Главные вкладки

    «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»
    учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

    Тарасова Ольга Николаевна

    В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педагогу необходимо развить в ребёнке его лучшие качества, учитывая особенности его личности, формируя положительную “Я – концепцию”, стимулируя “к учению с увлечением”, повышая уровень его образования.

    Современные требования к урокам русского языка и литературы достаточно высоки. На уроках должны быть реализованы следующие взаимосвязанные задачи обучения:

    вооружение учащихся знаниями основ науки о языке;

    формирование умений практического владения русским языком (орфографическими, пунктуационными, культурно-речевыми нормами);

    формирование умения чётко, ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в разных жизненных ситуациях;

    воспитание чувства ответственности по отношению к слову, чуткости к красоте и выразительности русской речи.

    Практика показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, поэтому привлекательность данной технологии вижу в возможности развивать у учащихся критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом на уроках русского языка и литературы.

    Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства современности. На мой взгляд, это связано с недостаточным уровнем развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой “человек репродуцирующий” – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.

    Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

    Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех.

    В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Тольяттинский государственный университет»

    УПРАВЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

    курсов повышения квалификации

    на основе Именного образовательного чека по программе

    «Основные направления региональной образовательной политики

    в контексте модернизации российского образования»

    срок обучения: с 10.09.2014 по 01.10.2014 года

    тема: «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

    в 5 классе»

    Выполнил:

    Тарасова О.Н., учитель русского языка и литературы

    МБУ СОШ № 47

    Кол-во баллов: ___ 

    Оценочное суждение о степени достижения конечных образовательных результатов: общепрофессиональная компетенция сформирована

    Проверил:

    С.Е. Анфисова, старший преподаватель кафедры

    дошкольной педагогики и психологии ТГУ

    Тольятти-2014

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение …………………………………………………………….

    3

    Механизм преобразования образовательного процесса.

    Механизм использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе

    6

    Условия, обеспечивающие

    достижение новых образовательных результатов

    12

    Приложение 1. Методы и приемы технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

    15

    Приложение 2. «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»

    22

    Введение

    Актуальность темы

    В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педагогу необходимо развить в ребёнке его лучшие качества, учитывая особенности его личности, формируя положительную “Я – концепцию”, стимулируя “к учению с увлечением”, повышая уровень его образования.

    Современные требования к урокам русского языка и литературы достаточно высоки. На уроках должны быть реализованы следующие взаимосвязанные задачи обучения:

    вооружение учащихся знаниями основ науки о языке;

    формирование умений практического владения русским языком (орфографическими, пунктуационными, культурно-речевыми нормами);

    формирование умения чётко, ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в разных жизненных ситуациях;

    воспитание чувства ответственности по отношению к слову, чуткости к красоте и выразительности русской речи.

    Практика показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, поэтому привлекательность данной технологии вижу в возможности развивать у учащихся критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом на уроках русского языка и литературы.

    Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства современности. На мой взгляд, это связано с недостаточным уровнем развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой “человек репродуцирующий” – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.

    Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

    Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех.

    В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.

    Противоречия

         В российской педагогической практике технология критического мышления через чтение и письмо применяется с 1997 года, однако учителя русского языка и литературы не в полной мере изучили данную технологию и применяют ее на практике.

    Профессиональная проблема

    Как на уроках русского языка и литературы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания?

    Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.

    1. Обозначить пути развития критического мышления через чтение и письмо у учащихся 5 класса на уроках русского языка и литературы.
    2. Определить содержание учебного процесса для реализации механизма развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы у учащихся 5 класса в условиях реализации ФГОС.
    3. Разработать механизм, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по развитию критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы у учащихся 5 класса.
    4. Определить результаты, которые будут достигнуты в ходе реализации разработанного механизма.

    МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА с нового листа

    Механизм использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

    в 5 классе

    ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

    Цель: сформировать у учащихся на уроках русского языка и литературы критическое мышление, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

    Задачи:

    1) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

    2) Развитие культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

    4) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

    СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

     Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

    Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учащимися любого возраста.

    Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

    1. актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;
    2. вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащихся к учебной деятельности;
    3. сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
    4. побудить учащихся к активной работе на уроке и дома.

    На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) учащийся начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

    Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет учащемуся:

    1. получить новую информацию, осмыслить ее;
    2. соотнести с уже имеющимися знаниями;
    3. искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

    На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями учащегося: маркировкой с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого учащиеся получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.

    Таким образом, учащийся следит за собственным пониманием самостоятельно.

    Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

    1. целостное осмысление, обобщение полученной информации;
    2. присвоение нового знания, новой информации учащимся;
    3. формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

    На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

    В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.

    Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления.

    1.Стадия вызова.

    Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели.

    Деятельность учителя.

    Задачи данной фазы

    Деятельность учащихся

    Возможные приёмы

    и методы

    Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

    Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить  ответ.

    Составление списка «известной информации», рассказ:

    -предположение по ключевым словам;

    -систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

    -верные и неверные утверждения;

    -перепутанные логические цепочки и т.д.

    Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

    2. Стадия осмысления.

    Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом.

    Сохранение интереса  к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

    Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

    Методы активного чтения:

    -маркировка с использованием значков

    (по мере чтения ставятся на полях справа);

    -ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

    -поиск ответов на постановленные в первой части урока вопросы и т.д.

    Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

    3. Стадия рефлексии.

    Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно - следственные связи.

    Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

    Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

    -Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

    -возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

    -ответы на поставленные вопросы;

    -организация устных и письменных ответов;

    -организация различных видов дискуссий;

    -написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе);

    -исследования по отдельным вопросам темы

    Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

    РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

    Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:

    1. умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
    2. умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
    3. умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
    4. умение решать проблемы;
    5. умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
    6. умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
    7. умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
    8. способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
    9. участие в совместном принятии решения;
    10. выстраивание конструктивного взаимоотношения с другими людьми;
    11. умение сотрудничать и работать в группе и др.

    УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ с нового листа

    1. Кадровые условия

    Учитель русского языка и литературы, родители, классный руководитель.

    2. Научно-методические условия

    1. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. Пособие. Новосибирск: изд-во Новосиб. ин-та пов. квалификации и переподгот. работников образования, 2003.
    2. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. Пособие. Новосибирск: Новосиб. ин-т пов. квалификации и переподгот. работников образования. 2005. Вып. 2. 94 c.
    3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.
    4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. Для учителя. М.: Просвещение, 2004. 173 c.
    5. Современный студент в поле информации и коммуникации. Учеб.-мет. пос. для слушателей семинара «Новые педагогические технологии в высшей школе». СПб.: PETROC, 2000.

    3. Материально-технические ресурсы

    Проектор, интерактивная доска, ноутбук

    4. Нормативно-правовые ресурсы (для учителей)

    1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (утв. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
    2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы (УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.  № 163-р). 
    3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).
    4. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
    5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года       № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года      № 373».
    6. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (приложение к письму МОиН Рф 12.05.2011 №03-296).
    7. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. № 19644 17 декабря 2010 г. № 1897).
    8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/12183577/

    1. Информационные ресурсы

    Программа развития критического мышления через чтение и письмо  [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru

    1. Организационные ресурсы

    1. Выступление на родительском собрании с целью ознакомления родителей с технологией критического мышления через чтение и письмо.

    2. Разработка серии консультаций для родителей пятиклассников.

    3. Создание папки с дидактическими материалами по данной технологии.

    4. Выступление на МО и педагогическом совете с целью обмена опытом работы по ТКМЧП.

    5. Творческий отчет в конце года с учащимися 5 класса.


    Приложение 1

    Методы и приемы технологии критического мышления

    через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

    Толстые и тонкие вопросы

    Данный прием может применяться для самостоятельной учебной и домашней работы. “Тонкими” вопросами называют простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения. “Толстые” вопросы выводят учащихся на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

    Систематическое применение данного приема учит учащихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы могут задаваться устно или оформляться в таблицу.

    Синквейн

    Этот прием позволяет учащимся проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.

    Правила написания синквейнов:

    В первой строчке тема называется одним словом.

    Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

    Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

    Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

    Пятая строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое придает суть темы.

    Пример:

    Солнце                                                       
    большое, яркое 
    светит, греет, радует 
    Солнце очень горячее тело. 
    Шар

    Кластер 

    Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям. Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся. Целесообразно выполнять данную работу на листе ватмана для более эффективного использования пространства кабинета. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 
    1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
    2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
    3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

    Пример.

    Тема. Имя прилагательное как часть речи.

    Задание: выделить основные отличительные признаки имени прилагательного как части речи.

    Описание: http://festival.1september.ru/articles/577261/img1.gif

    Прием “Верите ли вы?”

    Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат. Также используются для проверки слова “Да”, “Нет” с последующей самопроверкой.

    Кроссворды – это тоже прием критического мышления.

    Прием “Письмо по кругу”

    Сочинение на определенную тему по одному предложению.

    Прием “Закончи предложение”

     Позволяет учащимся оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.

    Прием “Взаимоопрос”

    Он направлен на то, что учащемуся легче ответить своему однокласснику, чем учителю, снимается зажатость, страх перед ошибкой. Работа идет в парах. Преподаватель фиксирует правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со слабыми детьми. Он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого учащегося.

    Прием “Сбор ассоциаций”

    Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает учащимся за определенное время написать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы учащиеся писали приходящие на ум ассоциации.

    1 этап – работают индивидуально.

    2 этап – обсуждение в группах. Группы выделяют совпадающие представления, наиболее удачные и оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант.

    3 этап – каждая группа поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель их фиксирует на доске. Основное условие не повторять то, что уже было сказано другими. Прием используется при изучении тем, связанных с раскрытием лексического значения слова, при работе с текстом и словарем.

    Пример. Зима (снег, холод, мороз, Новый год, коньки, снеговик, метель, иней).

    Заповедник (редкие растения и животные, Красная книга, лес, природа).

    Прием “Знаете ли вы, что”

    Позволяет настроить учащегося на работу, заинтересовать изучаемой темой. Данный прием предполагает использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока.

    Прием “Диаграммы сравнения”

    Учитель группам дает задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения.

    Пример.

    Тема: Правописание слов с разделительными Ъ и Ь

    Сравнить написание разделительных мягкого и твердого знаков.

    Описание: http://festival.1september.ru/articles/577261/img2.gif

    Рефлексивные вопросы

    Этот прием заключается в наборе вопросов. Набор рефлексивных вопросов:

    Что показалось вам сегодня трудным?

    Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?

    Что в изученном сегодня для вас самое главное?

    Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

    Были ли моменты недовольства собой?

    Прием “Корзина идей”

    Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что учащиеся знают об изучаемой теме.

    Алгоритм работы:

    1. Каждый вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

    2. Обмен информацией в парах или группах.

    3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

    4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

    5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

    Прием “Верные и неверные утверждения”

    Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

    Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”

    Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей.

    При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

    Знаю
    (вызов)

    Хочу узнать
    (вызов)

    Узнал
    (реализация смысла или рефлексия)

    Работа в паре: что я знаю о теме урока?

    Формулирование целей

    Соотношение старой и новой информации

    Прием “Ключевые слова”

    Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

    Прием “Лови ошибку”

    Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

    Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

    • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
    • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

    Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

    Прием “Нарисуйте счастье”

    Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

    Приложение 2

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»

    1. Ф.И.О. учителя: Тарасова Ольга Николаевна

    2. Класс: 5 Дата: 21.12.2013 г. Предмет: русский язык  № урока по расписанию: 4

    3. Тема урока: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»

    4. Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала

    5. Цели  урока:

     

    Образовательные: знать морфологические, синтаксические, орфоэпические нормы слов существительных, которые имеют форму только единственного числа. Уметь работать со словарем, выполнять разборы слов.

    Развивающие: развить умение самостоятельно применять знания в жизни.  

    Воспитывающие:  воспитывать толерантность, веру в свои силы, желание знаний, любовь и интерес к языку.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

     1. Мотивация

    Включение в деловой ритм.

    Организация и проведение игры «Третий лишний».

    Создание проблемной ситуации.

    Готовятся к работе.

    Находят «лишнее» слово.

    Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.

    Самоопределение (Л)

    Смыслообразование (Л)

    Подведение под понятие (П)

    2.Актуализация знаний (разминка)

    Записывает дату.

    Даёт задание на повторение пройденного материала.

    Работают в тетрадях.

    Проводят выборочную работу.

    По «цепочке» называют выписанные слова.

    Выборочная работа (П)

    Логические действия (П)

    Самоопределение (Л)

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

    3.Формирование новых знаний

    Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания в парах.

    Даёт инструкцию.

    Просит записать тему урока.

    Создаёт ситуацию успеха.

    Предлагает прочитать текст на стр. 206.

    Ставит цель пересказать его напарнику и сформулировать свой вопрос.

    Определяют род и число сущ., размышляя над вопросами.

    Производят взаимопроверку в парах, делают вывод.

    Работают в тетрадях.

    Записывают тему урока.

    Пересказывают текст напарнику и задают свои вопросы.

    Извлечение необходимой информации из текста (П)

    Работа в паре (К)

    Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

    Подведение под понятие (П)

    Постановка и решение проблем (П)

    Целеполагание (Р)

    Общение и взаимодействие с партнёром (К)
    Самоопределение (Л)

    4.Первичное закрепление и проговаривание вслух

    Организует игру «Передай другому».

    Применяет здоровье сберегающую технологию (подвижная минутка).

    Даёт задание по  упр. №513

    распределить слова по столбикам  в таблице.

    Обращает внимание ребят на словарные слова, просит составить с ними словосочетания.

    Придумывают слова, играя в мяч.

    Читают задание к упражнению и пересказывают его товарищу по парте.

    Работают в тетрадях, заполняя таблицу.

    Знакомятся со словарными словами в рамках.

     Выполняют творческое задание по составлению словосочетаний.

    Игровой момент (К)

    Контроль (Р)

    Классификация (П)
    Работа в парах (К)

    5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Даёт задание для самостоятельной работы по вариантам с образцом выполнения.

    Осуществляет дифференцированный подход к учащимся.

    Выбирают сами вариант.

    Работают самостоятельно в тетрадях.

    Проверяют, делают вывод.

    Самоопределение (Л)

    Выполнение действий по алгоритму (П)

    Коррекция Р)

    6. Включение в систему знаний и повторение

    Делает запись на доске.

    Просит вспомнить пройденный материал о типе речи (рассуждение) и продолжить предложение.

    Разбивает класс на группы.

    Формулирует задания: составить предложения по заданным схемам

    (подвижный момент урока).

    Вспоминают пройденный материал.

    Заканчивают предложение (по заданному началу).

    Работают в группах, придумывая слова и составляя предложения по схеме.

    В данный момент свободно передвигаются по классу и общаются в группах.

    Постановка и формулирование проблемы (П)

    Робота в группах (К)

    Составление предложений по схеме (П)

    Задание  творческого характера (Л)

    Способность действовать с учётом позиций других  (К)

    7. Рефлексия

    Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

    Организует рефлексию.

    Обобщает сказанное.

    Благодарит за работу. Оценивает ответы.

    Составляют внутреннюю речь.

    Используют клише для рефлексии.

    Оценивают свою работу.

    Рефлексия способов и условий действий (П)

    Контроль и оценка результатов деятельности (П)

    Самооценка (Л)

    Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

    8. Домашнее задание

    Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

    Советует поработать с орфографическим словарём.

    Записывают задание в дневник.

    Подают дневники для оценки учителю.

    Дифференцированные  задания  (П.,  Л)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

    Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

    Приемы Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

    В материале кратко описаны некоторые приемы ТРКМЧП. Выступление сопровождается презентацией, представлющей примеры использования приемов данной технологии на уроках....

    Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

    Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...

    Методическая разработка «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»

    Систематизация теоретического материала о ТРКМЧП, определение критического мышления, изучение целей и структуры технологии, основных приемов, модели урока в рамках данной технологии. Представлени...

    Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в старших классах.

    Развитие критического мышления учащихся. Методические приёмы, помогающие формировать критическое мышление школьников....