Преподавание русского языка и литературы с использованием дистанционных технологий обучения
статья на тему

Доклад на Коллегии Министерства образования и науки Республики Татарстан

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon distantsionnye_tekhnologii.zip1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Преподавание русского языка и литературы с использованием дистанционных технологий обучения

В условиях постоянно меняющегося мира ученик должен выносить из школы не просто объём знаний, а умение учиться. Сегодня для того, чтобы стать профессионалом в любой деятельности, нужно быть уверенным пользователем персонального компьютера и уметь ориентироваться в бесконечном пространстве ресурсов глобальной сети Интернет. В связи с этим получает развитие такая форма обучения, как дистанционная, сочетающая в себе традиционные основы очного образования, самостоятельность обучающихся в процессе получения знаний и практическое использование информационно-коммуникационных технологий.  

На основании приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан № 2866/10 от 26.07.2010 года «О введении (в рамках эксперимента) обучения учащихся малокомплектных школ с использованием дистанционных образовательных технологий» и соответствующего приказа «Информационно-методического центра» с 1 сентября 2010 года  в рамках республиканского эксперимента в малокомплектной «Нижнеуслонской средней школе» Верхнеуслонского муниципального района начато дистанционное обучение учащихся 10 и 11 классов по предметам русский язык, литература, история, обществознание.

        Целью введения дистанционного обучения является обеспечение равного доступа к качественному образованию вне зависимости от территориальной удалённости и размеров населённого пункта.

        Основные задачи:

- изучение предметов школьного курса на основе индивидуального подхода и самостоятельной работы обучающихся;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- интенсивная углублённая подготовка выпускников к ЕГЭ;

- снижение финансовых и временных затрат.

        Учебный процесс в Интернет-школе «Просвещение» представляет собой последовательность разнообразных универсальных учебных действий, осуществляемых учащимся и сетевым преподавателем.

В их число входит:

  • освоение учащимся теоретического материала интернет-уроков;
  • выполнение тестовых заданий в онлайн-режиме с автоматическим оцениванием результатов;
  • выполнение домашних заданий;
  • выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера;
  • участие в онлайн-уроках;
  • участие в онлайн- и оффлайн-консультациях;
  • работа над индивидуальными и групповыми проектами;
  • участие в дискуссиях и дебатах;
  • участие в научно-практических видеоконференциях и др.

Все результаты учебной деятельности заносятся в электронный журнал.

Взаимодействие участников учебного процесса между собой осуществляется на форумах и в режиме личных сообщений.

Функциональные особенности средств обучения и коммуникации

Электронный журнал — специальные рабочие страницы для всех типов пользователей. В электронном журнале каждого пользователя отображаются учебные курсы, с которыми он работает, сообщения от других пользователей, личные данные. Если пользователь — ученик, в его журнале содержится информация о результатах учебной деятельности по каждому курсу и каждому уроку (процент пройденного материала, оценки за тесты, домашние задания, итоговая оценка за урок). Если пользователь — учитель, в журнале он видит результаты учебной деятельности всех учеников своего класса (количество пройденных уроков и выполненных заданий, средняя отметка по курсу). Учитель получает уведомление об отправленных ему на проверку домашних заданиях. Он может зайти на страницу каждого ученика и видеть результаты его учебной деятельности по каждому уроку (процент пройденного материала, отметки за тесты и домашние задания, итоговые отметки). Учитель может назначить ученику урок для повторного прохождения; в этом случае тестовые и домашние задания будут другими. Активизируя значок онлайн-консультации, учитель информирует учеников о том, что в данный момент он находится в сети и может ответить на вопросы в оперативном режиме.

Коммуникация участников учебного процесса в Интернет-школе строится с помощью личных сообщений и форумов.

Система личных сообщений по формату приближена к электронной почте, предназначена исключительно для пользователей системы. Входящие и исходящие сообщения каждого пользователя отображаются на его рабочей странице. Переписка носит конфиденциальный характер: кроме отправителя и адресата, она никому не доступна.

Форумы предназначены для открытого обсуждения учебных и иных вопросов группами пользователей. В Интернет-школе имеются общие и специализированные форумы: общешкольный форум (для всех пользователей), «Открытый педсовет» (для учителей), форумы по предметам и даже урокам, предназначенные для групповых дискуссий учащихся и учителей. Форумы могут использоваться учителем для проведения дистанционных ролевых игр по отдельным темам в рамках предмета.

Оценивание учебных достижений в Интернет-школе осуществляется в онлайн- и оффлайн-режимах. Интерактивные тесты, заложенные в сетевых уроках и тренажёрах по подготовке к ЕГЭ, лабораторные работы проверяются системой в онлайн-режиме и оцениваются автоматически. Учащиеся узнают о своих результатах сразу после выполнения тестов. Прочие задания ученики отсылают учителю в отдельных файлах, и их проверяет учитель в оффлайн-режиме. Учителя выставляют отметки в электронный журнал, отправляют учащимся свои комментарии.

По сравнению с традиционным, очным обучением, дистанционное имеет ряд преимуществ для ученика: 

- развивает умение работать с новыми технологиями, используя возможности цифровых образовательных ресурсов;

- позволяет выбрать индивидуальный темп обучения;

- предоставляет широкий выбор источников информации;

- нестандартные развивающие домашние задания;

- возможность интенсивной подготовки к ЕГЭ;

- формирует различные виды чтения: изучающее, поисковое, ознакомительное;

- умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность;

- умение самостоятельно планировать деятельность;

- умение работать в информационном пространстве: отбирать информацию в соответствии с темой, структурировать и использовать адекватно поставленной задаче;

- навык презентации результатов деятельности с использованием различных информационных технологий;

- навык самообразования.

Наряду с преимуществами дистанционного обучения, существуют и проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса:

- «живое» общение учителя с учениками и учеников между собой возможно только в режиме «Конференция», что негативно сказывается на развитии устной речи;

- утрачивается навык письма - главная составляющая предмета «русский язык»;

- нет возможности дополнительного объяснения материала слабоуспевающим ученикам;

- отсутствие теоретического учебного материала в курсах, рассчитанных на учащихся среднего звена;

- идёт снижение двигательной активности учащихся, повышается нагрузка на глаза и опорно-двигательный аппарат;

- распространение плагиата – использование неотредактированных готовых ответов из сети Интернет;

        Система дистанционного обучения является хорошим подспорьем учителю русского языка и литературы, так как содержит различные виды электронных средств обучения, отвечающих специфике предметов «Русский язык» и «Литература»:

- текстовые материалы в цифровом и мультимедийном формате (художественные, критические, биографические и справочные),

- аудиотексты,

- художественные и учебные видеофильмы,

- цифровые иллюстрации и фотографии,

- видеоуроки,

- видеоинтервью и видеоэкскурсии,

- интерактивные задания,

- флеш-задания,

- электронные контрольные работы и тесты,

Кроме того, система, в которой мы работаем, содержит конкретные предметно-тематические рубрики: в разделе «Русский язык» - «Готовимся к ЕГЭ», «Знаменитые лингвисты», «Материал для углублённого изучения», «Это интересно». В разделе «Литература» представлены «Разминка», «Словарь понятий и терминов», «Персоналии», «Аудиокласс», «Школьная картинная галерея», «Знаете ли вы, что…», «Читальный зал».

Обучение русскому языку и литературе – именно та область, где использование дистанционных образовательных технологий может принципиально изменить методы работы, и, что самое главное, её результаты.          

С самого начала реализации республиканского проекта по внедрению дистанционного обучения региональным координатором является  Республиканский центр информационно-методического обеспечения и контроля в области образования. Его специалисты оказывают своевременную методическую и техническую помощь всем участникам образовательного процесса для бесперебойного осуществления занятий в Интернет-школе.  

Благодаря четкой организации труда и  взаимному сотрудничеству специалистов в марте 2011 года появилась возможность дополнительного подключения 16 выпускников школ нашего района к интенсивному интеллектуальному сетевому курсу (ИИСК) подготовки к ЕГЭ по русскому языку в системе дистанционного обучения.

Результаты обучения представлены на слайде.

В заключение надо сказать, что дистанционное обучение сегодня востребовано, приобретает всё большую значимость и, следовательно, будет быстро развиваться с ростом технических и интеллектуальных возможностей. Такая форма обучения особенно актуальна при организации обучения детей с ограниченными возможностями, и это хороший выход в условиях оптимизации школ, отсутствия благоустроенных дорог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения качества преподавания русского языка и литературы с использованием деятельности музеев.

Пути повышения качества преподавания русского языка и литературы с использованием деятельности музеев....

Статья: "Современные подходы преподавания русского языка и литературы через использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС".

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы «Практика использования дистанционных образовательных технологий в школе: ограничения и возможности»

Мое отношение к дистанционному обучению можно выразить так: "Дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только ...

«Преподавание русского языка и чтения с использованием дистанционных технологий обучения»

В условиях постоянно меняющегося мира обучающийся должен выносить из учебного заведения не просто объём знаний, а умение учиться. Сегодня для того, чтобы стать профессионалом в любой деятельности, нуж...

Преподавание русского языка и литературы с использованием дистанционных технологий обучения.

В условиях постоянно меняющегося мира ученик должен выносить из школы не просто объём знаний, а умение учиться. Сегодня для того, чтобы стать профессионалом в любой деятельности, нужно быть уверенным ...

Из опыта преподавания русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения

В статье автор делится опытом преподавания русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения....

Статья "Преподавание русского языка и литературы с использованием технологий дистанционного обучения"

В связи с эпидемией коронавируса  школы, колледжи и вузы в России перешли на дистанционную  форму  обучения. У неё есть и свои плюсы, и свои огромные минусы, но тогда прежде всего решал...