Организация научно-исследовательской работы на уроках русского языка
учебно-методический материал по теме

Зузик Елена Ивановна

Организация научно-исследовательской работы на уроках русского языка  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isledovatelskaya_rabota.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Организация научно-исследовательской работы на уроках русского языка  

Идея исследования как метода познания мира и метода обучения принадлежит древности. Самое раннее и классическое выражение этой идеи находим у древнегреческого философа Сократа (469-399 п. до н. э.). Знаменитое сократовское "Исследуем!", сохраненное преданием, определяло подход философа к изучению действительности, характер его учения и весь его жизненный стиль. Сократовский (или сократический) метод представляет собою беседу-исследование: с помощью остроумных вопросов, задаваемых одним собеседником другому, обнаруживаются противоречия в общепринятом понимании тех или иных явлений окружающего мира, выявляется несоответствие между привычными суждениями и теми представлениями, которые создает пристальный анализ; осознание этих противоречий будит мысль, возникают новые вопросы, которые шаг за шагом ведут к истине.

В диалогах Сократа с его современниками исследованию подвергались в основном нравственные категории: благо и зло, добродетель и порок, свобода и ответственность, право и долг.

В современной понятии учебное исследование есть всегда исследование уже познанного: "Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников ... Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения"

Ни в коем случае нельзя преувеличивать исследовательские возможности школьников. Но и оставлять их только в указанных рамках - значит сводить учебное исследование к тренировке и утрачивать определенность такого метода.

Любой школьный предмет состоит из проблем, уже решенных обществом и наукой, рассказывает о путях решения, уже изведанных. Поэтому можно назвать любой учебный метод - исследовательским.

По моему мнению, учебное исследование вносит в процесс преподавания русского языка следующее: помощь в формировании самосознания школьника, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательно-творческой работе на уроке.

Анализ мнений школьников об уроках убеждает, что особенно привлекательно для них все то, что они увидели, услышали, узнали в самостоятельных поисках, в самостоятельных работах - в заранее подготовленных комментариях к тексту, сообщениях, докладах, в беседе, в коллективном размышлении, индивидуальной деятельности и т. д.

 Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения. Готовность и способность учащихся самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности формируется и на уроках русского языка. Ученические исследования рассматриваются как средство активизации процесса обучения: формируются общие умения и навыки учебной работы (познавательные, практические, организационные). Учащиеся учатся наблюдать, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать свою деятельность, формулировать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы в различных видах: рисунок, схема, паспорт, заметка, фоторепортаж, устное сообщение, кластер и т.д. Поэтому в своей работе использую исследовательские методы. На уроках русского языка организовываю такие виды исследований, как  исследование словарного слова, исследование текста, исследование фразеологизма.

Исследование словарного слова проводится по следующему плану:  1.Знакомство со словом в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок, определение слова по его лексическому значению и др.) Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.

2. Этимологическая справка. Содержит информацию о происхождении слова.

3. Толкование лексемы. Иллюстрация. Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравнивают с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля, М.Л.Безруковой, С.Г.Трясогузовой и др.)

4. Подбор однокоренных слов и наблюдение над их единообразным написанием.

5. Наблюдение над функционированием слова в русской речи: Дети знакомятся или находят пословицы и  поговорки, загадки с изучаемым словом.

6. Подбор синонимов, антонимов и фразеологизмов к словарному слову. Работа с этим материалом формирует у учащихся лексикологические представления, делает их речь богаче, ярче и интереснее.

7. Составление словосочетаний, предложений или чтение текста с новым словом. Данная работа позволяет вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи.

8. Краеведение. Анализируется использование слова в истории родного края, в народном хозяйстве, в искусстве.

9. Представление результатов исследования или этап защиты проекта.

Второй вид - это исследование текста. Исследование текста использую при изучении таких разделов русского языка, как «Текст», «Предложение», «Части речи». Для анализа беру художественные тексты, например, отрывок из рассказа М.Пришвина «Старый гриб», стихотворение И.Бунина «Осень», С.Есенина «С добрым утром», отрывок из рассказа К.Паустовского «Подарок». Проводим лингвистический, грамматический, синтаксический анализы, выявляем значение слов и выражений, подбираем синонимы и выясняем их смысловые различия, анализируем изобразительные средства языка, определяем различные формы слова и др. Приоритетным являются активные игровые методы, творческое самовыражение, выбор наиболее точных и эффективных форм работы.  

Я расскажу лишь о некоторых видах организации исследовательской деятельности на уроках русского языка.

1. Учебное исследование как игра.

Игру многое роднит с искусством, особенно словесным: любимые человеческие игры - ролевые, в которых образы создаются с помощью слова.

Для школы важно, что игра - исток художественного мышления и творчества. Это давно замечено писателями. Л. Н. Толстой считал игру в "муравейное братство" и в "зеленую палочку" началом своей духовной жизни, соотносил со всей своей деятельностью. Видимо, это закономерность, которая проявляется повсеместно и во все времена. Считаю, что игра должна занимать большое место и в школьном преподавании. Но это далеко не так. Игра применяется иногда во внеклассной работе (обычно - типа викторины). На уроках же она - редчайшая гостья и встречается, добавим, только у тех учителей, на чьих уроках вообще бывает интересно и весело.

Я не буду утверждать, что причина скуки - именно невнимание к игре: есть и другие причины. Игра способна помочь в преодолении скуки: потянешься к игре, задумаешься над нею - и захочется поискать живые начала во всем преподавании.

Будьте внимательны.

Один школьник написал: Волна - красавuтся. Что с чем он перепугал? Как вы объяснили бы ему его ошибку? Попробуйте сами написать без ошибок под диктовку такие примеры.

У колодца расколоться
Так хотела бы вода,
Чтоб в болотце с позолотцей
Отразились про вода.
Так хотела бы водица
Убегать и расходиться.
(Хлебников).

Очень знать нам хочется,
Звездная Медведица,
Как вам ночью ходится,
Как вам ночью ездится ...
(Маяковский).

Мы вас ждем, товарищ птица!
Отчего вам не летится?
(Маяковский).

Мягкий знак после шипящих.

Попробуйте подобрать рифмы к словам: ключ, дочь, шалаш, багаж, камыш, меч, полночь, мелочь, дрожь.

Мне не удалось подобрать рифмы ко всем словам. А что получилось у вас?

Играем со словосочетаниями.

Вы знаете, что бывают золотое кольцо, золотое сердце, золотые руки, золотые слова. Составьте как можно больше словосочетаний с прилагательными: острый, твердое, легкий, холодное, львиная, круглый, глубокая.

Изучаем "Фонетику" 5 класс

З а д а н и е 1. Запишите одними гласными буквами фамилии известных поэтов и писателей 19 в. Например: еао, еоо, еu, оuu, аяоu.

Легко ли расшифровать эту запись?

А теперь запишем те же фамилии при помощи одних согласных: Нкрсв, Л pмнтв, Гндч, Фнвзн, Мквскй. Теперь запись расшифровывается почти без всякого труда.

- Давайте вспомним, сколько гласных фонем (звуков, различающих слова) в русском языке? Их шесть. Назовите их. А согласных? Более 30 (до 37 по подсчетам ученых - представителей разных научных школ). Ясно видно, что согласных в языке больше. Благодаря такому разнообразию согласных "звуковых красок" наши слова звучат по-разному. Гласные меньше используются для "раскраски". А для чего же? Что нужнее - гласные или согласные?

З а д а н и е 2. Вот какое задание предложил когда-то учащимся проф. А. М. Пешковский в учебной книге "Наш язык":

Трудные слова.

Поспорили однажды Миша и Сережа, кто труднее слова выдумает - хотя бы и без смысла. Вот Миша и говорит: "Ауэ!" А Сережа: "Прк!"

А Миша: "Ауэо!" А Сережа: "Пркх!"

- Ауэоы! - Пркхт!

- Ауэоыу! - Пркхтш!

А труднее они уже не могли придумать.

Вопросы для беседы: чем трудны Мишины слова? Что делается со ртом, когда их произносишь? Открыт он или закрыт? Закрывается ли он сколько-нибудь значительно хоть на одно мгновение?

А чем трудны Сережины слова? Что делается со ртом, когда их произносишь? Раскрывается ли он хоть немного? А что делается со ртом при произнесении обыкновенных слов баба, тетя, Миша?

И т. д.

Что нужнее - гласные или согласные?

Совершенно ясно, что одинаково нужны и гласные и согласные. Деление звуков на два эти разряда свойственно всем языкам мира.

 В духе исследовательского метода мною достаточно часто предлагаются ученикам познавательные и самодостаточные лингвистические задачи, исследовательские и творческие задания, проводятся уроки- исследования. И сейчас мне хочется предложит вашему вниманию примеры таких задач и заданий и побывать в роли ученика- исследователя и , может быть, пережить радость открытия.

 Познавательная задача: пути решения выбираются без помощи или подсказки учителя, происходит «открытие» новых знаний или новый способ добывания этих знаний. Исследовательский способ, воплощённый в познавательных задачах по русскому языку, позволяет привнести в урок самостоятельность, активизировать познавательный процесс.

Например, в 6 классе при изучении темы «Лексика» можно дать задачу такого типа: « Название нос получили мыс и передняя часть судна. Есть носик у чайника. Носок- так мы называем теперь короткий чулок. Но ещё сохранилось выражение- подняться на носки. Когда-то слово «носок» означало передний конец обуви или чулка. Как объяснить эти факты?»

( Во всех  приведённых примерах слово «нос» обозначает переднюю или выступающую часть различных предметов. Подняться на носки- это значит встать на переднюю часть ноги, на пальцы. Нос судна- это передняя часть… Нос человека- выступающая часть…)

 Исследовательские   работы  по теме «Имя числительное»:

  1. «Числительные и фольклор» (данную тему можно разбить на более мелкие темы:

«Числительные в пословицах»,, «Числительные в сказках»,

«Числительные в загадках» и т.д.)

  «Имя числительное во фразеологических оборотах»  исследовательский  проект, подготовленный к  уроку :

«Имя и его отражение в характере и поступках героев романа «Дубровский» .

Темы исследовательских работ:

Русские семейные имена и прозвища: история и современность.

СМС как новый речевой жанр.

Попытка речевого портрета гимназиста.

Компьютерный сленг в языке современного молодого человека.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка

Статья посвящена проблемам организации различных видов самостоятельной работы на урока русского языка в общеобразовательной школе....

статья "Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы"

В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся умения вести диалог, самостоятельности и способности к самоорганизац...

Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

"Организация научно-исследовательской работы на уроках русского языка"

Статья содержит материал о том, как на уроках русского языка и литературы можно оргаризовать научно-исследовательскую работу....

"Организация групповой работы на уроках русского языка при работе детьми с ОВЗ"

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общест...