Методическая разработка урока по русскому языку с профессиональной направленностью по теме "Текст и его строение. Основные виды переработки текста."
методическая разработка по русскому языку по теме

Бобылева Ирина Валерьевна

Урок для обучающихся по профессии "Машинист на открытых горных работах", "Автомеханик". Тема урока: Текст и его строение. Основные виды переработки текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бобылева Ирина Валерьевна

                                                ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум»

irina_bob@mail.ru

Методическая разработка урока по русскому языку с профессиональной направленностью по профессии «Машинист на открытых горных работах»

по теме:  Текст и его строение. Основные виды переработки текста.

Цели урока:         1. Актуализировать  знания обучающихся о том, что такое текст, тема текста; формировать умение определять тему текста, делить текст на части; повторить  морфологические и синтаксические признаки имен существительных.

2. Развивать речь обучающихся..

3.Воспитывать интерес к предмету, к профессии.

Тип урока:                 комбинированный

Методы обучения:         репродуктивный, словесный

Формы организации учебного процесса: фронтальная,  индивидуальная

КМО:                         таблицы, опорные конспекты

Межпредметные связи: Дисциплина: «Устройство бульдозера».  Тема: «Двигатель. Система питания».

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Элементы профили

зации на уроке

I.

Мотивация обучающихся

Формулирование темы, цели урока, психологический настрой обучающихся.

Вхождение в учебную деятельность

II  

Повторение изученного материала.

Фронтальная беседа с группой по вопросам:

-Что называется именем существительным?

-Назовите морфологические признаки имен существительных? (род, число, падеж, склонение). Приведите примеры.

-Назовите синтаксические признаки имен существительных? (может быть любым членом предложения). Приведите примеры.

Отвечают на вопросы преподавателя, пользуясь учебником.

Приводят примеры.

Выполнение  упражнений.

а) Задание: Составьте предложение о транспорте, используемом на открытых горных выработках.

-Найдите имена существительные. Определите их морфологические признаки и определите их синтаксическую роль.

Самостоятельно составляют предложения на заданную тему.

Выполняют задание преподавателя

Сведения об используемом  транспорте при  проведении открытых горных работ, добыче угля (особенности, марки бульдозеров, драглайнов, грузовых автомобилей)

б) Задание: Списать  предложение, найти имена существительные. Провести синтаксический разбор предложения.

На Талдинском угольном разрезе  для перевозки угля используется автомобиль марки «БелАЗ».

Вопрос преподавателя: Докажите целесообразность использования именно этого автомобиля?

Составьте схему предложения.

Самостоятельно списывают предложение.

1 студент  у доски проводит синтаксический разбор предложения

Беседа на тему «Использование грузовых автомобилей на угольных разрезах»

3 студента   у доски одновременно составляют схему данного предложения. Остальные – в тетрадях. Проверка. Обсуждение результатов.

Региональный компонент:

информация о Талдинском угольном разрезе, использование

БелАЗов для перевозки угля

в) Задание: Соотнесите предложения с данными схемами. Докажите.

  • В качестве топлива в дизельных двигателях используется солярка, которая значительно дешевле бензина.
  • В дизеле воспламенение топлива происходит не от искры свечи зажигания, а путем сжатия топливной смеси.

-Обоснуйте постановку знаков

 препинания в предложениях.

  • Определите падеж имен

 существительных.

Анализируют. Сравнивают. Делают выводы.

Называют правила постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях.

Коллективно определяют падеж существительных.

В качестве топлива в дизельных двигателях используется солярка, которая значительно дешевле бензина.

В дизеле воспламенение топлива происходит не от искры свечи зажигания, а путем сжатия топливной смеси.

Словарная работа

Задание:

1. Списать слова, вставить пропущенные буквы.  Объяснить лексическое значение слов.

К.рбюратор, а.умулятор, а.арат, к.рдан, р.ссоры, г.н.ратор, старт.р, коро.ка передач

2. Составьте предложение с любым из этих слов. Запишите в тетрадь. Подчеркните орфограммы.

Списывают слова с доски.

Самопроверка  (карточки слов раздаются преподавателем на парту для проверки)

Название деталей бульдозера, их назначение

Карбюратор, аккумулятор, аппарат, кардан, рессоры, генератор, стартер

III Актуализация знаний по теме.

Задание:

1. Прочитайте  отрывок из истории создания бульдозера

История возникновения современных бульдозеров берет свое начало с модели трактора, содержащего навесное бульдозерное оборудование, который был создан в 1921 году двумя американскими инженерами D. Best и В. Holt - они и считаются изобретателями гусеничного хода. Также они впоследствии основали компанию под названием «Caterpillar» (гусеница). Уже в то время были созданы основные конструктивные понятия: силовая установка, имеющая вид двигателя внутреннего сгорания, ходовые детали гусеничного типа, бульдозерное оборудование, которое крепится с помощью навешивания спереди основной машины. В течение последующего времени в мире происходило бурное усовершенствование конструкции бульдозера, особенно это касается послевоенного периода. За этот отрезок времени были изобретены новые приводы хода, гидродинамическая и гидростатическая трансмиссии, также был создан гидравлический привод навесного оборудования и сенсорные системы для управления бульдозером.

2. Ответьте на вопрос:

 Можно ли этот отрывок назвать текстом? Докажите.

Читают текст про себя, затем вслух.

Рассуждают, доказывают

 Обобщение преподавателя.

Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.

Основные признаки текста.

  • Тематическое и композиционное единство всех его частей (тема, микротема)
  • Наличие грамматической связи между частями
  • Смысловая цельность
  • Относительная законченность

Слушают, записывают

IV. Отработка

умений, навыков

Задание.

1.Запишите под диктовку текст.

        В двигателе внутреннего сгорания используется смесь воздуха и паров бензина. Чтобы зажечь ее, необходимо специальное устройство. Это свечи зажигания, дающие искру именно в момент, когда требуется воспламенить топливо.

        Двигатель внутреннего сгорания – это тепловой двигатель, рабочим телом которого являются продукты сгорания воздушно-бензиновой смеси, готовящейся в карбюраторе и сжигаемой в камере сгорания – цилиндре двигателя. Свечи зажигания обеспечивают своевременное и постоянное воспламенение топлива. Их работой управляет специальное устройство зажигания, питающееся от аккумуляторной батареи.

2. Докажите, что перед вами  текст.

3. Определите тему текста. (О чем этот текст?)

4. Озаглавьте текст. (Что такое свеча  зажигания?)

Записывают под

 диктовку текст.

Проверка.

Озаглавливают текст

Материал о  деталях бульдозера (свечи зажигания)

В двигателе внутреннего сгорания используется смесь воздуха и паров топлива. Чтобы зажечь ее, необходимо специальное устройство. Это свечи зажигания, дающие искру именно в момент, когда требуется воспламенить топливо.

Двигатель внутреннего сгорания – это тепловой двигатель, рабочим телом которого являются продукты сгорания воздушно-бензиновой смеси, готовящейся в карбюраторе и сжигаемой в камере сгорания – цилиндре двигателя. Свечи зажигания обеспечивают своевременное и постоянное воспламенение топлива. Их работой управляет специальное устройство зажигания, питающееся от аккумуляторной батареи.

IV.

Итоги  урока

Подведение итогов урока.

Оценки, их комментирование.

V. Домашнее задание

Составьте текст об истории создания современных бульдозеров.

Назовите признаки текста.

Самостоятельная работа

 Материал о  видах и марках современных бульдозеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе

Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....

Методическая разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме: "Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста"

Данная методическая разработка позволяет повторить и обобщить материал, изученный за курс средней школы, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа....

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой «Тема, основная мысль и структура текста»

Данный урок "Тема, основная мысль и структура текста"  разработан в соответствии с ФГОС....

Методическая разработка урока по русскому языку "Текст и его признаки "

Развитие связной речи является трудным процессом, требующим использования различных методов обучения. Дети должны научиться пользоваться не только определенными словами и выражениями, но и средствами,...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...

Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе : "Комплексный анализ текста"

Урок систематизации и обобщения знаний, необходимых  для комплексного анализа текста. Анализ текста для приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости и обогащения словарного запа...