Главные вкладки

    Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: "Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова" (http://metodisty.ru).
    методическая разработка по литературе на тему

    Пересыпкина Галина Анатольевна

    Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова» 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

    «Краснокаменский горно-промышленный техникум»

    Методическая разработка урока русского языка и литературы

    Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова

    Разработал:

    Пересыпкина Г.А.,

    преподаватель русского языка

     и литературы

    Краснокаменск, 2016г.

    Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова.

    Цель урока: 

    в результате обобщения и систематизации знаний по теме «Жанры публицистического стиля» и изучении нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова» обучающиеся выполнят практическое задание, подготовятся к восприятию следующей темы по творчеству поэта.

    Задачи:

    образовательные:

    - обобщить и систематизировать  знания обучающихся о жанрах публицистического стиля;

    -пополнить знания обучающихся фактами биографии и творчества Н.А. Некрасова;

    развивающие:

    - развивать положительную мотивацию к процессу обучения;

    - развивать умение логически верно излагать мысли, отвечать на проблемные вопросы;

    - развивать творческие способности; коммуникативные умения и навыки (устные: умение готовить выступления, презентации; письменные: чтение и получение информации);

    воспитательные:

    - развивать бережное отношение к русскому  языку, произведениям художественной литературы;

    - воспитывать бережное отношение к слову поэта, ответственное отношение к собственной устной и письменной речи.

    Тип урока: комбинированный (смешанный)

    Методы формирования мотивации:

    • словесные (рассказ, беседа);
    • наглядные и практические (презентации, работа в группах);
    • репродуктивные и поисковые (создание проблемной ситуации)
    • методы самостоятельной учебной работы, работы под руководством преподавателя (написание сообщений, подготовка кластера, презентаций).

    Технологии:  технология проблемного обучения, развитие критического мышления.

    Формы организации учебной деятельности учащихся: в парах, фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Оборудование к уроку:

    •        мультимедийный комплекс;

    •        презентации преподавателя и обучающихся;

    •         инструкция для обучающихся

    •        кластер «Публицистический стиль»;

    •         тексты (раздаточный материал) для практической работы в группах.

    Ключевые понятия: тема, стиль речи, жанры, публицистический стиль, проблема, позиция автора, очерк, виды очерка.

                                                       

    Ход урока

    Этап урока

    Деятельность преподавателя

    Деятельность обучающихся

    I.Организационный момент.

    Проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих. Краткий анализ инструкции.

    Настраиваются на работу.

    II.Актуализация знаний учащихся (проводится в форме мини-практикума).

    Словарный диктант:

    Биография, статья, портрет, очерк, литература, стихотворение, поэма, доклад, сообщение, характер, проблема, герой, дискуссия, репортаж, интервью, диспут, диалог, аргумент, оппонент. Оппонент (синоним-противник):

    1.тот, кто выступает с возражениями (оппонирует) кому-либо в публичной беседе, диспуте (публичный спор на научную тему);

    2. лицо, которому поручается оценка диссертации (сочинение, доклад - квалифицированная работа на присуждение академической или учёной степени) и выступление на учёном диспуте при её защите.

    -Составьте и запишите по 3 словосочетания со словарными словами

    Что объединяет все эти слова? (термины и понятия).

    -С какими предметами их можно связать? (русский язык, литература, история, философия и др.)

     Взаимопроверка  и выставление отметки в соответствии с критериями оценивания – слайд.

    См. инструкцию

    3. Изучение нового материала на основе текущего повторения

    3.1.Мотивация учебной деятельности путем постановки проблемного вопроса:

    -Какое слово, по-вашему, является главным в теме урока?

    - Сформулируйте задачи урока.

    -Вспомните, в какой теме изучается очерк?повторение этого материала  было вашим домашним заданием

    -Записывают тему урока.

    -По ходу урока записывают тезисы (см. инструкцию).

    -Формулируют  задачи урока.

    -Отвечают: В разделе русского языка - Стили речи. Публицистический стиль.

    3.2. Реализация выполненных заданий в рамках внеаудиторной самостоятельной работы:

    -Слушаем задание ВСР -  кластер «Жанры публицистического стиля»;

    -«Что такое очерк?».

    Слушают материал ВСР.

    3.3.  Преподаватель: Портретный очерк. Внешний, внутренний портрет. Слайд – Таблица.

    Смотрят, записывают тезисы.

    3.4. Преподаватель о портрете Некрасова, написанного Крамским.

    Слайд 9.

    Для  портретов был характерен тёмный фон, с которым одежда изображаемого обычно сливалась. Коричневый сюртук Некрасова, его чёрная бабочка – не исключение, фон попадает в тон и лишь немного светлее. Ни одежда, ни руки не прорабатывались детально – они просто были частью человека, но отдельного внимания им не уделялось – зато все свои силы художник сосредотачивал на лице. Никаких лишних эмоций на лице, только сосредоточенный взгляд чуть в сторону. Так и Некрасов – с его бородой, лёгкими морщинами, с взглядом человека, который видел жизнь изнутри и нашёл её довольно занятной – смотрит в сторону и кажется погруженным в свои мысли. Возможно, он думает о смерти, возможно о будущем, которого у него может не быть, возможно, вспоминает прошлое или думает об очередной стихотворной строчке. Впрочем, также возможно, что за его глазами нет никаких особенных мыслей. Только застывшая концентрированная вечность, в которую он погружен таким, каким был когда-то – много лет назад.

    Смотрят, определяют жанр текста  (очерк), вид жанра (внешний и внутренний портретный очерк).

    3.5.В рамках школьной программы вы получили начальное представление о жизни и творчестве Н.А. Некрасова.

    Что вы знаете о нем? Слайд.

    Викторина:

    1. Где родился Н.А. Некрасов?

    2. Где провёл детство будущий поэт?

    3. Как назывался первый сборник стихотворений  Некрасова,  в каком году он был издан?

    4. Где учился Некрасов после Ярославской гимназии?

    5. Сколько псевдонимов было у Некрасова? Назовите некоторые из них.

    6.Как назывался журнал, основанный Пушкиным и взятый Некрасовым в аренду?

    7. С каким изданием начал работать Некрасов в 1841 году

    и затем приобрёл на него права?

    8. Какие стихотворные произведения  Некрасова

    вы знаете?

    Из ваших ответов сложился текст. Слайд:

    Некрасов родился в местечке Немирове Подольской губернии. Детство будущего поэта прошло в имении Грешнёво Ярославской губернии. Первый сборник стихотворений  Некрасова назывался «Мечты и звуки», он был издан в 1840 году. После учёбы в Ярославской гимназии Некрасов 2 года был вольнослушателем Петербургского университета (факультет филологии). У поэта было десять псевдонимов: Пружинин, Бухалов, Иван Бородавкин, Афанасий Пахоменко, Стухотнин, Ник. Нек. и другие.

    Некрасов взял в  аренду журнал «Современник», основанный Пушкиным. В 1841 году  Некрасов начал работать в журнале «Отечественные записки» и затем приобрёл на него права.

    Перу Некрасова принадлежат стихотворения: «Тройка», «Школьник», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и другие.

    - Назовите жанр данного текста. Аргументируйте.

    Отвечают на вопросы викторины.

    Отвечают:

    портретный очерк – герой  конкретный человек, информация об обстановке,  его учёбе, творчестве.

    3.6. С дополнительной информацией к очерку жизни и творчества, в рамках ВСР, выступит ваш одногруппник (презентация).

    В 1838 г. 16-летний Некрасов отправился в Петербург, для определения в дворянский полк. Но встреча с гимназическим товарищем, студентом Глушицким, и знакомство с другими студентами пробудили в Некрасове такую жажду учиться, что он пренебрёг угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену. Он его не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет.

       С 1839 по 1841 г. пробыл Некрасов в университете, но почти все время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп, не всегда была квартира.

       Он стал давать уроки, писал статейки в "Литературной Газете", сочинял для издателей азбуки и сказки в стихах, ставил водевили. У него начали появляться сбережения, и в 1840 г. выходит его сборник стихотворений с инициалами Н. Н., под заглавием "Мечты и звуки".

       В начале 40-х годов Некрасов становится сотрудником "Отечественных Записок", сначала по библиографическому отделу, потом – редактором, в это время сблизился с Белинским.

       В 1843 - 46 годах Некрасов выпустил в свет ряд сборников: "Статейки в стихах без картинок", "Физиология Петербурга", "1 апреля", "Петербургский Сборник". Издательские дела Некрасова пошли настолько хорошо, что в конце 1846 г. он, вместе с Панаевым, приобрёл у Плетнева "Современник".

       Около середины 50-х годов Некрасов серьёзно заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии помогло справиться с болезнью. Выздоровление Некрасова совпадает с началом новой эры русской жизни. В творчестве Некрасова также наступает счастливый период, выдвинувший его в первые ряды литературы. Он попал теперь в круг людей высокого нравственного строя: Чернышевский и Добролюбов становятся главными деятелями "Современника".

      В 1863 г. появилось самое выдержанное из всех произведений Некрасова - "Мороз Красный Нос".

       В 1866 г. "Современник" был закрыт, и Некрасов  арендовал "Отечественные Записки", поставленные им на такую же высоту, какую занимал "Современник".

       В 1871-72 годах Некрасов работает над поэмой "Русские женщины", 1873-1876г.г. - над огромной поэмой "Кому на Руси жить хорошо".

       В начале 1875 г. Некрасов тяжко заболел. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях. Написанные за это время "Последние песни" по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, о матери и о совершенных ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. В душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. В прекрасной колыбельной песне "Баю-баю" смерть говорит ему: "не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей... Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой"...

    Согласно свидетельству родной сестры Некрасова Анны Буткевич, стихотворение «О Муза! я у двери гроба!..» — последнее произведение, написанное Николаем Алексеевичем перед самой смертью.

    Чтение стихотворения наизусть:

    О Муза! я у двери гроба!

    Пускай я много виноват,

    Пусть увеличит во сто крат

    Мои вины людская злоба —

    Не плачь! завиден жребий наш,

    Не наругаются над нами:

    Меж мной и честными сердцами

    Порваться долго ты не дашь

    Живому, кровному союзу!

    Не русский — взглянет без любви

    На эту бледную, в крови,

    Кнутом иссечённую Музу…

    Неудивительно, что в стихотворении затрагивается тема поэта и поэзии. Именно она была важнейшей для Некрасова в течение всей жизни. Одно из первых ее упоминаний встречается в небольшой зарисовке 1848 года «Вчерашний день, часу в шестом…». В стихотворении есть отсылка к ещё одному произведению Некрасова – «Муза» (1852). В нем поэт в очередной раз подтверждает верность своей Музе – выразительнице народных чаяний.

      Некрасов умер 8 января 1878 г. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре. Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю.

    Смотрят презентацию, слушают, записывают тезисы.

    1 обучающийся выступает с сообщением,

    2 обучающийся читает стихотворение наизусть;

    группа записывает тезисы.

    3.7. Дополним сведения видеоматериалом «Малые города России» (имение Некрасова – Карабиха).

    - Определите, к какому виду очерка относится по содержанию часть просмотренного материала? Аргументируйте ответ (демонстрируется часть материала).

    Смотрят, отвечают на вопрос (путевой очерк – описание  природы, быта).

    IV. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройдённого, связанного с новым (практическая работа в группах)

    1группа: Прочитайте отрывки стихотворений Н.А. Некрасова, определите, как они связаны с профессией «Автомеханик» («Школьник», «Тройка», «Железная дорога», «В дороге», начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо»).

    2группа: Определите жанр текста, аргументируйте.

    Незадолго до смерти поэта М.Е. Салтыков-Щедрин, русский писатель-сатирик,   писал:

    «Этот человек, повитый и воспитанный цензурой, задумал и умереть под игом её. Среди почти невозможных болей написал поэму («Кому на Руси жить хорошо»), которую цензура и не замедлила вырезать… можете представить себе, какое впечатление должен был произвести этот поступок на умирающего человека. К сожалению, и хлопотать почти совсем бесполезно: всё так исполнено ненависти и угрозы, что трудно даже издали подступиться. А поэма замечательная…».

    3группа: Составьте портретный очерк мальчишки из стихотворения

    Некрасова «Школьник». Можно ли ваш очерк назвать и проблемным?

    Выполняют практическую работу.

    Группы выступают с ответами.

    V. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными

    Слушаем тезисы, записанные в течение урока

    Двое обучающихся зачитывают тезисы

    VI. Подведение итогов и результатов урока

    Беседа:

    -Какой материал  повторили на уроке?

    -Что узнали нового?

    Отметки:

    словарный диктант-

    индивидуальная работа-

    активная работа на уроке:

    Отвечают на вопросы.

    VII. Рефлексия

    Составьте предложения со словами

    1 группа: очерк;

    2 группа: Н.А. Некрасов;

    3 группа: произведение.

    Составляют, отвечают.

    VIII. Домашнее задание

    «5» - Напишите проблемный очерк «Актуальна ли поэзия Некрасова сегодня? Ушли ли    в прошлое проблемы, поднятые поэтом в стихотворениях?»

    «4» - Подготовить к ответу тезисы урока.

    ВСР: Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова (сообщение, презентация, викторина, кроссворд).

    Выбирают, записывают.



    Предварительный просмотр:

    Инструкция к уроку русского языка и литературы по теме:

    «Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова»

    п/п

    Этапы урока

    Действия обучающихся

    1.

    Организационный этап

    Проверьте наличие тетради, ручки, инструкции.

    2.

    Актуализационный этап

    1.Напишите словарный диктант.

    2.Проверьте, вынесите ошибки на поля; поставьте отметку в соответствии с критериями (слайды).

    3. Познакомьтесь с лексическим значением слов оппонент, диспут, диссертация (слайд, инструкция) (Приложение 1)

    3.С тремя словами составьте  и запишите словосочетания.

    4. Ответьте на вопросы:

    - Что объединяет словарные слова? (Приложение 2)

    - С какими предметами это связано?

    На протяжении всего урока записываете в тетрадь тезисы (основная информация)

    3.

    Изучение нового материала на основе текущего повторения:

    Запишите тему урока.

    1.Мотивационный этап

    1.Подумайте, какое  слово, по-вашему, является главным в формулировке темы урока?

    2. Сформулируйте задачи урока.

    3.Вспомните, в какой теме изучается очерк?

    2. Индивидуальные задания:

    -Кластер «Жанры публицистического стиля»

    -Что такое очерк? 

    Запишите  тезисы (Приложение 3)

    3. Портретный очерк. Внешний, внутренний портрет

    Работайте с таблицей.

    4.Портретный очерк (художник  Крамской).

    Определите жанр  и вид жанра.

    5.Викторина

    1.Ответьте на вопросы викторины (устно).

    2. Назовите жанр данного текста. Докажите. 

    6.Сообщение.

    Запишите тезисы сообщения.

    7. Видеоматериал об имении Некрасова Карабиха. 

    Определите, к какому виду очерка относится по содержанию часть просмотренного материала? Докажите.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!

    4.

     Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройдённого, связанного с новым (практическая работа в группах)

    Выполните задания:

    1 группа: Прочитайте отрывки из стихотворений Н.А. Некрасова, определите, как они связаны с профессией «Автомеханик».

    2 группа: Определите жанр текста, аргументируйте ответ.

    3 группа: Составьте портретный очерк мальчишки из стихотворения Некрасова «Школьник».

    5.

    Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными

    Зачитайте  вслух тезисы урока

    6.

    Подведение итогов и результатов урока

    Устно ответьте на вопросы:

    -какой материал  повторили на уроке?

    -что узнали нового?

    7.

    Рефлексия

    Составьте предложения со словами

    1 группа: очерк

    2 группа: Н.А. Некрасов

    3 группа: произведение

    8.

    Домашнее задание

     Выполните ВСР: Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова.

    Выберите:

    «5» - Проблемный очерк «Актуальна ли поэзия Некрасова сегодня? Ушли ли    в прошлое проблемы, поднятые поэтом в стихотворениях?»

    «4» - тезисы урока.

    Приложение

    1).Оппонент (синоним-противник):

    1.тот, кто выступает с возражениями (оппонирует) кому-либо в публичной беседе, диспуте (публичный спор на научную тему);

    2. лицо, которому поручается оценка диссертации (сочинение, доклад- квалифицированная работа на присуждение академической или учёной степени) и выступление на учёном диспуте при её защите.

    Википедия

    2).Термин (предел, граница) – слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и т.д.

    Большой энциклопедический словарь

    Понятие: 1) в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. 2) В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

    3).

    ОЧЕРК

    проблемный

    портретный

    путевой

    Очерк, в котором понимается какая-то социально значимая проблема; предлагаются, анализируются пути её решения

    Очерк, в котором раскрывается личность человека, его характер

    Очерк, в котором рассказывается о дорожных впечатлениях; даются зарисовки природы, быта людей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

    Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

    Методическая разработка: урок русского языка: « Язык как первоэлемент художественной литературы»

    В разработке данного урока русского языка представлен и теоретический, и практический материал по указанной теме....

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

    Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

    Методическая разработка"Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования"

    Методическая разработка "Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования" включает в себя цели, задачи, актуальность пр...

    Методическая разработка урока русского языка в 8 классе "Написание изложения с элементами сочинения по тексту Д. С. Лихачёва "Молодость - вся жизнь".

    Цели: 1. Создать условия для закрепления специальных умений и навыков работы с текстом. 2. Способствовать развитию у учащихся умения выделять главное, анализировать, критически мыслить, создавать...