Методическая разработка"Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования"
методическая разработка

Тарбеева (Тармакова) Елена Владимировна

Методическая разработка "Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования" включает в себя цели, задачи, актуальность проблемы, пути её решения, технологическую карту урока русского языка в 5 классе, приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_luchshiy_urok.docx42.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

русского языка в 5 классе с применением технологии позиционного обучения

  Автор: Тарбеева Елена Владимировна,

     учитель русского языка и литературы МАОУ СШ №8

                     г.о.г. Бор Нижегородской области

   

2018 г.

Пояснительная записка

к уроку русского языка в 5 классе

   Урок по русскому языку в 5  классе. Тип урока - урок  «открытия» новых знаний. Тема урока:» Правописание гласных а-о в корнях с чередованием раст-ращ-рос».

  Программа курса «Русский язык» 5-9 классы, автор-составитель Л.В.Кибирева  (М.: «Русское слово» 2015), соответствует ФГОС.

  Учебник «Русский язык» для 5 класса общеобразовательных организаций в двух частях под редакцией академика Российской академии образования Е.А.Быстровой  (М.: «Русское слово» 2015.)  На изучение русского языка в 5 классе отводится 175 часов в год, 5 часов в неделю. Урок проводится по разделу учебника «Морфемика. Орфография»( 9 урок в разделе).

  В классе 28 учеников, из них высокий уровень знаний у 8 учеников, выше среднего у 12  учеников, средний уровень знаний у 5 учеников, низкий уровень у 3 учащихся. В целом учебные возможности класса выше среднего. По характеристике  учащихся с учётом разной функциональной асимметрии полушарий головного мозга  8 учащихся равнополушарных, 8- левополушарных, 12- правополушарных.  У учащихся сформированы первоначальные навыки самостоятельной, групповой работы, работы в парах.

Организационная структура( сценарий) урока

1 этап. Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Деятельность учителя: Вступительное слово.

- Что же, здравствуйте, ребятки!

Все на месте? Все в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят?

Каждый хочет получать только лишь оценку «5»?

-Сегодня  на  уроке  я хотела бы напомнить вам пословицу:  « Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости». - (1слайд)

- А вы мне напомните  смысл этого высказывания.

- И сегодня на уроке  мы продолжим добывать новые знания. Но сначала повторим то, что вы уже знаете: «Верно-неверно».    Я утверждаю, что

- корень является главной значимой частью слова (+)

- окончание образует разные формы одного и того же слова (+)

- в слове мяч на конце пишется мягкий знак (-)

- в слове прилагательное в корне пишется буква а (+)

- в слове наклониться  напишем в корне букву а (-)

-суффиксы и приставки образуют новые слова(+)

-в слове прикоснуться напишем в корне букву а (-)

-  в корне слова загорелый напишем букву а (-)

Осуществляемая деятельность учащихся: слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.

Формы организации совзаимодействия: фронтальная

Формируемые умения (универсальные учебные действия): Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия. Коммуникативные: работают в парах.

2 этап. Актуализация и проблемное учебное действие. Выявление места и причины затруднения.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения: вопроизведение  ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа.

Деятельность учителя: Ну что ж, молодцы! Продолжаем. О чём же мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. Мы уже  хорошо знакомы с главной морфемой- корнем. А какие орфограммы в корне вам известны?

 ( корни с проверяемой и непроверяемой безударной гласной, непроизносимыми согласными, с чередованием).

-  Молодцы!

Посмотрите на слайд и определите лишние  слова. (2 слайд)(Лишние слова  выращивать, вырос, произрастать, так как правописание этих корней мы ещё не знаем).

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаточность своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или  при незначительной помощи учителя).

- И тема нашего сегодняшнего урока: Правописание гласных в  корнях раст-ращ-рос.

-Формулируем тему урока и записываем в (3слайд) тетрадь, а также цели урока :

Я узнаю, я научусь ( 4 слайд), ( ещё нарисуйте на полях росточек ваших знаний в начале урока).

Осуществляемая деятельность учащихся: отвечают на вопросы, строят понятные для одноклассников высказывания.

Формы организации совзаимодействия: групповая.

Формируемые умения (универсальные учебные действия): Л: имеют мотивацию к учебной деятельности. П: выполняют учебно- познавательные действия в

материализованной и  умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции. Р: принимают и сохраняют учебную задачу. К: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

3 этап. Выявление места и причины затруднения.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения: эвристическая беседа, ответы на вопросы.

Деятельность учителя:

 -Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями: выучить правило по учебнику или самостоятельно овладеть им, чтобы лучше запомнить. Каким мы пойдем путем? ( Овладеем самостоятельно.) А работать будете индивидуально, парами или в группах?  (В группах)

-Хорошо, но этот путь нелегкий. Для смелых, находчивых и творческих.

Осуществляемая деятельность учащихся: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Формы организации совзаимодействия: групповая, индивидуальная.

Формируемые умения (универсальные учебные действия): Л: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют  способность к самооценке своих действий, поступков; проявляют заботу о своём физическом и психическом благополучии и работоспособности  на уроке. П: устанавливают причинно-следственные связи, делают самостоятельно выводы. Р: осознают недостаточность своих знаний

К: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4 этап. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения: раскрытие новых  понятий, усвоение новых  способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Формулирование правила, письменная работа, работа с учебником.

Деятельность учителя:

 - Обратимся к учебнику и все внимательно прочитаем 2 раза правило.(с.38)  Работать будем в группах, делясь друг с другом идеями, рифмами и цветными карандашами. Каждая группа, распределив обязанности,  представит содержание правила «Правописание гласных а-о в корнях раст-ращ-рос» со своей позиции: 1 группа-  схематисты- попробуют правило изобразить,   2 группа- поэты- попробует написать правило- стихотворение, когда какую букву надо писать (даю буриме), 3 группа- кроссвордисты- составят кроссворд из слов-исключений, используя словарные статьи

( толкования слов даны, пронумерованы, дети их вставят в сетку кроссворда на доске), 4 группа- эксперты- проверяют работу групп, дают советы, исправляют ошибки.  ( 5 минут)

Презентация ответов групп:

- Схему чертят на доске  (потом проговаривают ) и все эту схему записывают в тетрадь с/о

- В это же время заполняют сетку кроссворда (и называют слова-исключения)

- Читают стихотворение

- Эксперты оценивают работу каждой группы(1) и подводят итог : Что же получилось узнать  про корни раст-ращ-рос?(2)

(Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом).

  Молодцы! А у меня для вас тоже есть стихотворение-помощник для запоминания слов-исключений из правила. ( слайд 7)

 А чтобы зарядиться силами, проведём физкультминутку.( 5 слайд)

Вот мы руки развели, словно удивились. И друг другу до земли в пояс поклонились.

Выпрямились, наклонились, выпрямились, наклонились. Ниже, ниже, не ленись. Выпрямись и улыбнись .Потихонечку садись.

А чтобы глазки ваши отдохнули, проведите ими по местам в классе, где стоят растения.

Осуществляемая деятельность учащихся: Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; отвечают на вопросы;  в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, выполняют письменное задание по рядам, работают с учебником.

Формы организации совзаимодействия: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Формируемые умения (универсальные учебные действия): Л: осознают свои возможности в учении. П: извлекают необходимую  информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Р: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. К: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно- познавательных задач.

5 этап. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения: Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового  явления, составление связных рассказов об изученных нормах.

Деятельность учителя:

-Ребята, а теперь хотите проверить себя? Используйте ваши записи. Диктант «о-а»: Водоросли, растение, выращенный, подрос, росток, отрасль, расти, Ростислав, отрастить, ростовщик, росло, Ростов. Проверьте и поставьте себе отметки. (слайд 8)

Осуществляемая деятельность учащихся: Выполняют задание, работают с эталоном.

Формы организации совзаимодействия: индивидуальная.

Формируемые умения (универсальные учебные действия): Л: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. .: адекватно оценивают  свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины  и пути преодоления. К: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения: Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа.

Деятельность учителя:

1.А сейчас, ребята, вы попробуете создать свой текст, вставляя в предложения подходящие по смыслу слова с корнями раст-ращ-рос. (вырос, растительностью, растут, растения)

- Что у вас получилось? Давайте посмотрим, так ли это? (Слайд 9)  

 2. Теперь вернёмся к учебнику и выполним упражнение  59 устно.

Осуществляемая деятельность учащихся: выполняют упражнения.

Формы организации совзаимодействия: индивидуальная.

Формируемые умения (универсальные учебные действия): Л: осуществляют  нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. П:самостоятельно  формулируют цель, осуществляют поиск необходимой информации( из материалов учебника и рассказ учителя, по воспроизведению в памяти. Р: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. К: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7 этап. Включение в систему знаний и повторение.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения: обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

Деятельность учителя:

-Вернёмся к цели урока.( в тетрадях) Достигли ли вы её?

-Что было на уроке трудным? А что интересным?

-Нужно ли подбирать проверочные слова для корней раст-ращ-рос? (НЕТ, они подчиняютя своему правилу и зависят от последующей согласной)

-Для кого сегодняшний урок прошёл не напрасно?

-Хорошо, тогда давайте запишем и разберём домашнее задание(Слайд 10)

   Д\З: - с.38- выучить правило

-Упр. 60-всем

-Составить связный текст (5-7 предложений) «Я посадил росточек…»- дополнительно.

Осуществляемая деятельность учащихся: Отвечают на вопросы; определяют уровень приобретенных знаний.

Формы организации совзаимодействия: индивидуальная, групповая.

Формируемые умения (универсальные учебные действия): П: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Р: исправляют и объясняют ошибки. К: высказывают свою точку зрения.

7 этап. Рефлексия учебной деятельности.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения: заключительная беседа по вопросам.

Деятельность учителя:

-Итак, ребята, помните, что в начале урока вы нарисовали росточек ваших знаний?

- Насколько ваши знания, по-вашему, выросли сейчас? Дорисуйте ваш росточек.

(Слайд 11)

Осуществляемая деятельность учащихся: определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Формы организации совзаимодействия: индивидуальная, групповая.

Формируемые умения (универсальные учебные действия): Л: приобретают мотивацию к процессу обучения. П: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, навыков и оперативных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовать свою деятельность. Р: оценивают свою работу. К: строят небольшие монологические высказывания.

                       Самоанализ урока русского языка в 5  классе

Тема урока: «Правописание  гласных о-а в корнях с чередованием раст-ращ-рос»

Цель урока: научить применять способ действия при выборе гласных о-а в корнях с чередованием раст-ращ-рос» ; создавать текст, работать в группе

Задачи: обучающая: организовать работу учащихся по повторению и углублению понятий о корнях с чередованием и их отличии от корней с безударной гласной

развивающая: развивать познавательную активность обучающихся посредством формирования общеучебных  навыков: мышления, способности анализировать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы; воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, вырабатывать навыки самостоятельной деятельности, речевого общения.

 Планируемые результаты: Предметные (объем усвоения и уровень владения  компетенциями):  знать правило написания букв О-А в корне  –РАСТ-, -РАЩ-, -РОСТ-; слова-исключения; правило: нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний;

Метапредметные:   1. Познавательные: умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, умение сопоставлять, выявлять сходства и различия; работать по алгоритму (схеме); извлекать информацию из учебника; владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, научатся искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы. 3. Коммуникативные;  формулировать собственные мысли в устной и письменной форме, высказывают и обосновывают свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль,  работать в группе и представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные: получат возможность формировать адекватную самооценку;  устойчивую мотивацию к обучению,  интерес  к познавательной деятельности,  достаточный объем словарного запаса  и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

 Технологии: позиционное обучение, ТРКМ, дифференциация с учётом разной функциональной асимметрии полушарий головного мозга

Методы  обучения: частично-поисковый, индивидуальная, групповая, коллективная работа.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник Е.А.Быстровой, 2015 год.

    Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является 9-ым в изучении материала. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на  последующие уроки. Урок построен с учетом психологических особенностей детей. На протяжении всего урока работа строилась с  учетом принципов системности,  доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса 5 класса. Цели урока реализовывались: 

- Развивающая. Развитие  речи осуществлялось через монологические ответы ( развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме).
- Воспитательная. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников.

На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:

Текстоориентированный: работа с текстом, монологический ответ, анализ.

Функциональный: распознавали корни с чередованием о-а  через постановку проблемных вопросов. Коммуникативно-деятельный: работа с текстом  учебника в группах с разных позиций, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.   На этом уроке дети разделены на группы по принципу лево- и  правополушарные: левополушарные- логики, поэтому это кроссвордисты и эксперты, правополушарные мыслят образами, поэтому- поэты и художники. Организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении работы по определению лишних слов и выполнению буквенного диктанта ( с экрана). Личностно-ориентированный подход  реализовывался:  внимание к речи других людей, обучение  связной речи (дать полный ответ). Урок проходил с компьютерной поддержкой, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Исходя из целей, этапы урока соблюдены.

  Мотивация к деятельности способствовала психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. На этом этапе проходило повторение материала, изученного на предыдущих уроках.

Постановка учебной задачи. Были созданы условия, при которых ученики сами вывели цель урока.

Первичное закрепление. Наблюдение над языковым материалом. Обучающиеся подходили к усвоению нового материала, направленного на использования полученных знаний при написании корней с чередованием. Ребята сами формулировали основные моменты правила, исходя из выясненных в работе группы положений. Была поставлена проблема: какую гласную в корне  выбрать?

Самостоятельная работа: создание текста с  добавлением слов (с экрана

презентации). Самопроверка результатов.

Включение нового знания в систему знаний и повторение. Работа по подведению итогов урока и достижению целей. Самостоятельно обучающиеся подошли к выводу, что проверочные слова для корней раст-ращ-рос не нужны, так как они подчиняются своим правилам. Подведение итогов урока. Обобщение  материала урока в ходе намеченных целей. Домашнее задание направлено на  закрепление полученных знаний, на развитие творческих способностей. Рефлексия деятельности. Осознание  обучающимися своей учебной деятельности.

  Присутствовал и  творческий характер познавательной деятельности.

Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке. Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались виды организации деятельности учащихся, такие как: обсуждение, беседа (ответы на вопросы учителя), творческие задания, самостоятельная работа, самопроверка.

Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с обучающимися доброжелательный.

 В ходе урока дети усвоили новое для себя правило. Домашнее задание объяснено и разобрано. Оценки учащимся объявлены.

Приложения

  1. Буриме для группы «поэты»

………………………………..напишем О,

………………………………..повезло.

………………………………СТ и Ща?

……………………………….букву А.

  1. Слова для группы «кроссвордисты»

1.Тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

2.Стебель растения в самом начале его развития

3.Название города

4. Мужское имя

5. Отдельная область деятельности, науки, производства.

  1. Технология позиционного обучения

Актуальнейший вопрос- это  требования ФГОС.

До этого счастливого момента

Работу начинали с компонента.

Шло время, и задуматься пришлось:

Теперь и в школе основной - по  ФГОС.

Чтобы личностные качества развить,

Нужно в деятельность всех детей включить:

Мотивировать и целеполагать,

проектировать её, осуществлять

И в систему обращать,

Чтоб могли самостоятельно

Находить пути решения

Тех проблем, что обнаружили,

Их уметь анализировать,

А полученные знания

дальше в жизни применять.

   Сегодня ФГОС ставит перед школой  очень важные  задачи: научить ученика учиться,  самостоятельно работать с информацией, текстом, применять полученные знания и сформированные УУД для решения практических и жизненных задач.  Какие же  условия для этого необходимы? Прежде всего, вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности для каждого ученика. И ещё важно  помнить, что  ученик в современной школе - это субъект учебного процесса.

    Эти задачи сложно решить, применяя традиционные методы обучения. А вот внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс позволяет решать эти вопросы. Для организации работы с текстом в соответствии с требованиями ФГОС для себя я открыла новую технологию - позиционного обучения, автором которой является доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса.

Педагогическая идея этой технологии заключается в том, чтобы создать условия для каждого ученика по формированию и развитию умения — продумывать, разрабатывать, объяснять и защищать свою позицию на основе изучаемого текста.

 Дидактическими  особенностями  ТПО является то, что обучение направлено на развитие метапредметных  результатов: умения работать с текстом, графически оформлять текстовый материал, творчески интерпретировать информацию и  ранжировать её по степени новизны и значимости; создавать свой текст, а также умение представлять свою определённую позицию; появляется реальная возможность интеграции отдельных предметов; создаются условия для вариативности и дифференциации; формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

    Важнейшая особенность обучения состоит в том, что  процесс обучения происходит в групповой совместной деятельности, при которой  осуществляются две основные функции, необходимые для успешной деятельности: это решение поставленных задач (учебных, поведенческих и других); оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Педагогическая технология позиционного обучения состоит из следующих этапов:

Подготовительный, который включает: глубокое изучение текста, и на этом же этапе подготовка к управлению групповой дискуссией по содержанию текста;

2 этап- Организационный: на котором  происходит деление учащихся  на группы,

распределение позиционных ролей между группами, имеющими названия «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод», «ассоциация», «символ» и другие, в зависимости от  предмета и изучаемого материала. Для творческой интерпретации текста  можно добавить позиции «поэзия», «художники», «театр».

3этап-  Позиционное чтение: группа, получив задание, изучает текст с точки зрения своей позиционной роли, вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации;

4этап- Презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции: каждая группа  выходит и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию, группа отвечает на вопросы  учащихся и преподавателя.

Как строится урок , если ТПО используется на всех его этапах.

. Структура  урока:

- мотивационная беседа или организационный момент: глубокое изучение текста всеми учащимися, деление учащихся  на группы (от 2 до 5 человек), распределение позиционных ролей между группами, предложенных преподавателем или по выбору самих учащихся  и постановка цели занятия (3 мин); - позиционное чтение: группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли и вырабатывает предложенную «позицию», содержание и способы ее презентации  (15-20 мин); - презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции (20 мин).

- подведение итогов (2 мин).

Каждый класс я разделяю на группы по разным признакам: сильные и слабые, лево- и правополушарные, смешанные, для того чтобы даже низко мотивированного ученика поставить в ситуацию успеха. И задачи для разных групп также дифференцированные.

Задачи групп:

«тезис» - выделить и обосновать основные тезисы текста параграфа.

«схема» - представить текст в виде схемы (кластера), отразить смысловые связи;

«упражнения» - подобрать упражнения для демонстрации основных понятий параграфа;

«практик» - привести примеры, в каких сферах деятельности человека может использоваться изучаемый материал параграфа; «символ», «ассоциация» - выразить понятия, содержащиеся в параграфе с помощью визуального образа, представить символом (герб, логотип)

 «кроссворд» - зашифровать понятия, содержащиеся в параграфе в виде ребуса или кроссворда; «поэзия» - придумать в стихотворной форме правила, определения, свойства понятий содержащихся в параграфе; «апологет (оправдание)» - показать правильность изложенных положений параграфа; «вопрос» - подобрать или придумать вопросы и примеры для зачёта по материалу параграфа; «художники»- нарисовать иллюстрацию к параграфу; «эксперт» - оценить, дать анализ ответов групп. Кроме того, могут быть и другие варианты групп, их можно  убрать или добавить.

  Технология ПО  основана на принципе  двуплановости обучения: план учащегося представляет собой увлекательную творческую разработку  и  защиту определенной позиции, план учителя — организацию эффективного усвоения учебного материала.    Большое значение приобретает роль учителя на этапе «защиты позиции»  в организации и управлении групповой дискуссией. Кроме того, урок с использованием позиционной технологии становится очень  позитивным  и эмоционально ярким. 

  Следует отметить значительный обучающий и воспитательный потенциал технологии.  Он позволяет не только глубоко изучить учебную  информацию, но и  развивает умение приводить аргументы, вести  дискуссию, коммуникативные учебные действия. Сегодня перед учителем стоит непростая задача - мотивировать детей к учебной деятельности, а у подростков как раз главный вид деятельности - общение со сверстниками, поэтому к  достоинствам позиционной  технологии  следует отнести и  высокую мотивацию общения, развитие креативности, повышение самооценки, она «учит школьников учиться». Актуальность применения ТПО заключается ещё и  в том, что перед ребятами ставится задача создания и презентации мини-проекта, а продуктом проекта становятся созданные учащимися тексты-рассуждения.

  Таким образом, можно рассматривать технологию позиционного обучения как инструмент  повышения качества образования современных школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта

В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы  по духовно-нравственному  воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются  огромные возможности работы в ...

Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы с помощью технологии проектного обучения.

В статье представлен опыт использования технологии проектного обучения  в процессе  формирования творческой личности на уроках русского языка и литературы.  Метод  проектов способс...

Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: "Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова" (http://metodisty.ru).

Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н....

«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»

       В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, спосо...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКЧП

Технология критического мышления через чтение и письмо позволяет формировать универсальнные учебные действия. Эта технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приёмов, нап...

Статья "Преподавание русского языка и литературы с использованием технологий дистанционного обучения"

В связи с эпидемией коронавируса  школы, колледжи и вузы в России перешли на дистанционную  форму  обучения. У неё есть и свои плюсы, и свои огромные минусы, но тогда прежде всего решал...

Статья "Преподавание русского языка и литературы с использованием технологий дистанционного обучения"

В школьном образовании дистанционное обучение - образовательная система, которая построена с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических техн...