Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта
статья по русскому языку по теме

Анисимова Елена Александровна

В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы  по духовно-нравственному  воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются  огромные возможности работы в этом направлении в связи с использованием технологии развития критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание на уроках с использованием технологии

развития критического мышления


В современном мире обучение приобретает информационный характер. Дети должны извлекать и обдумывать информацию, уметь работать с ней. По различным каналам поступает к нашим детям огромный поток, оказывающий на них воздействие. Поэтому не следует забывать о воспитании ребенка, о том, что нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.».

Я убеждена, что важным средством формирования у обучающихся доброты, милосердия, щедрости души, уверенности в себе, ответственности, умения наслаждаться окружающим миром является духовно-нравственное воспитание на уроках. Наиболее способствуют этому русский язык, литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Ведь мы, филологи, имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. По словам А.И.Герцена, «книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, человеку, заступающему на его место». Хотелось бы, чтобы при этом книга по-прежнему оставалась ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка. “Ничто, кроме литературы, - говорил П. М. Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества”.

Изучая художественные произведения, подросток не будет бесконтрольно поглощать всю негативную информацию, которая изливается через компьютерные и телевизионные экраны, и это не отразится пагубно на его самочувствии. Следует учить молодых людей с юных лет выбирать только позитивную информацию – ту, которая поднимает дух и облагораживает. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. Считаю, что в этом поможет работа с текстом.

Возможности этого вида деятельности на уроке исключительны: текст сам по себе стимулирует мысль, рождает чувства, будит фантазию. Но ведь в работе с любым материалом необходим инструмент, чтобы мысль была верной, суждения обоснованными, чувства адекватными. Таким инструментом может быть использование на уроках приемов развития критического мышления.

Технология развития критического мышления – универсальная, легко применимая ко всем учебным предметам, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. В её основе – ведущие теории современного образования, разработанные выдающимися советскими и российскими педагогами и психологами 20 века. Она обеспечивает целостный, системный подход к обучению, воспитанию и развитию личности.

Л.С.Выготский считал, что в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. По его мнению, учитель может целенаправленно воспитывать детей лишь при постоянном сотрудничестве с ними, с их средой, с их желаниями и готовностью действовать самим вместе с учителем.

Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых позднее пришлось бы жалеть. Технологию РКМ невозможно применять успешно, если не придерживаться следующих принципов:


  1. сотрудничество;

  2. взаимная ответственность;

  3. отказ от обладания истиной;

  4. активное общение;

  5. рефлексия.


Эти принципы в совокупности формируют качества личности, необходимые в жизни.

Технология развития критического мышления на уроке включает три стадии:

вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление). Последовательная реализация базовой трёхфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса. Если посмотреть на эти стадии с точки зрения традиционного урока, они не представляют исключительной новизны для учителя. Главное - в подходе к уроку. Знания, полученные репродуктивным путем, с использованием объяснительно-иллюстративных методов, очень быстро забываются, тогда как критическое мышление служит толчком к самостоятельной работе, к рассмотрению самой сути изучаемого события, процесса или явления. Знания, добытые путём умственных усилий, путём поиска и разрешения противоречий не только становятся интеллектуальной собственностью, но и дают возможность для формирования личности в целом. Немаловажным является и умение правильно выбирать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.

В настоящее время предлагается достаточно большое количество различных методов, приёмов и способов активизации мыслительной деятельности учащихся. Каждый учитель выбирает и использует их, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей.

Какие эффективные приемы использую на своих уроках? При выборе исхожу из того, что на уроках русского языка и литературы путь к познанию лежит через слово и учитель, работая с классом над произведением, должен каждому ученику помочь понять мысль автора, почувствовать глубину содержания текста, осмыслить и ощутить "вкус" каждого предложения, нужно стремиться эмоционально "зацепить" школьника.

Технология развития критического мышления во многом поможет решить эти задачи.

Чтение с остановками (читаю - думаю - рассуждаю). Главное, о чём, думаю, нужно помнить при этом, - это давать учащимся возможность размышлять, уважать ребят и их мнения, вселять в них уверенность в том, что они не будут высмеянными, т.е. на уроке во время работы над любым текстом воспитывать в учениках толерантность, не упоминая при этом самого этого этического понятия, не читая нравоучений, не давя своим более авторитетным мнением. Вот тогда художественный текст и будет иметь духовно-нравственное воздействие на личность.

Кроме того следует учитывать:


  1. текст не должен быть знаком;

  2. текст заранее делится на части по смысловому единству (4 - 6 остановок);

  3. задания и вопросы формулируются с учетом уровня познания;

  4. чтение и обсуждение отрывков текста должно сопровождаться прогнозом развития сюжета.


Как это реализуется на уроке?


Три стадии технологии развития критического мышления


Вызов


Мотивационная функция (конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение названия текста, прогноз содержания).


Осмысление содержания


Информационная функция (чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета). Обязателен вопрос - прогноз: "Что будет дальше и почему?"


Рефлексия


Текст - единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы: дискуссии, поиск, эссе, синквейн, кластер.



Обстановка психологического комфорта мотивирует детей на высказывание личного мнения в процессе анализа произведения, порождает стремление к творчеству.

Ученики воспринимают и чувствуют слово, изображают персонажей с помощью символов, составляют по схемам текст.

Постижению истины в литературно-художественных текстах, авторской гуманистической позиции помогает система вопросов и заданий. Она рассчитана на то, что учащийся должен сам определить собственное отношение к героям, аргументировать точку зрения конкретными фактами. На уроке звучат различные доводы в защиту или обвинение того или героя, происходит столкновение мнений, коллективный поиск оптимальных выводов, а это и есть основа формирования активного, творчески мыслящего человека.

Стадия вызова.

И.С. Тургенев "Ася":

- Как вы думаете, к каждому человеку приходит такое чувство, как любовь?

- А какой она бывает?

"Русские народные сказки":

- Любите ли вы сказки?

- А что вы о них знаете?

- Для чего их создают?

М.А.Шолохов. "Судьба человека":

- Как вы думаете, о чем этот рассказ?

Стадия осмысления (постановка вопросов разного типа).

Уточняющие:

- То есть ты считаешь, что...?

- Если я правильно понял, то...?

- Ты действительно думаешь, что...?

Интерпретационные (объясняющие):

- Почему...?

- Почему Андрей Соколов усыновил Ваню?

Творческие (предположения):

- Что изменилось бы...?

- Как вы думаете, что могло бы...?

- Чацкий и Молчалин - кто из героев комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" "вписался" бы в современную жизнь?


Оценочные:

- Почему это... так, а это... вот так?

Практические:

- Как бы вы поступили на месте...?

- Где в обычной жизни можно наблюдать подобное?

Стадия рефлексии.

Организовать дискуссию или обсуждение.

- Этого ли мы ожидали?

- Почему так...?

Написание творческой работы (эссе).

- Сбылись ли ваши предположения...?

- Как, по-вашему, сложится жизнь...?

- Что тронуло меня больше всего...?

- Что нужно сделать, чтобы...?

- Как связываются события произведения с сегодняшним днем...?

Почему очень важно дать учащимся возможность изложить свои мысли в форме письменной работы? Это своеобразное погружение в свой внутренний мир, самоанализ своих эмоций, чувств. Это тот особенный момент на уроке, когда собеседником, пусть безмолвным, становится лист бумаги, ученическая тетрадь. Нельзя отрицать, что кому-то из ребят порой написать свои мысли бывает проще, чем высказать их при целом классе. Творческие работы читаю только с разрешения авторов. Зачитываю даже те, в которых выражены позиции, с которыми сама не согласна. Вижу в этом целесообразность. Чем не повод для продолжения разговора на уроке или за его границами о том, нужны ли в наше время честь, благородство, милосердие, верность и как каждый из нас в реальной жизни относится к таким людям, как, например, герои рассказов А.Платонова "Юшка" и А.Солженицына "Матрёнин двор"?

На уроках развития речи использую специально подобранные тексты, которые дают возможность вовлечь учащихся в спор при обсуждении нравственных проблем, не оставят их равнодушными. При подготовке к изложению проводится работа над текстом, в ходе которой обсуждается его содержание. Дети работают в парах, составляют к тексту "толстые" и "тонкие" вопросы. Одни вопросы требуют анализа текста, размышления, монологического высказывания (“толстые” вопросы), на другие можно ответить одним предложением, они помогают проверить знание содержания текста (“тонкие” вопросы).


Толстые вопросы


Тонкие вопросы


- Дайте 3 объяснения, почему...?
- Объясните, почему...?
- Почему Вы думаете ...?
- Почему Вы считаете ...?
- В чем различие ...?
- Предположите, что будет, если... ?
- Что, если ... ?


- Кто ?
- Что ?
- Когда ?
- Может ..?
- Будет ...?
- Мог ли ... ?
- Как звать ...?
- Было ли ...?
- Согласны ли Вы ...?
- Верно ли ...?



По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа ( Например: Кто автор рассказа "Злоумышленник"?). В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа.

6 кл. "Совесть". (По А.П.Гайдару).

7 кл. "Испытание на человечность".

"И один в поле воин..." (По Г.Бочарову).

"Молодость – вся жизнь».(По Д.Лихачёву).

8 кл. "О милосердии". (По Д.Гранину).

"Святые места". (По В.М.Пескову).

9 кл. "Мать". (По Е.Перметину).

"Учитель". (По В.Астафьеву).

"Гражданственность". (По И.Овчинниковой).

"Рассказ о Лесорубе, которому до всего было дело". (По Ф.Д.Кривину).

Использую на уроке работу над высказываниями авторов, главных героев "Размышляя над афоризмом". Этот вид задания позволяет учащимся погрузиться в художественное произведение, внутренний мир писателя или героя, задуматься над проблемами, поднятыми автором, высказать свою точку зрения. Какие мудрые мысли можно использовать?

- "Нам кажется, что самая главная на свете работа – это работа над чем-нибудь видимым: строить дом, пахать поле, кормить скот, собирать плоды, а работа над своей душой, над чем-нибудь невидимым – это дело неважное, такое, какое можно делать, а можно и не делать. Между тем только одно это дело, работа над душой, над тем, чтобы делаться с каждым днем лучше и добрее, только эта работа настоящая, а все остальные работы видимые, полезны только тогда, когда делается эта главная работа над душою". Л. Н. Толстой.

- "Доброта для души то же, что здоровье для тела". Л. Н. Толстой.

- "Чтобы мы все были счастливы, есть только одно средство: надо, чтобы каждый поступал с другими так, как он желал бы, чтобы поступали с ним". Л.Н.Толстой.

- "Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Всё будет для тебя безразличным, кроме собственного покоя и удобства". С.Михалков.

- "Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к совей семье, к своей семье, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к её истории, её прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре". Д.Лихачёв.

- "Не позволяй душе лениться, чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь". Н. Заболоцкий.

- «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере , пробудить его к действию. Это чудо мне известно…». А.Платонов.

Сейчас много разговоров о необходимости качественного образования. На мой взгляд, это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств». Это должно происходить ежедневно, ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. И в этом учителю поможет применение технологии развития критического мышления. Это уникальное воздействие на духовно-нравственное формирование личности школьника.


Литература:

1. Калмыкова Е.В. Технология критического мышления.

2. Мальцева-Замковая Н., Моисеенко И., Раудсепп. Инновационные технологии и Интернет-ресурсы в преподавании русского языка.

3. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л., 1974.

4. Лузина Т.А. Использование технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" на уроках русского языка и литературы.

5. Лушникова О.Н. Духовно-нравственный потенциал современного урока литературы.

6. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. -М., Детская литература, 1985.

7. Медведева И.А. Активизация мыслительной деятельности учащихся на основе использования технологии критического мышления через чтение и письмо.

8. Савченко н.В. Работа с текстом на уроках литературы.(Технология развития критического мышления через чтение и письмо).

9. Филатова Е.М. Нравственное воспитание на уроках русской литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что ...

"Воспитание российской гражданской идентичности на уроках русского языка с использованием технологии развития критического мышления"

Работа над формированием гражданской идентичности в каждом классе различна и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского яз...

«Развитие читательского интереса у обучающихся посредством использования технологии развития критического мышления» (из опыта работы)

В данной статье представлена система деятельности педагога на примере фрагментов уроков с применением технологии РКМЧП....

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

мастер-класс "Повышение эффективности уроков английского языка через применение приемов технологии развития критического мышления"

В этой презентации идет речь, что такое критическое мыщление, цели, задачи, механизмы критического мышления и стадии ....

Урок «Постановка запятой перед одиночным союзом И» в 9 классе. Урок объяснения нового материала с использованием технологии развития критического мышления.

На уроке прослеживается модель трех стадий: «вызов – реализация смысла –рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с...