Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Японское хокку. Своеобразие, идеи"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Волошко Любовь Игоревна

Представлен подробный конспект урока литературы  с использованием инновационной технологии РКМЧП. Урок был дан в рамках Фестиваля педагогического мастерства на III городской ярмарке-выставке инновационных педагогических и управленческих идей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Урок литературы  в 8 классе  «Японское хокку. Своеобразие, идеи»

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 5 г.о. Железнодорожный

Московской области

Волошко Любовь Игоревна

Цель урока:

  1. дать представление о японской поэзии хокку;
  2. совершенствовать исследовательские способности учащихся,
  3. углублять умения и навыки, необходимые для самостоятельного творчества,
  4. воспитывать интерес к поэзии;
  5. развивать культуру общения и речи

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ-технологии.

Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация,  фотографии видов Японии, самурая, икебаны, кимоно, оригами, сакуры и др., веер, чашки для чайной церемонии, белая хризантема, плакаты, коврики.

Ход  урока:

  1. Оргмомент. Работа с оформлением рабочих тетрадей.
  2. Стадия вызова.

1)-Лингвистическая задачка:  отгадайте запрятанное слово.

...............в привычное – и вы увидите неожиданное;

............... в некрасивое – и вы увидите красивое;

............... в простое – и вы увидите сложное;

............... в малое – и вы увидите великое.

- Как вы догадались, что это за слово? ("Всматривайтесь")

-Что создает интонацию настойчивости в высказывании? (повтор, 5 раз повторяется слово). Почему так настойчив восточный мудрец? Зачем это нужно?  -  на этот вопрос мы ответим в конце урока, а пока начнем всматриваться …хотя бы в тему нашего урока.

Объявление темы урока.

2)-Все слова в теме  -  ключевые. Что они значат?(идея  -  главная мысль, своеобразие – то, чем отличается от другого, японский  -  относительное прилагательное. К чему относится? к Японии)

3)- Какие ассоциации вызывает слово Япония?  (работает со слайдом вместе с учениками)

4)-Выскажите свою гипотезу: о чем пойдет речь на уроке? (о хокку, это литературное произведение)

5)-Зафиксируйте этот этап урока в таблице Знаю/Хочу узнать/

-Обсудите с соседом  по парте.

-Проверка. Какие цели урока поставили?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  1. Япония – потрясающая страна. Здесь уникально всё – города, искусство, культура. Япония славится своим искусством – поэзией, живописью, театром.

Цель урока: познакомиться с хокку, сделать вывод об их своеобразии, научиться читать и понимать хокку.

  1. Стадия осмысления.
  1.  Прочитаем хокку японского поэта Кобаяси Исса

          Наша жизнь – росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь – и все же…    

-Почему мы назовем это стихотворением?

-Какие образы увидели?

-Какая росинка, нарисуйте словами.

-Замечаем ли мы такую мелочь? А между тем она  -  как  жизнь. Почему?

-О чем стихотворение?

-Что еще необычного для стихотворения увидели?

- Японский поэт не дает подробного рассказа о предмете или явлении, он только будит мысль читателя. Хокку является для читателя  намеком, импульсом, посланным поэтом. Японский поэт ждет, что читатель станет соавтором: что-то додумает, что-то дочувствует, о чем-то догадается. Образы, которые заключены в этих стихах, должны вызвать у читателя какие-то ассоциации, чувства, настроения. Эти стихи нельзя читать быстро, нужно вдумываться.

2) Из сердцевины пиона

Медленно выползает пчела…

О, с какой неохотой!

Басё

-Что представили?

-Какой пион? Нарисуйте (словами).

-Какая пчела? Нарисуйте.

-О чем стихотворение? (написал, когда покидал гостеприимный дом)

3) Самостоятельная работа. Поработайте с хокку. Прочитайте, заполните таблицу. Обсудите в парах. Подготовьте понравившееся хокку к выразительному чтению.

Хокку

Что я себе представил

Ассоциации

О чем я подумал, прочитав хокку

Обсудите в парах.

Проверка.

-Читаем, обмениваемся мыслями.

III. РЕФЛЕКСИЯ.

1)-Подведем итог. Что лежит в основе хокку?  -  образ-картинка. Он философски переосмысливается. Автор приглашает читателя к соавторству, недоговаривает. Объем маленький, а смысла много.

4) Игра. Додумайте последнюю строчку хокку.

В зарослях сорной травы,
Смотрите, какие прекрасные
____________ (
Бабочки родились!)Исса

Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах  (схема классического хокку: 5-7-5 слогов)

Хокку может быть понято по-разному, в нём всегда заключена глубокая философская мысль. Это не просто поэтическая форма, а определённый способ мышления, видение мира.

  1. Мозговой штурм: Мацуо Басё в конце своей жизни написал : «Моя поэзия  -  вещь бесполезная…» Вы согласны с этим высказыванием?
  1. К чему так настойчиво призывал восточный мудрец?
  2. Заполните таблицу «Узнал».
  1. Итог урока:

-Чем сегодня занимались на уроке?

-Удалось ли достичь целей, которые вы поставили перед собой?

-Что понравилось/не понравилось на уроке?

IV. Домашнее задание: написать сочинение на тему «О чем рассказало мне хокку?»

Волошко Л.И., МАОУ СОШ № 5 г.о. Железнодорожный Московской области