Главные вкладки

    Урок – сказка в 5 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Быкова Наталья Владимировна

     

    Урок - сказка «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи» предназначен  для обучающихся 5 класса. В игровой форме ученики повторят весь пройденный материал по разделу "Морфемика". К уроку прилагается презентация.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».

    Цели:  - обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу

                  «Морфемика. Орфография. Культура речи»;

                - формировать навыки объяснения зависимости написания слова от  

                   его   значения и строения;

              - развивать речь учащихся, мышление, внимание, память, развитие

                  навыков;  

               -  морфемного разбора;

             - прививать любовь к устному народному творчеству;

             - прививать любовь и интерес к русскому языку.

    Форма урока: урок-сказка.

    Оборудование: компьютер, проектор, экран.

                                               Ход урока.

    I. Вступительное слово учителя.

    Друзья мои! Сегодня мы завершаем изучение темы «Морфемика. Орфография. Культура речи» в 5 классе. Наш  обобщающий урок мы проведём в необычной форме – урока – сказки.  

    II.  Повторение и систематизация сведений по морфемике и орфографии.

    Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. И было у него 3 сестры: Марья,  Елена и Анна. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-царевич сестер замуж за царей медного, серебряного и золотого царства. Целый год он жил без сестер, соскучился по ним и решил их навестить. Отправился  Иван в путь.

            По дороге повстречал Василису Прекрасную. Полюбили они друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Василису.

            Иван-царевич погоревал-погоревал, да делать нечего. Сел он на коня и поехал выручать свою любимую.

            Давайте и мы, ребята, отправимся вслед за Иваном и поможем ему найти и освободить Василису Прекрасную. А в этом нам помогут наши знания, умения и навыки по разделу  «Морфемика. Орфография. Культура речи». Итак, в путь.

            Ехал Иван близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечера - красна солнышка до закату и наезжает на камень. А на камне том написано предложение, которое ему надо разобрать синтаксически. Если это задание выполним, то камень повернется и освободит дорогу.

            

                                 _______________________________

    Учитель: - Как вы понимаете смысл этой пословицы?

    Учитель: Повернулся камень, и Иван-царевич поехал дальше. Едет путем-дорогою, а навстречу ему седой старичок – боровичок.

    - Здравствуй, дедушка! – говорит Иван.

    - Здравствуй, добрый молодец! Что ищешь, куда путь держишь?

     Рассказал Иван старичку - боровичку о горе своем.

    -Помогу тебе, Иван,- говорит дедушка,- если ты вспомнишь и запишешь 10 словарных слов по памяти.

    Учитель: Давайте выручим Ивана-царевича, ребята.  

            (Учащиеся записывают словарные слова.)

    - Ну что ж, - говорит старичок, - задание ты мое выполнил. За это вот тебе перышко волшебное, оно приведет тебя к Бабе Яге, а она тебе поможет победить Кощея и освободить Василису.

    Полетело перышко, а Иван вслед за ним поскакал. Перышко привело его к огненной реке, а там страшный Змей Горыныч преградил ему путь. Шесть голов у него, в каждой пасти он держит задание. Победить его можно, выполнив все задания правильно.

    1. Какие части слова вы знаете? Расскажите о них.

    2. Напишите по 3 слова на каждую схему:

    1)         

    2)                           

    3)          

    4)          

    3. Вспомните 7 названий сказок, в которых имеются слова с оценочными суффиксами. Н.: «Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Репка», «Лисичка-сестричкаи волк», «Бобовое зернышко» и другие.

    4. Вспомните о правописании приставок на з- и с-. Выпишите из предложений слова с этими приставками в 2 столбика: в 1- с приставкой, окончивающейся на з-; во 2- на с-.

    1. Лучше маленькое дело, чем большое безделье.

    2. За бесплодный труд никто спасибо не скажет.

    3. У храбрых есть только бессмертие, смерти у них нет.

    4. Уменье и скалу разрушает.

    5. Всякое решение любит рассуждение.

    6. Бездонную бочку водой не наполнишь.

    7. Хорошему прыжку разбег нужен.

    8. За один раз дерева не срубишь.

    9. Веника не сломишь, а прутья по одному все переломаешь.

    10. Сделал дело, гуляй смело.

    5. Запишите предложения, найдите в них слова с чередующими гласными в корне. Объясните данную орфограмму.

    1. Поскорей подрастай, да к работе поспевай.

    2. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.

    3. Умный надеется на свое дело, а глупый полагается на надежду.

    4. Не беречь поросли - не видать дерева. (Поросль - молодые деревца)

    5. Отложил на осень, а там и бросил.

    6. Чего не положил - не бери.

    7. Кто любит деньги копить, а кто брюхо растить.

    8. Что миром положено, тому и быть так.

    6. Запишите предложение по памяти, в котором содержатся слова исключения на орфограмму «Буквы ы-и после ц» и составьте схему этого предложения.

    (Цыган подошел к цыпленку на цыпочках и цыкнул: «Цыц!»      А: «П!» )    

    Учитель: Все головы срубил Иван-царевич Змею Горынычу и поехал дальше.

    Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Въехал Иван в дремучий лес. Долго ехал он по лесу, пока перышко не привело его к избушке Бабы Яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том случае, если он отгадает 3 ее загадки, запишет слова-отгадки и разберет их по составу.

            1. Не спорю, не белый-

               Я, братцы, попроще..

                   Расту я обычно

                   В березовой роще.

                                                    (Подберезовик)

                2. Из-под снег расцветает,

                    Раньше всех весну встречает.

                                                      (Подснежник)

                 3. Ночью, в полдень, на рассвете

                     Службу он несет в секрете

                     На тропе, на берегу

                     Преграждает путь врагу.

                                                                  (Пограничник)

    Учитель: Понравился Иван-царевич Бабе Яге и, прощаясь с ним, рассказала она, что смерть Кощея наступит, если Иван разгадает кроссворд, который находится на обратной стороне замка и произнесет 3 раза слово, которое получится по вертикали.

    - Многие храбрые воины пытались его разгадать, но не  смогли и превратились в камни. Если ты не разгадаешь его, то и тебя ждет та же участь. Вот возьми, Иван, клубочек, он приведет тебя к дверям Кощеева замка.

    Поблагодарил Иван-царевич Бабу Ягу и поехал за клубочком.

    Долго ли, коротко ли – прикатился клубочек к воротам замка Кощея. Вокруг замка камней видимо-невидимо. Подошел Иван к замку, повернул его. Как ни труден был кроссворд, но он его разгадал.

     

    1

     

     

     

     

     

     

    2

     

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

     

     

     

    5

     

     

     

     

     

    1. Род коротких брюк.

    2. Небольшая лодка, выдолбленная из цельного куста дерева.

    3. Откидной головной убор, пришитый или пристегиваемый к вороту верхней одежды.

    4. Кондитерское изделие – застывшая масса какао с сахаром.

    5. Изделие для чистки, мытья чего-нибудь.           

    Учитель: - Ребята, давайте три раза все вместе произнесём полученное слово.

    Учитель: Умер Кощей. Ожили камни, превратились в молодцев. Освободил Иван-царевич Василису Прекрасную. И в тот же день сыграли они свадьбу. После этого Иван с Василисой  Прекрасной проведали его сестриц, приехали домой и стали жить-поживать, да добра наживать.

            Ребята, Иван-царевич попросил меня поблагодарить Вас за помощь, которую Вы ему оказали.

    III. Подведение итогов.

    -  Какой раздел русского языка  мы с Вами повторяли?

     - Что изучает морфемика?

    - Понравился ли Вам  наш урок?        

    IV. Мотивирование оценок.

     V. Домашнее задание: п. 70-87, упр.455.

    Литература:

    1. Волшебное кольцо: Русские народные сказки. – М.: Дом, 1993.

    2. Л.Т.Григорян. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1988

    3. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов,  Л.А. Тростенцова и др. Русский язык: учебник для 5 класса  общеобразовательных учреждений. –

    М.: Просвещение, 2009

    4. Панов М. В. Занимательная орфография. - М., 1984.

    5. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.

    6. CD Русский язык.  5-7 классы. Дидактический и раздаточный материал. Издательство: Учитель.

            

    Не бойся сказки, бойся лжи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"

    Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"...

    Урок физики в 8 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления».

    . «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления» - это 24 урок к главе «Тепловые яв¬ления». Пройдены темы: «Температура», «Внутренняя энергия», «Виды теплообмена», «Закон сохранения в...

    Тест для учащихся 5 класса по разделу «Морфемика. Орфография.Культура речи.

    Тест для учащихся 5 класса по разделу «Морфемика. Орфография.Культура речи....

    Уроки в 6-ом классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Лексика»

    Цели уроков: закрепить базовые понятия лексики, сформировать прочные навыки лексического разбора слова, обогатить активный и потенциальный словарный запас учащихся, совершенствовать навыки устной и пи...

    Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»

    Цели: Знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии.  Задачи:- Создать услов...

    «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»

    Повторительно-обобщающий урок по русскому языку в 5 классе, в соответствии с ФГОС. урок-игра....

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"

    Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...