Методическая разработка урока русского языка для 11 класса по теме "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Зацепина Галина Николаевна

Данная разработка урока практикума является основой для одноимённой презентации по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Даниловская СОШ»

План открытого урока

русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к сочинению по тексту

в формате ЕГЭ»

Учитель – Зацепина Галина Николаевна

2014

Цель урока:  создать условия для отработки композиции сочинения-рассуждения по предложенному тексту в формате ЕГЭ. (Слайд №2 .)

Задачи урока:

Образовательные: продолжить подготовку к выполнению 25-ого задания ЕГЭ, отрабатывать умение составлять композицию сочинения-рассуждения, делить текст на абзацы (критерий К5).

Развивающие: развивать умение работать с текстом, вести исследовательскую работу, делать логические выводы.

Воспитательные:  воспитывать в старшеклассниках потребность жить в мире и согласии с другими народами, нетерпимое отношение к разжигателям войн.

Тип урока: урок-практикум с элементами исследовательской работы.

Оборудование урока: 

  1. Ноутбук, экран, проектор.
  2. Колонки.
  3. Презентация урока по теме на ноутбуке.
  4. Фонограмма.
  5. На доске – дата, тема урока.

На обратной стороне доски – эпиграф урока и план сочинения-рассуждения.

  1. Текст Юрия Лотмана на ноутбуке и на карточках (всем присутствующим).
  2. Сочинение №1, не разделённое на абзацы, по тексту Юрия Лотмана на ноутбуке и на карточках (всем присутствующим).
  3. Отредактированное сочинение по тексту Ю.Лотмана для самопроверки на ноутбуке.
  4. Сочинение с нарушенной композицией по тексту Юрия Лотмана  на карточках (всем присутствующим).
  5. Отредактированное сочинение для самопроверки на ноутбуке.
  6. Книга Захара Прилепина  «Паталогии».
  7. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич. – Изд. 5-е. – Ростов на Дону: Легион, 2013. (С.127-128).

Подготовка к уроку:

Класс заранее разбивается на 2 группы.

Ход урока.

  1. Организационный  момент.

1. Слово учителя:  У нас сегодня открытый урок русского языка. Я надеюсь, что на уроке  у нас будет царить  взаимовыручка, готовность прийти друг другу на помощь.

Пожелаем друг другу успеха!

2. Знакомство с темой урока. (Слайд 1)

3. Формулировка учениками цели урока.

- Как вы думаете, какова основная цель данного урока?

 (Продолжить подготовку к выполнению 25-ого задания ЕГЭ:  отрабатывать умение составлять композицию сочинения-рассуждения,  делить текст на абзацы). ( Критерий К5).  (Слайд 2)

4. Эпиграф урока: (Слайд 3 + обратная сторона доски)

Жалкий человек!

Чего он хочет!.. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?

- Кому принадлежат данные слова?

               (Это отрывок из стихотворения «Валерик» Михаила Юрьевича Лермонтова)

- Как вы понимаете смысл данных слов Михаила Юрьевича? Почему человек «жалкий»?

  1. Работа по теме урока.

1. Повторение теории.   (Слайд 4)

 1. Сколько баллов набирает выпускник за правильноё выполнение ЕГЭ?

(56 баллов за 100-процентное выполнение ЕГЭ).

2. А сколько баллов из 56 выпускник набирает за задание №25 – сочинение рассуждение по тексту?

(23 балла)

Значит, наша задача – научиться писать сочинение-рассуждение по тексту как можно лучше.

3. Каков должен быть объём сочинения? Что грозит выпускнику, если норма количества слов в сочинении будет меньше установленной нормы?

( Менее 150, но более 70 – баллы по критериям уменьшаются, менее 70 слов – выпускник получает 0 баллов).

4. Из скольких обязательных пунктов должна состоять композиция сочинения-рассуждения по предложенному тексту?

5. Правильно  ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в формате ЕГЭ?  Если допущены ошибки, то назовите их. (Слайд 5)

  1. Проблема.
  2. Своя позиция
  3. Позиция автора
  4. Аргумент 1
  5. Аргумент 2
  6. Комментарий.
  7. Заключение.

Проверим себя!

Правильный план сочинения по тексту: (Слайд 6 + обратная сторона доски)

1.   Проблема.

  1. Комментарий.
  2. Позиция автора
  3. Своя позиция
  4. Аргумент 1
  5. Аргумент 2
  6. Заключение.

2.  Работа с текстом    Юрия Лотмана.

1) Определение проблемы.

 Задание классу:  1) Послушайте текст. (Слайд 7)      

2) Сравните формулировки проблем, предложенные учащимися. Все ли проблемы отражены в данном тексте? Укажите номера правильных ответов.

1. В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к Великой Отечественной войне.

 2. В тексте Юрия Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни.

3. Что такое «мир»?   Какое влияние он оказывает на человека? Такие вопросы заинтересовали автора.

4. Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов.

 

Текст. ( Слайд 8 + карточки с текстом всем). (Текст читает учитель  под фонограмму)).    

 Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких людей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие.

И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют, и что те, что сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

      Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.

(Юрий Лотман)

(Ответ: №2 и №4 – Проблема  межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни).

3. Работа в группах с готовым сочинением по тексту Юрия Лотмана.

 (Слайд 9  + карточки с готовым сочинением  всем присутствующим + документ с текстом сочинения на ноутбуке, где работает  1 группа детей).  

Задание: Не читая сочинение, определите нарушение требований к нему.

Вспомните критерий К5 оценивания сочинения на ЕГЭ.

(В работе нет нарушений абзацного членения -  выпускник получает 2 балла, 1 нарушение – 1 балл, 2 нарушения – 0 баллов)

Сочинение 

 (Слайд  10 + текст на отдельной странице в ноутбуке для работы группы)

 Культуролог и литературовед Юрий Лотман в своём тексте поднимает проблему межнациональных конфликтов, так остро стоящую в наши дни.  Автор рассказывает, что среди его близких людей были представители самых разных национальностей, а  теперь он «вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли».  Литературовед утверждает, что все люди имеют равные права, и сущность человека определяется не цветом его кожи или языком, на котором он говорит.  Автор убеждён, что против сегодняшних агрессоров может быть направлен завтрашний удар. «Спрятаться не удастся никому»,- пишет он. По мысли автора, эта проблема касается каждого из нас. Позиция Юрия Лотмана предельно ясна: он возмущён «клиническим безумием ненависти», которое заставляет людей убивать друг друга.  Невозможно не согласиться с  автором.  Я тоже убеждёна в том, что межнациональные войны – это позор человечества, худшее из зол, существующих на свете. К несчастью, время ничему не учит людей.  Мы постоянно слышим тревожные сообщения о межнациональных конфликтах в различных уголках нашей планеты. В подтверждение моей точки зрения можно привести множество примеров. Во-первых, их можно найти в нашей истории: непрекращающиеся военные конфликты на Кавказе, преследование евреев. Мы были свидетелями национального конфликта в Киргизии. В настоящее время идёт братоубийственная война на Украине. Все народы должны сплотиться ради жизни будущих поколений, ради сохранения жизни на земле. Проблема межнациональной розни нашла отражение и в русской литературе.  В повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» показана дружба двух мальчиков – Алхузура и Кольки, принадлежащих к разным национальностям. Не случайно герои назвали себя кровными братьями.  Все народы – братья, а братоубийству не может быть прощения.  В заключение хочу сказать, что Юрий Лотман – мудрый человек. Он призывает читателей задуматься над грозящей миру катастрофой, остановить бессмысленное истребление народами друг друга, ведь «колокол звонит по каждому из нас»!

 

 Задание: Разделите сочинение на абзацы.

Обоснуйте ваш вариант абзацного членения.

Все ли пункты плана отражены в сочинении?  (10мин)  ( Слайд 11) 

4. Проверка самостоятельной групповой работы путём демонстрации полученного текста на экране с обоснованием деления на абзацы. 2-ая группа оценивает работу. (5 мин.)

Проверьте себя!

 Сочинение  (Слайд  12)

    Культуролог и литературовед Юрий Лотман в своём тексте поднимает проблему межнациональных конфликтов, так остро стоящую в наши дни.      

   Автор рассказывает, что среди его близких людей были представители самых разных национальностей, а  теперь он «вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли».  Литературовед утверждает, что все люди имеют равные права, и сущность человека определяется не цветом его кожи или языком, на котором он говорит.  Автор убеждён, что против сегодняшних агрессоров может быть направлен завтрашний удар. «Спрятаться не удастся никому»,- пишет он. По мысли автора, эта проблема касается каждого из нас.

         Позиция Юрия Лотмана предельно ясна: он возмущён «клиническим безумием ненависти», которое заставляет людей убивать друг друга.                                                      

   Невозможно не согласиться с  автором.  

         Проблема межнациональной розни нашла отражение и в русской литературе.  В повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» показана дружба двух мальчиков – Алхузура и Кольки, принадлежащих к разным национальностям. Не случайно герои назвали себя кровными братьями.  Все народы – братья, а братоубийству не может быть прощения.    

        Я тоже убеждёна в том, что межнациональные войны – это позор человечества, худшее из зол, существующих на свете. К несчастью, время ничему не учит людей.  Мы постоянно слышим тревожные сообщения о межнациональных конфликтах в различных уголках нашей планеты. В подтверждение моей точки зрения можно привести множество примеров. Во-первых, их можно найти в нашей истории: непрекращающиеся военные конфликты на Кавказе, преследование евреев. Мы были свидетелями национального конфликта в Киргизии. В настоящее время идёт братоубийственная война на Украине. Все народы должны сплотиться ради жизни будущих поколений, ради сохранения жизни на земле.

          В заключение хочу сказать, что Юрий Лотман – мудрый человек. Он  призывает читателей задуматься над грозящей миру катастрофой, остановить бессмысленное истребление народами друг друга, ведь «колокол звонит по каждому из нас»!

5. Самостоятельная работа с сочинением №2 по тексту Юрия Лотмана.

 Задание : Прочитайте ещё одно сочинение по тексту Юрия Лотмана. Оно уже разбито на абзацы.

 Вопрос: Можно ли данное сочинение оценить положительно? Если нет, то почему?

( Нарушена композиция, а вместе с ней - логика сочинения).   (Слайд13)

Сочинение. (Слайд 14+ карточки)

       О человеческой жестокости друг к другу, о межнациональной розни рассказывает и  Анатолий Приставкин в своей повести «Ночевала тучка золотая». Подросток Колька не может понять, что взрослые люди могут охотиться на детей только потому, что они русские. Страшно читать строки, где автор рассказывает, что чеченцы Сашке вспороли живот, натолкали туда вместо требухи кукурузы и травы и повесили ребёнка под мышки на остриё забора. Дети чувствуют, что взрослые несправедливы. Колька и мальчик-чеченец Алхузур сдружились, считают себя братьями, вместе ищут безопасное место. Это вызов тем, кто разжигает межнациональную вражду

      Я не могу не согласиться с мнением автора.

       Пролетают века.  Люди всё чаще говорят о гуманизме,  а межнациональные войны не прекращаются.   Можно  привести множество примеров. Во-первых, военный конфликт между Грузией и Абхазией. Постоянная вражда в Дагестане. Сегодня мы являемся свидетелями национального конфликта в Украине, где убивают мирных граждан только за то, что они имеют свою точку зрения на дальнейшее развитие государства. А ведь вопрос можно было решить мирным путём! К несчастью, люди не учатся на ошибках предыдущих поколений.

       Итак, каждый из нас должен задуматься над тем, к чему  призывает в тексте  Юрий Лотман.  Необходимо остановить бессмысленное истребление народами друг друга, восстать против тех, кто греет руки на убийстве людей. Все народы должны сплотиться ради жизни будущих поколений, ради сохранения жизни на земле.  

        Разные языки, разный цвет кожи – к несчастью, этого более чем достаточно, чтобы разжечь кровавый пожар, подогреваемый слепой, беспричинной ненавистью людей. Именно проблему межнациональных конфликтов поднимает в своём тексте Юрий Лотман.

       Юрий Лотман приходит к следующему выводу: необходимо остановить безумие ненависти, проблема межнациональных войн  касается каждого из нас.

        Автор не случайно обращается к этой проблеме. К сожалению, национальный вопрос никогда не терял своей актуальности.  Тревожные сообщения о межнациональных конфликтах в различных уголках нашей планеты мы слышим постоянно. Размышляя над проблемой, Лотман особо подчёркивает, что среди его близких людей были представители самых разных национальностей. Все люди имеют равные права, и сущность человека определяется не цветом его кожи или языком, на котором он говорит. Именно эту мысль стремится донести до читателей автор.

Задание: восстановите текст сочинения. Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связный текст. Для этого расставьте номера данных фрагментов вместо букв. Обоснуйте свой ответ. (Слайд 15 + инструментальная музыка)

Проверь себя! (Слайд 16)

        Разные языки, разный цвет кожи – к несчастью, этого более чем достаточно, чтобы разжечь кровавый пожар, подогреваемый слепой, беспричинной ненавистью людей. Именно проблему межнациональных конфликтов поднимает в своём тексте Юрий Лотман.

       Автор раскрывает данную проблему, рассказывая, что  среди его близких людей были представители самых разных национальностей. Но на земле, к   сожалению, национальный вопрос никогда не терял своей актуальности.  Тревожные сообщения о межнациональных конфликтах в различных уголках нашей планеты мы слышим постоянно. Размышляя над проблемой, Лотман особо подчёркивает, что все люди имеют равные права, и сущность человека определяется не цветом его кожи или языком, на котором он говорит. Именно эту мысль стремится донести до читателей автор

      О человеческой жестокости друг к другу, о межнациональной розни рассказывает и Анатолий Приставкин в своей повести «Ночевала тучка золотая». Подросток Колька не может понять, что взрослые люди могут охотиться на детей только потому, что они русские. Страшно читать строки, где автор рассказывает, что чеченцы Сашке вспороли живот, натолкали туда вместо требухи кукурузы и травы и повесили ребёнка под мышки на остриё забора. Дети чувствуют, что взрослые несправедливы. Колька и мальчик-чеченец Алхузур сдружились, считают себя братьями, вместе ищут безопасное место. Это вызов тем, кто разжигает межнациональную вражду

       Я не могу не согласиться с мнением автора.

        Автор не случайно обращается к этой проблеме. Пролетают века.  Люди всё чаще говорят о гуманизме,  а межнациональные войны не прекращаются.   Можно  привести множество примеров. Во-первых, военный конфликт между Грузией и Абхазией. Постоянная вражда в Дагестане. Сегодня мы являемся свидетелями национального конфликта в Украине, где убивают мирных граждан только за то, что они имеют свою точку зрения на дальнейшее развитие государства. А ведь вопрос можно было решить мирным путём! К несчастью, люди не учатся на ошибках предыдущих поколений.

        Итак, каждый из нас должен задуматься над тем, к чему  призывает в тексте  Юрий Лотман.  Необходимо остановить бессмысленное истребление народами друг друга, восстать против тех, кто греет руки на убийстве людей. Все народы должны сплотиться ради жизни будущих поколений, ради сохранения жизни на земле.  

  1. Домашнее задание  (Слайд 17)
  • Написать своё сочинение-рассуждение по тексту Юрия Лотмана.

Для тех, кто затруднится, я приготовила шаблон-подсказку.

Материал для сочинения (шаблон-подсказка):

 Литературовед  Юрий Лотман в тексте поднимает проблему…

 Размышляя над поставленной проблемой, автор рассказывает … По его мнению, в наши дни…  

 Таким образом, автор приходит к следующему выводу, что…

 Невозможно не согласиться с автором.

 Данная проблема раскрывается писателем… в произведении…. Его герой…

 Я тоже убеждён в том, что…

 В заключение хочу сказать, что…

  1. Дополнительный материал.  (Слайд 18)

В конце ноября 2014 года Захар Прилепин получил премию за книгу «Паталогии». В ней автор поднимает проблему межнациональных конфликтов, столь острую в настоящее время. Материал данного произведения вы можете взять в качестве аргумента.

(Учитель читает фрагмент из произведения)

  1.  Рефлексия (Слайд 19)

1. Что дал вам сегодняшний урок?

2. На каком уровне готовности к сочинению по тексту в формате ЕГЭ  находитесь вы после сегодняшнего урока? Оформим оценочное дерево в виде магнитиков разных цветов.

1 уровень: самостоятельно написать пока не смогу - красный

2 уровень: напишу, но присутствуют затруднения, требуется дополнительная практическая тренировка - жёлтый

3 уровень: надеюсь, что с сочинением справлюсь – зелёный.

  1. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ" с презентацией к уроку

Методическая разработка представляет собой урок-практикум, на котором отрабатывается композиция сочинения по тексту. Содержание текста актуальное. Представлены готовых 2 сочинения по данному тексту, ...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.

Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...