Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках математики
материал по теме

Полякова Галина Михайловна

Использование методов технологии "Проблемного диалога" Е.Л. Мельниковой позволяет организовать учебный диалог на уроке и реализовать системно-деятельностный подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polyakova_g.m._statya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Полякова Г.М.,

МОУ  СОШ №2  г. Алексеевки Белгородской области

 «Стратегия модернизации содержания общего образования» и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяют для учителя новые ориентиры в преподавании: ученик в процессе обучения должен овладеть ключевыми компетенциями, теми, что понадобится ему и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни.

Формирование  ключевых компетенций учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём за счёт дальнейшего увеличения объёма информации, подлежащей усвоению.

Компетенция – «готовность учащихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач». Компетенции - обобщенные способы действий, обеспечивающих реализацию своей компетентности.

По определению Иванова Д.А. «ключевые компетенции - это наиболее общие  способности и умения, помогающие человеку понимать  ситуацию, решать проблемные задачи и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного общества».[1]    

А.Хуторской приводит такой перечень ключевых компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, коммуникативная, социально-трудовая, информационная, компетенция личностного самосовершенствования. [2]

Какие  условия необходимы для овладения ключевыми компетенциями?

  •  Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
  • Увеличение доли самостоятельных работ творческого и поискового, исследовательского характера.
  • Создание условий для приобретения опыта и достижения цели
  • Усиление практической направленности преподавания предмета
  • Применение таких технологий преподавания, в основе которых лежит деятельностный подход.

 Среди таких технологий - проблемно-диалогическое обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В термине «проблемно-диалогическое», по мнению Е.Л. Мельниковой, первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формирования нового знания. [3]

В чём же специфика уроков по данной технологии? Каким образом проблемный диалог способствует формированию отдельных ключевых компетенций?

Урок начинается с проблемной ситуации. При постановке учебной проблемы используются основные три метода: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Метод1. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, вопросов, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. С учетом специфики предмета  проблемная ситуация создается с использованием разных приёмов, поэтому и текст побуждающего диалога тоже разный.  Типичной  для уроков математики  является  проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание: учащимся предлагается практическое задание, не сходное с предыдущим. Ученики  не могут  выполнить задание подобного рода. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому побуждающий диалог  такой: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чём затруднение?».   

На уроках  используется и второй метод: подводящий к теме диалог. Подводящий диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. Все вопросы подведения опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему.

Третьим методом постановки учебной проблемы является метод сообщения темы с мотивирующим приёмом. Он состоит в том, что тема урока сообщается учителем, но  интерес учащихся  к изучаемой теме вызывается с применением одного из мотивирующих приемов. «Яркое пятно» — сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.): сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал. Второй приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. [4]

Постановка проблемы

Учитель

Ученики

Компетенции

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Урок математики  6 класс. Тема « Масштаб». Предлагаю вам изобразить в тетради прямоугольник со сторонами 2см и 3 см. А теперь изобразите свою комнату (размеры комнаты учащиеся нашли дома) в натуральную величину.

Вы смогли выполнить задание? Нет? В чём затруднение?   

Какая тема урока?

Выполняют построение прямоугольника с заданными сторонами

Учащиеся испытывают затруднение

Нет. Нужно уменьшить размеры.

Масштаб

Информационная

Подводящий к теме диалог

Урок математики  5 класс. Тема « Умножение десятичной дроби на натуральное число». (Написаны примеры умножения натуральных  чисел и пример умножения десятичной дроби на натуральное число).

-Вспомните алгоритм письменного умножения.

Посмотрите на оставшийся нерешённый пример. Чем он похож на известный вам приём умножения?

-Чем отличается?

-Как вы думаете, какова тема урока?

Учащиеся  воспроизводят известный алгоритм.

Это письменный приём умножения.

-Тем, что это умножение десятичной дроби на натуральное число.

-Умножение десятичной дроби на натуральное число.

Учебно-познавательная

Сообщение темы с мотивирующим приемом (яркое пятно)

Алгебра. 9 класс. Тема «Геометрическая прогрессия».

Учитель рассказывает легенду об изобретении шахмат (задача о зернах на шахматной доске).

Сколько зерен окажется на последней клетке? Дайте примерную оценку, используя понятие «масса»

Учитель  подводит итоги и сообщает, что количество зерна превышает весь урожай пшеницы, собранный за всю историю человечества. Количество зерен найдем используя формулу n-го члена геометрической прогрессии.

Учащиеся предлагают свои ответы

Записывают тему урока

Учебно-познавательная

Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке. Каждый из перечисленных методов постановки учебной проблемы способствует формированию ключевых компетенций.

 После поставленной проблемы организуется поиск решения, который приводит к открытию нового знания. Также используются три метода: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к знаниям диалог, подводящий без проблемы диалог. [4]

Структура диалога

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее побуждение

К любым гипотезам:

-Какие есть гипотезы?

К аргументу/контраргумент:

-Согласны с этой гипотезой? Почему?

К плану проверки:

-Как можно проверить эту гипотезу?

Подсказка

К решающей гипотезе

К аргументу/контраргументу

К плану проверки

Сообщение

решающей гипотезы

аргумента/контраргумента

Плана проверки

Для уроков математики более типична проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (напиши или реши то, что только сегодня будем изучать). Учащиеся обычно не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет следующим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?»

Не менее подробно охарактеризован диалог, побуждающий учеников к выдвижению и проверке гипотез. В частности, разработана его структура, описаны последовательный и одновременный варианты выдвижения гипотез, даны способы реагирования на предложения учеников. Таким образом, технология проблемного диалога включает детальное описание методов обучения.

Поиск решения проблемы

Учитель

Ученики

Компетенции

Побуждающий к гипотезам диалог

Урок геометрии  7 класс. Тема « Теорема  сумме углов треугольника»

 Предлагаю вам изобразить в тетради остроугольный, прямоугольный  и тупоугольный треугольники, измерить углы и найти их сумму.

Какова сумма углов каждого из треугольников? Назовите ваши ответы

Какой можно сделать вывод? Какие еще есть гипотезы?  

Предлагает обосновать свою гипотезу(привести аргументы).

Предлагаю доказать теорему о сумме углов треугольника  различными способами

Выполняют задание

1 группа -остроугольный треугольник

2 группа -прямоугольный треугольник

3 группа -тупоугольный треугольник

Учащиеся разных групп называют свои ответы

Сумма углов треугольника равно 180 градусам. У тупоугольного треугольника сумма углов больше 180,а у остроугольного меньше 180.  

1 группа: доказывают с помощью наложения углов модели треугольника

2 группа: самостоятельно изучает доказательство теоремы по учебнику  п. 30

Учащиеся приводят свой способ доказательства

Коммуникативная

Информационная

Подводящий к знаниям  диалог

Продолжение урока математики , 5 класс. Тема « Умножение десятичной дроби на натуральное число».

Учитель предлагает учащимся по группам решить примеры 3,46×52; 34,6 ×52; 0,346 ×52;

Учитель подходит к группам

Какие ответы получились? Как проверить? ( с помощью какого прибора?) Сделайте вывод. Найдите правило в учебнике и сравните ваше предположение

Учащиеся по группам решают примеры, проверяют с помощью калькулятора ,комментируют свои решения и делают вывод в форме правила.

Учебно-познавательная

Коммуникативная

Однако реальный урок – это не только проблемно-диалогические методы, но ещё содержание, формы и средства. Содержание имеет две характеристики: качество и количество. По качеству различают четыре основных типа знаний: факты, правила, понятия, закономерности. На практике обязательно содержание материала связываю с проблемным диалогом. Известно, что факты нельзя «открывать», их сообщаю в готовом виде, правила и закономерности помогаю открывать побуждающим диалогом, под существенный признак понятий «подвожу».

Работа по технологии проблемного диалога предполагает использование различных форм организации деятельности обучающихся: индивидуальной, групповой, парной и фронтальной. Когда решается проблемная ситуация с затруднением, целесообразнее работать фронтально со всем классом. При создании проблемных ситуаций с разбросом мнений учащиеся вовлекаются в групповую или парную работу. При использовании разных форм работы у школьников формируется способность к осуществлению учебного сотрудничества.

На уроках важно создавать такие условия, при которых каждый ученик может сам и по-своему выразить полученное на уроке знание и представить свой собственный продукт. С этой целью можно предлагать различные продуктивные задания. Например, формулирование теоретических понятий. Учащимся  предлагаются проблемы с целью усвоения методов их решения или задания по формулированию проблем на основе практических ситуаций. Другая форма продуктивных заданий - формулирование вопросов для взаимопроверки. Такую работу можно проводить в парах как постоянного, так и переменного состава. В проговаривании нового материала участвуют сразу двое: тот, кто задает вопрос, и тот, кто на него отвечает. Эти формы работы способствуют формированию коммуникативных компетенций.

Подводя итог, хочется сказать, что использование технологии проблемно-диалогического обучения позволяет обучающимся самостоятельно открывать знания. Поэтому проблемно-диалогическое обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающий развитие каждого обучающегося, ключом к  успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересным. Учитель, внедряющий эту технологию, выполняет новую роль – роль организатора деятельности самих обучающихся на уроке в соответствии с требованиями ФГОС.

Литература

  1. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М., 2007
  2. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003.-№ 5
  3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: пособие для учителя, - М., 2002
  4. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения: методы, формы, средства обучения – М.: Школа 2100, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на уроках немецкого языка".

Представлен опыт учителя немецкого языка Николаевой Е.В. по теме“ Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на ...

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СУВОРОВЦЕВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИНФОРМАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МОДУЛИМодуль 1. Теоретическая интерпретация опыта работы в рамках заявленной методической темыМодуль 2. Обобщённое описание (модель) системы работы педагогаМодуль ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ Устинова А.И. МБОУ Волчёнковская СОШ

       Происходящие социально-экономические и культурные изменения в нашем обществе приводят к тому, что образование и воспитание, к сожалению, существенно отстают от соврем...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий".

Материал имеет информацию о формировании основных компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий....

"Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование интерактивных форм и методов"

Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование интерактивных форм и методов...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования игровых технологий на уроках французского языка

Одной из важнейших характеристик инновационных педагогических технологий является возможность их повторения, воспроизведения в сходных образовательных условиях. Игровые технологии в полной мере облада...