Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Рябова  Ирина  Ивановна

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных прилагательных".  (Опыт  исследовательской  работы  на  уроках  русского  языка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon russkiy_yaz_v_7_kl._n_i_nn_v_prichastiyakh.zip21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Даниловская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

урока русского языка в 7 классе

«Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Н в отглагольных прилагательных»

Автор – составитель:

Рябова И.И.,

учитель русского языка и литературы,

1 квалификационная категория

2012г

Открытый  урок  русского  языка  в  7  классе

Тема:  Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах            страдательных  причастий  прошедшего  времени  и отглагольных  прилагательных.

Цель:  

научить  детей  отличать  страдательные  причастия  прошедшего  времени  и  отглагольные  прилагательные;

формировать  навыки  написания  Н  и  НН  в  страдательных  причастиях  прошедшего  времени  и  прилагательных,  образованных  от  глаголов;

воспитывать  в  детях  взаимопомощь  и  взаимовыручку.

Задачи:

  1. Закрепить  знание  признаков   прилагательного  и  причастия.
  2. Продолжить  формирование  навыка  отличать  причастия  от  прилагательных, образованных  от  глаголов.
  3. Обобщить  полученные  знания  о  причастии.
  4. Использовать  полученные  знания    при  написании  Н  и  НН  в  причастиях  и    отглагольных  прилагательных.
  5. Создать  условия   для  активизации  ассоциативного  и  творческого  мышления.
  6. Способствовать  созданию  психологически  комфортного  климата  для  работы  на  уроке.
  7. Воспитывать  в  детях   чувство  прекрасного.

/Запись на  доске    

Цель  урока:  научиться  отличать  причастия  от  

                       прилагательных,  образованных  от  глаголов;      

                       определить  условия   выбора  Н  или  НН;

                       формировать  навык  написания Н  и  НН./

                       

Оборудование:  теннисный  мяч,  таблицы,  тесты,  картина,  музыка.

  1. Организация  начала  урока.

-Здравствуйте,  дети!  

Садитесь  удобно,  но  правильно.  Чувствуйте  себя  комфортно.  Все,  что  необходимо,  я буду  объяснять  вам в  ходе  урока,  буду  направлять  вас  в  нужное  русло.  Но  прежде,  чем  приступить  к  изучению  новой  темы,  мне  необходимо  выяснить,  что  вы  успели  узнать  о  причастии.  / Работа  по  принципу  «каша  из  топора»/

  1. Повторение,  систематизация  и  обобщение  изученного  материала.

Показываю  теннисный  мячик.

-Когда  вы  встречались  с  этим  предметом  именно  на  уроке  русского  языка? / на  первом  уроке изучения   причастия/

-Я  думаю,  он  поможет  вам  достать  из  глубин   вашей  памяти  всё  самое  необходимое  для  урока.

-Назовите  признаки  мяча  по  форме:  круглый;

                                                 величине:  маленький;

                                                 назначению:  теннисный.

-От слов какой  части  речи образованы  эти  признаки? /от  сущ./

-Какие признаки  предмета называют  эти  слова:  постоянные  или  непостоянные?  /постоянные- этот  признак  можно  заменить  синонимом  или  близким  по  значению  выражением/

-Какая  это  часть  речи? /прилагательное /

-Произведем  с  мячиком  некоторые  действия.

-Какие  признаки  приобретает  мяч? Какой  он? /летящий

                                                                                 падающий  

                                                                             упавший/

-От  каких  слов  образованы  эти  признаки? /от  глаголов/

 -Чем  эти  признаки  отличаются  от  предыдущих? /они  стали  непостоянными,  т.к.  могут проявляться во  времени,  можем  заменить  схемой  «который  +  глагол»/

-Какая  это  часть  речи? /причастие/

-У  какой  из  этих  частей  речи  могут  быть  пояснительные,  т.е. зависимые  слова? / у  причастия/

-Дайте  определение  причастия. / Причастие -  это  самостоятельная  часть  речи,  которая  обозначает  проявляющийся  во  времени  признак  предмета  по  действию  и  отвечает  на  вопросы….)

Составление  таблицы  «Основные  сведения  о  причастии».

-А  сейчас  нам  необходимо  собрать  из  нескольких  параграфов  учебника    нужную  для  составления таблицы  ИНФОРМАЦИЮ

-Кто  это  действие  совершает? /сам  предмет  или  кто-то,  но  над  ним/

-Назовите  эти  причастия. /действительные – признак  возник  в  результате  действия  самого  предмета;  страдательные – признак  возник  под  действием  другого  предмета/

-В  каком  времени  могут  проявляться  эти  признаки? /Н   и  П время/

-Назовите  отличительные  черты  всех  этих  причастий. /суффиксы/

-Какое  условие  определяет  выбор  гласных  в  суффиксах? /спр.и  н.ф./

-Обратите  внимание,  что  перед  нами ИНФОРМАЦИЯ  из  нескольких  параграфов  учебника.

  1. Этап  подготовки  учащихся  к  активному  и  сознательному  усвоению  нового  материала.

-Теперь  вся  необходимая  информация у  нас  как  на  ладони,  и  мы  смело  можем  переходить  к  изучению  новой  темы  урока.

-Прочитайте  еще  раз  внимательно  тему  урока,  т.к.  формулировка  большая  и,  на  первый  взгляд,  трудная.

-Соотнесите нужную  нам часть  таблицы /СППВ/  с  темой  урока  и  скажите  у  какой  ч.р.  мы  уже  можем  определить  условия  выбора  Н  или  НН  в  суффиксе? /у  СППВ – НН/

-Но!..Помните,  что  бывают  и  «НО»,  так  что  будьте  внимательны  в  течение  урока.

-А над  чем  нам  еще  надо  поработать?  С  чем  мы  должны  разобраться? / с отглагольными  прилагательными,/

-Как  вы  думаете,  чему  надо  научиться  в  первую   очередь? / см. запись  на  доске:  научиться  отличать  причастия  и  отглагольные  прилагательные/

-Лучше  все  познается  в  сравнении,  поэтому  проведем  небольшую  исследовательскую  работу  и  сравним  примеры,  которые  я  подобрала  вам  для  того,  чтобы  достичь  поставленных  целей.

  1. Этап  усвоения  новых  знаний  путем  включения  учащихся  в  исследовательскую деятельность.

(с  элементами  закрепления  нового  материала)

1этап.  Наши  действия:

-Докажем  себе  ещё  раз,  что - это  действительно  причастие,  а  это-  прилагательное;

 заменяем:  прич.- «который+гл.»;

                    прил.-синоним  или  близкое  по  знач. выраж.

-Определяем  вид глагола,  от  которого  образованы  слова (сов./несов.).

-Выполняем  работу  по  образцу.

-Ищем  отличия  у  данных  причастий  и  отглагольных  прилагательных. (Ассоциация  с заданиями  в  детских  журналах  «Найди…отличий»)

/Есть  З.СЛ. или  

  нет   З.СЛ. или

у  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ  признак  стал   ПОСТОЯННЫМ!/

-СКОЛЬКО  Н  в  причастиях  и  в  прилагательных???

-Не  забывайте  ВЫДЕЛЯТЬ  ОРФОГРАММУ!

(! после  обратить  внимание  на  слово  РАНЕНЫЙ-оно  не  соответствует  заголовку  колонки,  т.е.  является  искл.)

 

   2этап.  Наши  действия:

-Прочитайте  данные  примеры,  обратите  внимание  на  правильное  ударение.

(Попутно  задаются  вопросы:

-Почему это  прич.,  а  это  прил.?

-Какое  условие  указывает  на  то,  что  это  прич.  или  прил.?)

-Теперь  сами  образуйте  от  данных  глаголов  причастия  и  прилагательные,  используя  те  отличия,  которые  вы  нашли  на  1 этапе  работы.

-СКОЛЬКО  Н  в  причастиях  и  в  прилагательных???

-Не  забывайте  ВЫДЕЛЯТЬ  ОРФОГРАММУ!

3 этап. Наши  действия:

-Слов  остается  меньше,  но  мы  так  же  должны  взять  из  них  необходимую  нам  информацию.  Даже  2  слова:  мариновать  и  маринованные  +  графическое  обозначение  орфограммы  многое  нам  дадут.  Только  будьте  внимательны.

-Образуйте  от  данных  глаголов  по  образцу  словосочетания.

-Обратите  внимание  на  то,  что  выделено  графически.  /НН/

-Докажите,  что  вы  образовали  именно  прилагательное.

/Признак  постоянный,  нет  з.сл.,  нет приставки/.

-А  СКОЛЬКО  Н?  /НН/

-Какое  условие,  как  вы  заметили,  на  это  влияет?

(  ова/ева)

-Сделайте  пометку  простым   карандашом  в  графе  «Причастие» -Д/з.  Заполните  эту  графу  дома.

-Пришло  время    систематизировать  полученные  знания  и  обобщить  их  в  схеме.   В  неё  мы  возьмем  только  ту  информацию,  которая  поможет  определить   условия  выбора  Н  или  НН.

-Какие  условия  указывают  на  написание  Н?

-  //-                                                               НН?

-Мы  определили  условия  выбора  Н  и  НН,  а  как  вы  думаете,  научились  ли  мы  отличать  причастия  и  отглагольные  прилагательные?

-Какое  отличие  самое  главное  из  всех  указанных?  Затрудняетесь?

-А  у  меня  еще  материал  для  наблюдения  есть!!!

(Переверните  лист)

-Неужели  вся  проделанная  нами  работа  напрасна?

-Так  какое  условие  является  основным  для  того,  чтобы  мы  могли  отличать  причастие  и  отглагольное  прилагательное??? /Только  признак:  постоянный  или  непостоянный!/

V.  Подведение  итогов  работы.

  1. этап. Определить,  чем  отличаются  данные  примеры.

Примечание:  причастия  могут  переходить  в  прилагательные,  теряя  прямое  значение.  В  этом  случае  мы  не  можем  их  заменить  схемой  «который + глагол»,  слово  приобретает  значение  постоянного  признака  качества.

-Обратимся  к  учебнику. Написание  каких  слов  необходимо  запомнить? /кованый,  жеваный – работа  с  орфографическим  словарем/.

-Какое  условие  является  основным  для  того,  чтобы  мы  могли  отличать  причастие  и  отглагольное  прилагательное???  /Только  признак:  постоянный  или  непостоянный/

-Это  необходимо  для  изучения  следующей  темы.

-Достигли  ли  мы  поставленных  целей  покажет  ТЕСТ.

VI. Комментирование  домашнего  задания.

Список литературы

1. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.

3. Влодавская Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку.- М.: Экзамен, 2004

4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации.- М.: Просвещение, 1987

Ресурсы ИНТЕРНЕТ

5. festival.1september.ru

6. planeta.tspu.rufiles/file/1338307313.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на уроках русского языка 5 класс.

Одной из форм реализации 30% инвариантной части учебного плана в соответствии с ФГОС является исследовательская лаборатория.Учебно – исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связа...

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

Методическая разработка по иностранному языку (2 класс) на тему: Игры на уроках немецкого языка в начальной школе

Методическая разработка по иностранному языку (2 класс) на тему: Игры на уроках немецкого языка в начальной школе...

Методическая разработка «Дидактические игры и упражнения используемые в словарной работе на уроках русского языка».

Методическая разработка  «Дидактические игры и упражнения используемые в словарной работе на уроках русского языка»....

Методический семинар "Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций"

В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Одна из задач школы сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способн...