Технология развития критического мышления. Из опыта работы
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Голякова Екатерина Геннадьевна

Представляю систему работы, направленную на формирование критического мышления обучающихся основной и старшей школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon golyakova-trkm.zip1.61 МБ

Предварительный просмотр:

21.11.2017 г.

«Технология развития критического мышления на уроках английского языка в старшей школе».

Содержание выступления Голяковой Е.Г., учителя английского языка 1 кв. категории школы «Эврика» на региональном научно-практическом семинаре «Современные образовательные технологии в образовании»

Сегодня в различных научных исследованиях можно найти разное определение термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д.Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление, по их мнению,- поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении новых проблем.

Диана Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» как направленное мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. При всем разнообразии определений критического мышления в них можно увидеть близкий смысл, который отражает оценочное и рефлексивные свойства мышления.

Критическое мышление не означает негативность или критику, под этим понятием подразумевается разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить основные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничего не принимается на веру и каждый обучаемый невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт. В этом и есть его отличие от традиционного мышления. Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Технология критического мышления дает обучаемому:

  • Умение работать в сотрудничестве с другими
  • Умение ответственно относиться к собственному образованию
  • Повышение эффективности восприятия информации
  • Повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения
  • Желание и умение стать человеком, который учится в течении всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю возможность:

  • Создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества
  • Использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию самостоятельности
  • Помочь студентам стать одновременно практиками и аналитиками, которые одновременно умеют грамотно анализировать свою деятельность
  • Стать источником ценной информации для коллег.

         Если говорить об обучении иностранным языкам, то именно коммуникативные методы получили в последнее время новый импульс:

Происходит поворот от усвоения различных аспектов языка (лексики, грамматики) к активному использованию иностранного языка в жизни. Иностранный язык становится с одной стороны, средством получения профессиональной или иной информации, а с другой стороны, средством осуществления коммуникации. Однако об эффективной коммуникации можно говорить лишь в том случае, если человек правильно воспринял или передал информацию. В этой связи все чаще от педагогов и психологов можно слышать, что коммуникативная компетенция результативна лишь в том случае, если человек обладает критическим мышлением.

Как же обеспечить развитие критического мышления на уроках иностранного языка? С одной стороны, это сложно, т.к. в силу своей специфики овладение данным предметом требуется большого объема «внешне созданной» репродуктивной среды. Однако преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной природы всегда отличалось творческим характером, большей направленностью на создание своих собственных речевых продуктов. Все это, несомненно, требует креативности, самостоятельности и критичности мышления. Исходя из данной позиции считаю использование приемов технологии критического мышления на уроках английского языка настолько же простым, как и необходимым.

В основе технологии - трехфазовая структура урока.

Фаза вызова (evocation) (I) На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к новой теме, постановка студентом собственных целей обучения. Важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде, при этом в структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». Преподавателю очень важно на данном этапе выслушать все мнения. При этом на данном этапе выслушать все мнения. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний, очень важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно». Важным и трудным моментом данного этапа считаю не поправлять, не критиковать мнение учащихся, не навязывать им свои взгляды.

На данной стадии считаю эффективным использование приема «вопросительного слова», который позволяет решить 2 задачи одновременно – извлечение информации и развитие навыков составления вопросительных предложений. Начиная тему «Города Великобритании», задаю вопрос: Что бы вы хотели узнать о Лондоне. На доске вопросительные слова: Что? Где? Почему? Сколько? Кто? Студенты составляют вопросы, записывают их на доске. Помня, что на данном этапе исключено какое бы то ни было вмешательство со стороны преподавателя, не исправляю даже грамматические ошибки. В ходе чтения текста студенты извлекают нужную информацию, отвечают на вопросы, поставленные ими же. В том случае, если информация отсутствует, предлагаю другой текст. Допускаю также работу с картой и использование библиотеки.  

На этом же этапе считаю возможным использование приема «кластеры» (от английского слова cluster, т.е. гроздь). Суть данного приема заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо явления, систематизируется в виде кластеров (гроздьев) вокруг этого ключевого понятия. Ассоциации, возникающие в связи с этим понятием, выводятся и систематизируются в виде своего рода опорных схем. Прием хорош именно на уроках английского языка, так как может быть использован как при работе с лексическими явлениями, так и грамматическими.

Фаза осмысления содержания (realization of meaning).   На этой стадии происходит получение новой информации, корректировка учащимся поставленных целей. Этот этап можно по- другому назвать смысловой стадией. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение, или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. В процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. На данной стадии используют прием «Инсерт», (аббревиатура, которая в переводе с английского означает: само активизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления). Этот прием помогает добиться выполнения лексических и грамматических задач. Например, при работе над темой «Защита окружающей среды» предлагаю контроль «Контроль за состоянием окружающей среды в Великобритании». Студенты извлекают информацию, делают пометки, заполняют предложенную таблицу. Следующая задача педагога – обучение оценочному высказыванию с использованием структуры:

  • I think that … (я думаю, что …)
  • I didn’t know that … (я не знал, что …)
  • In my opinion … (по моему мнению …)
  • It is new for me that … (для меня это новость …)
  • I don’t understand why …(я не понимаю, почему …)

На этом же этапе используется прием «взаимоопрос». Это один из способов работы в парах. Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

Фаза рефлексии (reflection). Этот этап включает в себя размышление, рождение какого-то нового знания, а так же постановка новых целей обучения. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, превращается в собственное знание. Рефлексия процесса становится основной целью деятельности учителя и учащегося. Некоторые из суждений могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексия активно способствует развитию навыков критического мышления. В связи с этим речевые упражнения на данном этапе становятся творческими: организация круглых столов; написание творческих работ; защита проектов.

Из всего опыта работы над данной технологией могу сказать, что технология развития «критического мышления» имеет большое количество положительных черт и ее можно смело внедрять в практику обучения иностранными языками.

Имея 4-летний опыт использования технологии критического мышления, могу отнести к положительным моментам данной технологии следующие:

Приемы данной технологии дают учащемуся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем, фиксировать все высказывания: поскольку любое из них будет важным для дальнейшей работы.

Преподаватель же имеет возможность сочетать индивидуальную, парную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.

Дебаты

 Технология “Дебаты” была разработана Карлом Поппером, австрийским и британским философом и социологом ХХ века, основоположником философской концепции критического рационализма. Он описывал свою позицию следующим образом: «Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине». Излагать свои мысли, особенно на иностранном языке, сложно, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Довольно часто во время выступления люди не могут чѐтко сформулировать свои мысли, спонтанно подобрать необходимые языковые средства. Они испытывают скованность, чувство неуверенности и сильно волнуются, что сказывается на их физическом состоянии. Не случайно в риторике появилось такое понятие, как «ораторская лихорадка».

Для формирования основных навыков ведения живой дискуссии на иностранном языке и развития коммуникативной компетенции школьников на уроках иностранного языка в старших классах применяется педагогическая технология «Дебаты». Технология “Дебаты” имеет свои принципы и правила, эта технология позволяет развивать как коммуникативные умения учащихся, так и умения грамотно вести полемику, отстаивать свою позицию на основе знаний и логических рассуждений. Кроме того, дебаты развивают у участников критическое мышление, включая умения сопоставлять, сравнивать, самостоятельно находить и анализировать информацию из различных источников. Дебаты развивают у учащихся все четыре основных языковых коммуникативных навыка - прежде всего, говорение, а также аудирование, чтение и письмо. На этапе подготовки к дебатам учащиеся анализируют литературу, готовят аннотации, тезисы, заметки, подбирают цитаты, кратко записывают свое выступление. Эта работа развивает чтение и письмо как коммуникативные навыки. Непосред-ственно во время дебатов совершенствуются умения аудирования и говорения.

Помимо развития непосредственно языковых умений, дебаты формируют умения выступать перед аудиторией и вести дискуссии. Одной из главных причин боязни школьников делать монологические высказывания перед незнакомыми людьми на иностранном языке является отсутствие у них коммуникативных навыков и опыта публичных выступлений на родном языке. Дебаты учат эффективным речевым приѐмам и тактикам. Эффективность использования дебатов на уроках английского языка во многом зависит от языковой подготовки класса. Дебаты могут использоваться как в целях обобщения, систематизации и закрепления учебного материала, так и выступать в качестве контрольного говорения. Не каждая тема может быть предметом дискуссии, она должна быть грамотно сформулирована. Возможные темы для обсуждения в формате «классических» дебатов на занятиях английского языка: «Should it be compulsory to learn a foreign language at school?» (Обязательно ли изучать ино-странный язык в школе?); «There is too much violence on television today» (Сегодня на телеви-дение слишком много насилия); «Examinations are unnecessary and should be eliminated» (Экзамены не нужны, и их надо отменить); «Childhood is definitely the happiest period in one's life» (Детство - самое счастливое время жизни).

Подготовка и поведение дебатов предполагает организацию работы в группах. В процессе обучения иностранному языку, возможно, использовать дебаты как форму урока. Можно на уроках использовать элементы этой технологии: экспресс-дебаты, дебаты как форма работы с письменным или устным текстом, мини-дебаты и т.д. Экспресс-дебаты - это дебаты, подготовка к которым сведена к минимуму. Удобнее идти к обсуждению проблемы дебатов от готового текста, содержащего дискуссионный вопрос. Экспресс-дебаты проводятся на основе материала учебника либо раздаточного материала и тесно пересекаются с дебатами как формой работы с текстом. В мини-дебатах можно установить определенные правила. Например, «один на один» - каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту. Темой урока является какая-то общая проблема, которая делится на составляющие. По каждой мини-проблеме заслушивается пара конкурирующих участников (по две минуты каждый) и их вопросы друг другу, выводы каждого фиксируются письменно и затем обсуждаются группой.

При подготовке к дебатам необходимо повторить языковые клише. В дальнейшем учащиеся смогут использовать их в публичных выступлениях. К числу наиболее часто употребляемых выражений можно отнести следующие: Our team supports the idea…; our first argument is…; our second argument is …; the advantages and disadvantages of…; we suppose…; we must confess…; we suggest…; we believe…; the thing is…; the fact is…; I wonder…; the point is…; in our opinion…; there is something in what you are saying but…; we appreciate…; thank you for your attention…; thank you for the questions... и ряд других.

Дебаты формируют у учащихся представление о структуре публичного выступления: приветствие - представление группы и самого себя - вступление (обоснование актуальности темы - определение понятий темы - выдвижение критерия - аргументация - заключение - благодарность за внимание). Понимание учениками структурных и сюжетных схем речи де-батов позволит им в дальнейшем чѐтко составить план большинства публичных выступлений. Дебаты - это актуальный и эффективный интерактивный метод в организации процесса изучения иностранного языка на среднем и старшем этапах обучения. Кроме того, данная педагогическая технология и еѐ элементы способны мотивировать учеников к самостоятель-ному изучению иностранного языка и применению его в коммуникативных ситуациях

Формат дебатов предусматривает:

 участие двух команд, состоящих из нескольких (2-3) человек (Speakers). Одна коман-да (Proposers) утверждает тезис (тему дебатов), другая (Opposers) – опровергает его;

 участники заранее знакомятся с ролями и регламентом (на уроке дебаты идут по сокращенному регламенту);

 команды имеют право на 5-минутный тайм-аут для консультации друг с другом перед своим выступлением (тайм-аут можно использовать либо частями, либо полностью сразу);

 роли и регламент определены;

 по окончании игры судьи принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов, т.е. они определяют, чьи аргументы, и способ доказательства были наиболее убедительными.

Судьям может быть предложено следующее задание:

 составить свое собственное мнение по теме дебатов и подтвердить его самым силь-ным аргументом, прозвучавшим в речи спикера;

 выбрать лучшего спикера, выступление которого было наиболее убедительным, дока-зательным и ярким;

 по ходу выступлений заполнить таблицу аргументов спикеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта

В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы  по духовно-нравственному  воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются  огромные возможности работы в ...

Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"

В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....

«Развитие читательского интереса у обучающихся посредством использования технологии развития критического мышления» (из опыта работы)

В данной статье представлена система деятельности педагога на примере фрагментов уроков с применением технологии РКМЧП....

Статья "Организация учебной работы на основе технологии развития критического мышления при изучении работы с абсолютной и относительной адресацией в электронных таблицах"

Разработка урока на основе технологии развития критического мышления при изучении работы с абсолютной и относительной адресацией в электронных таблицах....

Синквейн как приём технологии развития критического мышления (из опыта работы).

Почему слово утратило свою силу? Даём слово - не держим... От слова, от осмысления толкования слова - к сочинению. Чтобы не набор слов, а смысл глубокий! Все ли смогут разобрать морфемно слово "с...

Стратегия обучения письму с целью развития критического мышления ( из опыта работы учителя русского языка и литературы)

В данной статье подробно описывается такой прием работы над материалом как конспектирование: рассматривается роль данного способа при усвоении учебного материала, типичные ошибки при составлении консп...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....