«Развитие читательского интереса у обучающихся посредством использования технологии развития критического мышления» (из опыта работы)
статья по литературе на тему

Сарсенгалиева Жумабике Кутербайевна
В данной статье представлена система деятельности педагога на примере фрагментов уроков с применением технологии РКМЧП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие читательского интереса у обучающихся посредством использования технологии развития критического мышления» (из опыта работы)

Аннотация: В данной статье представлена система  деятельности педагога на примере фрагментов уроков с применением технологии РКМЧП.

В настоящее время проблема развития интереса у учащихся к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает, что объясняется  перегрузками в учебе, сокращением свободного времени.  Развитие общества привело к колоссальному информационному взрыву. Объем получаемой информации в несколько десятков раз превышает объем, который получал человек 10 – 15 лет назад. Это закономерный результат развития современных информационных технологий: телевидение, УКВ - радиостанции, Интернет и др. По оценке психологов, основное влияние информационная революция оказывает на детей школьного возраста. Ребенок, получая огромные информационные нагрузки, быстро утомляется, снижается его творческая активность, и зачастую он отказывается от чтения.  И как следствие – низкая коммуникативная, языковая и филологическая компетенция и эстетическая глухота наших выпускников.   Поэтому, на мой взгляд, перед учителем словесности стоит одна из главнейших задач современности – возродить отодвинутый на задний план интерес школьника к чтению, попытаться вытеснить занявшие в настоящее время главенствующее место компьютерные игры, видеофильмы и другие различные виды развлечений, предлагаемые новым временем.

Воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует нравственные идеалы, способствует духовному развитию человека. Школьная программа по русскому языку и литературе для основной школы ставит задачу научить школьников V, VI и VII классов «осмысленно и бегло» читать научные и учебные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистических стилей. В VIII и IX классах обучение чтению программой уже не предусматривается.

        Такой подход не отвечает одной из главных задач предмета, а именно – не развивает у подростков «умения читать», понимая под «умением читать» способность ребенка не только воспринимать информацию и прослеживать сюжетную линию, а способность эмоционально чувствовать настроение автора и его литературных героев. Процесс обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы, и в идеале должен научить ребенка видеть в книге произведение искусства. Задача учителя – развить в учащихся интерес к чтению,  желание обращаться к книге как к учителю, советчику, другу.

        Читательский интерес принято понимать как избирательно-положительное отношение личности к чтению произведений, имеющих для него значимость и эмоциональную привлекательность и отвечающих его духовным потребностям и психологическим особенностям. Процесс формирования потребностей в чтении весьма сложен и закладывается, как правило, в детстве. Огромную роль здесь играет ближайшее окружение, семья, личная библиотека и то, какое будущее «примеряет на себя» ребенок, подросток. 
Потребность в чтении  это та основа, на которой возникают читательские интересы.

По результатам анкетирования, проведённого мною в 9 классе, выяснилось, что у  34% ребят выработан устойчивый, глубокий  читательский интерес,  28% ребят активно читают то, что входит в школьную программу, 21% школьников имеет узкий читательский интерес, выбирая для чтения небольшие по объёму произведения, 17% учащихся с низким уровнем  сформированности интереса к чтению. Таким образом, отдельные ребята в классе имеют широкие, глубокие, устойчивые и активные читательские интересы, другие, наоборот,  узкие, поверхностные, неустойчивые и пассивные. Это побудило меня искать новые методы и  приёмы по развитию читательского интереса у обучающихся. Одной из эффективных современных  образовательных  технологий является  технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Особенности технологии РКМЧП можно сформулировать следующим образом: не объем знаний или количество информации является целью образования, а умение ученика самостоятельно искать информацию, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Главное в данной технологии – не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения…

Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия. Урок по технологии критического мышления композиционно предполагает 3 этапа: вызов, осмысление содержания, рефлексию. Если посмотреть на 3 стадии занятия, то, с точки зрения традиционного урока, совершенно очевидно, что они есть на каждом обычном уроке, а именно – сначала идет введение в проблему, потом следует изучение нового материала и, наконец, закрепление изученного.

В чем же различие? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируют на создание условий развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много, но объединяет их ещё и то, что все они направлены в конечном счете на привитие интереса к чтению и развитие речи.

Существуют следующие приёмы технологии критического мышления:

1.Инсерт.

В дословном переводе инсерт с английского означает «интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления». Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап. Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III этап. Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V«галочка» (то, что уже известно)

знак «минус» (то, что противоречит представлению)

+ знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)

?«вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

IV этап.  Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

2. «Бортовой журнал» это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии.

Бортовые журналы  – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

«Двухчастный дневник». Этот приём дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они «споткнулись». Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице.

«Трехчастные дневники» имеют третью графу  «письма к учителю». Этот приём позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.

3. Дискуссия.

Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

4.Чтение с остановками и вопросы Блума.

Подготовительная работа:

1. Выбираю текст для чтения. Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема) с  динамичным, событийным сюжетом; неожиданной развязкой, «открытым» проблемным финалом.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3.Заранее продумываю вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

5. «Корзина идей, понятий, имён».

Данный приём используется мною на стадии вызова, когда каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты), потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3минуты), а дальше все знания по порядку складываются в «корзину», причём, действительно все: и правильные, и неправильные. В первые моменты работы по этой технологии я сразу поставила одно условие перед учащимися – стараться произносить, если это возможно, только полные ответы. В результате – прием сразу стал «работать» на развитие устной речи.

В течение урока на второй стадии мы опять возвращаемся к «корзине», чтобы подвести ребят к осмыслению своих ошибок. Этот прием уместен как на уроке русского языка, так и на уроке литературы. Он позволяет активизировать, приводить в действие все полученные ранее знания ребят. Очень хорош этот приём на уроках литературы по изучению жизни и творчества писателей.

Приведу пример  приема «корзины» на уроке русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание, его типы». Сначала каждый из обучающихся записывает в тетрадь все, что он помнит о словосочетании (что такое словосочетание, из чего оно состоит, что можно назвать словосочетанием и так далее - все, что вспомнят). Потом идет работа в парах, главным образом выясняется, в чем различие в ответах, почему выбирается правильный, с точки зрения этой пары, ответ. А далее идет работа с «корзиной»: я выслушиваю и записываю на доску поочередно ответы каждой группы, неправильные тоже. К ним мы вернемся на других стадиях урока, используя уже другие приемы.

6. «Веришь – не веришь».

Этот приём очень хорош на стадии вызова. Им можно вызывать аргументированные ответы по поводу проверки домашних ответов, кроме того, он может стать отправной точкой в получении нового материла, его осмысления. Например, на уроке русского языка после изучения темы «Виды связи в словосочетании» перед проверкой домашнего задания задаю вопрос: «Веришь ли ты, что словосочетания «берега Волги» и «волжские просторы» являются согласованием?» После этого вопроса следует ответ – доказательство.

7. «Ключевые слова».

На стадии вызова очень хорошо заставляет творчески мыслить, говорить прием «ключевые слова», по которым за 3-5 минут пишется «легенда», «рассказ», «история». Этот прием позволяет и быстро повторить домашнюю работу, и поработать над развитием речи, и поставить цели  урока, и ввести учеников в рабочую атмосферу. Например, в 8 классе после урока на тему “Историческая основа создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» на 1 этапе следующего урока  на доске записываю слова: «1773-1775, Емельян Пугачев, А.С.Пушкин, Оренбург, 1832, старожилы, 3 тысячи, «История Пугачевского бунта» , 1832 год, «Капитанская дочка», очерк, повесть, 1836». Если материал предыдущего урока усвоен, то учащиеся легко справляются с заданием.         Вот один из примеров такой работы:

«В 1873 году было поднято восстание под предводительством казака Емельяна Пугачева. Спустя годы, в 1832 году, получив разрешение, А.С.Пушкин прибыл в Оренбург для сбора материалов. После встреч со старожилами - очевидцами из-под пера поэта вышел знаменитый очерк «История пугачевского бунта», изданный в 3 тысячи экземпляров. Эти материалы были положены в основу повести «Капитанская дочка», написанной в 1836 году».

8. «Мозговой штурм».

На первой стадии урока  я использую «Мозговой штурм», который проводится в группах из 4-5 человек. Этот прием тоже помогает развивать не только творческое мышление, но и, естественно, речь. Уместен этот прием и на уроках по развитию речи. Так, работая в 8 классе над обучением сочинению-рассуждению публицистического характера, во время «мозгового штурма» каждая группа должна найти ответ, чем различается сочинение-рассуждение от сочинения-объяснения и сочинения-доказательства. Ученик-фиксатор записывает все идеи своей группы, какими бы они ни были. Идет обсуждение, поиск, отбор материала. В результате каждая группа выбирает, на ее взгляд, правильные моменты различия. Можно ответ оформить в виде кластера. В результате появляется такая схема: сочинение-размышление выбирается автором сочинения, чтобы найти правильное решение. Для этого он задает себе вопросы, сам отвечает на них, перебирает разные варианты ответа, сомневается, отвергает, выбирает один вариант, самый правильный на его взгляд.

Кроме того, на этом приеме можно построить и весь урок, например, при изучении частей речи.

9. Кластер.

На этапе осмысления информации, на мой взгляд, очень интересен прием создания кластеров (схем, таблиц, линий времени, фишбоун, рисунков и др.), который помогает структурировать учебный материал. Составление кластера позволяет думать и рассуждать свободно по любому поводу, совершать ошибки, исправлять их.

На уроке литературы в 9классе «Дружба в жизни и творчестве А.С.Пушкина» учащимся был предложен текст, составленный учителем на эту тему, и задание  – составить кластер. У второй группы было задание заполнить таблицу по этой же тематике, третья группа оформила «линию времени» по теме «Стихотворения о дружбе в творчестве А.С.Пушкина». Работа зримо показала присутствие темы в творчестве поэта на всём протяжении жизни. Этот приём очень привлекает обучающихся и младших, и средних, и старших возрастов. Составляя кластер, ребята проявляют находчивость, творческую фантазию, оригинальность.

10. Синквейн.

Синквейны – это возможность резюмировать информацию. В лаконичной форме, выбрав точные слова, обучающиеся описывают суть понятия, или, по-другому, осуществляют рефлексию на основе полученных знаний по заданной схеме. И если сначала создание синквейнов  вызывает у ребят трудность, то впоследствии  – огромный интерес.

Лучше всего синквейны получаются  на уроках литературы, потому что есть более широкое поле для творчества. Примеры:

Манилов

Сладкий, сентиментальный

Ласкает, манит, угождает

«Как хорошо было бы, если бы…»

Бездельник.

Или:

Коробочка

Дубинноголовая, хозяйственная

Припрятывает, следит, боится

«Ну, баба, кажется, крепколобая»

Пустота.

Или:

Собакевич

Жадный, неуклюжий

Продавал, грубил, обманывал

«У меня, что ядреный орех, все на подбор»

Мизантроп.

11. «РАФТ»

Данный приём использую на уроках литературы при изучении художественного произведения, когда учащиеся пишут небольшую творческую работу. Аббревиатура расшифровывается так:

Р(оль) – от имени кого этот текст;

А(удитория) – кому адресован текст;

Ф(орма) – письмо, дневник, записка, беседа, эссе, частушка и т.д.

Т(ема) – о чём текст.

Например, на уроке изучения рассказа И.С.Тургенева «Муму» учащиеся написали мини-сочинение  с применением метода  РАФТ.

Роль – Гаврила Андреевич, дворецкий.

Аудитория – барыня.

Форма –   записка.

Тема – о дворнике Герасиме.

«Довожу до Вашего сведения, что по Вашему приказанию привезли из деревни немого Герасима. Определили дворником, ибо мужик он крепкий, сильный, двенадцати вершков росту. Поселили на жильё в каморку, что под кухней».

Как видно, приемов ТРКМЧП очень много, и применять их можно на уроках разных типов и на любом этапе учебного занятия. Это помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.

В результате внедрения в образовательный процесс технологии развития критического мышления через чтение и письмо учащиеся  самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо. Повышается активность на уроке, даже самые слабоуспевающие и безразличные к учебе школьники стали проявлять заинтересованность в собственных достижениях, добиваться успеха. И самое главное, приёмы и методы данной технологии помогают развитию у обучающихся устойчивого, глубокого интереса к чтению, созданию комфортных условий для вдумчивой и серьёзной работы с любым текстом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"

В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....

Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках математики

Использование методов технологии "Проблемного диалога" Е.Л. Мельниковой позволяет организовать учебный диалог на уроке и реализовать системно-деятельностный подход...

Синквейн как приём технологии развития критического мышления (из опыта работы).

Почему слово утратило свою силу? Даём слово - не держим... От слова, от осмысления толкования слова - к сочинению. Чтобы не набор слов, а смысл глубокий! Все ли смогут разобрать морфемно слово "с...

Стратегия обучения письму с целью развития критического мышления ( из опыта работы учителя русского языка и литературы)

В данной статье подробно описывается такой прием работы над материалом как конспектирование: рассматривается роль данного способа при усвоении учебного материала, типичные ошибки при составлении консп...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Статья по теме «Технология развития познавательного интереса у обучающихся на уроках Истории через систему разноуровневых творческих заданий»

Статья по теме «Технология развития познавательного интереса у обучающихся на уроках Истории через систему разноуровневых творческих заданий»...

Технология развития критического мышления. Из опыта работы

Представляю систему работы, направленную на формирование критического мышления обучающихся основной и старшей школы...