Методическая разработка рабочей программы курса для 8 класса «Практикум по русскому языку »
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Петрова Надежда Васильевна

. Данный курс направлен на преодоление трудностей в выполнении тестовых заданий по русскому языку за курс 5-8 классов, а также на обучение написанию сочинений-рассуждений разных типов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_po_russkomu_yazyku_8_klass.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска

средняя общеобразовательная школа № 55

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель МО

______________Ю.П. Корчиго.

«___»_________2018 г.

Председатель МС

____________Л.М. Литвинова

«___»_________2018 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

___________ О.В.Пискунова

«___»_________2018 г.

Рабочая учебная программа курса

«Практикум по русскому языку »

Уровень обучения: Основное общее образование (5-9 классы)

Петрова Надежда Васильевна

высшая  квалификационная  категория

Класс                                                                                              8 в класс

Иркутск,  2018

ПАСПОРТ

на программу элективного курса «Практикум по русскому языку»

I Раздел

  • Программа факультативного курса «Курс подготовки к ОГЭ по русскому языку» для обучающихся 9-х классов. Образовательная область «Филология», русский язык, 34 часа.
  • Элективный курс по русскому языку для обучающихся 8-х классов общеобразовательных организаций.
  • Программа ориентирована на обобщение материала за курс 8 класса и подготовку к итоговой аттестации выпускников по русскому языку.
  • Петрова Надежда Васильевна, МБОУ СОШ № 55, 6, 64082г. Иркутск, микрорайон Университетский, 33.
  • Программа факультативного курса составлена на базе Примерной программы основного общего образования, а также «Программы курса «Русский язык» 5-9 классы/ Авт.-составитель Л.В.Кибирева», 2012г.

II Раздел  

Цель программы - научить грамотному владению устной и письменной речью через комплексный анализ текста, овладеть приемам работы с тестовыми заданиями при  подготовке к итоговой аттестации, развивать умение создавать собственное высказывание на заданную тему.

III Раздел

Рабочая программа факультативного курса  включает следующие разделы:

I.   Пояснительная записка.

II.  Требования к уровню подготовки обучающихся.

III.   Способы и формы оценивания результатов.

IV.   Содержание разделов и тем учебного курса.

V.    Учебно-тематический план

VI.   Перечень учебно-методического обеспечения.

VII. Календарно-тематическое планирование.

I. Пояснительная записка

Программа по русскому языку «Практикум по русскому языку» для 8 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования, а также «Программы курса «Русский язык» 5-9 классы/ Авт.-составитель Л.В.Кибирева», 2012г. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.

Выбор программы для разработки рабочих обусловлен тем, что предлагаемая программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе» и «Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации». В ней представлено развернутое учебное содержание предметного материала необходимое для закрепления в 8 классе и подготовки к прохождению государственной итоговой аттестации.

        Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется, прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без затруднений обобщить материал по русскому языку за 5-8 классы и подойти к подготовке к итоговой аттестации учащихся по русскому языку. Результаты  ОГЭ в 9 классе показали, что особые затруднения у выпускников вызывает выполнение тестовой части экзаменационной работы, заданий с кратким ответом. А также наблюдаются определенные затруднения в написании сочинения-рассуждения. Поэтому целесообразно начать работу по предупреждению подобных затруднений уже в 8 классе. При существующем количестве часов по русскому языку в 8 классе  учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по орфографии и пунктуации, но и подготовить учащихся к написанию изложения и сочинения-рассуждения. Данный курс направлен на преодоление трудностей в выполнении тестовых заданий по русскому языку за курс 5-8 классов, а также на обучение написанию сочинений-рассуждений разных типов.

Цели данной программы:

– научить учащихся создавать письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

- научить учащихся создавать письменное речевое высказывание в форме сжатого изложения;

– обобщить и закрепить изученный материал по русскому языку за курс 5-8 классов;

– оказать помощь учащимся в формировании собственной позиции при объяснении морально-нравственных и эстетических понятий;

– способствовать интеллектуальному развитию ученика.

Цели и задачи образовательной области и учебного курса

Теоретические:

– освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.

Развивающие:

– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

– развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.

Практические:

– совершенствование практических умений и навыков;

- овладение умениями применять несколько приемов для сжатия исходного текста;

– овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

– выполнение заданий тестовой части, руководствуясь алгоритмом и применяя соответствующее правило русского языка;

– адекватное интерпретирование понятий и определение авторской позиции, выражение собственного мнения по заявленной проблеме, подбор убедительные доказательства своей точки зрения;

– логичное и образное изложение своих мыслей, составление связного высказывания по заданной модели;

– совершенствование и редактирование текста.

Воспитательные:

– воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

– воспитание интереса и любви к русскому языку;

– воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

– воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

– воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Формы и методы, технологии обучения

Методы: устный и письменный опрос, беседы, тестирование.

Формы организации образовательного процесса:

лекция, практическая работа, групповые формы работы, зачеты, уроки-практикумы.

Технологии, используемые в образовательном процессе:

  • технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • личностно-ориентированные технологии обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии.        

II. Требования к уровню подготовки обучающихся

        В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;
  • обогащать свою речь и не переставать учиться языку  у мастеров культуры;
  • находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений;
  • владеть навыками стилистической правки текста;
  • использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли;
  • самостоятельно конструировать ту или иную синтаксическую структуру предложения и использовать её в собственной речи.

III.  Способы и формы оценивания образовательных  результатов обучающихся

           Субъектами оценки на элективных занятиях являются каждый ученик в отдельности, учащиеся всей группы. Преобладает не внешняя оценка учебных достижений, а самооценка учащимися результатов их учения, а также самого процесса получения знаний.

           В процессе оценочной деятельности учащиеся обучаются соотносить конечный и промежуточный результаты, сравнивая их с эталонами: схемами, алгоритмами, планами, образцами ответов.

           Оценка результативности, продуктивности развития, саморазвития осуществляется через самонаблюдение, самоанализ.

           Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям составлять доклады и рефераты, осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщение получаемой информации, по способности к критическому мышлению и рефлексии.

          Для контроля уровня достижений обучающихся на элективных курсах могут быть использованы такие способы, как наблюдение за его активностью на занятиях, анализ творческих, исследовательских работ, анкетирование, тестирование, оценка промежуточных достижений, прежде всего как инструмент положительной мотивации.

IV. Содержание разделов и тем учебного курса

Лексика и фразеология

          Слово и его значения. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления.

           Стилистическая окраска слова. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика Фразеологизмы, их признаки и значение. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Стилистические свойства фразеологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи.

Морфология и орфография

          Прилагательное, его грамматические признаки. Полные и краткие формы прилагательного. Синтаксическая функция имен прилагательных. Правописание н и нн в отыменных и отглагольных именах прилагательных.

           Причастие, его грамматические признаки. Полные и краткие формы страдательных причастий. Синтаксическая функция причастия. Причастный оборот. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

          Наречие, его грамматические признаки. Синтаксическая функция наречий. Правописание н и нн в наречиях.

Синтаксис как раздел грамматики

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Предложение как минимальное речевое высказывание. Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия. Простое двусоставное предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Обособленные синтаксические конструкции. Обособленное определение и приложение. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения. Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления. Обособленные дополнения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности.

Сложное предложение и его виды. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) предложения. Знаки препинания в сложном предложении.

Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении.

Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Виды сложносочиненных предложений. Интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями.

Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов.

Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, причины, следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей.

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.

Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием.

Развитие речи

Способы и средства связи предложений в тексте. План и тезисы как виды информационной переработки текста. Приемы сжатия текста.

V. Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Лексика и фразеология

4

Морфология и орфография

10

Синтаксис как раздел грамматики

8

Развитие речи

12

Всего

34

VI. Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов
  2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсовfcior.edu.ru/
  3. Словари и энциклопедии по русскому языку      
  4. ОГЭ 2016. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению заданий высокого уровня сложности / И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, Г.Т. Егораева. -М.: Издательство «Экзамен», 2016.      
  5. ОГЭ 2016 Основной государственный экзамен. Русский язык 9 класс. Тренировочные
  6. тестовые задания / Г.Т. Егораева. - М.: Издательство «Экзамен», 2016.

VII. Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 учебный год

курса «Практикум по русскому языку»

8 класс (1 ч. в неделю, всего 34 ч.)

п/п

Дата

Коррек.

Тема занятия

Виды деятельности

Кол-во

часов

1

03.09-08.09

Подготовка к написанию сжатого изложения

Повторение понятия «микротема». Практикум по определению микротем в тексте

1

2

10.09-15.09

17.09-22.09

Приемы сжатия текста

Повторение основных приемов сжатия информации. Работа с текстом. Сравнительный анализ информационного материала

2

3

4

24.09-29.09

01.10-06.10

08.10-13.10

Практикум по написанию сжатого изложения

Написание изложения, сравнительный анализ своей работы с исходным текстом

3

5

6

7

15.10-20.10

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом

Повторение основных понятий лексики. Работа со словарями синонимов, антонимов. Лексический анализ текста. Использование средств художественной выразительности

1

8

22.10-27.10

Лексика и фразеология. Особенности лексического состава слов

1

9

06.11-10.11

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов)

1

10

12.11-17.11

Анализ средств выразительности

Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте.

1

11

19.11-24.11

Орфография.Система правил правописания

1

12

26.11-01.12

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке

1

13

03.12-08.12

Правописание приставок пре-/при-

1

14

10.12-15.12

Правописание приставок на з-/с-

1

15

16

17

17.12-22.12

24.12-27.12

14.01-19.01

Правописание приставок. Практикум

Повторение основных орфографических правил. Словарные диктанты. Различные разборы слов. Работа с текстами по орфографии. Исправление искаженного текста

3

18

21.01-26.01

Виды орфограмм в корне слова

1

19

28.01-02.02

Правописание н и нн в суффиксах разных частей речи

1

20

04.02-09.02

Трудные случаи правописания суффиксов

1

21

11.02-16.02

Словосочетание.

Распознавать главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды словосочетаний. Анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи. Моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания.

1

22

18.02-23.02

Виды сложных предложений, особенности пунктуации при них

Опознавать предложения осложненной структуры; разграничивать сложные предложения и предложения осложненной структуры. Осознавать (понимать) условия постановки знаков препинания при однородности членов предложения.

1

23

25.02-02.03

Сложносочиненное предложение

Опознавать предложения сложной структуры: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное. Осознавать (понимать) условия постановки знаков препинания сложных предложениях разной структуры.

1

24

04.03-09.03

Сложноподчиненное предложение

1

25

11.03-16.03

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

1

26

18.03-22.03

Бессоюзное сложное предложение

1

27

01.04-06.04

Сложное предложение с разными видами связи между частями

1

28

08.04-13.04

Синтаксический анализ сложного предложения

1

29

15.04-20.04

Подготовка к написанию сочинения 15.1, 15.2, 15.3

Овладеть алгоритмом написания сочинения 15.1, 15.2, 15.3. Определять и комментировать морально-нравственные и эстетические понятия

1

30

22.04-27.04

Алгоритм написания сочинения 15.1, 15.2, 15.3

1

31

29.04-04.05

Шаблон для написания сочинения 15.1, 15.2, 15.3

1

32

13.05-18.05

Практикум написания сочинения

1

33

20.05-25.05

Практикум написания сочинения

1

34

Практикум написания сочинения

1

Всего:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА." для 8 класса

Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. ...

Рабочая программа элективного курса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ »

Рабочая программа по элективным  занятиям составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования п...

Рабочая программа и КТП практикума по русскому языку (10-11 класс)

Рабочая программа по русскому языку (практикум) составлена на основе  программы к учебнику «Русский язык» 10-11 классы (авторы Н.Г.Гольцова, И.М.Шамшин, М.А.Мищерина), Москва, «Русское слово», чт...

Методическая разработка Рабочая программа " Подготовка к ОГЭ по английскому языку"

Данная разработка включает пояснительную записку, календарно - тематическое планирование, рекомендации по выполнению заданий в формате ОГЭ, примеры типичных ошибок учащихся. Рабочая программа будет по...

Рабочая программа учебного курса "Практикум по русскому языку" для 9 класса

Планирование составлено на основе:1. Федерального  государственного  образовательного  стандарта  основного общего образования,  утвержден  приказом Министерства обр...

Методическая разработка. Рабочая программа внеурочной деятельности учебного предмета «Немецкий язык» для 5 класса «Маленькими шагами по Германии» на 2019-2020 учебный год.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса согласно требованиям ФГОС и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается ...

Рабочая программа элективного курса "Практикум по русскому языку"

Программа разработана для подготовки обучающихся 9-х классов к ГИА по русскому языку...