Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика»."
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_i_sistematizatsiya_znaniy_po_teme_morfemika.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика».

(5 класс)

Цель:  повторить и систематизировать сведения по морфемике и орфографии

формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения

развивать аналитическое мышление

Ход у рока.

  1. Сообщение темы, целей урока.
  2. Слово учителя.

При изучении темы «Морфемика» мы познакомились с терминами (1 слайд) Морфемика - раздел науки о языке, изучающий состав слова.

Морфема - значимая часть слова.

Орфография - правила написания слов и их форм.

Культура речи - правильная, красивая, образная речь.

Рассуждение - тип текста: есть тезис, аргументы, вывод.

Задание: составить предложение с одним из слов.

  1. Работа по теме урока.

- Работа с текстом ( 2 слайд)

Слово - великое дело! Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить людей. Словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.

  • Определить тип текста (рассуждение).
  • Определить главную мысль ( к слову нужно бережно относится и правильно его использовать).
  • Выполнить синтаксический разбор предложения

Слово — великое дело

- Сколько букв и звуков в словах:

Служить,которое, людей.

- Устный диктант (работают 2 ряда, 3 ряд- тест «Морфемы слова» 3 слайд)

 Вопросы:

  • Что составляет основу слова ( приставка, корень, суффикс)
  • Какие части слеша служат для образования новых слов (приставка, суффикс)
  • Значимая главная часть слова, в которой содержится общее лексическое значение однокоренных слов9 (корень)
  • Значимая часть слова, находится перед корнем? (приставка)
  • Эта часть служит для связи слов в предложении и словосочетании (окончание)
  • Какой частью слова похожи слова: соловушка, бабушка, дедушка (суффиксом)
  • Какой частью слова похожи слова: весна, весенний, по-весеннему (корнем)
  • Какой частью слова похожи слова: подсвечник, подоконник, подставка

(приставкой)

  • В каких частях слова мы изучили правила о правописании гласных и согласных? (приставка, корень)

Тест «Морфемы»

  • Что составляет основу слова
  1. приставка, корень, окончание                            

 Б) корень, суффикс

  1. приставка, корень, суффикс, окончание                

Г) приставка, корень, суффикс

  • Какая часть слова служит для образования форм слова
  1. Окончание           Б) приставка
  2. корень                   Г) суффикс
  • Какой частью слова похожи слова: дубок, лесок, медок, теремок?
  1. приставкой              Б)корнем
  2. суффиксом               Г)окончанием
  • В какой части слова есть орфограмма: -лаг-лож-, -рос-раст-ращ-?
  1. в окончании     Б) в приставке
  2. в корне             Г) в суффиксе
  • Какой суффикс образует прошедшее время глагола?
  1. -и-            Б) –а-
  2. -е-             Г)-л-

Ответы (4 слайд): 1-г 2-а 3-в 4-в 5-г

  • Разбор слов по составу с объяснением орфограмм (у доски)

Бесшумный, бесконечная, подрастешь, предложение, беззвучное.

  • Чтение текста «Живое слово» Ф. Кривина

О какой орфограмме идет речь?

Вызвали Е из алфавита.

  • Ну, как у Вас дела?
  • На уровне. Каждый работает над своей темой.
  • А над какой темой Вы работаете?
  • «некоторые проблемы 6 места как места, находящегося между 5 и 7». Тема трудная, но интересная.
  • Придется на время ее оставить. Думаем направить Вас в текст. Узнаете хоть живое слово, а то застоялись в своем алфавите.
  • А в какое слово меня посылают?
  • Слово хорошее: день Бодрое слово светлое.  И не очень сложное: всего один слог

Вы там будете единственным гласным, так что решающий голос будет Ваш. Главное -хорошо организовать работу.

В слове день Е стоит на видном месте, ему удобно, спокойно, совсем так в алфавите. И в это время его начинают склонять!

Вот тебе и живое слово. В алфавите-то нас не склоняли.  А здесь: день, дня, дню.

Куда девалась Е?        

  • Что такое чередование?        
  • Какие чередования в корне мы изучили?

Работа по «цепочке»: объяснить орфограмму

Предложить, положить, заросло, выращен, полагать, разрослись, отрастить, вырос, отрасль, пролагать, выложен, росточек.

  • Объяснить написание, отгадать загадку (5 слайд)
  1. По чаще идет таежный хозяин. Валежник ломает, пч л разоряет, (медведь)
  2. Маленький, удаленький сквозь землю ирош...я, краену шапочку наш... л. (гриб)
  3. Ч.рненькая собачка, свернувшись, лежит, дом сторожит, (замок)

   4. Ш... л долговяз, в сыру землю увяз, (дождь)

5. Ж...лтенькие комочки возле нашей квочки, (цыплята)

  • Какая орфограмма встретилась в отгадке 5 загадки?
  • Какая орфограмма пишется в слове, почему? (устная работа)

Станция, цыпочки, цитрус, циркач, сестрицын, дисциплина, цыган, гонцы, Греция, цифра, мотоцикл.

  • Что поможет написать сложное слово? (орфографический словарь)
  • Какие еще знаете словари? (толковый; синонимов, антонимов)
  • Есть словарь, который поможет нам разобрать по составу сложные слова. Это «Школьный словарь строения слов русского языка».
  1. Обобщение по уроку, вывод.
  1. Домашнее задание: упр. 454


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе: «Обобщение изученного по теме «Морфемика»»(Путешествие в страну «Морфемика»)

Итоговый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Морфемика" в форме урока- путешествия по стране Морфемика с героями сказки "Золушка". Вместе с героями ребятам предстоит выполнить задания по всем...

Урок повторения и систематизации знаний по теме «Морфемика» (5-й класс)

Каждый учитель, готовясь к встрече с пятиклассниками, вынужден ответить для себя на ряд вопросов. Как повторить материал начальной школы и новый, недавно изученный наиболее эффективно? Как сохра...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Обобщение знаний по теме "Наречие"

Цели, задачи урока, оборудование к уроку. Поэтапный ход урока со слайдовой презентацией....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"

Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"

Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...

Методика проведения урока русского языка в 9 классе. Обобщение знаний по теме "Сложноподчиненные предложения"

Данное пособие  предусматривает повышение грамотности и формирование ментальности школьника – носителя языка.Важность гуманитарных задач, стоящих перед учителем словесником –  фо...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Систематизация знаний по теме"Глагол"

Конспект урока предполагает систематизацию знаний учащихся по теме "Глагол"....