Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Контарева Светлана Анатольевна

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_khudozhestvennogo_teksta._konferentsiya.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

                         Комплексный анализ художественного текста.

                                             Контарева С.А.

Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя                       общеобразовательная школа 38, г. Таганрог.

Технология: развивающее обучение.

Образовательная область: филология.

Предмет: русский язык и литература.

Тип урока: интегрированный; урок закрепления знаний, умений и навыков. 

Форма урока: урок словесности с применением ИКТ.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, иллюстративный, творческий, алгоритмический.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная беседа, комплексный анализ текста, самостоятельная работа, речеведческая деятельность, микроисследование возможностей языковых средств, словарная работа.

Цели:

 *  Закрепление  ЗУНов комплексного анализа художественного текста как  средства подготовки к ЕГЭ.

*  Повторение стилистических, лексических, синтаксических, морфологических законов построения текста.

* Развитие творческого и познавательно-поискового интереса учащихся через знакомство с современными компьютерными технологиями; развитие речевого слуха, мыслительной деятельности, творческих способностей.

* Воспитание устойчивого интереса и желания применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития; формирование нравственных ориентиров на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни.

Оборудование: карточки с текстом для каждого ученика, карточки-информаторы, карточки для самостоятельной работы, тетради рабочие по русскому языку; ПК и м/м проектор, флэш-карта. Дополнительно: иллюстрации, музыкальные файлы и (видео) презентация; страничка электронного учебника, страничка тренажёра; интерактивная доска «Polyvision».

                                                Ход урока

  1. Введение

Сегодня у нас с вами урок интегрированный: урок словесности с применением ИКТ; урок комплексного применения ЗУНов при анализе художественного текста.

Записываем в тетрадях число и тему урока. 

 Цели:

*  Закрепить ЗУН комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ЕГЭ.

*  Повторить стилистические, лексические, синтаксические, морфологические законы построения текста посредством речеведческой деятельности.

* Сформировать нравственные ориентиры на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни.

 Мотивация деятельности:

   Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый ум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматики и, наконец, истинное о вещах понятие. ( Н. Новиков)

Учитель: Сегодня нас ожидает серьезный разговор о духовных качествах человека, необходимых для жизни в обществе…Речь пойдет о нравственных ценностях, без которых нам в современной жизни не обойтись, о высоком искусстве – музыке, которая дарит нам гармонию и исцеляет душу….  

Для создания спокойного, но уверенного разговора попытаемся создать вместе благоприятный эмоциональный климат. Послушаем музыку и поразмышляем, какую роль играет музыка, да и вообще искусство в нашей жизни…( гармония…размышления ребят)

Начнем с лексической работы. Прочитайте слова, знание значений которых нам понадобится при комплексном анализе текста, выясните их значение.

  1. Нравственность – правила, определяющие поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе и выполнение их, поведение.
  2. Эстетика – наука о прекрасном.
  3. Этика – учение о нравственности, о правилах поведения человека.
  4. Интерпретация – истолкование смысла, содержания чего-то. (Слайд)

 Работа с текстом

Учитель: Перед вами автор текста, с которым нам предстоит работать - Владимир Галактионович Короленко. Он не любил фотографироваться и позировать художникам, ссылаясь на постоянную нехватку времени, тем не менее, известно о трех живописных портретах писателя : кисти А. Пархоменко, А.Ярошенко, И.Репина ( Слайд).
Его литературное наследие - романы, рассказы, повести, очерки, статьи. 
-Какие произведения вы уже читали или вам известны? ( « Сон Макара»,          « История моего современника», « Яшка», « Трагедия одного юмориста»,  «Музыкант», « Слепой музыкант»)
Цель его творчества – открыть истинный смысл и правду жизни, помочь людям стать лучше. Есть у писателя и повесть  « Слепой музыкант», отрывок из которой мы сейчас прослушаем и попробуем проанализировать. (Слайд   )

Учитель читает текст (Приложение 1). Звучит музыка – фортепиано (Приложение 2).

3. Анализ текста

Учитель:  - Доставляет ли нам прослушанный отрывок эстетическое наслаждение?

(Музыка - всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. Благодаря высокому искусству достигается гармоничная связь между всеми живущими… и Вселенной)

- Докажите, что перед нами текст. 

Текст - произведение речи (высказывание): несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

- Вспомним основные признаки текста.

1) авторство,

2) смысловая цельность, зависящая от основной мысли,

3) тематическое и идейное единство,

4) грамматическая связь между предложениями,

5) абзацное членение – выделение микротем,

6) композиционная стройность, завершенность.

Определите тип речи (элементы повествования и описания)

-Найдите признаки художественного стиля.
Художественный стиль используется в 
художественной литературе:

-  воздействует на воображение и чувства читателя,

-  передаёт мысли и чувства автора,

-  использует  всё богатство лексики,        

-  характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

- Определим тему текста, подумаем, как его можно озаглавить? 

- Что автор сообщает о музыканте? Почему он играет? (Зачитать.) В каком предложении выражена основная мысль текста? (задание А29) Найдите ключевые слова.
Итак, автор рассказал нам о слепом музыканте, для которого очень важно было играть для людей,
потому что музыка «носит в душе ощущение счастья».

- Почему людям так необходима была музыка этого чудесного музыканта? 

Среди яркой и оживленной мелодии, счастливой и свободной, как степной ветер, и, как он, беззаботной, среди пестрого и широкого гула жизни, среди то грустного, то величавого напева народной песни все чаще, все настойчивее и сильнее прорывалась какая-то за душу хватающая нота.

   … заколдованной толпой в огромной зале, властная и захватывающая, стояла уже одна только песня слепых...

… и каждое сердце дрожало, как будто он касался его своими быстро бегающими руками. Он давно уже смолк, но толпа хранила гробовое молчание…»).

 - Какую же проблему в данном тексте ставит Короленко? Над чем заставляет задуматься нас, читателей? Вам предлагается страничка тренажера – 6 вариантов, 2 из которых дают точный ответ.
1. Как влияет искусство (музыка) на жизнь человека, его душу?

2. В чем заключается сила искусства (музыки)?

3. Как воспринимают люди окружающий мир и себя в этом мире?

4. Какую пользу (и как) может приносить человек обществу?

5. Какой человек может быть наделен даром понимать настоящее искусство?

6. Все ли люди способны испытывать эстетическое наслаждение от музыки?

Ученики записывают в тетради.

-Прокомментируйте с помощью предложений текста основную проблему.

- В каких предложениях автор озвучил свою позицию? (…на месте слепого и неутомимого страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость…) Жизнь… это великая ценность для каждого человека.  А какие  жизненные ценности присущи нашей жизни?

Жизненные ценности

Материальные

Деньги

Имущество

Здоровье и др.

Внешний мир

Духовные

Нравственные

Этические

Эстетические

Внутренний мир

- Ребята, как вы понимаете значение этих слов – материальные и духовные ценности?
- Посмотрим, как создан образ музыканта.
- Каковы его жизненные ценности? Требует что-то музыкант взамен от людей, которые слушают его удивительную музыку?

Непритязателен
Бескорыстен

Потребность быть полезным
Любовь к искусству
Любовь к людям

- Какой художественный приём применяет автор для создания этого образа?
(антитезу: непритязательный человек, ничего не требующий от людей за его виртуозную игру всеми силами души стремится быть полезным обществу, очень любит людей и искусство, способен служить миру бескорыстно, всей душой).

Учитель. - Где  играет музыкант? ( на сцене )
Жизнь людей, которые любят, понимают, увлекаются искусством, богаче, возвышеннее, интереснее. Таков музыкант. И автор поднимает его на сцену. Почему? С одной стороны, это позволяет быть увиденным, а можно сказать, что это делает его духовно выше (
поднимает над людьми).
Ведь величие искусства яснее всего проявляется в музыке и литературе. А герой поклоняется искусству, способен служить миру, даря людям свой талант.

Языковые средства художественного текста помогают раскрыть  идейную проблематику текста.

Учитель:  На какую тему подобрана лексика?

1. Нравственно – этическая лексика.

Найти, выписать эти слова.

а) Ощущение жизни, счастье, людская радость…

2. Художественно – изобразительные средства.

Найти:

а) художественная деталь: закрытая крышка фортепиано (не требует вознаграждения за свою игру; цель – безвозмездно подарить людям прекрасное; быть полезным обществу)
б) олицетворение: музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь.

в) эпитеты: глубокая тишина, легкие аккорды, оживленная мелодия, грустные напевы…

г) высокая (поэтическая) лексика: прозрел и сумел наполнить счастьем…

д) символы: музыка  символизирует счастье, добро, человечность во взаимоотношениях людей.  

Роль средств:  Мир искусства – как пьедестал, на который способен и достоин подняться не каждый.

3. Лексические средства

а) контекстные  антонимы : вырвался - замер

б) контекстные синонимы : настойчивее -сильнее

4. Синтаксические средства.

а) Предложения сложные.( В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом.)


б) Предложения, осложненные причастными, деепричастными оборотами. (
Открыв крышку, он слегка тронул клавиши и пробежал по ним несколькими быстрыми легкими аккордами…)

в) Предложения с однородными членами.(Прилив неведомой жизни охватил его…он дрогнул, тронул клавиши и, подхваченный новой волной нахлынувшего чувства, отдался весь плавным, звонким и певучим аккордам…)

 г) Предложения со сравнительными оборотами.( … В его душе  подымались, как расколыхавшиеся волны, самые разнообразные ощущения).

. 

Роль: подчеркнуть величие искусства, непостижимую красоту музыки.

5. Морфологические средства

а) Глаголы: тронул клавиши и пробежал по ним …аккордами, буря гремит, ветер звенит, прорывалась нота, удар разразился, стояла песня.

 

б) Выписать причастия: сверкающий, захватывающая, бегающими…

в) Слова с частицами (приставками) не – ни : несколькими, неведомой, непосредственными.

Роль – Музыка заставляет человека замолчать, прислушаться к своей душе, увлекает в мир прекрасного.

6. Выводы. Рефлексия.

Учитель: Каким образом комплексный анализ художественного текста помог нам ответить на основной вопрос урока: «В чем заключается сила настоящего искусства (музыки)?»

(Выслушиваются ответы учащихся.)Слайд

Звучит музыка *видеофайл (Приложение 3).

Музыка звучит в моём сердце, в унисон с тобой живёт моя душа, она радуется и волнуется, грустит и думает, шагает в ногу с героями. Ты погружаешься в прекрасный светлый мир, который дарит музыка, вызывая восторг и счастье, наполняет тебя изнутри и очаровывает волшебными звуками. Музыка дарит наслаждение и радость, отправляешься за ней в дальний путь прекрасный и интересный, полный разных сюрпризов и тайн.

Звуки музыки доходят до глубины человеческого сердца, трогают его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. 

- Запишите свои мысли и высказывания в виде синквейна.

7. Домашнее задание

Учитель: Ответьте письменно на вопросы:

  1. В какой взаимосвязи находятся жизненные ценности?
  2. Чему вы отдаёте предпочтение?
  3. Всем ли людям доступно испытывать эстетическое наслаждение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Лингвистический анализ художественного текста"

Урокпо УМК Бабайцевой. Комбинированный урок. Методы обучения: рассказ учителя, демонстрация презентации, языковой анализ.Цели урока:- способствовать формированию коммуникативной компетенции;- содейств...

Методическая разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме: "Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста"

Данная методическая разработка позволяет повторить и обобщить материал, изученный за курс средней школы, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа....

Методическая разработка урока по русскому языку с профессиональной направленностью по теме "Текст и его строение. Основные виды переработки текста."

Урок для обучающихся по профессии "Машинист на открытых горных работах", "Автомеханик". Тема урока: Текст и его строение. Основные виды переработки текста....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса«СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА», 68 часов

Программа элективного курса «Стилистический анализ художественного текста» предназначена для учащихся  10 класса.    Данная программа элективного курса составлена  на  ос...

Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе : "Комплексный анализ текста"

Урок систематизации и обобщения знаний, необходимых  для комплексного анализа текста. Анализ текста для приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости и обогащения словарного запа...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Комплексный анализ текста"

Материал предназначен для учителей русского языка и литературы...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Комплексный анализ текста"

Материал предназначен для учителей русского яызка и литературы...


 

Комментарии

Осовская Татьяна Викторовна

Уважаемая Светлана Анатольевна. Спасибо за очень интересную разработку урока. Тема более чем актуальна: в рамках подготовки к написанию части С ЕГЭ по русскому языку работа по формированию навыков проведения комплексного анализа текста просто необходима.