О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
статья по английскому языку (11 класс)

Turko

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Турко Н.Е., учитель английского языка

ГБОУ Гимназия №52, Приморского района

Санкт-Петербурга

Семинар теория развития критического мышления (ТРКМ)

Особенности использования технологии

развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

В последние годы сложился ряд противоречий между подходом, основанным на механическом запоминании информации и вовлечением в процессы познания на уровне творческого, диалогического мышления и социальной активности; между достаточно высоким уровнем теоретических знаний учеников и значительными трудностями в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных профессиональных задач; между навязываемой ученикам целью усвоения накопленной в обществе информации и эмоциональной реакцией на это усвоение, обуславливающей падение интереса к обучению.

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения.

Этому и служит развивающее обучение, одной из составляющей которого в в образовательном процессе является технология развития критического мышления. В рамках образовательной технологии развития критического мышления существует множество технологических приемов. Комбинируя эти приемы, учителя могут адаптировать урок к конкретному материалу и к уровню развития учащихся.

Технология развития критического мышления состоит в  способности ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. 
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. 

Данная технология полностью соответствует современным требованиям личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу обучения учеников, так как, при применении ТРКМ,  учитель руководствуется следующими принципами личностно-ориентированного подхода к обучению:

1) ученик является активным субъектом учебной деятельности;

2) организуется индивидуальная работа по осмыслению заданного материала с опорой на личный опыт учеников;

3) технология ориентирована на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.

Технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск её решения, имеет отличительные черты:

  • надпредметный характер;
  • технологичность;
  • усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
  • сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
  • применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.

Использование технологии РКМЧП имеет свои особенности на уроках изучения иностранного языка:

  1. Целью образования являются не объём знаний или количество информации, а умение ученика управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
  2. Задачей учащего должно быть не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
  3. Коммуникативно-деятельный принцип обучения предусматривает диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между педагогом и обучаемыми.
  4. В критическом мышление главное не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
  5. Простые и чрезмерные обобщения, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

Технология РКМЧП имеет совершенно чёткую структуру, которая имеет в своей основе развивающие и воспитательные цели. В её основе лежит базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов. Восприятие информации происходит в 3 этапа, каждый этап имеет свои цели и задачи.

Структура урока с использованием технологии развития критического мышления

Фазы (этапы)

Описание

Evocation

подготовительный

Фаза вызова или Побуждения

Этот этап позволяет активизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме, пробудить интерес к теме, побудить их к активной работе, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Realization of meaning

собственно восприятие нового смысловая стадия или
Фаза реализации смысла  

Данный этап дает новую информацию, осуществляется непосредственная работа ученика с текстом, причём работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал, и др.

Reflection

присвоение информации – стадия рефлексии.

На этом этапе идет закрепление материала, проверка усвоения, суммирование, систематизация новой информации, исправление представлений, полученных на стадии вызова, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому.

Такая структура урока соответствует логике восприятия человеком различных явлений жизни: сначала необходимо вспомнить, что уже известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, и, наконец, где и как можно применить полученные знания. Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока. 

Технология РКМЧП  представляет особенный интерес для уроков иностранного языка. Именно эта технология обращает внимание на текст. Основой её является коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между учителем и обучающимися. Разнообразные приёмы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию.

Это универсальная, проникающая, технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (РКМЧП) И ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В данной статье поднимается актуальная проблема: представлен способ, при помощи которого учитель может методически грамотно объединить технологию развития критического мышления через чтение и письмо и...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы.

Описание системы работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Знаменская СОШ» Орловского района Орловской областиАлексеевой Натальи Владимировны...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Конспект урока с использованием приёма технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)

в конспекте представлена работа на уроке литературы в 5 классе с использованием приема технологии критического мышления чтение с остановками...

Мастер — класс. Использование приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) на уроках литературы

представлен конспект мастер- класса на методическом объединении учителей гуманитарного цикла...