"Организация групповой работы на уроках русского языка при работе детьми с ОВЗ"
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Поэтому школа – главный этап социализации для детей с ограниченными возможностями. Здесь они получают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                           Терзи К.Н., учитель

                                                                                       

 Организация групповой работы на уроке русского языка

                          при работе с детьми с ОВЗ

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Поэтому школа – главный этап социализации для детей с ограниченными возможностями. Здесь они получают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе

Эффективным методом в обучении детей с ОВЗ является групповой метод, который играет положительную роль не только на первых порах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе.

Групповая и коллективная работа – это процесс взаимного обучения учащихся, совместного поиска путей решения тех или иных задач, поставленных на уроке.

Это может быть: работа в парах; в четверках; работа в подгруппах с детьми со сходными диагнозами, клиникой протекания заболевания и по уровню усвоения программного материала.

Групповые виды работ делают урок более интересным, живым, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.

Цели групповой работы:сформировать:

—логическое и критическое мышление школьников;

—навыки устной речи;

—эмпатию и толерантность;

—уверенность в себе во время публичного выступления;

—способность работать в команде;

Технологический процесс групповой работы( по концепции В.В.Котова):

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению учебного задания.        

4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

  На мой взгляд, правильно организованная групповая работа успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого и постоянной поддержке учителя. Без направляющей деятельности учителя группы не могут эффективно работать. Содержание деятельности

сводится прежде всего к обучению учащихся умению работать самостоятельно, советоваться с одноклассниками, к обучению  умению распределять задания между членами группы, чтобы был учтен темп работы и возможности каждого.

 

  Правила при работе в группах по В.К.Дьяченко:

   -Критикуй идеи, но не человека.

   -Поощряй участие каждого в обсуждении.

   -Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.

   -Стремись понять точку зрения других.

   -Перескажи мысль другого, если она тебе не ясна.

   -Сначала объяви все вопросы, потом их разбирай.

   -Ищи рациональное в высказываниях других.

Распределение ролей внутри группы

- «читающий вслух» задание;

- секретарь - записывает что-то от лица группы;

- докладчик (спикер) – сообщает о решении группы;

Главная задача курса русского языка — открыть школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации.
 Уже при работе парами дети приучаются внимательнее слушать ответ товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовятся к ответу. Кроме того, ученик получает возможность еще раз проверить и закрепить свои знания пока слушает соседа. Такая работа учит ребят и сочувствовать тем, ко с трудом справляется с заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное товарищу.

При изучении нового материала объединяю в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ можно разрешаю детям объединяться в пары по желанию.

 Таким образом, нельзя не отметить основные достоинства групповой учебной работы: интенсивность и продуктивность совместной деятельности, повышение самооценки, ответственность каждого члена группы за общее дело, а также развитие навыков настоящей трудовой дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы"

В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся умения вести диалог, самостоятельности и способности к самоорганизац...

Организация групповой работы на уроках русского языка как средство формирования УУД

В данной статье раскрываются методы и приемы организации групповой работы на уроках русского языка в национальных классах основной школы. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера...

Приемы организации групповой работы на уроках английского языка в рамках ФГОС

Использование интерактивных методов и приемов насовременном уроке английского языка.Сущностные характеристики интерактивного обучения. Описание возможности использования некоторых инновационных интера...

Организация групповой работы на уроках английского языка

Организация групповой работы на уроках английского языка...

Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы

Для использования формы групповой работы на уроках русского языка, литературы и МХК,  учителю необходимо ознакомиться  с основными принципами организации групповой  деятельности. В данн...

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе – обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся н...

Презентация "Организация групповой работы на уроках английского языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве"

В презентации представлен алгоритм действий учителя при организация групповой работы учащихся на уроках английского языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве...