Методическая разработка урока русского языка в 8 классе "Написание изложения с элементами сочинения по тексту Д. С. Лихачёва "Молодость - вся жизнь".
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Богданова Лариса Ивановна

Цели: 1. Создать условия для закрепления специальных умений и навыков работы с текстом. 
2. Способствовать развитию у учащихся умения выделять главное, анализировать, критически мыслить, создавать тексты-рассуждения, способствовать развитию речи, побуждать к саморазвитию коммуникативной компетенции обучающихся к раскрытию творческих способностей. 
3. Содействовать выработке навыков самовоспитания в плане этических норм поведения, жизненных ценностей. 

Оборудование: 
1. Текст изложения 
2. Раздаточный материал: 
- задания для работы в группах; 

презентация; цитаты из книги Д. С. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном", плакат "Берёзка"

Ход урока. 
I Мотивационно-целевой этап. 

Ребята ,на сегодняшнем уроке мы с вами пишем изложение с элементами сочинения по замечательному тексту.
1 Выход на тему урока. 
- Какова главная цель изложения? 
- Как вы понимаете «элементы сочинения»? 

(Цель изложения – передача главной мысли автора текста, пересказ текста с сохранением стилевых и  языковых  особенностей текста.«Элемент сочинения» - письменное рассуждение по затронутым автором в тексте вопросам . Оно включает выражение своего отношения к данной теме, приведение аргументов-доказательств из произведений художественной литературы, своего жизненного опыта. Это должны быть ваши собственные рассуждения , размышления)

Итак, итогом нашей работы на уроке будет изложение с элементами сочинения.

В качестве эпиграфа к уроку мы возьмём небольшую инсценировку из известного вам произведения художественной литературы.

Сценка "Наказ отца сыну"(А. С. Пушкин "Капитанская дочка")

Вы узнали это произведение?

(Это эпизод "Наказ отца сыну из повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

II Операционно-познавательный этап. 
1. Анализ заглавия текста.  

Сегодня мы пишем изложение по тексту Д. С. Лихачёва

"Молодость - вся жизнь". 
- Можно ли в заглавии выделить ключевые слова?  
 - Предположите, о чем будет текст? 

(Текст будет о том, как молодость влияет на всю последующую жизнь.)

А как, по-вашему, с темой текста связана сценка из повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"?

(  В молодые и юные годы складывается личность человека, формируются его основные черты. В молодости человеку прививаются основные нравственные понятия о долге, чести, верности. Петру Гринёву отец даёт наказ , в котором главный нравственный ориентир - честь: "Береги платье снову, а честь  - смолоду".)

2. Проверка опережающего задания. 

Автор этого текста Д.С.Лихачев. Это выдающийся ученый, филолог, академик. Ученики вашего класса получили задание: по указанным сайтам собрать материал по биографии Д.С.Лихачева. 
а) сообщение ученика о биографии Д.С. Лихачева 
в) представление книги « Письма о добром и прекрасном», обобщающее слово учителя с рекомендациями для индивидуального чтения. 
 

Текст нашего изложения - это одно из писем. 
 

3.Чтение текста изложения. 
Способ работы с текстом выбираете сами. 
( для аудиалов- вслух, для визуалов- текст на партах) 
 

Молодость-вся жизнь.

 Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди, от настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось все иначе. 
Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья - старые. 
Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость-это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. Неразделенная радость - не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один. 
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде - тоже. Привык к работе - работа вечно будет доставлять радость. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные - усложнят ее и затруднят. 
И еще. Есть русская пословица: « Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать. 
 (по Д.С.Лихачеву) 


4. Преподавательский опрос. 
(Восприятие текста) 
- Какие чувства вызвал у вас текст? 
( Он обращён к молодым и заставляет задуматься о том, что нет периодов подготовки к жизни. Всё, что происходит с нами в каждый момент жизни, очень важно и имеет свои последствия. )
- Какие слова данного текста вам особенно близки? 

(В молодости человек совершает поступки, которые определяют внутреннее состояние на всю жизнь. Хорошие поступки всю жизнь радуют, за плохие бывает стыдно. )

-Вспомните, какие поступки, совершённые в молодости,  Петра Гринёва радовали в старости?

(Помните, герой А. С Пушкина, Пётр Андреевич Гринёв всю жизнь с отрадой вспоминал тот момент, когда он нашёл в себе мужество ответить отказом на предложение Пугачёва перейти на его сторону и изменить воинской присяге и даже нашёл простые , искренние слова, чтобы объяснить своё решение, что расположило к нему Пугачёва."Чувство долга возобладало над человеческой слабостью".

А был момент, когда вёл себя, как мальчишка.)


- Как вы поняли предложение « Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно»?

(Все привычки молодости, знания, полезные навыки, приобретённые дружеские отношения сопровождают нас всю жизнь : либо помогают нам в жизни, либо мешают и создают трудности)


5. Повторное чтение текста с попутной фиксацией ключевых слов. 
1). взрослая жизнь 
иная обстановка 
оказалось иначе 
2). сверстники 
друзья молодости 
круг знакомых 
3). подлинные друзья 
время сближений 
настоящая дружба 
неразделенная радость 
пора несчастий 
4). берегите молодость 
ничто не проходит бесследно 
человеческое счастье 
5). Береги честь смолоду. 
поступки, совершенные в молодости 
хорошие и дурные 

Запись ключевых слов в тетрадь.
 
6.Лингвистический анализ текста . 

Что автор отразил в заглавии: тему или идею?

- Какова тема письма? 

(Молодость -важный этап жизни человека)
- Какую основную мысль утверждает автор? 

(Всё приобретённое в молодости определяет нашу последующую жизнь)
- Что выражено в заглавии - тема или идея? Обоснуйте свой ответ. 

(В заглавии автор выразил идею. Он мог озаглавить просто "Молодость

Запись темы и идеи в тетради.


- В каком стиле написан текст?

(Текст написан в публицистическом стиле)

_Каково назначение публицистического стиля?

(Воздействовать на читателя с целью формирования у него правильного отношения к тому или иному понятию) 

-Какие вы знаете жанры публицистики ?
(Очерк, статья, репортаж, интервью, письмо)

-Почему, по-вашему , автор выбрал жанр письма?

(Письмо -написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.

Письма пишем близким и дорогим людям, в них делимся самым сокровенным, мыслями, чувствами, просим совета или делимся опытом.

Письма помогают создать атмосферу непринуждённой беседы. Письма адресованы молодым читателям. Они просты и доверительны. Так говорят с близкими и дорогими людьми о важных вещах.)

 

- Определите тип речи, которым написано письмо? (рассуждение) 
- Найдите в тексте подтверждение правильности вашего мнения. 
(Попутная фиксация на доске формулы:Р= тезис +аргументы- вывод) 
- Тезис: «Друзья молодости оказались самыми верными» 
- Аргументы: 
«Настоящая дружба помогает в горе и радости» 
« Горе человеку, если он один» 
« Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно» «Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь» 
- Перечитайте авторский вывод? Согласны ли вы с ним? 
( «Берегите честь смолоду». 
«В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости») 

7. Задание с элементом физической активности "Посадим берёзку"

-Ребята, а какие навыки и полезные привычки можно приобрести в молодости, чтобы они помогали в нашей жизни?

(Трудолюбие, ответственность, внимание, уважение к старшим, дружелюбие, приветливость, честность, искренность, отзывчивость, скромность, настойчивость, вежливость)

-Напишите каждый по одному слову на листике берёзки и давайте украсим ими наше деревце. Берёзка будет расти, а все названные вами навыки и привычки укрепляться в вашем характере. И тогда вам легче будет найти дело по душе, верных и надёжных друзей.

Об этом вы тоже можете написать в той части работы, которая будет элементом сочинения.

В нём вы должны выразить своё отношение к главной мысли данного текста и привести аргумент-доказательство из художественной литературы, доказывающий   ваше утверждение.

8. Работа в группах

Приложение 
Речевой помощник 

Дорогой друг! 
I. Если ты встретишь затруднение по одному из вопросов текста, обратись к речевому клише. Вставь пропущенные слова. 

Почему надо беречь друзей? Молодость – это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в …, и в … .Человека портит счастье, если он переживает его … . 
Горе человеку, если … … . 

В чем ценность молодости? Цените всё хорошее, что приобрели в молодости. Ничто из приобретенного в … не проходит бесследно. Хорошие навыки …облегчат …, дурные … . 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполни таблицу примерами из текста. И сделайте вывод.

Языковые особенности публицистического стиля речи

 

Эпитеты

Синонимы

Антонимы

Неполные предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Публицистический стиль соединяет особенности художественного и разговорного стилей. Жанр письма помогает создать доверительный тон. Короткие предложения передают убеждённость автора в том, что он говорит.

 

3. Подберите синонимы к словам:

сверстник -

подлинный -

несчастье -

облегчат -

беречь -

 

Допиши пословицы:

В молодости, как в половодье, иди...прямо.

Кто смолоду трудится, тот на всё ...сгодится.

Молодому крепиться, впредь...пригодится.

 

 

Орфографическая работа (Запись слов на доске)

 Будь внимателен при написании следующих слов: 
Университет 
Сверстник 
Приобретать 
Опять-таки 
Смолоду 
Неразделенная радость – не радость.

Запись трудных в орфографическом плане слов в тетрадь

 
III.Рефлексивно-оценочный этап. 

-О чём вы задумались в ходе урока?
-Ребята, а без каких качеств, приобретаемых в молодости, невозможна счастливая жизнь?

Повторное чтение.Написание изложения с элементами сочинения.


 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molodost_-_vsya_zhizn.pptx776.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Молодость – вся жизнь ». Д. С. Лихачёв

Слайд 2

Д. С. Лихачёв (1906 -1999) Российский учёный-литературовед, историк культуры, публицист , общественный деятель « Надо быть открытым людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее». (Д. С. Лихачёв)

Слайд 3

«Письма о добром и прекрасном » Книга Д.С. Лихачева больше предназначена для молодежи. Автор в простой доступной форме рассказывает о самом для себя главном и делится опытом прожитой жизни.

Слайд 4

«Молодость –вся жизнь »

Слайд 5

Ключевые слова 1.взрослая жизнь неразделённая радость иная обстановка пора несчастий оказалось иначе 4.берегите молодость 2.сверстники не проходит бесследно друзья молодости привычки и навыки круг знакомых 5. Береги честь смолоду 3.подлинные друзья поступки, совершённые время сближений в молодости настоящая дружба хорошие и дурные

Слайд 6

Что выражено в заглавии – тема или идея? Тема: молодость –важный этап в жизни человека Идея: всё, приобретённое в молодости, определяет нашу последующую жизнь

Слайд 7

Публицистический стиль В каком стиле написан данный текст? Каково назначение публицистического стиля речи ? Назовите основные жанры публицистического стиля.

Слайд 8

Жанры публицистического стиля 1.очерк 2.статья 3. репортаж 4. интервью 5.письмо Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь (Словарь С. И. Ожегова)

Слайд 9

Рассуждение Тезис: «Друзья молодости оказались самыми верными» Аргументы: Вывод:

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ" с презентацией к уроку

Методическая разработка представляет собой урок-практикум, на котором отрабатывается композиция сочинения по тексту. Содержание текста актуальное. Представлены готовых 2 сочинения по данному тексту, ...

Методическая разработка урока русского языка для 11 класса по теме "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ"

Данная разработка урока практикума является основой для одноимённой презентации по теме....

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"

Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...

Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста.»

Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах  исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ....

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ"

Методическую разработку можно использовать на уроках русского языка и факультативных занятиях. Помогает подготовить учащихся к 27 заданию ЕГЭ....