статья "Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку на тему

Жигулина Олеся Валерьевна

В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся умения вести диалог, самостоятельности и способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству. Наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике позволяет групповая форма работы.
   Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. При групповом интенсивном обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Луговская средняя общеобразовательная школа»

Жигулина Олеся Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Секция: «Компетентностный подход в деятельности учителя предметника (гуманитарный и эстетический цикл)»

Тема: «Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы»

  В концепции модернизации современного образования ведущим провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся умения вести диалог, формирует их самостоятельность и способность к самоорганизации. Наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике позволяет групповая форма работы.

  Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. При групповом обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого.

  Групповая форма организации работы на уроках русского языка и литературы позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества и создавать мотивацию обучения. Ученики оказываются в условиях когда им хочется высказаться, так как  в микроколлективе каждый ощущает свою личную значимость и веру в свои творческие силы. Все это формирует у детей качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.

   В процессе своей работы я стараюсь добиваться того, чтобы уроки были уроками сотрудничества не только между учителем и учениками, но и между самими детьми. В использовании групповых форм работы я опираюсь на концепцию В.В.Котова, который выделяет следующие элементы групповой деятельности учащихся на уроке:

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению учебного задания.

4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

  На мой взгляд, правильно организованная групповая работа успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого и постоянной поддержке учителя. Без направляющей деятельности учителя группы не могут эффективно работать. Содержание деятельности сводится прежде всего к обучению учащихся умению работать самостоятельно, советоваться с одноклассниками, к обучению  умению распределять задания между членами группы, чтобы был учтен темп работы и возможности каждого.

   В ходе работы я непременно знакомлю учащихся с правилами при работе в группах, предложенных В.К.Дьяченко:

  1. Критику идеи, но не человека.
  2. Поощряй участие каждого в обсуждении.
  3. Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.
  4. Стремись понять точку зрения других.
  5. Перескажи мысль другого, если она тебе не ясна.
  6. Сначала объяви все вопросы, потом их разбирай.
  7. Ищи рациональное в высказываниях других.

  Роли в группах распределяются следующим образом: 1) координатор, 2) секретарь,

3) репортер, 4) хранитель времени.

  Приведу несколько примеров групповой работы на уроках русского языка и литературы из моего педагогического опыта.

  Очень часто в свои уроки в среднем звене я включаю игры по группам. Это «Орфографическое лото», «Четвертое лишнее», «Кто больше», орфографические эстафеты и т.д. Например, при изучении раздела «Словообразование» группы получили карточки со словами «пол», «банк», «яр», «вол», «марка», «оса» и т.д. Группируя их попарно, учащиеся образовывали новые слова.

  С удовольствием учащиеся 5-7 классов участвуют в орфографических эстафетах. Я считаю целесообразным проводить их во время комплексного повторения. К примеру, при повторении темы «Ь после шипящих в различных частях речи» группам были предложены листки с заданиями: «Ь в существительных», «Ь в глаголах», «Ь в наречиях». Каждый листок содержал алгоритм правила, а учащиеся по очереди записывали слова-примеры к своей теме. Нужно было и написать правильно, и в части речи не ошибиться, и за определенное время привести как можно больше примеров.

  Богатый материал для групповых игр дают разделы «Лексика» и «Фразеология». Это шарады, анаграммы, кроссворды. Так, в игре «Кто больше» выигрывает та команда, которая вспомнит больше фразеологизмов, содержащих слова «голова», «ноги», «глаза», «руки». Или в 6 классе при изучении темы «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» группам было предложено объяснить значения следующих фразеологизмов и употребить их в предложении: превозносить до небес, превратиться в слух, придержать язык, приклонить голову, прирастать корнями.

  Изучение раздела «Синтаксис» также невозможно представить без групповой формы работы. К примеру, составление ролевых диалогов с использованием обращений на темы «Разговор с доктором в больнице», «Разговор с продавцом в магазине» и т.д.

И в среднем, и в старшем звене я очень часто провожу групповую работу с художественным текстом. Задание может быть и общим, и разной трудности, где каждый выполняет свою работу, но результат зависит от каждого. Так, в 8 классе, при изучении темы «Вводные слова» учащиеся получили следующие задания по тексту из повести Н.В.Гоголя «Шинель»

- Объяснить, какие значения вносят вводные слова.

- Построить схемы 1 и 3 предложений

- Расставить знаки препинания и сделать пунктуационный разбор всего текста.

  Уроки литературы также дают благодатный материал для групповой формы работы. Так, в 6 классе, знакомясь с рассказом И.С.Тургенева «Бежин луг», ребята с удовольствием характеризуют мальчиков по заданному плану и пересказывают истории, прозвучавшие ночью у костра.

  В старших классах, где объем материала большой, я практикую семинары, которые позволяют учащимся овладевать умением работать с книгой, анализировать прочитанное и излагать свои мысли. Задания к семинарам даются по группам. Разумеется, предварительно с координаторами групп обсуждается ход урока и составляется план выступления для каждой группы. К примеру, к уроку по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» группы получили задания:

- Раскольников в мире униженных и оскорбленных

- Мать и сестра Раскольникова

- Сон Раскольникова

- Встреча с девочкой на бульваре

- Петербург Достоевского

  Проводя подобную работу, я имею возможность наблюдать, как процесс обучения влияет на воспитанность, культуру отношений учащихся, дает возможность почувствовать каждому ученику его значимость в коллективной работе. Групповая форма организации работы делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования. Результаты совместной работы учеников в группах, как правило, значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым индивидуально, так как члены группы помогают друг другу и несут коллективную ответственность за результаты отдельных членов группы.

  Таким образом, нельзя не отметить основные достоинства групповой учебной работы: интенсивность и продуктивность совместной деятельности, ответственность каждого члена группы за общее дело, а также развитие навыков настоящей трудовой дисциплины.

Список литературы

1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении.О коллективном способе учебной работы. – М.: Наука, 1991. – С. 24 – 57, 60 – 81.
2. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. – С.3 – 9.
3. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности. – Рязань, 1977.
4. Кочетова А. Подготовка к коллективной деятельности. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. – С. 151 – 154.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы.

В этой статье делюсь опытом организации групповых форм работы на уроках русского языка и летературы...

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Презентация по теме "Использование метода групповой работы на уроках русского языка и литературы"

Плюсы и минусы групповой работы:плюсы- повышается учебная и познавательная мотивация- снижается уровень тревожности учащихся- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.- ...

Презентация по теме "Использование метода групповой работы на уроках русского языка и литературы"

Плюсы и минусы групповой работы:плюсы- повышается учебная и познавательная мотивация- снижается уровень тревожности учащихся- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.- ...

Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы

Для использования формы групповой работы на уроках русского языка, литературы и МХК,  учителю необходимо ознакомиться  с основными принципами организации групповой  деятельности. В данн...

Формы и приемы групповой работы на уроках русского языка и литературы

В презентации даны краткие сведения по Формы и приемы учебного сотрудничества на уроках русского языка, литературы, развития речи с детьми с ТНР...