Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_yazyka_urok_v_5_kl.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме:

Как пополняется словарный состав  русского языка.

Цели и задачи урока.

Образовательные:

  • •дать понятие о русском словообразовании и заимствовании
  • •способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;
  • познакомить со старославянизмами
  • •закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.

Развивающие:

  • •повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка;
  • •совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.

Воспитательные:

•воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

                                                Ход урока:

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке  у нас гости. Давайте покажем,  чему мы научились!

2.Проверка Домашнего задания.

И начнем мы, как обычно, с повторения  материала прошлых уроков.

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное …    (Слово!)

Слайд 1.

1) А для чего  служат слова? Что  они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

Слайд 2

2) Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? ( Лексика)

Слайд 3

3) Что  такое лексическое значение слова? (То, что слово обозначает)

Слайд 4

4) Где мы можем найти лексическое значение слова? (Толковый словарь)

Слайд 5

5) А сколько лексических значений может быть у слова, и как называются такие слова? (многозначные и однозначные)

Слайд 6

6) Расставьте запутавшиеся буквы по своим местам, составьте словосочетания (устно) с полученными словами. Как называются встретившиеся нам слова?  Разъясните их значения (упражнение на логическое мышление и развитие восприятия, внимания).

РГУД – ГВАР ( друг-враг слова-антонимы)

Слайд 7

7) Пакет адресован для вручения

Словам, близким по значению.

Только вот забыла я,

Как их зовут, мои друзья! (Синонимы)  

-Что мы называем синонимами?

В квартире № 1 письмо получает один из братьев по имени Смелый .Задание: Назвать имена остальных братьев. (Храбрый, Мужественный, Отважный, Бесстрашный, Решительный).

Слайд 8

- Ребята, а сейчас мы поработаем со стихотворением Н. Найдёновой «Осень». Ваша задача: найти слова, употребленные в переносном значении. Определить вид тропов.

Осень по лесу шагает: (олиц.)

Будто пламень лес горит,  (метафора)

Ясень листья осыпает;

Дуб нахмуренный стоит. (олиц.)

И берёзка молодая (эпитет)

С каждым часом всё желтей.

Буйный ветер, налетая, (олиц./ эпитет)

Расплетает косы ей. (олиц.)    Слайд 9 (проверка)                                                                      

- Проверка домашнего задания: ученик показывает нарисованный фразеологизм, остальные учащиеся должны его отгадать.

Слайд 10

- Объясните значение фразеологических оборотов.

Валится из рук (не получается);

Голыми руками взять (легко, без усилий);

Клевать носом (засыпать);

Идти в ногу (согласованно);

Вставлять палки в колёса (мешать);

Давать слово (обещать);

В двух словах (сжато);

Бросать слова на ветер (обещать напрасно);

3. Объяснение нового материала.

- Молодцы, ребята! Я вижу, что путешествие по стране «Лексика» проходит у вас  успешно, но до его окончания еще далеко. Мы с вами не заглянули еще в самые отдаленные её уголки. Продолжить наше путешествие я предлагаю с прослушивания такого предложения: (Слайд 11) « Надел боярин доху, сел в пролетку да и был таков. А крестьянин, путаясь в зипуне и постоянно перематывая лапти, еще долго плелся по столбовой дорожке».

- Скажите, ребята, все ли из встретившихся вам слов употребляются в современном языке? Что с ними  случилось? Почему они исчезли из нашего языка?

Но ведь несмотря на отмирание многих слов, лексика русского языка не только не уменьшается с течением времени, но, напротив, постоянно увеличивается. Вы хотели бы знать, как это происходит? Так давайте вместе и сформулируем тему нашего урока.

(Учащиеся формулируют тему устно, а затем открывают тетради и записывают дату, вид работы, тему) Слайд 12

- Что помогает нам добывать новые знания на уроках? (учебники)

-Давайте откроем учебники на стр. 89 и поработаем с теоретическим материалом под цифрой 3. Какой первый способ пополнения  лексики? (записываем в тетрадь – словообразование)

- Читаем материал под  цифрой 4. Второй путь пополнения – это заимствование (запись в тетрадь).Слайд 13

Продолжаем работать с учебником. Как отличить заимствованное слово от исконно русского? Ответ на этот вопрос вы найдете в упр. 272.

Слайд 14

После прочтения делаем запись в тетрадь:

А) слова начинаются с гласной А или Э;

Б) сочетания в словах КЕ, ХЕ, ГЕ, ПЮ, БЮ, ВЮ, МЮ, КЮ,

В) наличие в слове буквы Ф

Г) соседство двух и более гласных в корне.

4. Закрепление изученного материала.

 - Синтаксическая разминка + физкультминутка.

Дети встали и если слово заимствованное – хлопают в ладоши, русское – топают ногами.

Флюгер, фортепиано, город, кафе, доска, жюри, эхолот, мешок, земля, пюре, йогурт, театр, лист, цвет, место, маэстро, огонь, люстра, молоко, маяк (заимствованные выделены).Давайте посмотрим, из каких же еще языков и какие слова пришли к нам в язык. Слайды 15,16.

- Молодцы, научились отличать заимствованные слова от исконно русских, а сейчас я хочу проверить, сможете ли вы верно подобрать к заимствованным словам  их русские синонимы.

Ученикам раздаются карточки с заданием: Найдите к каждому слову левого столбика синоним из правого столбика, соедините их чертой, определите в каждой паре слов, какое из них является иноязычным, а какое – исконно русским. Попробуйте объяснить, почему вы так считаете. После выполнения проверка на слайде 17. (таблица с верным ответом)

Заимствованные слова

Русские слова

Абсурд

Нелепость

Дефект

Недостаток

Ликвидация

Устранение

Снайпер

Меткий стрелок

Антракт

Перерыв

Чемпион

Победитель

Эгоизм

Себялюбие

Анализ

Разбор

Аплодисменты

Рукоплескание

Алоэ

Столетник

Армия

Войско

 

- Работа с упр .275. Найдите ответы на следующие вопросы по 1 абзацу

Слайд 18

1) К какой группе славянских языков относится русский язык?

2) Из какого языка к нам пришло особенно много слов?

Самостоятельно прочитать текст 2 абзаца и сформулировать вопрос к тексту.

(По каким приметам можно опознать старославянские слова?)

Слайд 19 5. Комментарий Д/З. упр. 276.

 6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Задание: Найдите к каждому слову левого столбика синоним из правого столбика, соедините их чертой, определите в каждой паре слов, какое из них является иноязычным, а какое – исконно русским. Попробуйте объяснить, почему вы так считаете.

Абсурд                                 Меткий стрелок

Армия                                   Нелепость

Дефект                                  Столетник

Ликвидация                          Недостаток

Снайпер                                Устранение

Антракт                                Войско

Чемпион                               Перерыв

Эгоизм                                 Рукоплескание

Анализ                                 Победитель

Аплодисменты                    Себялюбие

Алоэ                                     Разбор

Задание: Найдите к каждому слову левого столбика синоним из правого столбика, соедините их чертой, определите в каждой паре слов, какое из них является иноязычным, а какое – исконно русским. Попробуйте объяснить, почему вы так считаете.

Абсурд                                 Меткий стрелок

Армия                                   Нелепость

Дефект                                  Столетник

Ликвидация                          Недостаток

Снайпер                                Устранение

Антракт                                Войско

Чемпион                               Перерыв

Эгоизм                                 Рукоплескание

Анализ                                 Победитель

Аплодисменты                    Себялюбие

Алоэ                                     Разбор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...

"Как пополняется словарный состав русского языка"

Урок русского языка в 5 классе по учебнику М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др., под ред.Разумовской М.М., П.А.Лексанта. «Русский язык» 5 класс – М., Дрофа, 2015. ФГОС...