Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

 

 

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои высказывания в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка. Развивает культуру речи у учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 422

Кронштадтского района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка

урока по русскому языку в 11-ом классе.

Тема: «Управление при словах, близких по значению»

Учитель русского языка и литературы

Шубунова Валентина Ивановна.

Кронштадт

2005 г.

Тема урока: «Управление при словах, близких по значению».

Цели урока.

        1. Учебная:        помочь преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками.

        2. Развивающая: совершенствование речевых умений учащихся и умений строить свои высказывания в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.

        3.  Воспитательная: развитие культуры речи.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают примеры на тему «Речевая избыточность и недостаточность, как виды синтаксических ошибок», афоризмы на тему «Жизнь».

  1. Работа по теме урока.

Слово учителя.

В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами синтаксического управления – выбором нужной падежной формы и подходящего предлога, так как нередко наблюдаются случаи колебания, вариативности, вызывающие затруднения.

        Действительно, перед нами встаёт вопрос, как лучше (правильнее) сказать: предостеречь от кого? (чего?) или предостеречь против кого? (чего?). В чем смысловое различие между словосочетаниями удостоить чего? – удостоить чем? 

        Поэтому на уроке мы должны работать над выбором вариативных конструкций в целях предупреждения грамматических недочетов при составлении текста.

– Что такое управление? (Вид подчинительной связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже).  

Подобное широкое понимание отношений между главным и зависимыми словами давно уже поставлено под сомнение. Возьмем такие словосочетания, как дом из панелей, дом с колоннами, дом в семь этажей, дом кирпичного цвета и т. п. Об этих словосочетаниях не говорится как об управлении, то есть о прямой зависимости предложно-падежной формы, от лексического значения или грамматических особенностей поясняемого ею слова.

В этих сочетаниях важными являются не столько характерные признаки управления, сколько определительные. Поэтому мы должны уметь выбирать ту форму, тот вариант, который уместен в том или ином контексте.

Многие слова, близкие по значению или составу, по-разному управляют другими словами. Например, глагол тормозить требует после себя винительного падежа, а глагол препятствовать – дательного.

Плохая погода тормозила (что?) продвижение отряда вперед.

        Но:

                Плохая погода препятствовала (чему?) продвижению отряда вперед.

        Поэтому надо уметь правильно ставить вопрос к зависимому слову.

Например: 

Заплатить (за что?) за проезд в автобусе – оплатить (что?) проезд в автобусе.

Полон (чего?) впечатлений – наполнен (чем?)фруктами.

Вера (во что?) в успех – уверенность (в чем?) в своих силах.

Упрекать (в чем?) в беспечности – попрекать (чем?) куском.

Беспокоиться (о чем? о ком?) о сыне – тревожиться (за что? За кого?)  за здоровье сына.

Доволен (чем?) результатом – рад(чему?) приезду.

Предостеречь (от чего?) от ошибок – предупредить (о чем?) о поездке.

Удивляться (чему?) мужеству твоему – восхищаться (чем?) восходом солнца.

Разочароваться (в чем?) в профессии – быть недовольным (чем?) результатом.

- Итак, что надо знать, чтобы не ошибиться в выборе нужного сочетания слов? (Знать основные значения падежей и предлогов, а так же лексическое значение слов).

        

  1. Тренировочные упражнения на закрепление с комментированием.

 1. Упр. 212, 216 (по вариантам с последующей взаимопроверкой).

 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и ставя в нужном падеже слова,  данные  в скобках. В необходимых случаях добавляйте и соответствующие предлоги.

 1) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно пишет … (положение пореформенного крестьянства). Некрасов с глубоким сочу..ствием описывает … (тяжелая судьба женщины-крестьянки).   2) Арина Петровна попр..кала сирот-племянниц … (каждый кусок хлеба). Павла Владимировича снова упр..кала она … (недостаточная почтительность).  3) В разговоре собеседники к..снулись … (самые разнообразные вопросы). Они говорили … (самые разнообразные дела).   4) Мать тревожилась … (судьба сына). Она бе..покоилась … (состояние его здоровья).

  Задание. Перепишите предложения, выбирая из слов, данных в скобках, нужный вариант. Составьте устно, где возможно, предложения, используя другие,  не взятые вами слова из скобок.

 1) Учительница… (уделяла много внимания, обращала много внимания) работе с отстающими учениками. 2) Страшная жара… (тормозила, препятствовала) нормальной работе геологической экспедиции. 3) Школа… (отличается, занимает первое место) по охвату учащихся внеклассной работой. 4) Девочка очень бережно … (обращалась, относилась) с книгами. 5) Банка была… (полна, переполнена) воды. 6) Ваня… (рассказал, поделился) о своих впечатлениях от поездки в Москву.

  1. Этап обобщения и систематизации знаний.

Задание. Наблюдение над употреблением в речи предлогов в, на. – Какое значение имеют эти предлоги? (В – «внутри чего-нибудь». На – «на поверхности чего-нибудь»).

- Правильны ли сочетания:

ехать в поезде - ехать на поезде, работать в поле – работать на поле, слезы в глазах – слезы на глазах? (Да, предлоги выступают как синонимы).

- В то же время надо отметить, что в большинстве случаев эти предлоги различаются в соответствии с присущими им значениями:

а) с географическими объектами сочетается предлог в: в городе, в Сибири, в Белоруссии;

б) при названии островов,  полуостровов употребляется предлог на: на Камчатке, на Новой Земле;

в) с названиями гор и горных местностей употребляется предлог на: на Урале, на Казбеке;

г) употребление предлогов в, на при названиях гор во множественном числе связано с различными значениями: отдыхать в Альпах – значит «в горах, среди гор»; события на Балканах – значит «на Балканском полуострове»; леса на Карпатах – значит «на поверхности гор».

- Предлоги в, на имеют свои антонимы, какие? (В – из, на – с. Например, поехал в Крым – вернулся из Крыма, отправился на Кавказ – прибыл с Кавказа)

  1. Домашнее задание.

Выполните:  I вариант - упражнение 217, II вариант - упражнение 218.

  1. Оценка знаний.

Конспект урока составлен по программе по русскому языку для 10 – 11 классов

 средней школы под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся I курса Тема «Фонетика. Орфоэпия»

Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся I курса   Тема «Фонетика. Орфоэпия»...

Методическая разработка урока по русскому языку с профессиональной направленностью по теме "Текст и его строение. Основные виды переработки текста."

Урок для обучающихся по профессии "Машинист на открытых горных работах", "Автомеханик". Тема урока: Текст и его строение. Основные виды переработки текста....

Методическая разработка. Урок по русскому языку в свете ФГОС по теме:"Чередующиеся гласные в корне слова."

Методическая разработка представлена в виде 3 уроков по русскому языку  в 5 классе по теме : " Чередующиеся гласные в корне слова". Уроки разработаны в свете ФГОС....

Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Изменение глаголов прошедшего времени по родам".

Данная разработка предназначена для учащихся 7 класса специальной (коррекционной )школы 8 вида..Содержит конспект урока  с презентацией....

Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Несклоняемые имена существительные".

Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната....

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС на тему: " Заимствованные слова".

Материал этой разработки можно использовать учителю  при подготовке к уроку русского языка по теме: "Заимствованные слова"; можно воспользоваться как планом к уроку, так и использовать ...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Разряды имен прилагательных по значению"

laquo;Русский язык», 6 класс.  Авторы Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.  Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва, «Просвещение&raqu...