Главные вкладки

    Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.

    Цель урока:

    Образовательная:

    ·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя существительное” обогатить словарный запас детей,

    ·         учить выполнять группировку существительных по существенному признаку,

    ·         продолжить работу над деформированным текстом.

    Воспитательная:

    ·         воспитывать любовь к природе,  взаимопомощь,

    ·         умение работать в парах.

    Развивающая:

    ·         развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки,

    ·         развивать монологическую речь.

     

    На уроке использован  деятельностный   подход к обучению (освоение практических способов деятельности). для этого создавались условия для понимания смысла собственной деятельности на уроке;

    Урок способствует  приобретению умений принятия решений, выбора поведения;

    некоторые задания помогали  развитию рефлексии собственной деятельности и ее результата.

     

                                                   Ход урока

    I. Мотивирование к учебной деятельности                                             Слайд1                                                               

    Минутка релаксации

    Какое сейчас время года?

    Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес!      Слайд2                                                                                                                                                        

     Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).

    - Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу)

    - Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).

    - Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).

    - Потрогаем белые стволы берёз (потираем руки).

    - У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим пальчиками)

    -Возвращаемся домой медленнее, мы устали.

    -Вот мы и дома, садимся на свое любимое место.

    II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

     

    Мы с вами побывали в лесу. Он  удивил  нас  чем?  

    - Представьте, что я сейчас бы вам дала задание нарисовать тот лес, в котором мы побывали. Постарайтесь мысленно увидеть образ своей «зимней картины».

    -С чего бы вы начали работу?

    -Чем вы сейчас пользовались в речи?

    -А что это такое?

    III. Постановка учебной задачи

    -попробуйте сами определить тему и  цель нашего урока?

    -повторим, что такое имя существительное

    -закрепим грамматические категории имен существительных

    -учиться будем выделять их среди других частей речи

    Действительно, мы повторим и обобщим знания об имени существительном

    Мы с вами должны ЗНАТЬ:

    •  что такое имя существительное;

    •  грамматические категории имени существительного;

    должны УМЕТЬ:

    •  находить имена существительные;

    •  определять грамматические категории имён существительных;

    Оформление тетрадей

    Словарная работа.

    - Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.

        По снегу меня будете катить -   я буду расти

        А на костре  начнете  греть -  я пропаду.

    - Да, это снежок.  Вы любите играть в снежки?                                            Слайд 3                                                        

    - Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.

    -Какие слова принесли нам снежинки?

    - Перед вами  словарные слова,  в которых  пропущены  буквы, а ниже  «снежки» с этими буквами.

    -  С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова.

    - Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение.

    д…  кабрь           …нварь

    ин…  й                 к…  ртина                        

    сев… р                

    пр … красный

    самопроверка

    - Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием.

    Ребята, какое слово здесь лишнее? Почему?

    IV. Актуализация знаний об имени существительном.

    - Ребята, а чем еще занимаются дети, когда много снега? (лепят снеговика)

     - И  мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега, а из ваших правильных ответов.

    - Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем «лепить».

                                                                                                                                    Слайд № 4                                                  

    1.Что такое имя существительное?

    2.Что оно обозначает?

    3.На какие вопросы отвечает имя существительное?

    4. Какие   бывают существительные?

    (Собственные и нарицательные)

    5. (одушевленные и неодушевленные)

    6. (единственного и множественного числа)

    7.что еще имеют существительные?

    8.как определить род существительных?

    - Кого мы  «cлепили»?

    - Снеговика.

    - Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени существительном.

    ФИЗМИНУТКА

    Мы устали чуточку,

    Отдохнем минуточку.

    Поворот, наклон, прыжок

    Улыбнись, давай, дружок.

    Еще прыжки: раз, два, три

    На соседа посмотри.

    И руками сделай взмах.

    Приседанье на носках

    Руки вверх и тут же вниз

    И за парту вновь садись.

     

    V. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу  

     - Наш путь лежит всё дальше, в зимний лес. А сопровождать нас будет…

                                         Назовите-ка, ребятки,
                                         Месяц в этой вот загадке:
                                        Дни кого – всех дней короче,
                                         Всех ночей длиннее ночи.
                                         На поля и на луга  до весны легли снега.
                                         Только месяц наш пройдет,
                                        Мы встречаем Новый год. (Декабрь)                  

      - Кто? Вы догадались?                                                                                 Слайд № 5                                                

      - Что вы знаете о  декабре?   

      Декабрь- конец года, начало зимы .В декабре самые короткие дни и самые длинные ночи. Самый тёмный, снежный месяц. Его прозвали «студень».

    Задание декабря №1:

    Декабрь принёс с собой много зимних слов.                                                 Слайд № 6                                                   

    Работаем по заданию в парах:

    1столбик- Существительные м.р.

    2столбик - Существительные ж.р.

    3 столбик -Существительные с.р

    -В чем видите проблему? (не определить род у множественного числа)

    -А как это сделать?

     серебро, морозы,  вьюги, солнце, лыжи, снега, сугробы, узоры. небо, деревья, забавы, кружева,

    взаимопроверка

    Гимнастика для глаз                                                                                      Слайд № 7                                                  

                                                                               

    Задание декабря №2:

    Достаю из красочного конверта письмо. Такие же письма лежат у ребят на столах. В тексте пропущены имена существительные.

    Прочтите тект.

     Какая еще проблема? (текст деформированный).

    Что нужно сделать?

    А детям … .

    Наступила морозная … .

    Замелькали в воздухе первые … .

    Саша и Оля лепят … , строят … .

    Тёплым одеялом укроет … землю.

    (зима, снежинки, снег, метели, тропы, радость, снеговиков, крепость)  Слайд № 8                                               

                                                                          

    Слова какой части речи пропущены? Вставить слова, определить род и число.

    Самопроверка                                                                                                       Слайд №9

    Наступила морозная зима .

    Замелькали в воздухе первые снежинки.

    Тёплым одеялом укроет снег землю.

    А детям радость.

    Саша и Оля лепят снеговиков, строят крепость.

    -Посмотрите как природа благодарит вас за выполненное задание                   Слайд №10

     

    VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

         К концу подходит наш урок.

         Надо подвести итог.

    Какую цель мы ставили с вами вначале урока?                                              Слайд №11

    Как  думаете мы с ней справились?

    Над какой темой мы работали?

    Что мы повторили об имени существительном?                                                    Слайд 12

    Что вам особенно понравилось?

                                                                                                                                           Слайд 13

    5. Домашнее задание

    Напишите мини – сочинение (3-4 предложения) о том, как вы помогаете птицам в зимнее время года.

         Спасибо вам, ребята, за работу!

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_5_klass.docx23.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока русского языка 5  класс

    Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна 

    Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.

    Цель урока:

    Образовательная:

    • обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя существительное” обогатить словарный запас детей,
    • учить выполнять группировку существительных по существенному признаку,
    • продолжить работу над деформированным текстом.

    Воспитательная:

    • воспитывать любовь к природе,  взаимопомощь,
    • умение работать в парах.

    Развивающая:

    • развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки,
    • развивать монологическую речь.

    На уроке использован  деятельностный   подход к обучению (освоение практических способов деятельности). для этого создавались условия для понимания смысла собственной деятельности на уроке;

    Урок способствует  приобретению умений принятия решений, выбора поведения;

    некоторые задания помогали  развитию рефлексии собственной деятельности и ее результата.

                                                   Ход урока 

    I. Мотивирование к учебной деятельности                                             Слайд1                                                                

    Минутка релаксации

    Какое сейчас время года?

    Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес!      Слайд2                                                                                                                                                        

     Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).

    - Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу)

    - Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).

    - Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).

    - Потрогаем белые стволы берёз (потираем руки).

    - У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим пальчиками)

    -Возвращаемся домой медленнее, мы устали.

    -Вот мы и дома, садимся на свое любимое место. 

    II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

     

    Мы с вами побывали в лесу. Он  удивил  нас  чем?  

    - Представьте, что я сейчас бы вам дала задание нарисовать тот лес, в котором мы побывали. Постарайтесь мысленно увидеть образ своей «зимней картины».

    -С чего бы вы начали работу?

    -Чем вы сейчас пользовались в речи?

    -А что это такое?

    III. Постановка учебной задачи

    -попробуйте сами определить тему и  цель нашего урока?

    -повторим, что такое имя существительное

    -закрепим грамматические категории имен существительных

    -учиться будем выделять их среди других частей речи

    Действительно, мы повторим и обобщим знания об имени существительном

    Мы с вами должны ЗНАТЬ:

    •  что такое имя существительное;

    •  грамматические категории имени существительного;

    должны УМЕТЬ:

    •  находить имена существительные;

    •  определять грамматические категории имён существительных;

    Оформление тетрадей

    Словарная работа.

    - Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.

        По снегу меня будете катить -   я буду расти

        А на костре  начнете  греть -  я пропаду.

    - Да, это снежок.  Вы любите играть в снежки?                                            Слайд 3                                                        

    - Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.

    -Какие слова принесли нам снежинки?

    - Перед вами  словарные слова,  в которых  пропущены  буквы, а ниже  «снежки» с этими буквами.

    -  С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова.

    - Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение.

    д…  кабрь           …нварь

    ин…  й                 к…  ртина                        

    сев… р                

    пр … красный

    самопроверка

    - Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием.

    Ребята, какое слово здесь лишнее? Почему?

    IV. Актуализация знаний об имени существительном.

    - Ребята, а чем еще занимаются дети, когда много снега? (лепят снеговика)

     - И  мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега, а из ваших правильных ответов.

    - Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем «лепить».

                                                                                                                                    Слайд № 4                                                  

    1.Что такое имя существительное?

    2.Что оно обозначает?

    3.На какие вопросы отвечает имя существительное?

    4. Какие   бывают существительные?

    (Собственные и нарицательные)

    5. (одушевленные и неодушевленные)

    6. (единственного и множественного числа)

    7.что еще имеют существительные?

    8.как определить род существительных?

    - Кого мы  «cлепили»?

    - Снеговика.

    - Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени существительном.

    ФИЗМИНУТКА

    Мы устали чуточку,

    Отдохнем минуточку.

    Поворот, наклон, прыжок

    Улыбнись, давай, дружок.

    Еще прыжки: раз, два, три

    На соседа посмотри.

    И руками сделай взмах.

    Приседанье на носках

    Руки вверх и тут же вниз

    И за парту вновь садись.

    V. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу  

     - Наш путь лежит всё дальше, в зимний лес. А сопровождать нас будет…

                                         Назовите-ка, ребятки,
                                        Месяц в этой вот загадке:
                                       Дни кого – всех дней короче,
                                        Всех ночей длиннее ночи.
                                        На поля и на луга  до весны легли снега.
                                        Только месяц наш пройдет,
                                       Мы встречаем Новый год. (Декабрь
    )                  

      - Кто? Вы догадались?                                                                                 Слайд № 5                                                

      - Что вы знаете о  декабре?    

      Декабрь- конец года, начало зимы .В декабре самые короткие дни и самые длинные ночи. Самый тёмный, снежный месяц. Его прозвали «студень».

    Задание декабря №1:

    Декабрь принёс с собой много зимних слов.                                                 Слайд № 6                                                  

    Работаем по заданию в парах:

    1столбик- Существительные м.р.

    2столбик - Существительные ж.р.

    3 столбик -Существительные с.р

    -В чем видите проблему? (не определить род у множественного числа)

    -А как это сделать?

     серебро, морозы,  вьюги, солнце, лыжи, снега, сугробы, узоры. небо, деревья, забавы, кружева,

    взаимопроверка

    Гимнастика для глаз                                                                                      Слайд № 7                                                  

                                                                               

    Задание декабря №2:

    Достаю из красочного конверта письмо. Такие же письма лежат у ребят на столах. В тексте пропущены имена существительные.

    Прочтите тект.

     Какая еще проблема? (текст деформированный).

    Что нужно сделать?

    А детям … .

    Наступила морозная … .

    Замелькали в воздухе первые … .

    Саша и Оля лепят … , строят … .

    Тёплым одеялом укроет … землю.

    (зима, снежинки, снег, метели, тропы, радость, снеговиков, крепость)  Слайд № 8                                                

                                                                           

    Слова какой части речи пропущены? Вставить слова, определить род и число.

    Самопроверка                                                                                                       Слайд №9

    Наступила морозная зима .

    Замелькали в воздухе первые снежинки.

    Тёплым одеялом укроет снег землю.

    А детям радость.

    Саша и Оля лепят снеговиков, строят крепость.

    -Посмотрите как природа благодарит вас за выполненное задание                   Слайд №10

    VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

         К концу подходит наш урок.

         Надо подвести итог.

    Какую цель мы ставили с вами вначале урока?                                              Слайд №11

    Как  думаете мы с ней справились?

    Над какой темой мы работали?

    Что мы повторили об имени существительном?                                                    Слайд 12

    Что вам особенно понравилось?

                                                                                                                                           Слайд 13

    5. Домашнее задание

    Напишите мини – сочинение (3-4 предложения) о том, как вы помогаете птицам в зимнее время года.

         Спасибо вам, ребята, за работу!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».

    Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».  Тип урока: обобщение и проверка знаний о предлогах.Цели: 1)...

    Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Обобщение по теме "Имя числительное"

    Данный урок представляет собой заочную экскурсию по Санкт-Петербургу. Путешествуя по городу, учащиеся повторяют основные правила, связанные с темой "Имя числительное"....

    Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Повторение и обобщение изученного по теме "Причастие"

    Урок - экскурсия в музей Русского языка проводится с целью обобщения, систематизации знаний, умений и навыков по теме "Причастие"Задачи:1. систематизировать знания о причастии как о самостоятельной ча...

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"

    Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...

    Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».

    Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...

    Методическая разработка урока решения задач по физике для 10 класса: "Обобщение знаний и умений учащихся по теме «Постоянный ток»".

    Методическая разработка урока решения задач по физике для 10 класса – "Обобщение знаний и умений учащихся по теме «Постоянный ток»"....