Исследовательская работа на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку по теме

Козлова Ирина Юрьевна

Метазнания. Метаумения. Метадеятельность. Метапредметный подход. Клычевые компетенции. Метапредметные и исследовательские компетенции. Исследование как ведущее начало преподавания.Сферы реализации исследовательской деятельности на уроках русскогоязыка. Доклад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 21 г.о. Тольятти

Доклад

«Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций»

Подготовила:

Козлова Ирина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

2012 – 2013 учебный год

Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций

"Мета "-(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

   Метапредметность в изучении русского языка неразрывно связана с таким его свойством, как метасистемность: язык, в том числе русский, является фундаментальной универсальной системой, которая может быть использована для описания других систем.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ – общий для всех образовательных предметов, универсальный, касающийся различных сфер деятельности.

Метазнания

  1. Знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано;
  2.  знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ними.
  3. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний.
  4.  Метазнания выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Метаумения

        Присвоенные метаспособы, общеучебные,  междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:

- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности);

- качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

Метадеятельность

      Универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:

• стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);

• исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);

• проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);

• сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);

• моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем).

• конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);

• прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

   Метазнания включают в себя

  1. философию предмета
  2. и общую философию.

      Философия предмета включает в себя

  1. понятие,
  2. границы
  3.  методологию предмета как части науки.

Метапредметный подход

Обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

      Метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

       Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ученика. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство) и т.д.

Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится учащимся, должны быть таковы, чтобы формировать у них целостное представление мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая учащимися информация становилась для них личностно-значимой.

       Общей основой разнообразных инновационных моделей обучения, имеющей поисковую направленность, является интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность, т.е. специальная деятельность по построению учебного познания - исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия.

     «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль.

Индикаторы метапредметной функциональной грамотности

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия  - действия, с помощью которых учащиеся налаживают общение с разными людьми для решения учебных задач :

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

постановка вопросов;

разрешение конфликтов;

управление поведением партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Познавательные универсальные учебные действия  - действия, с помощью которых учащиеся осуществляют процесс познания:

общеучебные универсальные действия(самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; структурирование знаний и др.);

логические (анализ; синтез;  доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.);

постановка и решение проблемы

  1. Регулятивные универсальные учебные действи - действия, с помощью которых учащиеся организуют учебную деятельность:

целеполагание;  планирование;  прогнозирование;  контроль; коррекция; оценка;  саморегуляция.

ПРИЗНАКИ КЛЮЧЕВЫХ (МЕТАПРЕДМЕТНЫХ)  КОМПЕТЕНЦИЙ

  1.        умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  2.       умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
  3.       умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
  4. МК - универсальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).
  5. Они позволяют человеку самостоятельно и в сотрудничестве с другими  достигать результатов в проблемных ситуациях.
  6.    Компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
  7.       Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

ЗНАНИЯ

«информация, присвоенная человеком»

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

существует в форме реальной деятельности

УМЕНИЯ

"подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращается в навыки"

совершенствуется по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, способ же действия включается в базу внутренних ресурсов

НАВЫКИ

"действия, выполняемые автоматически"

осознанна

ЭЛЕМЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

"присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным социальной ситуации"

позволяет решать целый класс задач

 Метапредметные и исследовательские компетенции

Метапредметные компетенции

Исследовательские компетенции


Ориентация учащихся в различных областях знаний;

Ценностно-смысловые (мотивация и познавательная активность, принятие решений и их оценка, эмоциональное отношение учёбе, к исследованию);

общеучебные умения информационно-логического характера;

общекультурные и социально-трудовые компетенции (развитие познавательных процессов, экспериментальное мышление, рефлексивные возможности, проявление креативности в проблемной ситуации);

организация собственной учебной деятельности;

учебно-познавательные и информационные компетенции (знание сущности и технологии основных методов исследования);

основные универсальные умения информационного характера;

коммуникативные компетенции (видение проблемы, выдвижение гипотезы, способность классифицировать, умение структурировать, защита собственных идей).

использование средств информационных и коммуникационных технологий;




принятие решений и управление;


формирование навыков исследовательской деятельности;


взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Требования к заданиям на уроке

  1. Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.
  2.  Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Структурные элементы урока

  1. Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
  2. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
  3. Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
  4. Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  5. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

       Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты:

  1. уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных;
  2. владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера,
  3. умения организации собственной учебной деятельности,
  4. основные универсальные умения информационного характера,
  5. информационное моделирование как основной метод приобретения знаний,
  6.  широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации,
  7. базовые навыки исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов,
  8. способы и методы освоения новых инструментальных средств,
  9. основы продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Исследование как ведущее  начало  преподавания

Исследовательская деятельность в учебном процессе

Структурные элементы

Принципы исследовательского обучения

Субъект

Ученик в роли исследователя

Принцип субъектности

Предпосылка

Познавательная потребность

Принцип проблемности исследовательского обучения

Источник

Проблемная ситуация

Цель

Получение нового знания, необходимого для решения проблемы

Принцип личностной значимости проблемы исследования

Объект

Факт, процесс, явление, событие реальной действительности

Принцип нелинейности процесса исследования

Предмет

Неизвестное в объекте = проблема = вопрос

Процесс

Преобразование вопроса в ответ, незнания в знание

Принцип поиска

Способ

Применение исследовательских методов познания

Результат

Решение проблемы

Принцип рефлексивности

Продукт

Новое знание об объекте познания

Что необходимо помнить

  1.          Задание должно быть интересно ученику, должно увлекать его. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
  2. Тема задания должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.

Формулировка задания должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро. Долго целенаправленно работать в одном направлении ученику трудно; следует брать во внимание и то, что он обязан заниматься всеми предметами.

  1.     Задания исследовательского характера необходимо включать в систему уроков на разных этапах: в качестве проблемного введения в тему, актуализируя знания; в ходе практической работы или закрепления материала; в качестве проверочных и домашних заданий, зачётов.
  2.   Организация учебно-исследовательской деятельности в контексте уроков русского языка позволит активизировать широкий круг учащихся, формировать исследовательские навыки на разных ступенях обучения, выявляя одарённых ребят, будущих участников научно-практических конференций, и развивая творческие способности обычных школьников, воспитывать силу воли, целеустремлённость.
  3.  Исследовательская работа несёт в себе и воспитательный эффект. Ученики становятся более коммуникабельными, включаются во внеклассную деятельность, представляя свои работы на факультативных занятиях, конференциях и т.д..

Этап1.Знакомство с проблемой

Цель его – создание контекстной задачи.

Алгоритм знакомства и работы с проблемой

Актуализация имеющегося у учащихся речевого опыта: создание учителем речевой ситуации (реальной или воображаемой) – предложение учащимся действовать в этой ситуации (что-то сказать, написать, прочитать, а затем оценить написанное или прочитанное, сказанное или услышанное).

Возникновение проблемы и её осознание учащимися: выполнение учащимися предложенного речевого действия – обнаружение противоречия в заданной речевой ситуации (между речевой задачей и недостатком, неадекватностью наличных языковых средств для её решения; между своим и чужим речевым опытом; между содержанием высказывания и выбранной для его передачи языковой формой, неадекватной этому содержанию и т.д.) – эмоциональное переживание состояния затруднения, сомнения или удивления.

Формулирование вопроса, в котором выражается информационный запрос на недостающую информацию, необходимую для эффективного решения речевой задачи в заданной речевой ситуации – переформулирование частного проблемного вопроса в обобщённую по содержанию учебную задачу (в случае необходимости) – определение собственной цели учебно-познавательной деятельности, которая фактически сводится к поиску ответа на возникшие проблемные вопросы, к решению учебной задачи.

Литература

Аргумент из читательского опыта

Аргумент из житейского опыта

  1. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»,

Швабрин

2. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», Андрий

3. И.С.Тургенев «Отцы и дети»,

Базаров

4. Я. Голованов «Этюды об учёных»: истории судеб

·учёного М.В. Ломоносова;

·путешественника Р. Амундсена;

·металлурга П. Аносова;

·мореплавателя-исследователя В. Головнина и т.д.

Судьбы Н.А.Некрасова,

А.П.Чехова,

Т.Г.Шевченко,

С.А.Есенина и т.д.

«Судьба не случайность, а предмет выбора, ее не ожидают, а завоевывают»; «Мы будем иметь ту судьбу, которую мы заслужим» (Эйнштейн)

  1.         Д.И.Фонвизин «Недоросль», Митрофанушка
  2. А.С.Грибоедов «Горе от ума»,

Молчалин

3. И.А.Гончаров «Обломов»

Обломов: «Сон Обломова»;

«Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее тоже готовую от дедушки, а тот от прадедушки, с заветом блюсти ее целость и неприкосновенность…"

4. Л.Н.Толстой «Война и мир»

    семья Курагиных; Наташа Ростова, Андрей Болконский

5. М.А.Булгаков «Собачье сердце», Шариков

6. Библия: "Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые” (Матф.7:18).

«Судьба всесильна, и никто в этом мире не является хозяином жизни» (Акций)

«Веснушки неотделимы от кожи, как судьба от человека» (мальгашская пословица)

От осинки не родятся апельсинки.

Яблоко от яблоньки недалеко падает. Какова березка, такова и отростка. От яблоньки - яблочко, от елочки - шишка.
Какие корешки такие и ветки, какие родители, такие и детки.
Каков дуб, таков и клин.
Каково семя, таково и племя. От худого семени не жди племени.

Этап 2. Построение нового знания

Методы исследования:

- теоретические (анализ, синтез, аналогия, систематизация);

- эмпирические (наблюдение, опрос, эксперименты (мысленные, реальные), изучение текстовых документов (источников).

   Ученик свободен в выборе  маршрутов движения к истине.

Материал для наблюдений учащимся предоставляет учитель, а вывод ученики делают сами.

Этап3.Применение полученных знаний для решения конкретных задач

Читательский опыт: художественная литература

Произведение

         Примером человека, изменившего свою судьбу вопреки наследственности, является Е. Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Аргумент

     Его дед, как утверждает герой, «землю пахал», а сам Евгений стал образованным человеком, учёным, утверждавшим, что «всякий человек сам себя воспитать должен».

Собственные рассуждения

       Если у человека возникает желание изменить свою жизнь в лучшую или худшую сторону, то гены оказываются в этом случае бессильны.

Читательский опыт:  публицистическая литература

Источник аргумента

                 В «Аргументах и фактах» было опубликовано интервью с генетиком, академиком РАМН Н.Бочковым «Замысел природы».

Аргумент

        Учёный считает, что можно управлять своей судьбой, даже зная свою наследственность. Если же определенные гены не позволяют человеку быть, например, музыкантом, он может по собственной воле стать спортсменом.

Собственные рассуждения

       Да, сложно не согласиться с тем, что некоторые особенности человека запрограммированы в генах, однако свою личность человек создаёт сам.

Читательский опыт:  научная (научно-популярная) литература

Источник аргумента

В статье «Наследственность» из научно-популярной онлайн-энциклопедии «Кругосвет» я прочитал интересный факт.

Факты, примеры, исследования

      Дошкольники из неблагополучных семей с низким уровнем интеллекта, полученным с генами , значительно улучшают его, попадая в благополучное в социальном и культурном отношении  окружение.

Рассуждения о содержании фактов как аргументов

         Уже и ученые приходят к выводу: хотя многое наследуется с генами, вклад среды в формирование личности  действительно очень велик.

Этап 4. Рефлексия

          Рефлексивная деятельность позволяет уточнить результаты: найденные факты, сформулированные проблемы, обнаруженные различия в подходах, а также выявить результаты методологического типа, которые обнаруживаются в следующем:

  1. выявляются и классифицируются способы деятельности, применявшиеся коллективно и индивидуально;
  2. осознаются идеи, образы, подходы, обнаруженные принципы, закономерности, схемы, созданные как индивидуально, так и коллективно;
  3. формулируются возникшие проблемы, анализируются пути и способы их решения;
  4. выявляются трудности, условия и причины их появления; обозначаются результаты, полученные в ходе решения трудностей и проблем;
  5. Выявляются и конструируются основы дальнейших образовательных планов, программ, проектов, вытекающих из осуществлённой деятельности, в том числе и рефлексивной.
  6. Рефлексия.

        Вопрос

Ответ

Я знаю, ЧТО такое текст (стиль текста, тип речи, тема текста, проблема, идея и т.п.)?

Мне понятно, КАК  искать ответ  на поставленный автором вопрос (составить план, тезисы, конспект, сделать вывод)?

Я понял, ЧТО ТАКОЕ тезис, аргумент, вывод?

Мне понятно, ГДЕ нужно искать ответы, аргументы ,  примеры?

Смогу ЛИ я выстроить  аргументацию?

Мне понятно, КАК применять полученные  знания на других предметах, в жизни?

Мне комфортно было общаться  (с товарищами, в группе, с учителем и т.д.)?

Я оцениваю свою работу на уроке ….

Часть 3(С) ЕГЭ:

Русский язык, литература, обществознание, история.

     Технология урока-исследования позволяет достичь целей школьного образования в контексте компетентностного подхода: школьники учатся

  1.  самостоятельно анализировать ситуации,
  2. принимать оптимальные решения,
  3. решать проблемы,
  4. объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь,
  5. учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).

      Технология урока-исследования «работает» на становление личностных характеристик выпускника, прописанных в стандарте второго поколения:

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый действовать самостоятельно;

  1. умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,

    высказывать своё мнение.

Диагностическая карта анализа урока на основе  исследовательского метода обучения

Параметры анализа

Констатация

Содержательный анализ

I. Анализ этапов  урока, проведенных на основе исследовательского метода

да

частично

нет

( как , в какой форме в ходе каких заданий)

-  мотивирована ли деятельность учащихся  

- создана ли проблемная ситуация  

- сформулирована ли проблема

- выдвигались ли гипотезы

-намечен ли план исследования

- осуществлялось ли исследование с помощью:

наблюдения ,

моделирования,

опроса,

 изучения   литературы

анализ текста, иллюстративного материала,

 схем  

II. Анализ деятельности учителя

 

да

частично

нет

( как , в какой форме в ходе каких заданий)

1 Осуществлялись ли принципы:

-минимум информации

- максимум  управленческой деятельности

2 Применялись ли следующие приемы преподавания:

-сопоставление с новыми фактами, их анализ

- консультации

- оценка

- эксперимент

-управление исследовательской деятельностью

3. Осуществлялась ли активизация мыслительной деятельности учащихся  через:

постановку нестандартных проблем, подбор примеров, фактов и т.д.

4. Осуществлялась ли организация исследования на основе работы с различными источниками информации

 III. Анализ организации деятельности детей

да

частично

нет

( как , в какой форме в ходе каких заданий)

1. Реализованы ли потребности детей:

-стремление применять знания в новой ситуации

-потребность в процессе самостоятельной работы, поисковой исследовательской деятельности разрешить учебную проблему

2. Формировались ли исследовательские умения:

-осознание учебной проблемы

-самостоятельное выдвижение гипотез

-соотнесение полученных результатов с выдвинутыми предположениями

- обобщение по проблеме

- формулирование вопросов

- развитие монологической речи

-умение работать с текстои

-анализ продукта собственной деятельности

-возможность продемонстрировать свои достижения

- пополнение знаний других  учащихся новыми сведениями

- умения  оценки и самооценки результатов исследования

Обработка результатов анализа

1. Подсчитать количество ответов

  1. «да»,  «частично»,  «нет».

 2.Найти сумму ответов

 «да» и «частично».

 3. Если сумма  ответов «да» и «частично» больше, чем ответов «нет», то данный урок  можно считать уроком-исследованием.

Сферы реализации исследовательской деятельности на уроках русского языка

Проектная деятельность

Факультативы

Олимпиады

Конкурсы

Научно-практические конференции

Литература

    Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.

    Громыко Н.В. Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие.

    Блинова Е. О роли совместного планирования исследования на уроке 

    Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2009

    Коновалова О.Ю. Учебно-исследовательская деятельность на уроке как развивающая среда для формирования метапредметных компетенций.

    Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/.

     Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.

    Хуторский А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. - 1999. - №7.

Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2008. - №5.

Фисенко Т.И. Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения

http://referatwork.ru

Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

Роль и место исследовательской работы на уроках русского языка

В статье говорится о роли и месте исследования на уроках русского языка....

Исследовательская работа на уроках русского языка 5 класс.

Одной из форм реализации 30% инвариантной части учебного плана в соответствии с ФГОС является исследовательская лаборатория.Учебно – исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связа...

«Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы»

Выступление  на МО по теме самообразования...

Организация научно-исследовательской работы на уроках русского языка

Организация научно-исследовательской работы на уроках русского языка   ...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...