Мастер — класс. Использование приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) на уроках литературы
учебно-методический материал (5 класс)

представлен конспект мастер- класса на методическом объединении учителей гуманитарного цикла

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер — класс.

 Использование приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) на уроках литературы

1.

Приветствие.  Рефлексия эмоционального состояния участников мастер-класса.

2.

Современный урок в свете требований ФГОС

     В педагогике 21 века в центре-личность ребенка, развитие которой и является целью образования.

     Современные требования к уроку  русского языка высоки: мы должны и вооружить знаниями основ науки о языке, и сформировать умения практического владения языком в разных жизненных ситуациях; и смотивировать к познавательной деятельности, и сформировать УУД ,т.е. научить самостоятельно организовывать свою работу по добыванию знаний.

      В основе урока по ФГОС — деятельностный подход.

       Поэтому мы обращаемся к образовательным технологиям , которые помогут нам организовать деятельность на уроке.

       Одна из таких иновационных технологий-РКМЧП.

3.

Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Понятие «критическое мышление

Семантически данная категория восходит к понятиям: «критика».

Беседа с участниками мастер-класса.

-Что такое критика?

«Толковом словаре» С.И. Ожегова можно найти следующее определение:

Критика –

1. Обуждение, разбор чего–либо с целью оценить достоинства, обнаружить и выправить недостатки.

2. Исследование, научная проверка подлинности, правильности чего–либо.

3. Особый литературный жанр, посвященный разбору литературно – художественных, научных и других произведений.

Критический –

1.Содержащий в себе критику (в 1 и 2 значении).

2.Обладающий способностью к критике (во 2 значении) 3. недоверчивый, скептический.

Следовательно, с одной стороны, понятие «критическое мышление» ассоциируется с негативным, отвергающим, идущим от слова

«критиканство», с другой стороны, объединяет понятия «критический ум», «аналитическое мышление», «творческое мышление», идущие от второго значения слова «критика».

-Что же такое «критическое мышление»?

Критическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления.

Под развитием критического мышления следует понимать направленное, закономерное изменение способностей учащихся анализировать информацию с позиции логики и личностно – психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам; способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.

2.Описание технологии развития критического мышления

Структура данной технологии стройна и логична. С. И. Заир-Бек представил ее так:

Технологические этапы

I стадия - Вызов

II стадия - Осмысление содержания

III стадия- Рефлексия

Первая стадия, стадия вызова, актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используют различные приемы: прием мозгового штурма, наработка различных версий в отношении изучаемого материала. На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке. На стадии вызова очень важно, чтобы у ученика возникала личная цель познания. Но возникает она благодаря тонкому, умелому воздействию со стороны взрослого. Только собственное желание, личная цель делает работу нетягостной, интересной, творческой, а, следовательно, эффективной.

На этой стадии нужно предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова (evocation).

Второй задачей, которая решается на этом этапе, является задача активизации познавательной деятельности учеников. В процессе реализации фазы вызова:

1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может

способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.

Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников.

Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения. Итак, в случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

Вторая стадия - осмысление нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем "текст" следует понимать достаточно широко, это может быть исторический документ или любой другой исторический источник, а также - речь учителя, видеоматериалы и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приемы - чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц, ведение дневника и др.

Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала.

Третья стадия - размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу исправляет предшествующие представления, собранные на стадии вызова, получает новую информацию и определяет дальнейшие перспективы в изучении темы. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание сочинения, эссе, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составления схемы.

На каждой стадии учитель предлагает соответствующие методы и приемы работы, реализуя задачи каждой стадии.

-Сответствует ли   базовая модель урока ТКМ  уроку в свете требований ФГОС?

  Базовая модель урока ТКМ в основном соответствует уроку в свете требований ФГОС. Судите сами.

Базовая модель урока в ТРКМЧП

Этапы урока открытия новых знаний по ФГОС

1. Вызов (т. е. актуализация и обобщение знаний по теме, мотивирование, формулировка вопросов, на которые хотелось получить ответ)

2.Осмысление (т. е. самостоятельное получение новой информации из предложенного текста, соотнесение с уже имеющейся, систематизация)

3.Рефлексия (т. е. обобщение полученной информации, формирование собственного отношенияк изученному материалу, повышение роли письма)

1.Актуализация знаний.

2.Мотивация. Постановка целей и задач.

 Определение проблемы и путей ее решения.

3.Открытие нового знания.

4. Осмысление и закрепление

5.Рефлексия

6. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

4.

Урок литературы «Давай все трудом работать, и все живые будут».

/Тема детского одиночества,  страхов и фантазии в рассказе А. П. Платонова « Никита»/. 

с использованием приема чтение с остановками ТРКМ.

Базовая модель урока в ТРКМЧП

1. Вызов (т. е. актуализация и обобщение знаний по теме, мотивирование, формулировка вопросов, на которые хотелось получить ответ)

- Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе?

 О чем узнаем, прочитав название?

Какие ассоциации возникают при чтении имени Никита

2.Осмысление (т. е. самостоятельное получение новой информации из предложенного текста, соотнесение с уже имеющейся, систематизация)

Первая остановка

Вопросы для обсуждения:

1. Что мы узнаём о Никите в начале рассказа? (мальчик пяти лет от роду)

2. Почему Никита остался один? (мама уходила рано утором работать в поле, она должна была получить «трудодень», а отец был на войне)

3. Какие поручения давала мальчику мама? Чему она его научила? Подберите цитатный материал для аргументации ответа.

4. Верны ли наши предположения о названии?

5. Каким вы представляете себе Никиту? Составьте устный портрет героя рассказа.

6.Как, по-вашему, пройдет день Никиты в одиночестве без мамы?

Лексическая работа- Как понимаете значение слов закут ,плетень,? Подберите к ним синонимы.

Вторая остановка

Вопросы для обсуждения:

 Верны ли наши предположения?

1.Что происходит с мальчиком после ухода мамы? При помощи какой части речи автор описывает происходящие события, действия Никиты? Назовите эту часть речи и приведите примеры из текста произведения.

(Это глаголы: вышел, хотел узнать, пошел, постучал, прислушался, подумал, представил, попросил, выбежал, сказал, прошептал, попросил.)

2. Как характеризуют эти глаголы главного героя?

(Никита – человек ищущий, он хочет узнать новое, стремится понять окружающий его мир. Главный герой – обладатель хорошо развитой фантазии.)

3. Что необычное увидел Никита в доме и во дворе?

 а) «Старые знакомые» Никиты (мухи, паук, воробей, куры)  
б) «Обитатель бочки»

в) «Доброе солнце»

г) «Колодезные жители»

д) Старый пень

е) Стол

ж) Банька

з) Жёлтый цветок
и) Голоса внутри земли

к) «Незнакомые, злобные лица»

4.Как этот живой мир относится к Никите.

 (Никита – маленький мальчик, он остаётся дома один, а мир огромный и непонятный, он пугает Никиту, но не делает ему зла).

5.Давайте подробнее посмотрим, какие фантазии возникают у Никиты при виде определенных предметов

6.Всё ли в рассказе А.Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?

Словарная работа

Фантазия – слово многозначное.

Знакомство со словарной статьёй. В каком значении мы используем слово на уроке? 7.Можем ли мы назвать героя рассказа Платонова – Никиту -  фантазёром?  8.Исследовательская работа с текстом.  Найдите описания предметов, которые «оживляет» Никита.

Пустая бочка

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Колодец

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

Старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.

Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Земля

Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.

9. Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?

10. Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?

Везде есть люди, только кажутся они не людьми. 

11. А как вы думаете, что произойдет дальше? Почему? Чем закончится вся эта история?

Третья остановка

Вопросы для обсуждения:

Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?

 Верны ли были наши предположения о том, как будут развиваться события, действия в дальнейшем?

 - Почему, по мнению Никиты, окружающие предметы казались ему живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос. («Это ты хочешь всех живыми сделать, потому что у тебя доброе сердце»).

- Как отец объяснил, почему Никита всех хочет «сделать живыми»?

(«…Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой, и на луне покойная бабушка снова живет»).

- Почему именно в конце рассказа появляется образ «доброго» гвоздя?

(Восприятие окружающей действительности изменилось. Теперь предметы не будут враждебны к Никите. Да и гвоздь он «сработал» сам, только доброе и отзывчивое сердце способно наполнить жизнью окружающих людей, предметы. И если по жизни человек сохранит эту уникальную способность, то он останется добрым на всю жизнь).

- Почему именно в конце рассказа появляется образ «доброго» гвоздя?

(Восприятие окружающей действительности изменилось. Теперь предметы не будут враждебны к Никите. Да и гвоздь он «сработал» сам, только доброе и отзывчивое сердце способно наполнить жизнью окружающих людей, предметы. И если по жизни человек сохранит эту уникальную способность, то он останется добрым на всю жизнь).

- Каково значение слов Никиты: «Давай все трудом работать, и все живые будут».

(Наивные слова маленького человека содержат большую житейскую мудрость: для человека очень важно жить в мире с самим собой и окружающими, важно трудиться, видеть плоды своего труда.)

-Какие перемены произошли с нашим героем?

(Никита видит в отце сильного человека, который врага-неприятеля погубил «на главной работе-войне», чувствует его силу, ощущает мужское начало: всё умеет отец, со всем справится. Но Никите всё ещё мир кажется живым, ему немножко страшно: «Никита даже пожалел сейчас дедушкину баню, что она умирает и больше её не будет»)

- Тайна исчезла. Человек стал хозяином в доме и во дворе. Хорошо ли это?

(Кто-то из детей говорит, что хорошо: Никита бояться перестал; кто-то считает, что плохо: двор поблёк, и всё вокруг стало неживое, словно умерло. Да, произвол в отношении природы неприемлем, более того – он опустошителен. Но у Платонова пустота заполняется. В мир приходят вещи, сделанные с любовью, «сработанные руками». Они, по мнению автора, меняют качество мира…).

– Как же быть с окружающим миром: не рубить старый пень на дрова? Не топить печь? Не строить дом?..

(Дети говорят , что человек пользуется всем, что только может дать природа, но, к сожалению, человек часто берёт у природы больше, чем ему нужно… Это грустно.).

- Подумайте: человек должен быть хозяином природы или её благодарным сыном?

3.Рефлексия (т. е. обобщение полученной информации, формирование собственного отношения к изученному материалу, повышение роли письма)

3. Рефлексия 

Задание на выбор.

 Я начинаю предложение, а вы продолжаете:

Сегодня я убедился…

Сегодня я узнал…

Сегодня я учился…

Я задумался о том…

7.

Притча «Все в твоих руках»

8.

Рефлексия мастер-класса с помощью смайликов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»

Согласно требованиям ФГОС каждый учитель должен уметь составлять технологическую карту урока. Данная карта разработана творческой группой нашей школы: Тучиным А.И., Репиной Е.А., Русаковой Л.В., Смоля...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (РКМЧП) И ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В данной статье поднимается актуальная проблема: представлен способ, при помощи которого учитель может методически грамотно объединить технологию развития критического мышления через чтение и письмо и...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы.

Описание системы работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Знаменская СОШ» Орловского района Орловской областиАлексеевой Натальи Владимировны...

Технологическая карта урока литературы в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)» (класс-комплект 8-9)

Тема урока: Мастерство Ги де Мопассана в создании сюжета и выборе средств художественной выразительности в новелле «Исповедь».Тип урока:   Урок внеклассного чтения...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Конспект урока с использованием приёма технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)

в конспекте представлена работа на уроке литературы в 5 классе с использованием приема технологии критического мышления чтение с остановками...