«Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Шулбаева Эльвира Николаевна

Повторительно-обобщающий урок по русскому языку в 5 классе, в соответствии с ФГОС. урок-игра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon respublikanskiy_konkurs_tekhnologicheskikh_kart.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Шулбаева Эльвира Николаевна

Место работы: МБОУ  СОШ п Аскиз

УМК: М.Г. Бройде «Занимательные упражнения по русскому языку»М., «Вако» 2012, Н.В. Верескун «Русский язык. Нестандартные уроки» М., «Планета» 2011г, Е.В. Селезнева «Русский язык. Аттестация по всем темам»  М., «Экзамен» 2014 г, Т.В. Соловьева «Русский язык. Тематический контроль»М., «Национальное образование» 2014 г, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов учебник «Русский язык. 5 класс»

Тема урока «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»

Класс: 5 А

Планируемые результаты:

ЛичностныеОценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования. Положительно относится к учению, совершенствует имеющиеся знания и умения.

Метапредметные :

- регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, действует по  плану, используя и дополнительные средства (справочная литература, ИКТ).

- коммуникативные:  задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, отстаивает свою точку зрения, учится подтверждать фактами.

- познавательные:  анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты;  учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; представлять информацию в виде выполненных тестов.

Предметные: - Знают теоретические сведения по разделу «Морфемика», виды морфем, чередование звуков, применяют полученные знания.

Тип  урока: Повторительно-обобщающий

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки, учебник.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы работы

Формируемые УУД.

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Притча «Все в твоих руках»: (Приложение 1)
Мультимедийная презентация. Слайд 1: Картинка «Бабочка в руках человека»

Приветствуют  учителя

Фронтальный метод

Принцип психологической комфортности

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Актуализация опорных знаний (вопросы задаются по очереди)

Перед каждым большим соревнованием участники должны размяться, чтобы быть полностью готовым к игре.  Итак, вопросы разминки (Приложение 2) Слайд 2: вопросы

Дети работают в группе. Командир группы фиксирует ответы учащихся.

Технология критического мышления: мозговой штурм. Групповая  форма.

УУД: личностные, коммуникативные.

2.  Основной этап.

- Погружение в ход работы. Распределение обязанностей в группе

Олимпийские игры пройдут по следующим видам  зимнего спорта: Биатлон

Фигурное катание

Фристайл

Сноуборд. Каждое задание будет сложнее предыдущего и выполняется только одним участником. Ваша задача – распределить участников по видам спорта.

Слайд 3 картинки с указанными видами спорта.

Распределяют  роли спортсменов по видам спорта.

Групповая  форма работы. Игровой метод.

УУД: личностные, коммуникативные. Создание  ситуации успеха, веры в свои силы.

Олимпийские игры 2014.  

От команды  по 1 участнику  -  решить  тесты: Биатлон (Приложение 1)

 Фигурное катание (Приложение 2)

Фристайл (Приложение 3)

Сноуборд (Приложение 4)

Слайд 4: задания - тесты

Участники с каждым заданием работают  индивидуально В это же время группа выполняет коллективно. После выполнения сверяются ответы, оценивается работа в баллах (от 1 до 3)

Индивидуальная и групповая форма, решение тестов. Игровой метод

Принцип целостности.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Общекомандная игра  

Хоккей: команде демонстрируется слово с пропущенной гласной. Задача нападающих – определить, на какое правило пропущена буква. Защитники формулируют данное правило. Вратарь – называет букву. Если нападающие и защитники не выполнили задание, вратарь должен ответить на все 3 вопроса.

 (Приложение 5)

Слайд 5: состав хоккейной команды: 3 нападающих, 2 защитника и вратарь.

Распределяют в группе обязанности  игроков команды, выполняют задания.  

Групповая форма.

Коммуникативные, познавательные: представление о видах и формах общения.

Самостоятельная работа с учебником

Стр  42 упр   466

Определяют цель работы, планируют действия, выполняют, сверяют результаты.

Групповая форма

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД

3.Подведение итогов

Распределение командных мест, оценки за урок.

Слайд 6: Спасибо за урок.

обсуждение плюсов и минусов в работе на уроке.

Коллективная форма

Коммуникативные, познавательные, УУД

Рефлексивный  этап:  осмысление  результатов  работы.

Что я вспомнил,  запомнил, чему научился.

Записывают на листочке.

Индивидуальная форма.

Коммуникативные, познавательные, УУД, регулятивные.

9 Домашняя работа

Стр 42  упр 467

Приложение 1: Притча о мудреце.

Один человек решил доказать, что мудрецы не могут знать всего. Он зажал бабочку в руке и спросил мудреца: «У меня в руках бабочка живая или мертвая?» А сам думает: «Если скажет «живая», я ее раздавлю, а если скажет «мертвая» – оставлю жить». Мудрец подумал и сказал:  «Все в твоих руках» Чему учит эта притча? Правильно, тому, что все в твоих руках. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не просто урок, а Олимпийские Игры – 2014 г!!!

Приложение 2: Вопросы разминки.

  - Что изучает Морфемика?

- Чем отличаются формы слова и однокоренные слова?

- Как найти окончание?

- Что такое основа слова?

- Из каких морфем может состоять основа?

- Докажите значимость приставки, суффикса, окончания.

- как различить з-с на конце приставки?

- гласные в корне лаг-лож

- гласные в корне раст-ращ-рос

- о-е после шипящих в корне

- и-ы после ц в корне

- можно ли ударением проверять корни с  чередованием ? Почему?

 Приложение 3: Биатлон

Морфема – это:  а) графический знак, с помощью которого обозначаются звуки

б) звук или несколько звуков  в) минимальная значимая часть слова г) часть слова без окончания

В каком варианте  ответа содержатся однокоренные слова: а) говоришь – говорят  б) говоришь – говорливый  в) говорливый – говорлива  г) говорить – говорить – говорил

Какая часть слова указывает на грамматическое значение: а) приставка  б) корень  в) суффикс  г) окончание

Выберите верное продолжение высказывания – При изменении формы слова…: а) изменяется его грамматическое значение  б) изменяется его лексическое  значение  в) изменяется лексическое и грамматическое значение  г) ничего не изменяется

Приложение 4: Сноуборд

В каком слове окончание нулевое: а) приставка  б) основа  в) корень  г) окончание

Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания: а) школа  б) смелость  в) разрыв  г) смазка

В каком ряду есть лишнее слово: а) слева, лев, левый  б) смешной. Смх, смешить  в) жить, жилец, жилой  г) водица, водник, заводь

Какое слово – наименование жителей – образовано НЕПРАВИЛЬНО: а) туляк  б) сибирец  в) северянин  г) калужанин

Приложение 5: Фигурное катание

В каком варианте ответа  предложения  связаны с помощью форм слова:  а) С запада шли снеговые тучи. К вечеру пошел снег  б) Ель – выносливое дерево. Молодые ели растут быстро  в) Стая  снегирей сидели на рябинах. На деревьях еще сохранились красные гроздья  г) дуб – долговечное дерево. Оно живет 400 – 5оо лет.

Прочитайте предложения. К выделенным словам подберите слова с чередующимися гласными или согласными в корне, чередования обозначьте. Из какого произведения эти строки:  а) У наших ушки на макушке  б)Полковник наш рожден  был хватом: слуга  царю, отец солдатам  в)  Звучал булат, картечь визжала, рука бойцов колоть устала  г) Залпы тысячи орудий слились в протяжный вой.

Приложение 6: Фристайл

К выделенным словам подберите   3 слова на данное правило: а) В возр..сте двух месяцев волчата уже едят мясо___________  б)  Ваше предл..жение  очень выгодно для всех ________  в) Нам нужно идти в ц..рк на репетиц..ю __________  г)  Много ж..лудей  собрали с дуба  в  клетчатый  капюш..н _____________________

В каком ряду используются однокоренные слова: а) Я очень радовался велосипеду. Велосипед был небольшой, подростковый  б) Мой дед смотрел на меня с укором. Я до сих пор помню этот укор  в) Мы говорили о зарницах. Чаще всего зарницы бывают в июле  г) Лягушки – хладнокровные животные. И какая бы холодная вода ни была, им все равно.

Вставьте пропущенные буквы: О..жечься. д..поздна, (с,з) дружиться, в пре..верии, пре..чувствовать, н..крывать, ра..ставаться, бе…счётный, чре..мерный, во..глас,

Приложение 7: Хоккей

Ра..дать  подарки         В..езжать  в   квартиру

О..ставить   комнату           Ра..ставить  мебель

…тмыть  окна                 ..доровый  человек

Тонкая брош…ра                 П..красить  двери

…делать  полочку               Предп..лагать  решение

Красивый   ж..раф            Ра…толкать  лентяя

Трудный под…ём                 Дружная сем…я

Сл…жение чисел               Строгое ж…ри

Бе…действовать   всегда     Молодой   р…сток

Выр…щенный   сад      Хорошее предл…жение  

Заявка

На участие в конкурсе

Технологических карт на основе системно-деятельностного подхода

«Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

 Фамилия, имя, отчество   Шулбаева Эльвира Николаевна

Территория  Аскизский район

Образовательное учреждение  МБОУ  СОШ п Аскиз

Должность  учитель русского языка и литературы

Телефон (сотовый) 8-913-449-19-90

E-mail  chakassia@mail.ru

(подпись заявителя)

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа п Аскиз

Методическая разработка урока русского языка  по теме

«Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика»

Шулбаева Эльвира Николаевна

учитель  русского языка и литературы

МБОУ СОШ п Аскиз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"...

Урок – сказка в 5 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Урок - сказка «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи» предназначен  для обучающихся 5 класса. В игровой форме ученики повторят весь пройденный м...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»

Цели: Знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии.  Задачи:- Создать услов...

Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Морфемика" (обобщение и систематизация знаний по разделу)

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика», проверить усвоение понятий однокоренные словаформа словазначимые части слова (приставка, корень, суффикс, окончание, основа);умения учащи...

интегрированный урок русского языка и литературы в 10 классе "Обобщение и систематизация знаний по фонетике, морфемике, лексике,морфологии, стилистике и орфографии на основе анализа текста Бориса Полевого "Миша уходит к партизанам".

В данном материале даны сведения писателе Борисе Полевом,о видах разбора текста, ведется работа по формированию орфографических навыков, представлены групповая, парная и фронтальная работа с классом, ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"

Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...