Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

 

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге». 

 

Тип урока: обобщение и проверка знаний о предлогах.

Цели:

1)                    Образовательные: обобщить и систематизировать полученные на предыдущих уроках знания учащихся о предлоге;

закрепить умения правильного написания предлогов.

2)                    Развивающие: развивать умения учащихся применять знания в изменённой ситуации (при создании проектов); логические операции мышления: сравнение, анализ и синтез; познавательный интерес к предмету; формировать коммуникативную компетенцию при групповой работе, творческий подход к знаниям.

3)                      Воспитательные: воспитывать ответственность учащихся за общий результат групповой деятельности.

Оборудование: план урока, таблица «Правописание производных предлогов», раздаточный материал с рядами слов и сочетаний слов, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, ватман и канцелярские принадлежности, оценочные листы для каждой группы.

Методы  обучения:

1.     Метод устного контроля.

2.     Наглядный.

3.     Практический (метод упражнений).

4.       Словесный.

5.     Метод формирования интереса к учению.

6.      Метод проекта (исследовательский метод, творческий).

7.     Метод самоконтроля.

Формы организации обучения:

·        фронтальная;

·        дифференцированно-групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 7 классе

Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».

                                                       Выполнила

                                                         учитель русского языка и литературы

                                                      школы № 847 г. Москвы

                                                      Рыжкина Ольга Александровна                  

         

Школа № 847

 Класс - 7 «Б»

Предмет: русский язык

Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».

Тип урока: обобщение и проверка знаний о предлогах.

Цели:

  1. Образовательные: обобщить и систематизировать полученные на предыдущих уроках знания учащихся о предлоге;

закрепить умения правильного написания предлогов.

  1. Развивающие: развивать умения учащихся применять знания в изменённой ситуации (при создании проектов); логические операции мышления: сравнение, анализ и синтез; познавательный интерес к предмету; формировать коммуникативную компетенцию при групповой работе, творческий подход к знаниям.
  2.   Воспитательные: воспитывать ответственность учащихся за общий результат групповой деятельности.

Оборудование: план урока, таблица «Правописание производных предлогов», раздаточный материал с рядами слов и сочетаний слов, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, ватман и канцелярские принадлежности, оценочные листы для каждой группы.

Методы  обучения:

  1. Метод устного контроля.
  2. Наглядный.
  3. Практический (метод упражнений).
  4.   Словесный.
  5. Метод формирования интереса к учению.
  6.  Метод проекта (исследовательский метод, творческий).
  7. Метод самоконтроля.

Формы организации обучения:

  1. фронтальная;
  2. дифференцированно-групповая.

Ход урока

  1. Организационный момент

Деление учителем учащихся на 4 творческие группы (группировка учащихся происходит на основе их способностей).

Выбор самими членами группы одного ученика-координатора их совместной деятельности.

Выставление каждым учеником себе оценки во 2 графу оценочного листа (Какую оценку хочу получить?).

  1. Фронтальный опрос по теме урока

Вопросы: 1) Что вы знаете о предлогах? 2) Какие предлоги называются производными, а какие – непроизводными? Расскажите о  слитных и раздельных написаниях производных предлогов. Во время ответа вы можете пользоваться таблицей «Правописание производных предлогов» (таблица на доске).

  1. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы с вами обобщим весь изученный материал о предлоге.  Эта незаметная на первый взгляд служебная часть речи таит в себе много загадок и, к сожалению, много сложностей в правописании. Чтобы предлог стал нашим хорошим знакомым, и при выполнении контрольной работы на следующем уроке протянул руку помощи, мы

  1. представим его таким, каким он видится только нам;
  2. расскажем о нем всё без утайки;
  3. докажем, что и маленькая служебная часть речи заслуживает нашего внимания.
  1. Разминка «Посмотри на предлоги»

Задание №1. (Используется раздаточный материал)

Найдите «лишнее» слово или сочетание слов в предложенных рядах.

  1. Без, к, ради, от, согласно, также, над.
  2. Благодаря брата, благодаря брату.
  3. Насчёт работы, на счёт банка.
  4. Оглянулся вокруг, вокруг оси.

По ходу выполнения работы учитель задаёт вопросы. Например:

  1. ПРЕДЛОГ – ПРЕДЛОГ (запись на доске).

- Я написала на доске слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению.

Как называются такие слова?

 (  Омонимы)

- Определите лексическое значение этих слов. Поработайте с толковым словарём русского языка С. И. Ожегова.

( ПРЕДЛОГ ¹- в грамматике: служебное слово, выражающее отношения между грамматически зависящими друг от друга словами / Служебная часть речи.

ПРЕДЛОГ²- внешний повод к чему-нибудь. Найти предлог для отказа.)

  1.  - В каком падеже употребляются существительные с предлогами благодаря, согласно, наперекор, вопреки?  ( С дательным. Поступить согласно правилу.) 
  2. – Какие слова называются синонимами?

( Синонимы - слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению.)

- Какой синонимичный непроизводный предлог можно подобрать к слову по причине ? ( Из-за)

Задание №2.  Укажи, предлог, приставка или частица перед тобой.

  1. Не ? суди по ? приезду, суди по ? отъезду.
  2. Язык до ? Киева до ? ведёт.
  3. За ? говорил, так надо до ? говаривать.
  4. Без ? рас ? суждения не ? делай о ? суждения.

  1. Проектная деятельность

Задание для 1 группы: представьте в полном объёме теоретические сведения о предлоге как параграф учебника (в виде опорной схемы).

Критерии оценки: полнота представленного материала, логичность передачи содержания, оформление проекта.

Задание для 2 группы: составьте кроссворд (или ребусы)  на тему «Предлог». Используйте данные ниже предлоги.

Мимо,  вопреки,  вследствие,  навстречу, благодаря, возле, после, насчёт, наподобие, ввиду, вместо, вокруг, над, для, от, за, наперекор, внутри, против, впереди, вдоль (можно и другие).

Критерии оценки:  чёткость формулировки вопроса, оформление проекта.

Задание для 3, 4 групп: представьте проект контрольной работы по теме «Предлог» (можно в виде теста).

Критерии оценки: чёткость формулировки заданий, полнота проверки теоретических и практических знаний и умений, оформление проекта.

  1. Представление проектов «Наш взгляд на предлог»

Координаторы групповой деятельности определяют учащихся, которые представляют оформленные на листах ватмана проекты.

  1. Подведение итогов

Учитель анализирует представленные проекты в соответствии с критериями оценок, выделяет удачные моменты в содержании и оформлении работ.

Учащиеся в группах самостоятельно и коллегиально выставляют оценки.

Задание №1. (Используется раздаточный материал)

Найдите «лишнее» слово или сочетание слов в предложенных рядах.

  1. Без, к, ради, от, согласно, также, над.
  2. Благодаря брата, благодаря брату.
  3. Насчёт работы, на счёт банка.
  4. Оглянулся вокруг, вокруг оси.

Задание №2.  Укажи, предлог, приставка или частица перед тобой.

  1. Не ? суди по ? приезду, суди по ? отъезду.
  2. Язык до ? Киева до ? ведёт.
  3. За ? говорил, так надо до ? говаривать.
  4. Без ? рас ? суждения не ? делай о ? суждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления».

. «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления» - это 24 урок к главе «Тепловые яв¬ления». Пройдены темы: «Температура», «Внутренняя энергия», «Виды теплообмена», «Закон сохранения в...

Урок – сказка в 5 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Урок - сказка «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи» предназначен  для обучающихся 5 класса. В игровой форме ученики повторят весь пройденный м...

Уроки в 6-ом классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Лексика»

Цели уроков: закрепить базовые понятия лексики, сформировать прочные навыки лексического разбора слова, обогатить активный и потенциальный словарный запас учащихся, совершенствовать навыки устной и пи...

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме «Азот и фосфор» (учебник Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.)

Размещена технологическая карта обобщающего урока химии по теме "Азот и фосфор", отражающая элементы содержания образования, межпредметные связи, основные средства обучения, планируемые (предметные и ...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Разработка урока алгебры в 8 классе «Квадратные уравнения. Обобщение и систематизация знаний по теме»

Цель урока - повторение и анализ формулы нахождения корней квадратного уравнения, теоремы Виета; усвоение системы знаний и их применение для выполнения практических задач;-...

Урок химии в 10 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций в органической химии"

Содержание урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта....