Методическая разработка: урок русского языка: « Язык как первоэлемент художественной литературы»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Пономарёва Оксана Викторовна

В разработке данного урока русского языка представлен и теоретический, и практический материал по указанной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx35.39 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: урок русского языка: « Язык как первоэлемент художественной литературы»

                                       Эпиграф к уроку:

 Слово … первоначально есть символ, идеал и имеет все свойства художественного произведения.

А. А. Потебня

Тип урока: комбинированный.

Цели деятельности преподавателя:

Обучающая: создать условия для освоения теоретических понятий, которые способствуют более глубокому анализу художественных произведений. Создать условия для самостоятельной творческой деятельности студентов,

Развивающая:  способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования, готовить студентов к исследовательской деятельности.

Воспитательная: прививать любовь к  художественному слову, учить понимать авторскую позицию, философские идеи, формировать интерес к филологическому анализу как особому виду творческой деятельности, учить чувствовать художественное слово автора произведения.

Цели деятельности студентов: уяснить теоретические понятия и термины, необходимые для анализа художественных текстов. Развивать навыки  самостоятельной творческой работы.

Оборудование: рабочие тетради, роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание, раздаточный материал, рассказ М.Кесс «Об осени, о любви о радости жизни».

Межпредметные связи: литература.

Мотивация познавательной деятельности: сообщить студентам, что данный материал имеет теоретическую и практическую ценность для углубления языковых знаний, для дальнейшего изучения особенностей художественного стиля речи.

План урока:

1.    Организационный момент.(2 мин.)

2.    Вступительное слово преподавателя.(5 мин.)

3.    Изучение нового материала. (15 мин.)

4.    Работа с фрагментами текста.(10 мин.)

5.     Работа с воссозданным текстом.(10 мин.)

6.     Анализ художественного текста.(15 мин.)

7.  Работа с текстом. Осмысление лингвистических средств создания    образности художественного текста.(17 мин.)

8.     Закрепление.(5 мин.)

9.     Рефлексия.(2 мин.)

10.  Домашнее задание.(2 мин.)

11.  Итог урока.(2 мин.)

Ход урока:

1.  Организационный момент.

Приветствие студентов, проверка посещаемости, проверка готовности урока, сообщение темы и цели урока, раздача раздаточного материала, учебников.

2.  Вступительное слово преподавателя.

     Русский язык является одним из самых развитых языков мира. Давным-давно привыкнув к книге, мы принимаем ее как нечто, без чего теперь и немыслим наш быт. Но ведь книга является одним из самых удивительных открытий, сделанных когда-либо человеком.

    Литература немыслима вне языка. Говорить о писателе, о его произведениях и не сказать, как он владел словом, как использовал возможности языка, - все равно, что оценить, скажем, певца только по репертуару.

   Литература – искусство изображения словом. Гоголь, говоря о Пушкине как о национальном русском поэте, особо подчеркнул, что "Пушкин более и далее всех раздвинул границы русскому языку и показал всё его пространство".

   Крупнейшие наши писатели из всех заслуг Пушкина перед Россией, перед русским народом выделяли преобразование русского литературного языка. И.С. Тургенев говорил, что Пушкин "наш поэтический, наш литературный язык... Русское творчество и русская восприимчивость стройно слились в этом великолепном языке...".

   Связь языка с национальным характером, с национальным самосознанием и его Выражением в литературе была очевидной истиной для всех русских писателей. И.А. Гончаров писал, что "...связывает нас со своею нацией, больше всего, язык".

   В творчестве Пушкина русский язык воплотился столь полно и совершенно, что само представление о русском языке стало неотделимым от представления о языке произведений великого писателя. А.Н. Толстой сказал: "Русский язык - это прежде всего Пушкин".

   Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Воздействие на читателя со стороны автора художественного произведения связано с образностью и эмоциональной насыщенностью.

   В языке художественной литературы используются слова различных стилей: диалектизмы, неологизмы, архаизмы, историзмы, профессионализмы, книжные, разговорные слова, эпитеты, метафоры, сравнения, аллегория, гиперболы и литоты, ирония, перифразы и т.д.

   Язык художественной литературы представляет собой одну из разновидностей литературного языка и может выходить за пределы норм литературного языка.

   Художественная литература влияет на развитие русского литературного языка. Крылатые выражения писателей употребляются в языке, обогащая русскую речь: слона-то я не приметил(И.Крылов), счастливые часов не наблюдают(А.Грибоедов), не по чину берешь(Н.Гоголь), его пример другим наука(А.Пушкин), как бы чего не вышло (А.Чехов).

   Пословицы, поговорки, меткие крылатые выражения делают нашу речь выразительной, эмоциональной.

   Мы, читатели, обогащаем свою речь, учимся мыслить, строить высказывания. Анализируя художественные тексты, мы осваиваем нормы и правила русского языка, изучаем типы речи, стилистические особенности текстов.

  Сегодня на уроке мы и рассмотрим значимость слова в художественной литературе.

3.  Изучение нового материала.

      Слово, по определению М. Горького, является ««первоэлементом» литературы, а сам язык  - материалом словесного искусства. Известный лингвист А.П. Журавлев писал о том, что художественная литература — высшая форма организации языка, когда все важно: и глубина значения слова, и ритм, и полная смысла музыка звуков.
    Слова как элементы художественной, поэтической  речи имеют не только смысловую (семантическую), но и эстетическую информацию; они не только сообщают  что-то разуму, но и воздействуют на чувства своей неповторимостью, образностью, звуковой организацией, необычным словообразованием, особым порядком слов в предложении, многоплановостью значений слов, ритмом. Художественный текст насыщен словами и прямого значения, и образно-переносного.
    Словесный образ (отдельное слово, абзац, строфа, часть литературного произведения) показывает, как писатель видит и художественно изображает мир. Писатель владеет умением, соблюдая языковые нормы, выбирать из возможных вариантов наиболее удачные для создания словесного образа. Яркими примерами речевого мастерства служат художественные произведения выдающихся русских писателей. Гоголь так писал о стихотворениях Пушкина: «Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт». В языке художественного произведения точное слово  — это не только слово, точно обозначающее предмет, явление, действие, признак, но и слово, точно выбранное для выражения художественного замысла автора:
- Мне русская речь — как музыка: в ней слово звучит, поет, в ней дышит душою русскою создатель ее — народ. И я в эту речь ныряю, Как в речку, И там, со дна, сокровища добываю, В которых поет весна.
(Я. Браун.)
    Гибкость и выразительность русской фонетической системы восхищает многих. Один из самых сильных приемов — звукопись. Она достигается подбором слов близкого звучания, виртуозным сочетанием звуков, повторением одного и того же звука или сочетания звуков, употреблением слов, которые своим звучанием напоминают звуковые впечатления от изображаемого явления. Повторение сходных согласных называется аллитерацией, а повтор гласных — ассонансом. Ученый-методист С. И. Львова в книге «Уроки словесности» рассказывает: «Так, звонкий дрожащий упругий звук [р] связывается в нашем сознании со значением активного шума, грома, грохота, раската, торжественного звона: По небу голубому проехал грохот грома. (С. Маршак.)
Настойчивое повторение звука [у] может усилить настроение легкой грусти, нежности: Люблю березу русскую, то светлую, то грустную. (А. Прокофьев.)
      Огромное количество морфем в русском языке является признаком его богатства и источником особой выразительности. В. Г. Белинский писал: «Русский язык необыкновенно богат для выражений явлений природы... какое богатство... для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды: плавать, плыть, доплывать, доплыть, приплывать, приплыть, отплывать, отплыть, заплывать, заплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, расплавиться, расплыться, наплаваться, заплаваться. Это все один глагол для выражения двадцати оттенков одного и того же действия!» Белинский обратил внимание на выразительность многоприставочных глаголов.
      В русских народных песнях, сказках часто используются уменьшительно-ласкательные суффиксы: дубравушка, путь-дороженька, бережки, хозяюшка, буйная головушка, красное солнышко, платочек шелковенький. Часто писатели и поэты обыгрывают внутреннюю форму слова (значение морфем): Я всю зиму провел в здешнем краю. Я говорю, что я остепенился, потому что зарылся в степь.                                                                                               (П.Вяземский)
     Лексика русского языка удивительно многообразна. Она включает синонимы, антонимы, омонимы, слова в переносном значении. Эти языковые средства — фундамент построения различных поэтических тропов, фигур речи.
      В произведениях русской литературы можно найти прилагательные-эпитеты, которые характеризуют предмет, подчеркивают его качества, свойства, создают определенный образ: ветер — буйный, бродячий, резвый (у Баратынского), быстротечный, летучий, пустынный (у Пушкина), вздыхающий (у Бальмонта), желтый, синь-студеный (у Есенина), сладкий, драгоценнейший (у Васильева).
      Много примеров метафоры, тропа, где слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту: сонное озеро города (у Блока), зерна глаз, костер рябины красной (у Есенина), море неба (у Хлебникова), морской воды тяжелый изумруд (у Мандельштама), ручей улыбки (у Светлова).
   Часто в произведениях фольклора, художественной литературы встречаются олицетворения,  когда неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить и чувствовать): Улыбнулись сонные березки... (С. Есенин.) О чем ты воешь, ветер ночной... (Ф. Тютчев.)
     Синонимы — основа такой стилистической фигуры речи, как градация — расположение слов по степени усиления или ослабления их смыслового или эмоционального значения: Через двести — триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной. (А. Чехов.)
     Антитеза — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий: Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем. (М. Лермонтов.)
Омонимы, устаревшие слова, диалектизмы, профессионализмы, фразеологические сочетания также обладают удивительными художественными возможностями.
Русский язык богат синтаксическими образными средствами. Интонация придает синтаксическим конструкциям естественность, эмоциональность звучания.
    Веками отшлифована в языке инверсия: Унылая пора! Очей очарованье! (А. Пушкин) Она придает стихотворению больше экспрессии, эмоциональности, меняет его интонацию.
    Риторический вопрос, риторическое (поэтическое) обращение создают особую эмоциональность, разговорный колорит: Знакомые тучи! Как вы живете? (М. Светлов)
     Чтобы лучше понять художественную речь, ее своеобразие, нужно хорошо знать законы функционирования русского языка. Художественное воспроизведение действительности, изображаемой в литературном произведении, предполагает наличие у читателя способности понимать значения слов, наличие специальных знаний из различных областей науки, истории и культуры народа и, конечно, знаний лингвистической теории.
     В широком филологическом понимании текст — это произведение словесности.
     В узком понимании текст — это выраженное в устной или письменной форме сочетание предложений, отделенных друг от друга конечными знаками (точкой, вопросительным или восклицательным знаком) и связанных по смыслу (темой и главной мыслью) и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте — порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. Повторяющаяся часть называется «данное» (то, что известно, дано говорящему), от нее отталкивается говорящий, строя новое предложение, развивающее тему высказывания. Часть предложения, которая содержит новую информацию и на которую падает логическое ударение, получила название «новое» (Н). Текст имеет начало и конец, т. е. это относительно законченное высказывание. В тексте предложения располагаются в определенном порядке.
    Структура текста связана темой и идеей, сюжетом и композицией. Содержание текста раскрывается только через его словесную форму.
   Тема — это то, что описывается в тексте, о чем идет повествование, развертывается рассуждение, ведется диалог. Заголовок может называть тему. Названия художественных произведений могут быть прямо связаны с темой, могут представлять собой метафорический образ, подводящий к теме («Герой нашего времени», «Мертвые души»). Тема может быть узкая и широкая («Осень» — широкая тема, «Осенний день» — узкая тема).
   
Идея — основная, главная мысль, замысел произведения, то, что говорится о предмете речи.
   Сюжет — в художественном тексте — последовательность и связь описания событий.
 
Композиция — строение, соотношение и взаимное расположение частей художественного произведения.
   
А как связываются между собой предложения в тексте? Существуют два способа связи предложений в тексте, два способа развертывания текста — последовательный и параллельный.
   В распоряжении человека, писателя есть целый набор языковых вариантов, каждый из которых предназначен для употребления в определенной сфере жизни. Варианты литературного языка, которые обусловлены различными сферами общения, называются функциональными стилями речи.
Выделяют три основных функционально-смысловых типа текста: повествование, описание, рассуждение.

4.  Работа с фрагментами текста. Текст отпечатан и разрезан по абзацам.

Задание:  Соберите части текста в такой последовательности, чтобы у вас получился текст.

1. Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, не отдыхая, над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.

2. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.

3. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошел вниз. Все ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его все дальше и дальше белелись в месячном свете.

4. Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.

5. Перед зарей легкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звезды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тайными, всколыхавшимися волнами.

(Л.Толстой)

5.  Работа над  воссозданием текста

1.  Каковы особенности композиции?

(Прямая экспозиция – 1-й абзац, завязка – 2-й абзац, 1-е и 2-е предложения 3-го абзаца, развитие действия – 2–4-й абзацы, кульминация – «Стадо лебедей чуть виднелось... и закрыл глаза», развязка – 5-й абзац «Лебедь вздохнул...».)

2.  Как меняется эмоциональная окраска текста?

3.  Как осуществляется связь частей текста?

 ( а) Лексическая тавтология: лебедь – лебеди – 10 раз, летели – летел – 9 раз. Это позволяет создать зрительный образ летящей стаи лебедей, ощущение длительности полета;

  б) лексические повторы: ближе и ближе, дальше и дальше, выше и выше.)

4.  В чем особенность синтаксиса?

    ( Синтаксический параллелизм, прямой порядок слов. Таким образом, создаются определенная направленность и целостность изображаемого.)

5.   Каким частям речи принадлежит особая роль?

(Глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развертыванию действия.)

6.   Какой вид связи на уровне абзаца и между абзацами? (Цепной.)

7.    Можно ли говорить о том, что перед нами повествование в его чистом виде?

(Нет. В тексте присутствуют элементы описания. Описание моря – синеющая вода, море всколыхнулось и покачало его, тайные всколыхавшиеся волны. Описание неба – полный месяц, светлое небо, краснела заря, и месяц и звезды стали бледнее.)

6. Анализ художественного текста («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, монолог Раскольникова, ч.1, гл.4).
                                                   
План работы 

1.   Словарно-орфографическая работа. Найти в толковом словаре и выписать в тетрадь определения следующих слов: экспрессия, динамика, градация, эмоциональность.

2.   Найти в тексте повторы, фразы-вопросы, фразы-восклицания, уточнения в форме вводных слов и предложений, междометия, частицы и т.д.
3.  Письменное оформить  выводов с употреблением новых слов. (экспрессия, динамика, градация, эмоциональность)

7.  Работа с текстом. Осмысление лингвистических средств создания
образности художественного текста.

План работы

1.  Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски осени. Только ли имена прилагательные вам придётся выписать? Объясните почему.

2. Назовите слова, которые помогают описать пейзаж. В прямом или переносном значении они употреблены?
3.  Какие слова точно и образно передают состояние природы и настроение героини? Определите, какие из этих слов употреблены в переносном значении?
4.  Попробуйте в тексте найти примеры художественных тропов (эпитеты,
метафоры, олицетворения, сравнения). Какие из этих тропов построены
на употреблении слова в переносном значении?
5.  Какие синонимы к слову «эмоции» вы можете подобрать? Объясните, почему именно это слово употреблено в тексте.
6.   Найдите в тексте слова, с помощью которых автор передает чувства героини. Выпишите эти слова. Какие из них являются устаревшими?  
Почему они употреблены в тексте?

7. Найдите в тексте слова, которые придают ему торжественное, высокое
звучание? Выпишите эти слова. Какие из них являются устаревшими?

Укажите синонимы к этим словам, которые употребляются в обыденной
речи.
8.   Употребляются ли антонимы в тексте и почему?
9.   Выпишите из текста все глаголы и определите их время. Объясните, почему  повествование сначала идёт в прошедшем времени, а затем появляются глаголы настоящего времени.
10.  Докажите, что употребление настоящего времени в значении прошедшего придаёт описанию большую яркость, живость, красочность, так как события, о которых повествуется, словно приближаются к читателю и он как бы становится их участником.
11.   Объясните, почему в тексте так много прилагательных и причастий.
Выпишите их с зависимыми словами. Определите, какие слова в этих

словосочетаниях  употреблены в переносном значении. Какой вид

художественных тропов при этом создаётся?

Об осени, о любви, о радости жизни.

Подруга спросила меня, какая в Голландии осень. Я даже растерялась немного и бросила все, и начала писать об осени. А пока писала, забыла, что именное ей адресую письмо, и получилось что-то об осени, о любви, о жизни.

Эссе ни о чем.

  

       Осень - мое любимое время года. Люди говорят, что осень - это меланхолия и чуть ли не депрессия. А мне все видится совсем не так.

       Если разделить все времена года и "назначить" их, то у меня получилось бы следующее: зима - для работы, карьеры; весна - для любви; лето - для семьи; а осень - осень для тебя самого, для души и душевного комфорта.

       Нет для меня ничего более прекрасного, чем буйство осенних красок. А желтый цвет один из моих любимых. Ну а те редкостные сочетания желтого с зеленым, красным, бурым и далее, какие встречаются осенью, разве можно ими не восхищаться?!

      Многие люди "просыпаются" с наступлением весны, а я - с наступлением осени, меня безудержно тянет на природу, погулять, побродить, прошуршать листьями под ногами...

     Осень у нас начинается с сильных туманов по утрам. Еще все зеленое, еще тепло, но туманы появляются по утрам, такие "молочные", такие густые. Иногда, по настроению, я езжу на работу на велосипеде, благо недалеко. Велосипедная дорога идет вдоль полей, у нас тут везде поля! Городочек, другой, а между ними - поля и лесочки... Когда сильный туман, то видно только головы пасущихся животных, только верхнюю часть травы. Представьте себе раннее утро и силуэты лошадей в густом, густом тумане, утонувшие деревья и тишину, и запахи... Так и хочется проехать нужный поворот и "велосипедить" куда глаза глядят... Взять бы с собой корзиночку с завтраком вместо офисного laptop, сначала долго ехать, чтобы увидеть, как солнце "выпивает" туман, весь, до последней капельки, а потом остановиться на какой-нибудь скамеечке, под огромным разросшимся дубом, налить себе кофе, откусить мягкую булочку, закрыть глаза и все это почувствовать: тишину утра, согревающее тепло солнечных лучей, вкус кофе и булочки, запахи... упасть на траву и счастливо засмеяться...

  Потом появляются цвета: деревья все вокруг разных пород и цвета изменяются по-разному: некоторые еще зеленые, другие желтеют, краснеют, а многие сочетают все оттенки в одном листочке. Я люблю гулять в такие ранние осенние солнечные дни. Мне всегда неизменно становится так хорошо: я сощуриваю ресницы и позволяю "солнечным зайчикам" танцевать, пока не становится слишком ярко; потом смотрю далеко и высоко вверх, а небо такое голубое, с мелкими осколками облаков, как разбитое зеркальце, повсюду... Я кружусь, пока не закружится голова и хорошо, если любимый идет со мной рядом и можно "почти упасть" и в его сильные руки. Они подхватят, обнимут, окружат меня теплом. А губы начнут целовать... А если глаза мои все еще закрыты, поцелуи кажутся незнакомыми, а оттого еще более пьянящими и не знаешь уже, кто тебя целует: любимый или солнышко?

       Ну а потом начинается вихрь страстей: все больше красного и желтого, все меньше зеленого. Все приходит в движение, все куда-то летит, с катастрофической скоростью. Все, как в моей жизни: фейерверк событий, встреч и дел. Я живу в каком-то бешеном ритме, надо повсюду успеть, все сделать, сегодня, сейчас, сию минуту. Я не могу ждать, мне нужно немедленно!

     А так хочется продлить именно этот день, именно этот момент, разве будет другой, более прекрасный?! И чувство движения сливается с чувством радости, усиливается и переходит в такую симфонию эмоций! Если бы я умела сочинять музыку, это была бы моя первая тема: уносящая сила осени и любви! Если бы я умела рисовать, как бы я "бросила" на чистый холст весь букет осенних красок!

      А потом начинается листопад. За одну ночь маленькая центральная площадь нашего городка покрывается опавшей листвой: огромными желтыми кленовыми листьями. На яркой зеленой траве.

    Я борюсь с желанием наступить и пойти по этой красоте и страхом нарушить гармонию. Я наступаю осторожно, иду медленно. Опавшие листья еще свежие, яркие, желтые. Если бы я могла собрать их в охапку, унести домой и навсегда сохранить эту чарующую красоту! Чтобы просыпаясь утром или засыпая вечером, можно было еще раз посмотреть. Но даже, если я соберу несколько листьев и поставлю дома в вазу, они погибнут, повянут. А здесь, на траве, лежат - такие прекрасные, как будто еще раз цветут. Да, чтобы цвести, нужно быть свободным.

                    А потом приходят холодные ночи, опавших листьев становится много. Их долго не убирают, не жгут. Они лежат и проживают еще одну маленькую жизнь, от рождения до смерти. И как я люблю эту увядающую красоту!

     В такие вечера мы много гуляем. Рано темнеет,  и в домах зажигаются уютные лампы. Окна не зашторены (традиционно в Нидерландах, людям нравится показывать, как уютно они живут), люди занимаются своими делами или просто сидят у камина с бокалом вина, отовсюду веет любовью, спокойствием и уверенностью. Мы идем по маленьким улочкам, а за нами поднимается хоровод потревоженных листьев, свежо и мой нос немножко "примерз". Я поглубже кутаюсь в воротник, поближе прижимаюсь к своему спутнику, мы идем и идем, далеко в ночь...

                                                                                               (Кесс Марина)

8.  Закрепление.

1.  Что делает нашу речь образной, эмоциональной?

2.  Чем насыщен язык художественной литературы?

3.  Для чего в художественных произведениях используется большое количество троп?

9. Рефлексия.

В конце урока происходит обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Студенты  высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • Сегодня я узнал… 
  • Было интересно… 
  • Было трудно… 
  • Я выполнял задания… 
  • Я понял, что… 
  • Теперь я могу… 
  • Я почувствовал, что… 
  • Я приобрел… 
  • Я научился… 
  • У меня получилось … 
  • Я смог… 
  • Я  попробую… 
  • Меня удивило… 
  • Урок дал мне для жизни… 
  • Мне захотелось…

10.  Домашнее задание.

[5]  упр.505,  [6]  120 – 128, опорный конспект.

11.  Итог урока.

Преподаватель подводит итог урока, оценивает работу студентов на уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"

Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...