Исследовательская работа на уроках русского языка 5 класс.
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Турчанова Светлана Николаевна

 

Одной из форм реализации 30% инвариантной части учебного плана в соответствии с ФГОС является исследовательская лаборатория.

Учебно – исследовательская деятельность деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Привожу примеры исследовательских лабораторий, проведенных мною в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon дидактический материал31 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность на уроках русского языка в 5 классе.

Одной из форм реализации 30% инвариантной части учебного плана в соответствии с ФГОС является исследовательская лаборатория.

Учебно – исследовательская деятельность   деятельность учащихся, связанная с решением  учащимися  творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным  решением и предполагающая наличие  основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной  проблематике, подбор методик исследования и практическое  овладение ими, сбор  собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Привожу примеры исследовательских лабораторий, проведенных мною в 5 классе.

Исследовательская лаборатория «Отличие предлога от приставки»

Актуализация изученного

Лесная школа (найди ошибки) - самостоятельно

Карточка 1. Заяц.

По шел кузнечик вгости кбабочке. Они с ели конфеты, с пели песни и рас прощались.

Карточка 2. Ёжик.

Внебе летит самолет. Он про летает надлесом. Самолет про дырявил внебе облака.

Карточка 3. Белка.

Про шёл дождь. Вчашечках цветов с пряталась дождинка. Она блестит насолнце, как слеза.

Постановка проблемы: почему лесные ученики ошиблись? Они не знают, как пишется предлог со словами. А ещё? Путают предлог и приставку.

 Цель: помочь зверятам отличать приставки от предлогов и выяснить, как предлог пишется со словами.

 Проанализируйте работы зверей и скажите, какие варианты написания предлога со словами вы видите. - в группе. Гипотеза 1: - слитно, гипотеза 2 — раздельно.

Можете ещё предположить версию? Гипотеза 3 — через дефис.

Составление плана действия (маршрут) — самостоятельно, обсуждение в группах:  1группа-1 гипотеза и т.д.

Найти правило (учебник), составить алгоритм, объяснить ошибки зверей, используя алгоритм — задачи.

Содержание: алгоритм

1 шаг — поставь слово с предлогом или приставкой в И.п.

2 шаг — посмотри, если часть конструкции исчезла — предлог, пиши раздельно

                                  если не исчезла — приставка, пиши слитно.

Сформулируйте вывод: гипотеза подтвердилась, не подтвердилась.

 Исследовательская лаборатория «-Тся, -ться»

Актуализация изученного

Орфографическая диктовка.

Он трудится, легко расстаться, поезд мчится, надо умыться, пойти учиться, дым струится.

Проверка по эталону, в парах.

Написания глаголов в ваших тетрадях расходятся. Почему? Проблема: не знаем написания.

Цель: узнать, как пишутся глаголы на тся.

Проанализируйте в группах ваши диктанты, какие варианты написания глаголов встретились у вас? Гипотеза1 — тся, гипотеза 2 — ться, гипотеза 3 — ться.

Составление плана действия (маршрут) — самостоятельно, обсуждение в группах: 1 группа — 1 гипотеза и т . д.

Найти правило (учебник), составить алгоритм, объяснить ошибки, используя алгоритм — задачи.

Содержание: алгоритм

1 шаг — задай к глаголу вопрос

2 шаг — посмотри, есть ли в вопросе ь? (что делать? Что сделать?)

                        есть                       нет

                      -ться                      тся

на конце глаголов нет -ца!

Сформулируйте вывод:  1, 2 группы — гипотеза подтвердилась, тся пишется, если..., 3 группа — гипотеза не подтвердилась.

      Исследовательская лаборатория «Способы выражения грамматической связи в словосочетании»

Актуализация изученного                

На грядке выросла огромная капуста.

Выписать словосочетания, доказать, что это словосочетания.

Выросла на грядке, огромная капуста — измените падеж зависимого слова. Что получится? Что нарушили?

Как выражается грам. связь? Проблема

Цель: узнать способы грам.связи в словосочетании.

Ваши версии, мы изменяли окончание, значит грам. связь выражается с помощью окончания. Это гипотеза.

Составление плана действия (маршрут) — самостоятельно, обсуждение в группах.

Изучить теоретический материал, переложить материал в схему, попробовать определять грам.связь в словосочетаниях

                                       грамматическая связь

с помощью окончания                             с помощью окончания и предлога

Сформулируйте вывод: гипотеза подтвердилась, но у нас она не полная, надо добавить: ческая связь с помощью окончания  окончания и предлога

 Исследовательская лаборатория «Изменение звуков в потоке речи»

Актуализация изученного

Произнесите предложение: Ворона села на ветку, снег посыпался вниз дождем.

Совпадает написание букв со звуками? Найти в словах из предложения. Почему? Этот процесс происходит сам по себе или есть какие-то языковые законы? Так как ученики этого не знают, то это проблема.

Цель: выяснить, почему произношение и написание может не совпадать. Проследите как произносится о в разных словах. Ваша версия? Под ударением четко произносится, не под ударениема. Как произносится г в слове снег? Ваша версия? Не перед гласным. Это гипотеза.

Составление плана действия (маршрут) — самостоятельно, обсуждение в группах.

Изучить теоретический материал, переложить материал в схему, объяснить это языковое явление, используя схему.

                                                             Гласные

под ударением -сильная позиция                       без ударения - слабая  

                                                         Согласные

перед гласной-сильная позиция                         не перед гласной - слабая

Сформулируйте вывод: наша гипотеза подтвердилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

Роль и место исследовательской работы на уроках русского языка

В статье говорится о роли и месте исследования на уроках русского языка....

Исследовательская работа на уроках русского языка.

Метазнания. Метаумения. Метадеятельность. Метапредметный подход. Клычевые компетенции. Метапредметные и исследовательские компетенции. Исследование как ведущее начало преподавания.Сферы реализации исс...

«Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы»

Выступление  на МО по теме самообразования...

Организация научно-исследовательской работы на уроках русского языка

Организация научно-исследовательской работы на уроках русского языка   ...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...