Статья "Преподавание русского языка и литературы с использованием технологий дистанционного обучения"
статья

Спивак Татьяна Валерьевна

В связи с эпидемией коронавируса  школы, колледжи и вузы в России перешли на дистанционную  форму  обучения. У неё есть и свои плюсы, и свои огромные минусы, но тогда прежде всего решался вопрос безопасности, которую дистанционное обучение обеспечивало.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distant_2.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание русского языка и литературы с использованием технологий дистанционного обучения.

1. В школьном образовании дистанционное обучение - образовательная система, которая построена с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий. Дистанционное обучение — это форма получения образования, при которой учитель и ученик взаимодействуют на расстоянии. В связи с эпидемией коронавируса  школы, колледжи и вузы в России перешли на такую форму  обучения. У неё есть и свои плюсы, и свои огромные минусы, но тогда прежде всего решался вопрос безопасности, которую дистанционное обучение обеспечивало.

2. Многие семьи и школы оказались не готовы к такому резкому переходу на удаленный формат обучения. Мы, учителя, изнывали от гигантской нагрузки и неорганизованности школьников, а родители (в основном те, у кого малыши) застонали от тонны домашних заданий, которые им теперь приходилось постоянно выполнять вместе с ребенком, внимательно следя, чтобы он не просто сидел в Интернете, а действительно занимался. Дистанционное обучение, как известно,  не было придумано в марте 2020 года. Его история насчитывает уже не один век. Когда не было интернета, люди, как известно, для этих целей использовали почту.

Такое обучение многих привлекало и было часто необходимостью.

3. Мы же с вами с этим столкнулись полгода назад, когда наступила острая необходимость перестроиться в сжатые сроки. В своей статье поделюсь с вами некоторыми своими переживаниями и трудностями, с которыми я столкнулась и пыталась преодолеть.

4. Итак, нам в спешном порядке пришлось осваивать дистант. Чтобы учить, мы стали учиться.

Первую неделю дистанционного обучения я провела, как многие, в стрессовой ситуации и методом проб и ошибок выбирала наиболее приемлемый путь, потому что надо было просто выживать в лавине  , которая нас накрыла.

Для себя оптимальным в преподавании русского языка и литературы  при дистанционной форме обучения выбрала чередование онлайн уроков и электронных кейсов.

С чего я начала. Было понятно, что в тройку, которая понеслась по просторам образования, впряглись ученики, учителя и родители. Нужно было устанавливать правила , чтобы коренник и пристяжные шли к одной цели согласованно.

Во-первых, я написала инструкцию для детей, в которой прописала основные требования и условия, адреса эл.почты с таким примерным содержанием: 

Из инструкции для детей

Дорогие ребята, мы с вами приступаем к дистанционному обучению. Вам нужно выполнять задания, которые будут отражаться в вашем электронном дневнике как домашнее задание.  Выполняйте все упражнения и задания в тетради. Фотографии выполненных заданий будете высылать мне на электронный журнал по требованию (т.е.  присылать будут  те ученики, чьи фамилии я буду указывать в электронном журнале). Если вашей фамилии нет, это не значит, что задания не нужно выполнять. После карантина я соберу у всех тетради и просмотрю наличие всех, без исключения, заданий. Задания нужно выполнять к следующему уроку. Присланную по почте работу подписывайте (фамилия, имя и класс). В прикрепленных файлах будут доп. задания, контрольные работы, презентации.   Если что-то непонятно, пишите в личных сообщениях. Если по какой-то причине не удалось отправить фото, напишите мне в письме. Вместе подумаем, как выйти из положения. 

Удачи!

Из письма родителям

 Уважаемые родители, мы с вашими детьми  приступаем к дистанционному обучению. Это сложно для детей, учителей и родителей. Поэтому будем снисходительны друг к другу.  Ребятам нужно будет выполнять самостоятельно  задания, которые будут отражаться в электронном дневнике как домашнее задание.   Фотографии выполненных заданий дети будут  высылать на электронный журнал или на указанные электронные почты, которые я отправила ребятам.   Если что-то непонятно, пишите в личных сообщениях.

Вопросов возникнет немало. Вместе будем решать, как выйти из положения.  Следите за оценками в дневнике. Работать будем, в основном,  с учебником.

Тетрадь оформляем как обычно: дата, классная работа, тема урока, упражнение.

Во-вторых, откорректировала календарно-тематическое планирование. Решила отказаться на время от диктантов и заменила их различными видами  изложений. Отказалась от подробных изложений, отобрала тексты для сжатых  изложений с творческим заданием. Изложения такого вида при дистанционном обучении помогают не потерять навыки работы с текстом и совершенствовать их.

Стало понятно, что подготовка к дистанционному уроку требует намного больше времени и усилий, так как многие задания приходилось сопровождать подробными инструкциями.  Литературные произведения для самостоятельного анализа сопровождать множеством комментариев. 

 Прежде чем рекомендовать какой-то видеоурок, выбирать наиболее доступный для восприятия, ёмкий по содержанию, непродолжительный по времени, думать о физическом и психическом состоянии привязанных к компьютеру целыми днями учеников.

Наиболее приемлемыми платформами и сайтами  для меня были РЭШ (Российская эл школа), Интернет урок это настоящий кладезь, здесь есть видеоуроки, тренажеры и тесты по всем школьным предметам с 1 по 11 класс., Школа им Лобачевского, Знайка Ру. , Сдам ГИА, решу ВПР.

Для детей приготовила дополнительный список сайтов, куда они могут обратиться за помощью. Среди них
3. 
gostei.ru — крупная онлайновая детская библиотека, которая содержит тексты программных произведений по литературе с 1 по 11 классы, афоризмы, цитаты и т.д.

4. gramota.ru — огромный справочно-информационный портал по правилам и сложностям русского языка.

6. 
litra.ru — Удобный сайт для изучения литературы  с огромным количеством биографий писателей, кратких содержаний и полных текстов литературных произведений и сотней критических статей. 


9. 
uchi.ru — онлайн-платформа, где ученики изучают школьные предметы в интерактивной и веселой форме. Кроме того, здесь проводятся предметные олимпиады и хранятся архивы уже проведенных олимпиад.
10. Интеллект-видео
Несколько десятков лекций по литературе, взятые с телеканала "Бибигон", не оставят равнодушным никого. Очень удобно для школьников, которые изучают творчество писателей XIX и XX века. Здесь все главные герои художественного слова за последние 200 лет, от Пушкина до Пастернака.

12. Литература в формате А4
Виртуальная библиотека с массой полезных материалов. Непременно пригодится при подготовке презентации. В наличии информация о писателях, критика, характеристики героев, отрывки из произведений.

13. Детская онлайн-библиотека
Вся школьная программа по литературе на одном сайте.

    В общем, возможностей на просторах Интернета для интеллектуального развития для детей безграничны.

  Проще, конечно, с преподаванием русского языка.  Большая теоретическая база по этому предмету есть у «Я класс». Любая тема подробно освещена теоретически. Написано доступно и понятно. Если ученик не понял что-то, он с лёгкостью может освежить в памяти материал. Во-вторых, всю теорию сразу можно закреплять, отрабатывая на практических заданиях. Причём сколько угодно раз. Большой плюс в том, что задания не будут повторяться. К тому же, если ученик допустит ошибку, система выдаст подробное объяснение, представит алгоритм действий и предложит снова выполнить задание. А вот когда отработка уже произойдёт (что можно отследить в отчёте «Результаты учащихся»), можно выдать и проверочную работу. И что немаловажно: учитель имеет возможность взять полностью готовый вариант, его отредактировать, добавив или удалив какие-то задания, или создать свой, подобный существующему, а то и вовсе не похожий. Работа будет проверена автоматически, что для педагогов является большим плюсом. Можно сразу посмотреть, какие разделы «запали», на чём следует сделать акцент. Возможно, выдать индивидуальные задания. К сожалению, платформа платная.

Да и свести изучение русского языка и литературы к выполнению тестовых заданий для литераторов неприемлемо. Во-вторых, очень многие задания слишком лёгкие.

Основные трудности, с которыми может столкнуться учитель-словесник на дистанционном обучении, заключаются в преподавании литературы. Литература — это прежде всего чтение, обсуждение произведения, живой диалог с учителем и одноклассниками, а уже потом теоретические знания. И вот этого живого общения , безусловно, не хватало.

Что можно сделать? Организовать, например, проверку на знание текста с помощью теста, составленного учителем самостоятельно (поможет раздел «Создать предмет» на сайте ЯКласс). Возможны как вопросы с выбором, так и открытые, творческие работы, в том числе мини-сочинения.

Для того , чтобы обеспечить прочтение произведений по литературе  я сама составляла вопросы, На которые невозможно ответить без знания текста, и всегда сопровождала задание небольшой творческой работой. Читая ответы, часто убеждалась в том, насколько важно живое общение учителя и ученика.  При самостоятельном прочтении произведения очень многое проходит мимо, ребята не способны уловить замысел писателя. Иногда очевидные , на первый взгляд, вещи воспринимаются искажённо.

А ещё не нужно забывать о том, что задавая домашнее задание, учитель метит в учеников, а попадает в родителей, как сказал известный писатель Ж.Сименон. Нам сложно, а им ещё сложнее, поэтому я выбрала тот минимум ресурсов, чтобы выполнить ещё одну сверхзадачу: сберечь физическое и психическое здоровье детей.

К концу первой недели обучения я пришла к твёрдому пониманию, что мне нужно видеть детей, а им нужно видеть меня. Особенно остро  чувствовалась такая необходимость в 5-6 классах. Это было обусловлено и психологическими особенностями детей этого возраста, именно в этом возрасте детям необходимы слова поддержки, совет учителя. У них ещё не сформированы навыки самостоятельной работы. Именно в этих классах развитие письменной и устной речи должно идти параллельно. А один из главных минусов дистанционного обучения это невозможность живого общения. К сожалению, дистанционное обучение может дать много уму , но мало даёт сердцу.

В своей работе я остановилась на платформе ЗУМ. Она , видимо, стала наиболее популярной благодаря тем возможностям , которые у неё имеются. Урок длится бесплатно 40 мин. Из них, как правило, минут десять уходит на организационные моменты. Но здесь есть огромный плюс: возможность видеть и слышать детей, платформа в то же время даёт возможность объяснить материал, используя презентации, вордовский текст. Ребята урок могут записать и ещё раз его при необходимости прослушать. Можно записать заранее какой-то фрагмент урока и использовать его. При необходимости можно оставить включённым только свой микрофон, чтобы посторонние звуки не мешали, дети имеют возможность поднять руку, задавать письменные вопросы, даже работать в группах. И всё это совсем не сложно освоить. Конечно, не без ложки дёгтя. Система тоже даёт сбой: часто выкидывает детей с конференции. Приходится всё время за этим процессом следить, чтобы снова их включать. Иногда даже откуда-то попадают на конференцию посторонние лица. И, конечно, то звук у кого-то барахлит, то видео пропадает. Интернет может пропасть в самый неподходящий момент, как это случилось у меня у самой.

 Такие уроки требуют самой тщательной подготовки, подбора заданий

Много трудностей , но много и возможностей даёт дистанционное обучение, мы  многое поняли и многому научились..

 Но вот только учителя, а также ученики разделились на несколько категорий. Первые признают то, что такая система обучения действительно способна помочь, а вторые опровергают это. Так какие есть плюсы и минусы дистанционного обучения школьника?

Минусы:

  1. Многодетные семьи и учительские семьи, где родители сами являются учителями, оказались в неравных условиях: сразу всем детям организовать дистанционное обучение физически крайне сложно, а иногда и невыполнимо.
  2. В онлайн-уроке трудно включить всех учащихся в общее обсуждение, даже организовать диалог. Обычно в дискуссии участвуют 15–20% присутствующих.
  3. Отсутствие у большинства педагогов реальной практики и умения строить онлайн-обучение
  4. Сложность организации групповой работы, которая необходима для деятельностного образования.
  5. Невозможность использовать все формы и виды работ. Я проверяла чтение наизусть, но , сомневаюсь, что все ученики всегда честно при этом себе вели.
  6. На сегодняшний день объём материала меньше и качество онлайн-урока ниже, чем обычного школьного урока, проведённого в классе.
  1. Односложные ответы учеников. Трудности в формировании связного монологического высказывания ученика.
  2. Нет гарантии самостоятельного выполнения/решения учебных заданий и задач.
  3. Недостаточная обратная связь учителя и ученика. Физически невозможно комментировать каждую орфографическую ошибку, не говоря о грамматических и речевых. Я в обратных письмах отмечала только наиболее грубые  и типичные ошибки.
  4. Невозможность использовать упражнения учебника в качестве контрольных. К сожалению, наши дети не гнушаются готовых домашних заданий. Есть ещё один минус: преподаватель должен полностью полагаться на честность и прилежание ученика. Проводя опрос,  преподаватель не знает, стоит ли перед учеником открытый учебник, гуглит ли ученик вопросы. Учителю не видно, делает ли ученик в тетради необходимые записи. Эта проблема решается только сочетанием очных и дистанционных уроков русского языка.

Несмотря на возможность работать в группе на платформе ЗУМ , ребёнок всё равно не чувствует локоть друга. Нет того тесного контакта, когда возникает чувство дружбы или соперничества, дух коллективизма. 

Традиционное обучение ценно не только набором знаний. Важный элемент оффлайн-обучения — личное общение.

Теперь о плюсах:

  1. Ребенок учится самообразовываться, что важно в современном мире.
  2. Семья может быть мобильной и обеспечить возможность учебы для ребенка везде, где есть интернет.
  3. Учителя имеют возможность выбирать из огромного количества интернет-ресурсов наиболее удобные и комфортные для них.
  4. Возможности интернета в подборе яркого, красочного демонстрационного материала, использование видео- и аудиоконтента.
  5. В нынешних условиях родители могут участвовать вместе с детьми в учебном процессе. Можно сказать, что они стали активными его участниками. Повезло тем детям, родители которых были рядом. Не секрет, что в четвёртой четверти именно благодаря  родителям повысились оценки многих детей.
  6. Стеснительные ученики стали более активно проявлять себя в онлайн-уроках.
  7. Дистанционное обучение дает учащемуся конкретный набор знаний и навыков, а также доступность учебных материалов. В электронном виде можно читать любой учебник или конспект. Всю информацию при необходимости вам дадут просторы интернета. Речь идет о дополнительном материале.
  8. Это обучение в комфортной обстановке. Нередко детям просто не хочется ходить в школу. Им там бывает некомфортно, неприятно. В таком случае ни о какой результативности обучения и речи быть не может. А вот если дома материал усваивается лучше, то дистанционное обучение - прекрасный выбор. Он не только позволит заниматься самообразованием и всегда оставаться на связи, но и не причинит никакого дискомфорта. Вы можете создать себе максимально удобные условия для обучения, а затем просто слушать лекции и уроки. Правда, за младшими школьниками родителям все равно придется следить в таком случае. Они еще не умеют концентрироваться и заниматься самообразованием. Пожалуй, дистанционная форма обучения больше подходит для среднего и старшего звена. Детям, которые уже могут осознанно контролировать свою деятельность и делать то, что необходимо.

Конечно, карантин сыграл свою роль. Но все же тренд на дистанционное обучение появился не вчера и он точно не исчезнет в ближайшие годы.

Возможность обучаться дистанционно привлекает многих, и в ближайшие годы доля детей, которые получают образование удаленно, будет только расти, ведь инструментов для организации такой учебы с каждым днем все больше.

У этого подхода есть преимущества и недостатки, и каждый преподаватель должен знать их, чтобы избежать неприятных сюрпризов.

Дистанционное образование имеет как отрицательные стороны, так и положительные. Во-первых,  развивает умение работать с новыми технологиям. Во-вторых, позволяют учителю задавать больше нестандартных развивающих заданий. В-третьих, развивает регулятивные компетенции: умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, умение самостоятельно планировать деятельность. В-четвертых, происходит формирование навыка самообразования. Этот перечень можно продолжить.

Но нельзя не сказать и о проблемах. Это и недостаток общения, и снижение двигательной активности учащихся, повышение нагрузки на глаза и опорно-двигательный аппарат. Если говорить о преподавании русского языка и литератры, то это уменьшение общения, что сказывается на речи учащихся, снижение количества письменных заданий, что ведет к утрате навыков письменной речи, плагиат и т.д.

В заключение хотелось бы отметить, что дистанционное обучение активно входит в нашу жизнь, хотим мы этого или нет, поэтому надо воспринимать эту, уже не новую форму обучения как возможность саморазвития и ученика, и родителей, и учителей.