Главные вкладки

    Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
    методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

    Виноградова Анна Михайловна

     

    Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razrbotka_uroka_po_russkomu_yazyku.doc37.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗРБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЯ

    УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

    ВИНОГРАДОВА АННА МИХАЙЛОВНА

    ОПИСАНИЕ   ДЕЙСТВИЯ

          Цели: закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи.

          Методические приемы: беседа по вопросам; элементы анализа текста; работа над исправлением речевых ошибок: работа над планом; письменное описание порядка действий в научном эксперименте.

          Оборудование урока: глубокая тарелка; свеча; стеклянная узкая мерная банка высотой больше свечи; вода, подкрашенная в синий цвет; спички; пластилин.

          Доска: число, классная работа, тема урока: «Описание действия»

    Ход  урока

          I.Беседа о типах речи

          - С какими типами речи вы знакомы? (Рассуждение, повествование, описание)

          - Какова композиция этих типов сочинений?

          - С какими видами описаний вы встречались?

          - Сегодня нам предстоит поучиться, как описывать действия.

    .Как вы думаете, в каких стилях речи уместно описание действия? (Разговорный стиль ( описание похода), официально-деловой стиль (инструкции и др.), публицистический стиль (репортаж, интервью), художественный стиль (описание листопада), научный стиль ( описание порядка действий ( лабораторная работа, эксперимент). А как вы думаете, какие части речи нам помогут в описание действия? (деепричастия, наречия) У всех типов описания есть общая композиция построения текста, но есть и что-то присущее только данному типу (описание помещения, портрета, местности), а что же присуще описанию действий?

    Записывают. Тексты о трудовых процессах обычно включают в себя следующие части:

    Подготовка того или другого человека к работе (рабочий костюм, рабочее место, необходимые инструменты, материалы, поза, внутренняя собранность  и т.д.);

    Ход работы (последовательное описание всех операций – от начала до конца)

    Результаты работы, вывод.

          II.Работа с учебником.

          1.Упражнение 237, стр. 112 (устно): чтение обсуждение, вопросов, определение роли наречий

    А как бы вы озаглавили текст?( «Работа мастера», «Мастерство плотника»)

    Наречия, с помощью которых автор рисует мастерство плотника: .лучше всех, быстро, ровно;

    Наречия, с помощью, которых автор указывает на последовательность: сначала, потом.

    2.Упражнение 238, стр.112 (устно): работа по исправлению речевых ошибок.

    В отрывке из сочинений неоправданный повтор наречия потом. Можно использовать синонимы затем, после, наконец.

    Прочитайте еще раз 1, 2, 3 предложения. Найдите подлежащее.( В 1 – папа, во 2 и 3 нет подлежащего, оно опущено)

    Записывают. В описании действий одного и того же лица( или группы лиц) могут быть предложения с опущенным подлежащим. Это позволяет избегать неоправданного повторения слов и усиливает связь предложений в тексте.

    Слова, помогающие описать действие:

    Во-первых, во-вторых, потом, затем, после этого, дальше, вслед за этим, , весело, неторопливо, спокойно, четко, уверенно, аккуратно, решительно, быстро, медленно, не спеша, торопливо, старательно,

          III.Игра «Кто?Что?Как?»

    А знаете ли вы что воздух состоит (запись на доске)

    Из кислорода           21%

         Азота                   78%

         Других газов         1%

    Когда что-нибудь горит, происходит химическая реакция горения, которая так и называется – горение. Горение возможно только при наличии трех элементов: тепла, горючего и окислителя ( вещества поддерживающего горения).  В отсутствии одного из компонентов пламя гаснет. Когда мы с помощью спички зажигаем свечу, мы производим тепло, необходимое кислороду(окислителю), чтобы зажечь воск, которым пропитан фитиль(горючее).

          Сейчас мы попробуем доказать, что содержание кислорода в воздухе 21%. Смотрите внимательно, что будет происходить, соблюдая полную тишину. Ваша задача после моих слов «все» записать, что и как делал учитель, помня, что в первой части вашей работы вы должны описать подготовку к работе, во второй- ход работы, в третьей – вывод, результат работы. Думаю, вам такая работа знакома, так как вы подобную работу выполняли на уроках физики, а план описания действия мы записали в тетрадь.

          (Учитель закрепляет на дне тарелки свечу с помощью пластилина, наливает в тарелку подкрашенную воду, зажигает свечку и закрывает свечку банкой. Через несколько секунд пламя свечи погаснет. А вода из тарелки войдет в банку, заняв примерно одну пятую часть ее высоты).

          После выполнения задания, зачитываются несколько работ.

          Делается вывод об особенностях описания действия (Сохранение последовательности в описании, четкости, точности описания, о роли наречий.

    Домашнее задание: упр239,240. Учитель предупреждает, что описание не должно быть деловым, похожим на инструкцию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

    Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

    Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»»

    Методическая разработка представляет собой разработку урока русского языку в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»». Разработка адресована учителям русского языка, преподающим в 7 классе (неза...

    Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

    Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

    Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

    Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

    Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

    В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...