однако совсем не обязательно наличие всех этих составляющих на каждом уроке-исследовании. 
Урок-исследование очень эффективен при повторении, обобщении, комплексной работе с текстом. 


                        Игровые технологии 
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В.А. Сухомлинский) 
            Начало любой игры – это, прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. 
Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. 
Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. 
Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом) 
              Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры. 
Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. 
Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. 
В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и т.д. 
В настоящее время существует большое количество игр, которые учитель может использовать на уроке русского языка и литературы в процессе работы по игровой технологии (игры - путешествия; лингвистические кроссворды; лингвистическое лото и т.д.). 
Результативность игрового урока всегда зависит от соблюдения всех условий игры и грамотной последовательности ее этапов. 
                  Диалоговые технологии обучения русскому языку 
Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему. М.М. Бахтин 
Основное назначение диалоговой технологии в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. 
Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности 
- На первом уровне как диалог с собственным Я, как общение с самим собой, собственным разумом – это личностный уровень. 
- На втором уровне диалог понимается как процесс взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций (Я и другой) – это межличностный уровень. 
- Третий уровень диалога – мультидиалог – множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5–7 человек. 
Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения». 
     Целью диалога является создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях. 
Организация уроков-диалогов связана с тем, что диалог на таких уроках может быть двух видов: 
информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) и 
интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация). 
Информационный диалог обычно организуется учителем в процессе овладения новыми знаниями, а интерпретационный диалог может быть включен в любой структурный элемент урока (проверка домашнего задания, закрепление новых знаний, подведение итогов). 
                     Компьютерные технологии в обучении русскому языку 
         В начале XXI-го века технологии мультимедиа и Интернета получили широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве средства обучения, в том числе и обучения русскому языку и литературе 
Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств. 
В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на три большие группы: 
- презентации 
- информационно-обучающие 
- тестирующие. 
   Ясно, что с помощью программного обеспечения учитель русского языка и литературы может разработать различные материалы. Это могут быть карточки с заданиями, тесты, алгоритмы решения лингвистических задач, опорные конспекты, схемы и т.д. 

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет   наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, организовать урок в соответствии с современными требованиями.

        На уроках литературы использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Теперь существует большое количество компьютерных обучающих программ по русскому языку, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, которыми может воспользоваться учитель русского языка и литературы как при подготовке к уроку, так и на самом уроке. Есть в Сети методические и искусствоведческие материалы. 
   Современный учитель русского языка и литературы имеет возможность пользоваться всеми этими ресурсами исходя из своих потребностей, целей и этапов конкретного урока. 
     Конечно, диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае мы можем сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы. 

     Эффективно будут работать те   технологии, которые позволят дать ученикам твердые знания, активизируют познавательные способности учеников.

Для того, чтобы процесс обучения был успешным, учитель должен из арсенала приемов и методов выбрать такие, которые позволят ученикам развивать творческие способности, обогащать знаниями, воспитывать и стимулировать процесс обучения и воспитания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы организации обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах

Интерактивные формы организации обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах...

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы. Презентация на тему....

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах

Данная статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах и целесообразности методов и приемов преподавания русс...

"Создание образовательной среды на уроках русского языка и литературы в старших классах как средство повышения качества образования"

Из опыта работы. Об уроках словесности и разнообразных формах организации учебной деятельности....

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы в старших классах

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы в старших классах.Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьют...

Методическая разработка"Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования"

Методическая разработка "Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования" включает в себя цели, задачи, актуальность пр...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в старших классах.

Развитие критического мышления учащихся. Методические приёмы, помогающие формировать критическое мышление школьников....