Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме:
    Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Морфемика" (обобщение и систематизация знаний по разделу)

    Харина Наталья Викторовна

    Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика», проверить усвоение понятий 

    • однокоренные слова
    • форма слова
    • значимые части слова (приставка, корень, суффикс, окончание, основа);

    умения учащихся

    ·         различать однокоренные слова и формы слова;

    ·         определять состав слова;

    ·         разграничивать самостоятельные морфемы (приставка и корень) и сходные с ними части корня;

    ·         применять правила правописания гласных и согласных в корне.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Морфемика" (обобщение и систематизация знаний по разделу)

    Цели урока.

    Образовательная: Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика», проверить усвоение понятий

    • однокоренные слова
    • форма слова
    • значимые части слова (приставка, корень, суффикс, окончание, основа);

    умения учащихся

    • различать однокоренные слова и формы слова;
    • определять состав слова;
    • разграничивать самостоятельные морфемы (приставка и корень) и сходные с ними части корня;
    • применять правила правописания гласных и согласных в корне.

    Воспитательная:

    • воспитание любви к русскому языку;
    • формирование навыков контроля и самоконтроля;
    • активизация познавательной деятельности;
    • формирование навыков сотрудничества.

    Развивающая: 

    • развитие умения применять свои знания в нестандартных ситуациях;
    • развитие умения сравнивать, обобщать
    • развитие коммуникативной компетентности, обогащение   лексического   запаса  

    Принципы обучения.

    Дидактические:

    1. Систематичности и последовательности обучения.
    2. Доступности (опора на знания учащихся)
    3. Научности.

    Оборудование.

    Иллюстративный материал 

    Карточки дифференцированных заданий;

    Технологические карточки личного учёта.

    Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле.                         (Аристотель)

    Ход урока

    1. Минуты вхождения в урок (Психологический настрой 1-2 минуты). Доброе утро, ребята! Доброе утро, дорогие гости! А кто мне скажет, почему у нас, в начале недели, в классе появилось изображение солнышка?

    (ответы: Масленичная неделя идет, которая олицетворяет приход весны, пробуждение природы от зимнего сна. А главным символом её является образ солнца).

    Молодцы, а хотите помочь солнышку ускорить приход весны? Для этого я предлагаю вам обменяться друг с другом улыбками, потому, что они у вас такие солнечные, лучистые, от них ярче становится  день и теплее на душе.

    Ты улыбкой, как солнышком брызни,

    Выходя поутру из ворот.

    Понимаешь, у каждого в жизни

    Предостаточно будет забот,

    Разве любы нам хмурые лица

    Или чья-то сердитая речь?

    Ты улыбкой сумей поделиться

    И ответную искру зажечь.

    Молодцы, а теперь я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, которая нас окружает.

    1. Организационный момент.                (2-3 минуты)

    Давайте раскроем наши рабочие тетради, запишем в них:

     число,

    классная работа

    и ответим на мои вопросы: «Какой раздел лингвистики мы с вами изучали на последних уроках? Мы изучили все темы из этого раздела? Тогда чем  же, по-вашему, мы будем заниматься на сегодняшнем уроке, и какова будет его цель и тема? Как вы понимаете эпиграф, взятый к нашему уроку?( мы должны повторить все изученное, закрепить полученные знания по разделу «Морфемика») (раскрывается тема, ранее закрытая) Запись темы урока.

            Но наш урок сегодня будет необычным. Мы отправимся с вами  на прогулку в зимний  лес. Это, надеюсь, разнообразит нашу работу и позволит обогатить лексикон, ведь русскую природу воспели многие писатели, поэты и художники. Демонстрируются репродукции пейзажей Шишкина, Левитана. Представьте,  у   подъезда   нас   ждет   с    нетерпением тройка  с резными санями… Мы садимся   в   нее…  Весело  зазвучали бубенцы  и  рванулись кони вперед. Мы  мчимся  к  таинственному лесу… наша тройка очень резвая, поэтому вскоре мы уже оказываемся на опушке, осторожно   отводим  замерзшие ветки кустарников и пробираемся вглубь. А там…

    1. Поэтическая пятиминутка с грамматическим заданием.

     (карточка №1)

    Зак__лдован    нев__димкой,         (колдун – непроверяемая гл. в корне, невидимый)

    Дремл   т   лес под ска    ку сна     (гл.1 спряж. дремать, сказать

    Словно  белою   к    сынкой            (косынка  - непроверяемая гл. в корне)

    Подв_залася  с__сна.                     (пояс, сосны – безударная проверяемая гл. в            

                                                                                                                              корне слова)

    Задание:

    • запишите  предложение, вставляя пропущенные буквы;
    • объясните орфограммы;
    • вставьте пропущенную запятую
    • сделайте морфемный разбор слов  2 строки
    • найдите слова с чередованием, беглой гласной

    Какие  слова  имеют окончание? (изменяемые)  Что такое окончание? (значимая часть слова, которая образует формы слова) Докажите, что в слове  лес  нулевое окончание. (леса) Какое окончание называют нулевым?(то, которое не выражено звуками)

    • Словарно-орфографическая работа.

    Все, кто подзабыл как пишутся слова заколдован,  косынкой, и ошибся в их написании,       запишите их в наш словарик.          

    За-колд-ова-н  (краткое причастие),        кос –ынк - а      (слова на доске записаны с обозначением морфем)

    Задание:

    • обозначьте морфему, в которой находится орфограмма;
    • к слову заколдован подберите однокоренные слова, а к слову косынка формы слова (работают по рядам).

    заколдован                                    косынка                        

    колдун                                          косынки                        

    колдовство                                      косынке                        

    заколдует                                  косынкой                

    IY . Выборочное списывание. (задание на карточке)

    Слово учителя.

            Мы идем дальше. И прямо перед нами оказывается уже знакомое деревце, а кто живет на нем? (Морфемы.) (На предыдущих уроках  ребята знакомились с полянкой, на которой поселились значимые части слова – морфемы.)  

    Дерево Морфем     

    Что  такое   морфемы? ( наименьшие значимые   части слова.) Перечислите   морфемы. ( На   доске   появляются  значки.) Какая морфема самая главная?    (Корень.)    Почему?    (В    ней   содержится    лексическое    значение       всех однокоренных родственных слов.)

    Задание:

    • выпишите из слов, которые записаны на доске:
    • 1-й ряд – слова с приставками и суффиксами (приставка + корень + суффикс)
    • 2-й ряд – слова с суффиксами (корень + суффикс или корень + суффикс + окончение)
    • 3 -й ряд – формы слов (корень + окончание)      (работают по рядам).

    Лес, лес-ок, лес-н-ой, лес-ов, у лес-а, под-лес-ок, пере-лес-ок, лес-у, берез-а, берёз-к-а, берез-няк, под-берез-ов-ик, берёз-ы, под берёз-ой.

    Молодцы, справились с заданием и поэтому продвигаемся дальше… но тут деревья неожиданно расступаются и перед нами открывается прекрасная заснеженная полянка.

    1. Орфографическая полянка.( Работа с карточкой №3)

              Трудно было идти по лесу. Упавшие деревья перепутались ч_рными ств_лами и ветвями. На них выр_сли  мхи. Многие ств_лы уже _гнили. К_лючие ветви царапали руки и лицо тяж_лый рю_зак цеплялся за сучья. Как трудно _десь прол_жить тр_пинку! Перед нами были целые зар_сли. Путь предстоит еще д_лекий и мы ра_пол_гаемся на отдых.

            Давайте  сл_жим свои вещи в сторонке и _тдохнем   на этой  полянке. Чтобы с_греться, предл_гаю прил_жить немного усилий, собрать хворост и разл_жить костер. Будьте внимательны, не сломайте выр_сшую молодую пор_сл. Кто из вас сажал деревья, то знает, как тяжело выр_стить дерево. Долго приходится ждать, пока молодой р_сток примется, станет подр_стать.

    Задание:

    • Вставьте пропущенные буквы, обозначьте морфему, в которой находится орфограмма;

         Мы   пробираемся   дальше   по  заколдованному  лесу.  Но   перед   нами препятствие – СУГРОБ. (Достаю снежинки с морфемами.) Давайте разгребем его. Справимся вместе? А чтобы работалось быстрее, разделимся на группы:

    Задание:

    • Глядя на данную фотографию, придумайте и запишите на доске «лесное» слово с указанной морфемой, обозначая эту морфему;
    • Попробуйте составить с записанными словами предложение.

    Молодцы, справились с этой трудной работой. А вот как сказал Михаила Пришвин, возможно, увидев подобную картину …

    Дерев -ья о-круж-ен-ы снег-ом, ел-и по-вес-и-л-и громад-н-ые тяжёл-ые лап-ы, берёз-к-и склон-и-л-и-сь, и не-котор-ые даже согну-л-и-сь макушка-ми до самой земл-и и ста-л-и круж-ев-н-ыми арка-ми.                                М.Пришвин.

    Но нам нужно двигаться дальше, только что это…  под старым, раскидистым, в три обхвата дубом лежат желуди, да не простые, как и все в этом волшебном лесу, а  

    YI.  Игра  жёлудь «Найдите 4-й «лишний»  (карточки разного уровня сложности.)

    Р_стение, подр_стал, р_стаял, р_стительный. 

    Предл_гать, сл_жный, пол_жение, пол_гать;                      4-Й УРОВЕНЬ

    Ч_лка, приш_л, обж_рка, ш_пот.

    Синиц_, порц_ей, ц_рк, принц_п.

    Выр_щенный, под_сток, отр_сль, р_стущий,

    Пол_жить, сл_гать, подл_г, прил_гать,                                      3-Й УРОВЕНЬ

    Ра_следовать, в_молиться, бе_вкусица, во_рождение,

    Ж_лтый, ж_лудь, ш_пот, ш_рох.

    Прор_стать, нор_ст, выр_щенный, ср_стается,

    Обл_гать, предл_г, сл_жение,  изл_жение,                                 2-Й УРОВЕНЬ

    Ра_бушеваться, _доровье,  бе_радостный, _делать.

    Ш_рты, ш_рох, ш_л, крыж_вник.

    Сл_жение, пол_жение, сл_гать, перел_жить,

    Ра__сорить, ра_говориться, ра_щепить, ра_таять,                    1-Й УРОВЕНЬ

    Выр_стать, пор_сль, отр_сти, ср_щение.

    _лез, _десь, _мял, _говор.

    (если хватит времени)

    • Творческое  списывание.  (Спор с писателем.)

    Похоже, мы  заблудились  в  сказочном  лесу,  потеряли тропинку, ведущую к тройке. Но не   отчаивайтесь. Чудо   произойдет, когда   мы вместе (работают  в группах) выполним творческое задание. (Раздаточный материал  на партах.)

          Задание: вставьте на месте пропусков, подходящие по смыслу слова.

        Красив, чудесен русский лес зимою. Над  ( …) тропинками (…)  арками согнулись под тяжестью инея стволы (…) берез.   (…)    шапками  (…)  снега  покрыты  (…)  ветви  (…)  елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем  (…)  шишек.

    Исходный текст. Красив, чудесен  русский  лес  зимою. Над  лесными  тропинками  кружевными  арками согнулись  под  тяжестью  инея  стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты   темно-зеленые   ветви   высоких   и   маленьких   елей.  Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек.

    • Слово учителя. Наступила   пора  возвращаться   домой.  Чему же мы сегодня с вами научились в зимнем лесу? Что понравилось (не понравилось) и почему, хотелось бы еще совершить подобную прогулку?

     (Подведение   итогов, оценки.)  Мы   садимся   в  сани. Зазвенели бубенцы…  И   лес  торжественно прощается с нами.  

     8. Домашнее задание. Написать   миниатюру   «В  зимнем  лесу», используя   материал урока.                  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обообщающий урок по русскому языку в 5-м классе "Экскурсия по Весне"

     Учащиеся 5-го класса очень любят играть на уроках русского языка. Обобщение изученного в игровой форме дает возможность учащимся подойти к демонстрации своих знаний без страха, с интересом, с желание...

    Мультимедийный урок-обобщение по русскому языку в 5-м классе по теме "Морфемика"

    Урок КВН для учащихся 5-го класса с целью: повторить и обобщить изученный материал по теме "Морфемика"....

    Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

    Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

    Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"

    Урок повторения темы "Синтаксис" в игровой форме помогает закрепить знания о синтаксисе, научит выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепен...

    Пояснительная записка к программе по русскому языку в 5-м классе по учебнику М.М.Разумовской, В.И.Капинос и др.

    Пояснительная записка к программе по русскому языку в 5 классе по учебнику  М.М.Разумовской, В.А.Капинос и др....

    Конспект открытого урока по русскому языку в 5-м классе. Урок-путешествие «Глагол как самостоятельная часть речи».

    Урок-обобщение в 5 классе по теме "Глагол" с применением игровых технологий. Применение групповой формы работы на уроке....