Главные вкладки

    Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
    учебно-методический материал по литературе (9 класс)

    Ларина Марина Германовна

    Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии
    развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

    ( класс-комплект 8-9)

    Цель урока: Знакомство учащихся 8-9 класса со сказкой Г.Х. Андерсена «Чайник», осмысление нравственной и философской проблематики произведения, через метафорический образ Чайника, наблюдение за мастерством писателя в выборе средств художественной выразительности.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

    Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии
    развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

    ( класс-комплект 8-9)

    Учитель русского языка и литературы: Ларина М.Г.

    Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

    Тип урока: Чтение с остановками.

    УМК: Учащиеся в классе-комплекте занимаются по УМК В.Я. Коровиной и Т.Ф. Курдюмовой.

    Цель урока: Знакомство учащихся со сказкой Г.Х. Андерсена «Чайник», осмысление нравственной и философской проблематики произведения, через метафорический образ Чайника, наблюдение за мастерством писателя в выборе средств художественной выразительности.

    Задачи обучения:

    1. образовательные:

    - обучать школьников приемам медленного осознанного чтения

    -продолжить формирование у обучающихся навыков анализа текста

    -формировать у учащихся умение выделять главное, определять авторскую позицию

    - обеспечить в ходе урока повторение понятий: эпитет, метафора.

    2) развивающие:

    - развивать интерес к литературе, слову писателя;

    - развивать творческие способности учащихся, их речь и художественное воображение, умение слушать собеседника;

    3) воспитательные:

    - формировать интерес к литературе;

    - создать условия для воспитания нравственных качеств детей;

    - содействовать воспитанию уважительного и внимательного отношения к людям;

    - воспитывать культуру поведения учащихся.

    Вызов

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Приёмы

    Результаты (УУД)

    Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности.

    Совместно с обучающимися формулирует цель работы.

    Участвует в учебной ситуации, осознаёт мотив и цель предстоящей деятельности, отвечает на вопросы учителя, выполняет предложенное  задание.

    Приём: Ассоциативный ряд

    Личностные: понимание учебной цели и задачи.

    Регулятивные: осознание учащимся того, что нужно усвоить.

    Познавательные: формирование эмоционального потенциала, развитие речевых навыков.

    Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, слушать мнение других, умение создавать устные и письменные высказывания.

    Осмысление

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Приёмы

    Результаты (УУД)

    Организует деятельность учащихся.

    Способствует активности работы.

    Служит источником информации.

    Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

    Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.

    Осуществляет контакт с новой информацией.

    Сопоставляет информацию с имеющимся знанием и опытом.

    Акцентирует внимание на поиске ответов на вопросы.

    Отслеживает процесс знакомства с новой информацией.

    Анализирует и обсуждает прочитанное и услышанное.

    Выделение художественных средств языка писателя с помощью подчеркивания.

    Поиск ответов на поставленные вопросы.

    Чтение текста с остановками.

    Прогнозирование текста.

    Лингвистический эксперимент

    (создание комплимента)

    Личностные: установление учащимися связи между целью и учебной деятельностью.

    Регулятивные: 

    овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

    формирование умения контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с учебной задачей;

    умение вносить коррективы к ходе работы;

    умение прогнозировать результат;

    коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план;

    саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

    Познавательные: 

    поиск и выделение необходимой информации;

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    смысловое чтение;

    синтез — составление целого из частей;

    выдвижение гипотез и их обоснование;

    самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

    Коммуникативные: 

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта;  принятие решения и его реализация;

    управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Рефлексия

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Приёмы

    Результаты (УУД)

    Организует рефлексивную деятельность учащихся.

    Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями.

    Организует обсуждение, задает вопросы.

    Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля.

    Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса.

    Обменивается мнениями.

    Отвечает на вопросы.

    Систематизирует новую информацию.

    Высказывает оценочные суждения.

    Самостоятельно выстраивает причинно-следственные связи.

    Ставит новые цели.

    Формулирование проблем текста, определение позиции автора; возвращение к ключевым словам;

    ответы на вопросы;

    прогнозирование.

    Личностные: 

    личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

    смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

     нравственно - этическая ориентация;

    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона;

    оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;

    Познавательные: 

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

    синтез — составление целого из частей;

    выбор оснований и критериев для сравнения;

    выдвижение гипотез и их обоснование.

    Коммуникативные: 

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Ход урока: 1.Стадия вызова.

    Прием «Ассоциативный ряд»

    Запишите, пожалуйста, ваши ассоциации, связанные со словом Андерсен.

    (Ответы детей: Сказки, Дания, «Снежная королева», «Соловей», «Огниво», добро побеждает зло).

    Сегодня я предлагаю вам познакомиться еще с одной сказкой удивительного датского писателя Г.Х. Андерсена. Называется произведение очень просто - «Чайник». Но уверяю вас, что за кажущейся простотой у мудрого писателя скрыто много смысла. Давайте убедимся в сказанном.

    Итак, начинаем урок, который я бы просто назвала «Чему учит сказка?» В чем заключается ваша задача? Верно, понять замысел автора. Сделать выводы о том, какие нравственные и философские уроки преподносит своему читателю Андерсен.

    Читать сказку будем частями, с остановками. Свои мысли сначала запишем и только потом поделимся ими.

    2.Стадия осмысления. 

    1 часть (текст детям выдается частями)

    Жил-был гордый чайник. Он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и изящной ручкою — всем-всем, и об этом говорил. А вот что крышка у него разбита и склеена — об этом он не говорил, это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках, на то есть другие.

    -Вам нравится внешность героя рассказа - чайника? У него много достоинств (фарфоровый материал, длинный носик, изящная ручка), лишь крышка разбита. Так часто случается в жизни: красота имеет какой-то изъян, недостаток.

    - А нравится вам чайник как личность? Мы, взрослые читатели, понимаем, что олицетворение в сказках и баснях, используемые писателями, намекают нам на людей. Ребятам неприятен чайник из-за его хвастовства.

    - Разрешите заступиться за героя: разве это плохо любить себя? знать свои плюсы, молчать о своих минусах?

    Текст помогает понять, что постоянное хвастовство (всем-всем… об этом говорил), очень неприятно. Любить себя нужно, но делать это надо молча.

    Предлагаю читать сказку дальше.

     2 часть.

    Весь чайный сервиз — чашки, сливочник, сахарница - охотнее говорили о хилости чайника, чем о его добротной ручке и великолепном носике. Чайнику это было известно.

    "Знаю я их! — рассуждал он про себя. — Знаю и свой недостаток и признаю его, и в этом — мое смирение и скромность. Недостатки есть у всех нас, зато у каждого есть и свои преимущества. У чашек есть ручка, у сахарницы — крышка, а у меня и то и другое да и еще кое-что, чего у них никогда не будет, — носик. Благодаря ему я — король всего чайного стола. Сахарнице и сливочнице тоже выпало на долю услаждать вкус, но только я истинный дар, я главный, я услада всего жаждущего человечества: во мне кипящая безвкусная вода перерабатывается в китайский ароматный напиток"

    Так рассуждал чайник в пору беспечальной юности.

     -Ваши мысли по поводу услышанного? Что нового узнаем мы о Чайнике? Чайник называет 2 своих душевных качества? Какие? Согласны ли вы с тем, что герой скромен и смиренен? Нет, скромностью не обладает тот, кто хвалится. Скромность его в чем? В том, что умалчивает о недостатке? А что нового говорит наш гордец о себе? Сколько раз «якает» Чайник? (4 раза читаем Я в Им. падеже, а также у меня и во мне). Скромник именует себя КОРОЛЕМ.

    -А умеет ли Чайник хвалить других? Прочтите эти похвалы? Замечаем, что о других наш герой заявляет скромно.

    -Легко ли хвалить других?

    Умеете вы хвалить людей? Часто хвалят вас? Почему мы редко хвалим людей? Не все люди способны сказать другому комплимент, заслуженно отметить красоту и талант собеседника, соседа, товарища. Предлагаю вам испытать себя, проверить на отзывчивость и душевность. Выберите предмет из чайного сервиза (чашку, сахарницу или сливочницу) и похвалите его.

    Ребята письменно записывают свой комплимент, затем читают работы.

    (Сахарница! Внутри Вас всегда сладко! Вы-ЧУДО!!!)

    (Ты такая хрупкая, Чашечка, такая нежная. С твоей помощью люди пьют приятнейший напиток)

    (Уважаемая Чашечка! Хочу отметить Вашу изящную форму и элегантную ручку с завитком. Восхищаюсь я и Вашей росписью: нежные алые розочки по голубому фону удивительно хороши. Как же приятно людям брать Вас в руки. Пить из такой красоты чай- истинное наслаждение!)

    Не забывайте дарить людям комплименты. Это самое настоящее волшебство. Человек, долгое время не получающий комплиментов, начинает болеть. И помните: лучший комплимент –это тот, где каждое слово правдиво. Стоит нам чуток соврать, и комплимент превращается в лесть. Лесть –это горькая конфетка в золотой обертке. Ей радуются, пока не раскусят. Учитесь говорить хорошие слова людям. Энергия комплимента действует в обе стороны.

    Возвращаемся к нашему Чайнику. Вторая часть сказки закончилась словами: «Так рассуждал чайник в пору беспечальной юности». Давайте попробуем предугадать, что нас ждет далее? Чем удивит нас Чайник? Запишите ваши версии.

    Дети ожидают трагедии, знающие сюжет этой сказки не высказываются.

    Читаем 3 часть.

    Но вот однажды стоит он на столе, чай разливает чья-то тонкая изящная рука. Неловка оказалась рука: чайник выскользнул из нее, упал — и носика как не бывало, ручки тоже, о крышке же и говорить нечего, о ней сказано уже достаточно. Чайник лежал без чувств на полу, из него бежал кипяток. Ему был нанесен тяжелый удар, и тяжелее всего было то, что смеялись-то не над неловкою рукой, а над ним самим.

    «Этого мне никогда не забыть! — говорил чайник, рассказывая впоследствии свою биографию самому себе. — Меня прозвали калекою, сунули куда-то в угол, а на другой день подарили женщине, просившей немного сала».

    -Чему учит нас автор, рассказывая о несчастье Чайника? Запишите свои мысли. Обсуждаем версии. Их несколько:

    1.Принести горе нам может красота (тонкая, изящная рука).

    2. Никто не застрахован от беды.

    3. Над несчастным человеком могут смеяться, а не сопереживать и сочувствовать ему.

    -Как вы думаете: изменится ли жизнь героя к лучшему? Останется ли Чайник  гордецом?

    Читаем 4 часть.

    И вот попал я в бедную обстановку и пропадал без пользы, без всякой цели — внутренней и внешней. Так стоял я и стоял, как вдруг для меня началась новая, лучшая жизнь... Да, бываешь одним, а становишься другим. Меня набили землею — для чайника это все равно что быть закопанным, — а в землю посадили цветочную луковицу. Кто посадил, кто подарил ее мне, не знаю, но дали мне ее взамен китайских листочков и кипятка, взамен отбитой ручки и носика. Луковица лежала в земле, лежала во мне, стала моим сердцем, моим живым сердцем, какого прежде во мне никогда не было. И во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс. Луковица пустила ростки, она готова была лопнуть от избытка мыслей и чувств. И они вылились в цветке.

    Я любовался им, я держал его в своих объятиях, я забывал себя ради его красоты. Какое блаженство забывать себя ради других!

    -Ожидали вы такой поворот событий?

    Перечитайте 1 и последнее предложения в этой части.

    В каком соотношении находятся эти предложения? Дети выясняют, что у бывшего гордеца появилась цель жизни: служить другим.

    А вы согласны с мнением чайника? Почему раньше этого Чайник не понимал? Юному и не знающему бед Чайнику не могли прийти в голову такие мудрые мысли. Мысли о смысле жизни. Умнеет, мудреет тот, кто прошел через испытания, беды и горе. Если с тобой не случится беда – ты можешь быть прежним, гордым и наивным, влюбленным в себя.

    Найдите в отрывке яркие выражения, важные и красивые фразы, предложения. Как называются эти выразительные средства языка? Наблюдаем за авторскими метафорами: во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс; луковица лежала в земле, лежала во мне, стала моим сердцем, моим живым сердцем.

    -И снова наш герой неоднократно произносит «Я». Это прежнее хвастовство, с которым мы встретились в начале сказки? Теперь «Я» героя тесно связано с цветком.

    Читаем 5 часть.

    А цветок даже не сказал мне спасибо, он и не думал обо мне, — им все восхищались, и если я был рад этому, то как же должен был радоваться он сам! Но вот однажды я услышал: "Такой цветок достоин лучшего горшка!" Меня разбили, было ужасно больно... Цветок пересадили в лучший горшок, а меня выбросили на двор, и теперь я валяюсь там, но воспоминаний моих у меня никто не отнимет!"

    -Напишите, пожалуйста, ваши мысли, которые пришли к вам в голову после прочтения истории о Чайнике.

    Дети говорят о трагическом финале. Обращаем их внимание на восклицательный знак заключительного предложения. Перечитывает его. Объясняем оптимизм героя.

    История Чайника - это история каждого из нас. Беспечная юность, затем жизненные уроки, подчас жестокие, понимание смысла жизни, старение. Старость как итог.

    3.Стадия рефлексии.

    Маленькая сказка Андерсена заставила нас о многом задуматься, может, пересмотреть свои взгляды на жизнь. Итак, мы завершаем наш разговор, подводим итоги. Попрошу вас сделать запись:

    - Какие нравственные и философские уроки дает нам Г.Х.Андерсен.

    Дети зачитывают свои записи.

    (Главный урок этой сказки для меня – это возможность идти вперед, несмотря на неудачи, и радоваться тому, что имеешь.

    Сегодня у тебя – все, завтра - ничего.

    Сказка учит: Жизнь ради других - это цель жизни человека.

    Всё когда-нибудь закончится… Нужно помнить лучшее, а лучшее-это жизнь ради людей.)

    Мы переводим сказку Андерсена в сферу нашей современной жизни. Какие проблемы поднимает в финале сказки Андерсен?

    Среди проблем такие важные, как: человеческий эгоизм, одиночество, неблагодарность, мудрость, умение жить приятными воспоминаниями

    Разноуровневое домашнее задание (по выбору):

    1. Сказка ( История): Жизнь прекрасного цветка.
    2. Эссе «Перечитываю сказки Андерсена и...»
    3. Синквейны (диаманты): Чайник, Чашка, Цветок.

    3.Стадия рефлексии. 

    Анкетирование (нужное подчеркнуть)

    1. На уроке я работал(а) активно, пассивно.
    2. Своей работой на уроке я доволен (довольна), так как...
    3. Сказка мне понравилась, потому что…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Японское хокку. Своеобразие, идеи"

    Представлен подробный конспект урока литературы  с использованием инновационной технологии РКМЧП. Урок был дан в рамках Фестиваля педагогического мастерства на III городской ярмарке-выставке инно...

    Технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

    Технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) – это не только технология, это международный проект, поддержанный Международной читательской организацией «IRA» и институтом ...

    Формирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». (Из опыта работы)

    «Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответствен...

    Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо как средство организации деятельностного подхода на уроках литературы

    В пособии рассматриваются возможности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо как одного из средств организации деятельностного подхода на уроках литературы в осн...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (РКМЧП) И ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

    В данной статье поднимается актуальная проблема: представлен способ, при помощи которого учитель может методически грамотно объединить технологию развития критического мышления через чтение и письмо и...

    Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы.

    Описание системы работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Знаменская СОШ» Орловского района Орловской областиАлексеевой Натальи Владимировны...

    Презентация "Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП)"

    На слайдах отраженны цель, структура, методические приёмы технологии...