интегрированный урок русского языка и литературы в 10 классе "Обобщение и систематизация знаний по фонетике, морфемике, лексике,морфологии, стилистике и орфографии на основе анализа текста Бориса Полевого "Миша уходит к партизанам".
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Федяева Александра Федоровна

В данном материале даны сведения писателе Борисе Полевом,о видах разбора текста, ведется работа по формированию орфографических навыков, представлены групповая, парная и фронтальная работа с классом, повторяются сведения по разным разделам языкознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokno_1.docx80.06 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 27 среднего (полного) общего образования

ОАО «РЖД»

Интегрированный урок русского языка и литературы

в 10 классе по теме:

« Обобщение и систематизация знаний по фонетике, морфемике, лексике, морфологии, стилистике и орфографии на основе анализа текста Бориса Полевого « Миша уходит к партизанам»

                       Разработала и провела

учитель русского языка и литературы

Федяева Александра Федоровна

Облучье  2014

Тема урока:

Обобщение и систематизация знаний по фонетике, морфемике, лексике, морфологии, стилистике и орфографии на основе анализа текста Бориса Полевого «Миша уходит к партизанам».

Продолжительность урока: 45 минут

Цели:

1) Обобщение и систематизация знаний по фонетике, морфемике, лексике, морфологии, стилистике и орфографии;

2) обучение элементам лингвистического анализа текста;

3) обучение культуре диалогового общения, работе в группе и парах;

4) формирование речевых навыков и умений учащихся;

5) развитие навыка стилистического анализа текста.

Воспитательные задачи:

Воспитание бережного отношения к слову, русской речи, художественной речи, литературе; воспитание патриотизма.

Тип урока : обобщающий.

Форма урока : урок –практикум.

Технологии и методы обучения : элементы технологии критического мышления, технологии исследовательского обучения; наглядный, словесный и практический методы; прием комплексного анализа текста.

Оборудование : презентация (слайды о Великой Отечественной войне, о войне в Афганистане, Чечне), портрет Бориса Полевого, выставка книг о Великой Отечественной войне, раздаточные карточки с текстом, планы анализа текста по разным разделам языкознания.

Эпиграф :

Каждое художественное слово тем-то и отличается, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений.

Л.Н.Толстой

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова…

А.Т.Твардовский

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Звучит песня в исполнении Мишель «Зажгите свечи». Демонстрация слайдов о войне.

  1. Сообщение ученика.

Больше шести десятков лет тому назад раздались последние взрывы Великой Отечественной войны. Какова цена этой победы знают все. Вернулись домой сотни тысяч мужчин, вынесших самые зверские испытания, когда-либо выпадавшие на долю человечества. Но, наверное, и через сотни лет наши потомки будут восхищаться подвигами Гастелло, Талалихина, Мересьева, Матросова и многих других. А ведь наверняка есть и такие подвиги, о которых мы не знаем и по сей день. Были и штрафбаты, и расстрелы, и многое другое. Но не будь массового героизма, самопожертвования, несгибаемого мужества – не было бы у великого русского народа победы.

 Сегодня ветеранов осталось очень мало. И им трудно, потому что о них, о стариках, слабо заботятся. Но все же их помнят,награждают, чествуют. Зато почти не вспоминают о тех, чьи останки разбросаны по бескрайним просторам нашей страны . Надо отдать человеческий долг всем тем, кто сложил свои головы в Великую Отечественную. А тема войны по-прежнему остается актуальной. Сколько похоронок пришло уже матерям и женам в наше мирное время из Афгана и Чечни! Только извлекая уроки из прошлого, мы сможем предотвратить новые войны. Хотелось бы, чтобы дети наши узнавали о войнах только из учебников истории и кинофильмов.  В будущем войне не должно быть места!

  1. Слово учителя. Сообщение темы и цели.

Немало горя принесла нам война. И никто не мог остаться равнодушным. Написано много произведений о войне: рассказов, очерков, повестей, романов. Сегодня мы с вами попробуем проанализировать очерк Бориса Полевого «Миша уходит к партизанам» , т.к. «каждое художественное слово тем и отличается, что вызывает множество мыслей, представлений и объяснений». ( слайд). Выполним разные виды анализа с точки зрения орфографии, лексики, стилистики, морфемики и морфологии.

  1. Работа в тетрадях . Запишите число, тему урока и эпиграф.(на доске).
  2. Сообщение ученика о Борисе Полевом. (слайд – портрет писателя).

Страна Ашкеназ- я.ру

Полевой Борис Николаевич - (настоящая фамилия — Кампов) (1908—1981), русский советский журналист и писатель-прозаик. Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1947, 1949). Лауреат Международной премии Мира (1959). Член ВКП(б) с 1940 года.

Борис Николаевич Кампов родился 4 (17) марта 1908 года в Москве, в семье юриста, выпускника Владимирской духовной семинарии Николая Кампова. В 1913 году семья переехала в Тверь.

Закончил техническое училище в Твери и работал технологом на текстильной фабрике. Карьеру журналиста начал в 1928 году, имел покровительство Максима Горького.

Борис Полевой работал в газетах «Тверская деревня», «Тверская правда», «Пролетарская правда», «Смена».

В 1927 году в Твери была издана первая книга очерков Б. Н. Полевого «Мемуары вшивого человека» — о жизни людей «дна». Это единственное издание, подписанное именем Б. Кампов. Псевдоним Полевой родился в результате предложения одного из редакторов фамилию Кампов «перевести с латинского» (campus — поле) на русский. Книга была отмечена Горьким.

С 1928 года становится профессиональным журналистом.

В 1939 году в журнале «Октябрь» вышла первая повесть Б. Н. Полевого «Горячий цех», которая принесла ему литературную известность.

В 1941 переселился в Москву.

В годы Великой Отечественной войны Б. Н. Полевой находился в действующей армии в качестве корреспондента «Правды», в том числе на Калининском фронте (1942). Первым написал о подвиге 83-летнего крестьянина Матвея Кузьмича Кузьмина, повторившего, по мнению писателя, подвиг Ивана Сусанина.

Славу и Сталинскую премию ему принесла написанная за 19 дней «Повесть о настоящем человеке» (повесть в 4 главах), посвящённая подвигу лётчика А. П. Маресьева. Только до 1954 общий тираж её изданий составил 2340000 экземпляров. По повести поставлена одноимённая опера Сергея Прокофьева.

Военные впечатления легли в основу книг:

* «От Белгорода до Карпат» (1945)

* «Повесть о настоящем человеке» (1946)

* «Мы — советские люди» (1948)

* «Золото» (1949—1950)

Автор четырёх книг военных мемуаров «Эти четыре года». Менее известны материалы о его присутствии на казни по приговору Нюрнбергского процесса «В конце концов» (1969).

С 1969 года до своей смерти занимал пост председателя правления Советского фонда мира. В 1961—1981 годах — главный редактор журнала «Юность». Член бюро ВСМ и Президиума Советского комитета защиты мира. С 1967 года он был секретарём правления Союза писателей СССР, с 1952 года был вице-президентом Европейского общества культуры. Депутат Верховного Совета РСФСР (1946—1958).

Б. Н. Полевой умер 12 июля 1981 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 9).

- Итак, ребята, посмотрите  на текст, лежащий перед вами. Это очерк Бориса Полевого «Миша уходит к партизанам».

  1. Работа с текстом. Текст на экране и у учеников. Чтение текста учителем. ( слайд)

Миша уходит к партизанам

 Десять дней ползли по шоссе машинки, машины и машинищи. Потом фронт ушел на восток, канонада стихла, и деревня узнала (по)настоящему, что такое враг и что такое (не)воля.

 Вместо немцев – мотоциклистов приехали на машинах фашисты в ч…рных мундирах, и Миша Синицкий за несколько дней увидел столько и такого горя, что, не случись войны, не увидел бы никогда за всю жизнь. Он видел, как при народе, специально согна(н,нн)ом за околицу, фашисты ра(с,сс)треляли трех человек…Потом солдаты зарезали быка Ваську, за которого колхоз получил золотую медаль на (сельско)хозяйстве(н,нн)ой выставке. Из крестьянских домов были из(ъ,ь)яты все найденные запасы, а заодно из сундуков исчезла и вся сколько(нибудь) годная к носке одежда, какую люди не успели закопать. А когда началась зима и снег покрыл печальные, (не)убра(н,нн)ые поля с космами побуревшей (не)сжатой ржи и с ч..рной картофельной ботвой, солдаты выс..лили крестьян из их домов.

 Мать Миши не хотела покидать жилье. Пос..лившийся у них очкастый немец взял ее за плечи и вытолкал из сеней, да так, что она, поск..льзнувшись на ступеньках, упала лицом в сугроб.

 Миша перевел ее и сестренок на огород, в просторную щель, предусмотрительно вырытую еще в первые дни войны на случай бомбежки.

 Устроив своих в земля(н,нн)ой норе, ут..плив землянку сверху соломой, старым тряпьем, выд..лбив в земле очаг и нат..скав хворосту, Миша, ничего никому не сказав, и..чез из деревни. Он пошел искать партизан, о которых много и со страхом лопотали стоявшие в деревне немцы.

 Попав к своим, обессиленный, (полу)замерзший, Миша, едва придя в себя, принялся ра(с,сс)казывать партизанам о бе..чинствах немецких фашистов, о малочисле(н,нн)ости гарнизона и о паническом страхе их перед партизанской местью. В эту же ночь он сам привел отряд в Ивановку. Налет удался: немногие из (не)званых постояльцев ушли живыми. Отряд вернулся в лес, увезя на немецких тяжелых (коротко)хвостых конях богатые трофеи.

  1. Словарная работа.

- Объясните значение выделенных слов.(слайд)

Канонада – продолжительная частая сильная стрельба из многих орудий.

Околица(обл.) – 1. Изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селенья, рядом с ним, окружающая местность. 3. Окольная дорога.

Сени – в деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Трофеи – имущество, боеприпасы, техника, захваченные у противника.

- Составьте с данными словами словосочетания и запишите в тетрадь.

  1. Комплексный анализ текста (практикум).

  1. Стилистический анализ. (фронтальный опрос) (слайд).
  1. Докажите, что это текст. (тематическое единство, композиционное единство, смысловая цельность, относительная законченность).
  2. Какова роль первого абзаца и последнего предложения в тексте?
  3. Определите тему текста. (о войне и освободительной силе партизан)
  4. Найдите в тексте опорные (ключевые) слова, подтверждающие тему войны.(немцы, фашисты, канонада, горе, черные мундиры и т.д.)
  5. Определите тип текста и стиль. Докажите.( тип- повествование с элементами описания, события в определенной последовательности; стиль- художественный, образность, широкое использование изобразительно- выразительных средств: земляная нора, космы ржи – олицетворение, лопотали, тряпье, печальные поля – олицетворение).
  6. Какова основная мысль текста?
  7. Подберите синонимы к слову лопотали. (говорили, бормотали, шептали).
  8. Как вы понимаете выражение космы ржи?
  1. Фонетический анализ. (работа в парах, по рядам, в тетради, 1 ряд). Планы разбора на столах учеников.
  1. Выпишите три примера слов, где звуков больше, чем букв.(стоявшие, немногие, богатые).
  2.  Выпишите три примера слов, где букв больше, чем звуков. (десять, покидать, случись).
  3. Найдите слова, в которых все согласные звуки звонкие. (война, деревня).
  1. Морфемный анализ. (2 ряд).
  1. Определите значение суффиксов существительных : машинки, машинищи, тряпье.
  2. Имеются ли сложные слова? Перечислите.
  3. Словообразовательный разбор слова по- настоящему(наречие образовалось от прилагательного настоящий при помощи приставки по- и суффикса –ему).
  4. Морфемный разбор слов: рассказывать, неубранные, поскользнувшись.
  1. Морфологический анализ. (3 ряд).
  1. Какие части речи наиболее часто употреблены в данном тексте? (глаголы, существительные, причастия, прилагательные). О каком типе речи это свидетельствует?(повествование с элементами описания).
  2. Среди служебных частей речи наиболее часто используются…Какое значение это имеет? (предлоги – последовательность событий, отрицательные частицы – отрицание войны).
  3. Выпишите все причастия и деепричастия. Укажите их морфологические признаки.
  1. Орфографический анализ. (во время работы в парах, 1 ученик выписывает на доске из текста все слова с пропущенными орфограммами, анализирует их.

  1. Итог практической работы. Лингвистический анализ текста. По одному представителю от каждого ряда. Защита работ, выставление оценок. Остальные учащиеся сдают свои работы на проверку.
  2. Итог урока. Что важного для себя вы взяли из урока?

- Какой вид анализа текста вызвал наибольшую трудность?

11. Домашнее задание. Напишите сочинение- миниатюру на тему: «Хотят ли русские войны?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе по темам: "Славянские боги" и " Обобщение знаний по пунктуации".

Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе по темам: "Славянские боги" и " Обобщение знаний по пунктуации"....

Урок русского языка в 5 классе_Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели урока:Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы «Синтаксис и пунктуация»;уметь различать и правильно интонировать предложения, различные по цели ...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»

Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...


 

Комментарии

Дягилева Наталья Ивановна

Большое разнообразие всего. Возьму на заметку. Спасибо.