"Организация научно-исследовательской работы на уроках русского языка"
статья по теме

Скворцова Маргарита Викторовна

Статья содержит материал о том, как на уроках русского языка и литературы можно оргаризовать научно-исследовательскую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skvortsova_statya.dok_.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

М.В. Скворцова

МБОУ «Никифоровская СОШ №1», р. п. Дмитриевка

«Организация научно-исследовательской работы на уроках русского языка»

   Идея исследования как метода познания мира и метода обучения принадлежит древности. Самое раннее и классическое выражение этой идеи находим у древнегреческого философа Сократа (469-399 п. до н. э.). Знаменитое сократовское «Исследуем!», сохраненное преданием, определяло подход философа к изучению действительности, характер его учения и весь его жизненный стиль. Сократовский (или сократический) метод представляет собою беседу-исследование: с помощью остроумных вопросов, задаваемых одним собеседником другому, обнаруживаются противоречия в общепринятом понимании тех или иных явлений окружающего мира, выявляется несоответствие между привычными суждениями и теми представлениями, которые создает пристальный анализ; осознание этих противоречий будит мысль, возникают новые вопросы, которые шаг за шагом ведут к истине.

   В диалогах Сократа с его современниками исследованию подвергались в основном нравственные категории: благо и зло, добродетель и порок, свобода и ответственность, право и долг.

   В современном понятии учебное исследование есть всегда исследование уже познанного: «Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников … Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения»

   Ни в коем случае нельзя преувеличивать исследовательские возможности школьников. Но и оставлять их только в указанных рамках — значит сводить учебное исследование к тренировке и утрачивать определенность такого метода.

   Любой школьный предмет состоит из проблем, уже решенных обществом и наукой, рассказывает о путях решения, уже изведанных. Поэтому можно назвать любой учебный метод — исследовательским.

   По моему мнению, учебное исследование вносит в процесс преподавания русского языка помощь в формировании самосознания школьника, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательно-творческой работе на уроке.

   Анализ мнений школьников об уроках убеждает, что особенно привлекательно для них все то, что они увидели, услышали, узнали в самостоятельных поисках, в самостоятельных работах — в заранее подготовленных  комментариях к тексту, сообщениях, докладах, в беседе, в коллективном размышлении, индивидуальной деятельности и т. д.

   Современный урок в общеобразовательной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения. Готовность и способность обучающихся самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности формируется и на уроках русского языка. Ученические исследования рассматриваются как средство активизации процесса обучения: формируются общие умения и навыки учебной работы (познавательные, практические, организационные). Ребята учатся наблюдать, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать свою деятельность, формулировать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы в различных видах: рисунок, схема, паспорт, заметка, фоторепортаж, устное сообщение, кластер и т.д. Поэтому в своей работе использую исследовательские методы. На уроках русского языка организовываю такие виды исследований, как исследование словарного слова, исследование текста, исследование фразеологизма.

   Исследование словарного слова проводится по следующему плану: 1.Знакомство со словом в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок, определение слова по его лексическому значению и др.) Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.

2. Этимологическая справка. Содержит информацию о происхождении слова.

3. Толкование лексемы. Иллюстрация. Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравнивают с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля, М.Л.Безруковой, С.Г.Трясогузовой и др.)

4. Подбор однокоренных слов и наблюдение над их единообразным написанием.

5. Наблюдение над функционированием слова в русской речи: Дети знакомятся или находят пословицы и поговорки, загадки с изучаемым словом.

6. Подбор синонимов, антонимов и фразеологизмов к словарному слову. Работа с этим материалом формирует у учащихся лексикологические представления, делает их речь богаче, ярче и интереснее.

7. Составление словосочетаний, предложений или чтение текста с новым словом. Данная работа позволяет вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи.

8. Краеведение. Анализируется использование слова в истории родного края, в народном хозяйстве, в искусстве.

9. Представление результатов исследования или этап защиты проекта.

Я расскажу лишь о некоторых видах организации исследовательской деятельности на уроках русского языка.

   1.Учебное исследование как игра.

Игру многое роднит с искусством, особенно словесным: любимые человеческие игры - ролевые, в которых образы создаются с помощью слова.

Для школы важно, что игра - исток художественного мышления и творчества. Игра способна помочь в преодолении скуки: потянешься к игре, задумаешься над нею - и захочется поискать живые начала во всем преподавании.

Будьте внимательны.

   Один школьник написал: Волна красавuтся. Что с чем он перепугал? Как вы объяснили бы ему его ошибку? Попробуйте сами написать без ошибок под диктовку такие примеры.

У колодца расколоться 
Так хотела бы вода,
Чтоб в болотце с позолотцей 
Отразились провода.
Так хотела бы водица 
Убегать и расходиться.

Мягкий знак после шипящих.

Попробуйте подобрать рифмы к словам: ключ, дочь, шалаш, багаж, камыш, меч, полночь, мелочь, дрожь.

Мне не удалось подобрать рифмы ко всем словам. А что получилось у вас?

Играем со словосочетаниями.

   Вы знаете, что бывают золотое кольцо, золотое сердце, золотые руки, золотые слова. Составьте как можно больше словосочетаний с прилагательными: острый, твердое, легкий, холодное, львиная, круглый, глубокая.

Изучаем "Фонетику" 5 класс.

З а д а н и е 1. Запишите одними гласными буквами фамилии известных поэтов и писателей 19 в. Например: еао, еоо, еu, оuu, аяоu.

-Легко ли расшифровать эту запись?

-А теперь запишем те же фамилии при помощи одних согласных: Нкрсв, Л pмнтв, Гндч, Фнвзн, Мквскй. Теперь запись расшифровывается почти без всякого труда.

- Давайте вспомним, сколько гласных фонем (звуков, различающих слова) в русском языке? Их шесть. Назовите их. А согласных? Более 30 (до 37 по подсчетам ученых - представителей разных научных школ). Ясно видно, что согласных в языке больше. Благодаря такому разнообразию согласных "звуковых красок" наши слова звучат по-разному. Гласные меньше используются для "раскраски". А для чего же? Что нужнее - гласные или согласные? Совершенно ясно, что одинаково нужны и гласные и согласные. Деление звуков на два эти разряда свойственно всем языкам мира.

2. Исследование как наблюдение над авторским текстом и творческая работа обучающихся.

1) 8 класс, тема урока "Частотность употребления конструкций с однородными членами в разных эпизодах рассказа Л. Толстого "После бала".

А) Индивидуальная исследовательская работа по рассказу Л. Толстого.

   Класс слушает сообщения о результатах исследования (наиболее часто конструкции с однородными членами встречаются в портретных описаниях героев, в описании мазурки, в сцене наказания татарина, в эпизодах, передающих душевное состояние Ивана Васильевича).

Б) Коллективная исследовательская работа.

- Давайте проследим роль и экспрессивные возможности предложений с однородными членами в этих эпизодах. Мы слышали, что наиболее часто однородные члены встречаются при создании портрета. Почему? (Зачитаются отрывки с описаниями портретов Вареньки и ее отца. Использованные конструкции создают очень точную картину, позволяют описать героя, подробно, передать все детали, так что мы можем ясно представить его.)

-Какой вам представляется Варенька? Ее отец? Попытайтесь выразить свои ассоциации с помощью слова или словосочетания. (Варенька - нежная лилия, грациозная лань, распустившаяся роза, звезда.Отец - античная статуя, белое и черное.)

-Каждый из вас попытался зрительно представить себе героя благодаря экспрессивности однородных членов, которые передают мельчайшие детали портрета.

2) 8 класс, тема урока "Обособленные члены предложения".

   Читается отрывок из повести А. И. Куприна "Олеся". Первый вариант чтения - без обособленных членов, второй вариант текст взят полностью. Учащиеся делают вывод: обособленные члены предложения обогащают нашу речь.

Затем каждому ученику выдаются фотоэтюды, к которым нужно дать сопроводительный текст из пяти-шести предложений с обособленными членами.

Учебное исследование на уроках реально при одном решающем условии - если сам учитель по своему подходу к работе, по характеру преподавания является исследователем.

 

Список использованной литературы

Книга

1.Определяющие элементы организации научно-исследовательской работы/ А.А. Андреев, М.Л. Закиров и др. // Тез. докл. на респ. межвуз. н.-и. конф. по пробл. обучения студентов, г. Ташкент, 1977.

2.Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 1997.

3.Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Русское слово: Факультативный курс для учащихся 7-8 классов: Пособие для учащихся. - М., 1987

4.Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка

Статья посвящена проблемам организации различных видов самостоятельной работы на урока русского языка в общеобразовательной школе....

статья "Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы"

В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся умения вести диалог, самостоятельности и способности к самоорганизац...

Организация научно-исследовательской работы на уроках русского языка

Организация научно-исследовательской работы на уроках русского языка   ...

Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

"Организация групповой работы на уроках русского языка при работе детьми с ОВЗ"

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общест...