Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе : "Комплексный анализ текста"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Чатоева Марина Николаевна

Урок систематизации и обобщения знаний, необходимых  для комплексного анализа текста. Анализ текста для приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости и обогащения словарного запаса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку «Комплексный анализ текста» (8 класс)

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Форма урока: работа в группах.

 Цель урока : обобщение  и закрепление  знаний , понятий и действий, которые необходимы для комплексного анализа ;

закрепление навыков работы над грамотной устной и письменной речью, нормами литературного языка;

 анализ текста для приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости и обогащения словарного запаса;

 умение находить и анализировать различные языковые средства для дальнейшего их использования  в собственных текстах.

Планируемые результаты:

Предметные:

развитие  научно-лингвистического мировоззрения для подготовки к итоговой аттестации и сдачи ОГЭ и ЕГЭ;

 умение выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи,  составлять план текста,  определяя основную и второстепенную информацию, понимать значение использованных автором языковых средств.

Метапредметные:

формирование  умений  для  понимания прочитанного, определения основной мысли текста и  замысла автора;

развитие  устной  речи; умений свободно пользоваться языком во всех сферах его применения;

Коммуникативные: 

создание рабочих отношений  , способности слушать и слышать друг друга, эффективно общаться, работать в группе;

 составление устных и  письменных высказываний, использование соответствующих языковых средств для выражения своих чувств и мыслей.

Регулятивные:

осознание учащимися качества  и уровня усвоения материала;

 самостоятельное  оценивание достигнутого результата

Личностные:

понимание и осознание особенностей взаимоотношений и взаимодействий в системе моральных норм и нравственных качеств;

 формирование осознанной языковой, лингвистической и коммуникативной компетентности;

воспитание любви к слову, интереса к творческому труду.

Используемые методы: поисковый, групповая работа, эвристическая беседа.

Основные понятия: синтаксический анализ, орфографический анализ, тип речи, стиль речи, средства художественной выразительности , идея , позиция автора, структура текста.

Программное и техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация.

Дидактическое обеспечение урока: раздаточный материал: текст, карточки (задание №1), таблица для анализа текста (задание 2)

Структура урока.

I этап. Создание эмоционального фона урока

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Давайте поговорим о наших с вами любимых праздниках! Один из них, конечно же , Новый год . Какие  возникают ассоциации, когда вы слышите словосочетание «Новый год»? Назовите атрибуты Нового года. (Презентация – слайд 1: значение слова «атрибут»).

 Как вы отмечаете этот праздник? (Презентация – слайд 2). Хотели бы Вы узнать, как ещё можно встретить Новый год?

II этап. Постановка целей и задач.

Откуда мы узнаем различную информацию?  Что такое текст?  Для чего нужно уметь анализировать текст? Какие виды анализа мы знаем? Что предполагает каждый?

Сегодня мы прочитаем текст Евгения Валерьевича Гришковца – российского драматурга, театрального режиссёра,  киноактёра, музыканта и писателя. ( Презентация – слайд  3, 4).

III этап. Работа в группах.

Чтение текста (дети читают первый раз про себя, затем учитель читает вслух).

Задание №1.  

1 группа: Синтаксический анализ.  Карточка 1.

2 группа: Пунктуационный анализ. Карточка 2.

3 группа: Орфографический анализ. Карточка 3.

4 группа: Синтаксический анализ. Карточка 4.

5 группа: Лексический анализ. Карточка 5.

Проверка выполненных заданий.

Задание №2. Анализ текста в группах по предложенному плану. Работа с таблицей.

       Каждому ученику выдается таблица с планом анализа. После прочтения заданий каждый отмечает в таблице значками уровень их сложности. (сложное задание  – звёздочка, среднее – квадрат, легкое – треугольник). Таблицу  необходимо заполнять постепенно, по ходу обсуждения вопросов в группе.

Проверка выполненных заданий (отвечают по очереди, дополняют, уточняют).

1. Стиль речи? (художественный). Какова его цель?

2. Типы речи? (Ученики приводят примеры из текста: рассуждение, повествование, описание).

3. Тема текста? (Текст о человеке, который создавал вокруг себя особенную атмосферу, о необычном праздновании Нового года).

4. На сколько частей можно разделить текст?  О чем говорится в каждой части? План текста.  Ключевые слова. (Что они помогают нам понять?)

5. С какой целью автор использует лексический повтор? («Удивлял» – одно из ключевых слов текста: оно повторяется в двух частях).

6. Перечислите эпитеты. Какие из них являются синонимами? («диковинный, необыкновенный, особенный»). С какой целью автор использует эти языковые средства?

7. Найдите разговорное слово (обжорство - разг. Неумеренность, жадность в еде.) Назовите фразеологизм. (Пришло в голову). Для чего автор употребил эти языковые средства?

8. Какие синтаксические языковые средства есть в тексте? (Восклицательное предложение- 11, с его помощью автор передаёт восхищение талантом Сереги. В предложениях 30 – 31 – парцелляция помогает подчеркнуть отрицательное отношение к обжорству.

9. Какова позиция автора? В каких предложения она выражена? Какова основная мысль текста?  («Он удивлял меня тем, что у него всегда находилась идея, с которой можно к кому-нибудь прийти», – в предложении  4 выражена позиция автора: восхищение талантом Серёги.  Прямое выражение оценки - предложение 30 – это затаённая грусть автора о том, что вряд ли повторятся эти мгновения счастья. Талант же «художника» Серёги заключается в том, что он может создавать удивительные моменты из самого разного «материала» действительности. Серёга «творит» живую книгу своей жизни, радуя окружающих.

Как можно озаглавить текст? («Художник жизни», « Особенный Новый год»...)

IV этап. Рефлексия                                                                                                                   Какие задания было выполнять легко? Какие вызвали затруднения? Самооценка (Заполняем 3 графу таблицы:   какими заданиями справился бы сам при анализе другого текста и смог бы объяснить всем? какие задания понял частично? в каких необходимо разобраться?).  Обсуждение  в группах и выявление затруднений. Что необходимо еще повторить, разобрать?

V этап. Подведение итогов урока

Что мы узнали, прочитав и проанализировав текст Е.Гришковца?

Домашнее задание на выбор:

1)Написать сочинение  « Осбенный Новый год».

2) Написать сочинение-рассуждение.  Используя материалы, полученные при анализе текста, объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приложение.      

Раздаточный материал:

Задание №1:

Карточка 1. Синтаксический анализ. Определите грамматические основы предложений:

 (1)Серёга был настоящим художником. (2)Нет, рисовать он не умел. (3)Но, например, он умел быть желанным гостем.

Карточка 2. Пунктуационный анализ. Объясните постановку знаков препинания в предложениях:

– (21)Это будет наш стол, – заявил он. (22)Потом застелил всю комнату белыми скатертями. (23)Посреди комнаты он положил зеркало, красиво разбросав на нём несколько яблок, мандарины, орехи. (24)Расставил свечи, подготовил музыку.

Карточка 3. Найдите слова, иллюстрирующие орфограммы а) в приставке б) в корне в) в суффиксе г) в окончании. Объясните правописание.

(13)И он всегда создавал особенную атмосферу не просто ужина или чаепития, а вечера с художником. (14)Однажды Серёге пришло в голову отметить Новый год в своей квартире. (15)Денег у нас было мало, и мы купили то, что смогли. (16)Всё выбирал хозяин, и мне оставалось только удивляться, зачем, например, нужны два десятка белых бумажных скатертей.

Карточка 4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание (из предложения 16) «бумажных скатертей», построенное на основе согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Карточка 5. Лексический анализ. Найдите в тексте синонимы к слову «особенную» (предложение 13).

Задание №2 (таблица):

План анализа текста

Сложность

 задания:

           слож.

           средн.                

           лёгк.              

С /    Ч   /  Н

Справился

(могу объяснить другому)

Частично (понял сам)

Нужно повторить 

Стиль речи

Тип (-ы) речи

Тема

Композиция. На сколько частей можно разделить текст?  

О чем говорится в каждой части? План текста.  Ключевые слова.

Лексические языковые средства (С какой целью используются?):

- лексический повтор

- эпитеты

- разговорные, просторечные слова

- фразеологизм

Синтаксические языковые средства.

Позиция автора (В каком предложении (-ях) выражена?)

Заглавие

Основная мысль

ТЕКСТ

 (1) Серёга был настоящим художником. (2) Нет, рисовать он не умел.(3)Но, например, он умел быть желанным гостем. (4)Он удивлял меня тем, что у него всегда находилась идея, с которой можно к кому-нибудь прийти. (5)Иногда у него оказывалось несколько диковинных конфет. (6)Или он дарил хозяевам какую-нибудь необыкновенную свечку. (7)Если он знал, что идёт в гости к девушкам или там есть хозяйка дома, он не забывал купить цветы. (8)А какие тогда можно было купить цветы? (9)Только несколько астрочек или гвоздичек. (10)И он обычно покупал три гвоздички. (11)Но как он их преподносил!..

(12)Если же у Серёги совсем не было денег ни на что, у него были рассказы. (13)И он всегда создавал особенную атмосферу не просто ужина или чаепития, а вечера с художником.

(14)Однажды Серёге пришло в голову отметить Новый год в своей квартире. (15)Денег у нас было мало, и мы купили то, что смогли. (16)Всё выбирал хозяин, и мне оставалось только удивляться, зачем, например, нужны два десятка белых бумажных скатертей.

(17)Когда мы пришли к нему, он сказал:

– (18)Мы назовём наш праздник «Бумажный Новый год». (19)Помогай!

(20)Сам же снял со стены большое зеркало.

– (21)Это будет наш стол, – заявил он.

(22)Потом застелил всю комнату белыми скатертями. (23)Посреди комнаты он положил зеркало, красиво разбросав на нём несколько яблок, мандарины, орехи. (24)Расставил свечи, подготовил музыку.

(25)Из оставшихся скатертей мы сделали бумажные накидки.

(26)Когда пришли гости, в доме вдруг вырубилось электричество. (27)Весь дом забегал, засуетился, занервничал, люди пытались наладить свет.

– (28)Вот это подарок! – радостно сказал Серёга. – (29)Зажжём свечи!

(30)Это был, конечно, лучший Новый год в моей жизни. (31)Без телевизора, музыки, обжорства. (32)Мы сидели у зеркала в бумажных накидках, шелестели этими одеждами, разговаривали. (33)Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серёга никогда не напишет.      

                                                                                                                (По Е. Гришковцу)



Предварительный просмотр:

«Нужно, чтобы люди были добрые…» (размышления о рассказе Л.Н.Толстого «После бала»).

В августе 1903 года в Ясной Поляне Л.Н.Толстой пишет рассказ по просьбе еврейского писателя Шолом-Алейхема, который готовит литературный сборник в пользу евреев, пострадавших во время кровавого погрома в Кишинёве 6–7 апреля 1903 года. В письме зубному врачу из Эммануилу Линецкому, который просил Л.Толстого публично высказаться о погроме, Лев Николаевич пишет о необходимости «доброй жизни, исключающей не только всякое насилие над ближним, но и участие в насилии и пользование для своих выгод орудиями насилия, учрежденными правительством». Тема насилия  отзовётся  и в рассказе «После бала».

Впервые Толстой упоминает о замысле  произведения в дневниковой записи от 9 июня 1903 года: «Рассказ о бале и сквозь строй». Через два месяца, 9 августа , Толстой записывает в дневнике: «Написал в один день «Дочь и отец» (первое название рассказа) . Недурно». Затем Толстой даёт рассказу новое название — «А вы говорите» — и продолжает работать над ним до 20 августа

Рассказ строится на противопоставлении двух частей, через которое показан внезапный переворот в сознании главного героя. Два основных эпизода — бал и сцена телесного наказания — это два мира, разделенные символической завесой тумана, сквозь который проходит главный герой.

Противопоставление двух эпизодов подчеркивается контрастом звуков, цветовой палитры, чистоты — грязи, любви — жестокости, духовного — телесного. Так, например, пленительные звуки мазурки из первого эпизода, которые всё ещё звучат в душе героя, сменяются «неприятной, визгливой мелодией», барабанной дробью и свистом флейты. А светлая и нежная палитра светского бала резко контрастирует с грязными, тёмными, агрессивными цветами сцены экзекуции.

Разница между мирами подчёркивается и деталями внешности персонажей: если на балу рассказчик замечает на лице полковника «ласковую, радостную улыбку, как у дочери», то в сцене экзекуции в глаза ему бросается оскал белых зубов наказываемого. Заботливый отеческий взгляд полковника из сцены на балу во второй части рассказа становится грозным и злобным. И вместе с тем, эти два мира — часть одного целого: мы видим их глазами одного и того же рассказчика, и внимание его сосредоточено на фигуре одного и того же полковника, со всё той же мягкой замшевой перчаткой на руке. В каком-то смысле, второй мир — и продолжение, и изнанка первого, невидимая для гостей на балу.

Летом 1903 года, когда создаётся рассказ, Толстого всё чаще посещают мысли о скорой смерти, о чём он говорит в своём дневнике. В то же время он много думает о том, что происходит в стране. Ещё в начале года он пишет «Обращение к политическим деятелям (о политике и нравственности)», где ясно высказывает свою гражданскую позицию: он убежден в «той самой простой, всем понятной и неопровержимой истине, что для того, чтобы была добрая жизнь между людьми, нужно, чтобы люди были добрые». Среди вещей, больше всего возмущающих Толстого, — смертная казнь и телесные наказания: в 1900-е он пишет о них несколькорассказов
Сюжет рассказа Толстому подсказало одно из семейных воспоминаний — о короткой влюбленности его брата Николая. В 1903 году, после просьбы Шолом-Алейхема, Толстой записал в дневнике: «В еврейский сборник: веселый бал в Казани, влюблён в красавицу, дочь воинского начальника-поляка, танцую с нею; ее красавец старик-отец ласково берёт ее и идет мазурку. И на утро после влюблённой бессонной ночи звуки барабана и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить. (Очень бы хорошо)».

Рассказ, написанный по просьбе писателя Шолом-Алейхема для сборника в пользу евреев, пострадавших во время кишинёвского погрома, в итоге так и не был опубликован в этом сборнике. Впервые «После бала» появляется в печати в 1911 году в издании «Посмертные художественные произведения Льва Николаевича Толстого» (под редакцией Владимира Черткова) — в первом томе, там же, где были впервые опубликованы «Дьявол», «Фальшивый купон» и «Живой труп».

Рассказ «После бала» Толстой написал в 1903 году, и по сюжету он представляет собой события одних суток. Но внутреннее время произведения занимает более 30 лет.

Первый временной порог, который мы видим, — 40-е годы XIX века, эпоха Николая I, время политической реакции. Были отложены все прогрессивные реформы, намеченные в царствование Александра I, введены жестокие телесные наказания в армии (шпицрутены), за что император получил прозвище «Николай Палкин». Его приход к власти был обагрён кровью декабристов. Общественная и политическая жизнь была заморожена. Политические дискуссии о путях развития России и все молодёжные собрания запрещены («не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий»), и герой сообщает слушателям, что «были… просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились».

Перед нами студент, полный надежд и желания любить. Бал открывает перед ним путь в мир упорядоченной иерархии, к карьерному росту: обоюдная симпатия молодых людей и доброе отношение отца Вареньки к герою делают будущий брак Ивана Васильевича с полковничьей дочерью фактически предрешённым. Но затем вся жизнь героя меняется «от одной ночи, или скорее утра».

Второй временной пласт — 1880-е годы, спад прогрессивных общественных настроений и вырождение их в «теорию малых дел», время распространения социалистических идей, в том числе и в публицистике. Именно поэтому Иван Васильевич, говоря о своей молодости, вспоминает, что тогда никаких кружков и политической активности молодых не было. Оба этих временных пласта по своей сути — максимальное замедление общественной и политической жизни, в то время как для конкретного героя жизнь ежедневно продолжала свой ход. Поэтому в рассказчике мы видим человека зрелого, уже способного подвести итоги прожитого. Любопытно, что герой в зрелом возрасте ни о чем не жалеет: он отказался от карьеры, женитьбы, семьи, но сохранил себя как личность, вызывая уважение у окружающих: «…сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».

Эмоциональное, спонтанное решение, принятое в юности, рационально проходит через всю жизнь и лишь подтверждается с течением времени и накоплением жизненного опыта. Сам же рассказ появляется из-под пера Толстого в 1903 году, что дает еще один временной аспект, смысл которого необходимо трактовать в соответствии с философией и этикой позднего Толстого. Можно вспомнить, как в 1860-е Толстой работал над «Войной и миром»: замысел романа о возвращении ссыльных декабристов привёл его к 1825 году, затем к 1812-му и 1805-му. Сознательный отказ героя от того, чтобы быть человеком системы, связан с мировоззрением писателя: любая творимая человеком несправедливость разрушает душу , но ресурс для сохранения в себе человека  --- у каждого внутри. Иван Васильевич навсегда сохраняет эту духовную цельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....

Методическая разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме: "Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста"

Данная методическая разработка позволяет повторить и обобщить материал, изученный за курс средней школы, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ    стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Наде...

Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...

Урок - практикум в 6 классе:"Комплексный анализ текста"

Тема :Урок - практикум: "Комплексный анализ текста" Цели: Образовательная  1)Продолжить работу по обучению комплексному анализу текста;2) Совершенствовать  навыки правописания глаг...

Методическая разработка рабочей программы курса для 8 класса «Комплексный анализ текста. Практикум по русскому языку »

. Данный курс направлен на преодоление трудностей в выполнении тестовых заданий по русскому языку за курс 5-8 классов, а также на обучение написанию сочинений-рассуждений разных типов....

Разработка урока и презентация по теме «Комплексный анализ текста «Берегите воду!»

Материал предназначен для проведения урока русского языка в 9 классе по теме "Комплексный анализ текста "Берегите воду!"...